Уровень и качество жизни населения РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2012 в 19:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучить уровень и качество жизни населения.
Задачи: 1. Изучить литературу по данной проблеме;
2. Проанализировать данные, полученные в результате работы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.Уровень и качество жизни населения 4
Уровень жизни: понятие и система показателей 4
Показатели доходов населения 9
Изучение дифференциации доходов и уровня бедности 13
Показатели потребления населением товаров и услуг 21
Качество жизни: понятие, система показателей 25
ГЛАВА 2.Уровень и качество жизни населения в Российской Федерации 29
2.1 Россия в мире и Евроазиатском регионе: уровень жизни 29
2.2 Качество жизни в статистических показателях социально-экономического развития 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
CПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по статистике.docx

— 96.27 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                                3

ГЛАВА 1.Уровень и качество жизни населения                                                    4

    1. Уровень жизни: понятие и система показателей                         4
      1. Показатели доходов населения                                              9
      2. Изучение дифференциации доходов и уровня бедности    13
      3. Показатели потребления населением товаров и услуг      21
    2. Качество жизни: понятие, система показателей                          25

ГЛАВА 2.Уровень и качество жизни населения  в Российской Федерации        29

      2.1 Россия в мире и Евроазиатском  регионе: уровень жизни           29

      2.2 Качество жизни в статистических  показателях социально-экономического  развития                                                                     37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                          43

CПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ                                                                                         46

ПРИЛОЖЕНИЯ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ВВЕДЕНИЕ 

    Проблема  уровня и качества жизни стала  в последнее время ведущей  темой многих публикаций социологической, психологической, экономической и  даже политической направленности.

    Уровень жизни населения – одна из важнейших  социальных категорий. Под уровнем  жизни населения понимают обеспеченность населения необходимыми материальными  благами и услугами, фактический  уровень их потребления и степень  удовлетворения рациональных (разумных) потребностей в этих благах и услугах.

    Качество  жизни – категория, с помощью  которой характеризуют существенные обстоятельства жизни населения, определяющие степень достоинства и свободы  личности каждого человека. В отличии от категории уровня жизни охватывает не только фактический уровень потребления населения, но и факторы и условия, которые могут оказать на него влияние.

    На  данный момент времени страны мира находятся в условиях экономического кризиса, поэтому изучение уровня и  качества жизни населения особенно актуально в этот период.

    Проблема  уровня и качества жизни населения  всегда актуальна. Всякая потеря людских ресурсов независимо от характера и конкретных причин, как в количественном, так и в качественном отношении, дестабилизирует и ослабляет страну, становясь угрозой национальной безопасности. Основной путь решения этой проблемы – улучшение качества жизни населения.

     Используя систему показателей, социальная статистика дает, всестороннюю количественную и  качественную характеристику социального  развития общества.

    Цель  работы: изучить уровень и качество жизни населения.

    Задачи: 1. Изучить литературу по данной проблеме;

                    2. Проанализировать данные, полученные  в результате работы.

1 УРОВЕНЬ  И КАЧЕСТВО ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ

1.1 УРОВЕНЬ  ЖИЗНИ: ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ 

    Под уровнем жизни понимается обеспеченность населения необходимыми материальными  благами и услугами, достигнутый  уровень потребления их и степень  удовлетворения разумных (рациональных) потребностей. Такое определение  связывает понятие «уровень жизни» с развитием и удовлетворением  личных потребностей. Личные потребности  подразделяются на две группы: 1) потребности  в материальных благах (продукты питания, одежда, обувь, предметы культуры и  быта, жилище); 2) потребности в услугах (бытовых, медицинских, образования, культуры, исскуства, транспорта, связи и т. п. ).

    Принято различать четыре характеристики уровня жизни населения:

  • достаток (пользование благами, обеспечивающими всестороннее развитие человека);
  • нормальный уровень (рациональное потребление по научно обоснованным нормам, обеспечивающее восстановление физических и интеллектуальных сил человека);
  • бедность (потребление благ на уровне сохранения работоспособности как границы воспроизводства рабочей силы);
  • нищета (минимально допустимый по биологическим критериям набор благ и услуг, потребление которых лишь позволяет поддерживать жизнеспособность человека).

    Важнейшими  составляющими уровня жизни являются доходы населения, его социальное обеспечение, потребление материальных благ и  услуг, условия жизни, свободное  время [2, 347].

    Условия жизни можно укрупненно разделить  на условия труда, быта и досуга. Условия труда включают санитарно-гигиенические, психофизиологические, эстетические и социально-психологические условия. Условия быта – обеспеченность населения жильем, его качество, развитие сети бытового обслуживания (бань, прачечных, парикмахерских, ремонтных мастерских, прокатных пунктов и т.д.), состояние торговли и общественного питания, общественного транспорта, медицинское обслуживание. Условия досуга связаны с использованием свободного времени людей. Свободное время – часть внерабочего времени, предназначенная для развития личности, более полного удовлетворения социальных, физических и интеллектуальных ее потребностей [3, 73].

    Изучение  уровня жизни осуществляется по трем направлениям:

  1. применительно ко всему населению;
  2. по его социально-демократическим группам;
  3. по домохозяйствам с различной величиной дохода.

