Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 14:42, шпаргалка
Работа содержит ответы на 40 вопросов по дисциплине "Статистика".
31) Агрегатная форма общего индекса
Если известно,
что изучаемое явление
Отношение агрегатов, построенных для разных условий, дает общий индекс показателя в агрегатной форме. Так, например, получают индекс общего объема товарооборота в агрегатной форме:
При анализе прироста общего объема товарооборота этот прирост также объясняется изменением уровня цен и количества проданных товаров.
Влияние на прирост товарооборота общего изменения цен выражается агрегатным индексом цен Ip, который в предположении первичности изменения качественного показателя (p) и вторичности – количественного (q) имеет вид
Влияние на прирост товарооборота изменения количества проданных товаров отражается агрегатным индексом физического объема Iq , который строится также в предположении первичности изменения количественных показателей (q) и вторичности влияния качественных (р):
Аналогично для затрат:
32) Средние индексы
- Средний гармонический индекс используется, если в исходной информации есть данные об изменение цен/себестоимости в процентах и данные, характеризующие себестоимость/затраты отчетного периода.
- Средний арифметический индекс количества используется, если в исходной информации по каждой товарной группе известно изменение количества в процентах и показатель, характеризующий стоимость товарооборота в базисном периоде.
33) Система индексов
Выделяют следующие системы индексов:
- система Пааше
- система Ласпейреса
Индексы Ласпейреса:
Ценовой индекс: , где q0 – количество за базовый период; p0 и p1 - соответственно цены базисного и отчетного периодов.
Количественный индекс: , где q1 – количество за отчетный период; p0 и p1 - соответственно цены базисного и отчетного периодов.
Индексы Пааше:
Ценовой индекс: , где q1 – количество за отчетный период; p0 и p1 - соответственно цены базисного и отчетного периодов.
Количественный индекс: , где q0 – количество за базовый период; p0 и p1 - соответственно цены базисного и отчетного периодов.
Произведения
количественного индекса
Однако вид этих формул показывает, что однофакторные индексы Ласпейреса и Пааше не равны между собой. То есть не равными являются количественные индексы Ласпейреса и Пааше и ценовые. Американский экономист Гершенкрон обширными расчетами установил, что по одному и тому же фактору индекс Ласпейреса всегда больше индекса Пааше и это открытие названо эффектом Гершенкрона.
34) Индексы
постоянного и переменного
Индекс постоянного (фиксированного) состава характеризует изменение среднего качественного показателя за счет изменения этого показателя
Индекс переменного состава характеризует изменение среднего качественного показателя под влиянием двух факторов: изменение самой цены и доли.
35) Индексы структурных сдвигов
Индексы структурных сдвигов характеризуют изменение качественного показателя за счет изменения удельных весов (доли).
36) Взаимосвязь индексов товарооборота
, где Jp – общий индекс цены, Jq – общий индекс затрат, Jpq – общий индекс товарооборота
37) Применение индексов: территориальные индексы, индексы потребительских цен, индексы стоимости ценных бумаг
Индексы могут быть использованы не только как показатели сравнения состояний изучаемого явления во времени, но и в пространстве, между отдельными территориями. Индексы позволяющие сравнивать различные территориальные образования между собой носят название территориальных индексов. При построении территориальных индексов применяются те же правила, что при сравнении явлении во времени, только в территориальных индексах в качестве весов используются показатели численности населения, доли в общих доходах населения от заработной платы и т.д. Кроме того, при сравнении разных территорий за один период значки "0" и "1" не используются. Использование индексов при анализе различий между территориями обусловлено следующим: индексы позволяют сопоставить территории с разным уровнем социально-экономического развития, с разным уровнем развития производства, с разной структурой потребительского рынка и доходов и т.д.
Индекс потребительских цен (индекс инфляции) выражает относительное изменение среднего уровня цен группы товаров и услуг (потребительской корзины) за определенный период.
Индекс потребительских цен определяется по формуле:
В России Федеральная служба государственной статистики публикует индексы потребительских цен, которые характеризуют уровень инфляции. В качестве базового периода выступает предыдущий месяц или декабрь предыдущего года.
В зависимости от выбора базисных или текущих весов в статистике западных стран возникли две формулы: формула Ласпейреса (1871 г.) и формула Пааше (1874 г.).
Для характеристики среднего изменения цен на потребительские товары используют индекс цен, предложенный Э. Ласпейресом (индекс Ласпейреса): , где
q0 - потребительская корзина (базовый период); p0 и p1 - соответственно цены базисного и отчетного периодов.
Если количество набора продуктов принимается на уровне отчетного периода (q1), то в этом случае индекс цен именуется индексом Пааше:
Индекс стоимости ценных бумаг (биржевой/фондовый индекс, индекс котировки) - показатель состояния и динамики рынка ценных бумаг.
Различают 4 метода расчёта биржевых индексов:
1) Метод средней арифметической простой рассчитывается следующим образом: цены всех активов, входящих в индекс складываются и делятся на количество активов. Данный метод является самым простым. Его недостатком является то, что в нём не учитывается вес каждого актива. В настоящее время данным методом рассчитываются индексы семейства Доу Джонс.
2) Метод средней арифметической взвешенной с использованием различных способов взвешивания:
- взвешивание по цене акций в выборке;
- взвешивание по стоимости выборки;
- взвешивание
путем приравнивания весов
Данная методика используется для вычисления среднего индекса рейтингового агентства Standard & Poor's (S&P 500).
3) Метод средней геометрической простой. По этой формуле рассчитывается старейший фондовый индекс Великобритании FT-30.
4) Метод средней
геометрической взвешенной. Эта
формула применяется для
38) Виды взаимосвязей между социально-экономическими явлениями
Общественные
явления формируются под
Поэтому изучить то или иное явление можно только на основе взаимосвязи с окружающими его явлениями.
Существует два вида связи между факторами и результативными признаками:
- функциональная связь
- корреляционная связь
При функциональной связи каждому значению величины факторного признака соответствует только одно значение результативного признака. Функциональные связи обычно выражаются формулами и исследуются в математике и физике. Пример, площадь круга – результативный признак – прямо пропорциональна его радиусу – факторный признак. Однако функциональные связи имеют место и в экономике. Пример, заработная плата рабочего повременной оплаты равна произведению часовой тарифной ставки на число отработанных часов. Для исследования функциональных связей применяется индексный