    Уровень жизни населения – сложная  и многогранная категория, поэтому  его комплексное исследование возможно только с помощью системы статистических показателей. Наиболее полной и отвечающей современным требованиям считается  система «Основные показатели уровня жизни населения в условиях рыночной экономики», разработанная в Центре экономической конъюнктуры и  прогнозирования при Министерстве экономики РФ в 1992 г.  [2, 347]. Система  включает семь подразделов, охватывающих 40 показателей  [3, 77-78]. Основные показатели системы:

  1. Обобщающие показатели
    1. Критерий уровня жизни.
    2. Индекс стоимости жизни.
    3. Валовой национальный (фонд потребления, фонд личного потребления) в расчете на душу населения.
  2. Доходы населения
    1. Денежные доходы.
    2. Реальные располагаемые денежные доходы.
    3. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата для лиц, работающих в экономике.
    4. Среднедушевые денежные доходы.
    5. Средний размер назначенных пенсий, пособий, стипендий.
  3. Потребление и расходы населения
    1. Общий объем потребления населением материальных благ и услуг.
    2. Денежные расходы населения.
    3. Потребительские расходы населения.
    4. Потребление населением основных продуктов питания.
    5. Покупательная способность средней заработной платы, средней пенсии.
  4. Денежные сбережения населения
  5. Накопленное имущество и жилище
    1. Стоимость накопленного домашнего (личного) имущества.
    2. Наличие и характеристика предметов длительного пользования в собственности населения.
    3. Жилищные условия населения.
  6. Социальная дифференциация населения
    1. Распределение населения по размеру среднедушевого совокупного дохода. Характеристика концентрации доходов в группах населения.
    2. Потребление основных продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг населением с разным уровнем среднедушевого совокупного дохода.
    3. Структура потребительских расходов населения с разным уровнем среднедушевого дохода.
  7. Малообеспеченные слои населения
    1. Прожиточный минимум (порог бедности).
    2. Минимальный потребительский бюджет.
    3. Минимальный размер заработной платы, пенсии.
    4. Уровень бедности.

    Как правило, перечисленные показатели являются крупными агрегирующими блоками, включающими, в свою очередь, группы показателей. Система характеристик  статистики уровня жизни охватывает десятки показателей, что делает ее использование в аналитических  целях весьма сложным. Неудобство такой  системы показателей особенно проявляется  при анализе динамики уровня жизни  и при межрегиональных сопоставлениях. Сложно, например, определенно ответить на вопрос, насколько изменился уровень  жизни населения какого-либо региона  или России в целом за тот или  иной период времени. Трудность предопределена тем, что единицы измерения у  различных показателей существенно  различаются, и тем, что во времени  эти показатели изменяются по-разному. Возникает необходимость в «агрегировании»  системы показателей при сохранении всей полноты охвата ею многогранной категории уровня жизни [2, 348-349].

    Разработка  интегрального (обобщающего) показателя уровня жизни населения – одна из важнейших задач статистики. По мнению экспертов ООН, статистика пока не имеет такого всеобъемлющего показателя, однако попытки его разработки продолжаются. Одним из наиболее удачных считается  предложенный специалистами программы  развития ООН (ПРООН) индекс развития человеческого  потенциала (ИРЧП); он отражает уровень  достижений в рамках трех основных возможностей развития человека: долго  жить, получить знания и иметь достойный  уровень жизни. Для отображения  этих аспектов выбраны три показателя: средняя продолжительность предстоящей  жизни, достигнутый уровень образования, доход [2,349]. ИРЧП определяется как средняя  арифметическая величина из индексов трех указанных показателей (табл.1). 
 
 
 

Таблица 1

Предельные  значения показателей для расчета  ИРЧП

Показатель Максимальное  значение ( Xmax) Минимальное значение (Xmin)
А 1 2
Ожидаемая продолжительность жизни, лет 85 25
Достигнутый уровень образования, % 100 0
ВВП на душу населения (паритет покупательной  способности – ППС – долл. США) 40000 100
Валовой контингент учащихся, % 100 0

 

    Индекс  каждого показателя рассчитывается по методике

    I = (XфактXmin )/(Xmax – Xmin),                                       (1)

где Xфакт, Xmin , Xmax – соответственно фактическое, минимальное и максимальное значение соответствующего показателя.

    Так, для расчета индекса ожидаемой  продолжительности жизни (I1) минимальное значение принимается равным 25, а максимальное – 85 годам:

    I1 = (Xфакт – 25)/(85 – 25).

    Индекс  достигнутого уровня образования (I2) рассчитывается как средняя арифметическая величина двух субиндексов – индекса (i1) грамотности среди взрослого населения (в возрасте 15 лет и старше) с весом 2/3 и (для лиц моложе 24 лет) индекса (i2) совокупной доли учащихся в начальных, средних и высших учебных заведениях с весом 1/3:

    I2 i1 2/3 +  i2 1/3.

    Индекс  реального ВВП на душу населения  исчисляется по ППС национальной валюты (в долл. США). Принимается  Xmin  = 100 долл. ППС, а Xmax =40 000 долл. ППС. Таким образом,

    ИРЧП = (II2 + I3 )/3.

    Значение  ИРЧП изменяется от нуля до единицы, показывая  пройденный страной путь в направлении  приближении к максимально возможному значению, и, кроме того, позволяет  выполнить сравнение с показателями других стран. Чем ближе значение ИРЧП к единице, тем выше возможности  для реализации человеческого потенциала благодаря росту образования, долголетия и дохода [2, 349-351].

    Покажем расчет ИРЧП на примере условной страны:

Ожидаемая продолжительность жизни, лет 77,2
Уровень грамотности взрослого населения, % 99,0
Совокупная  доля учащихся, % 88,1
Реальный  ВВП на душу населения (ППС в долл. США) 21260

    Индекс  ожидаемой продолжительности жизни:

    I1 = (77,2 – 25)/(85 – 25) = 0,870;

    индекс  грамотности взрослого населения:

Информация о работе Уровень и качество жизни населения РФ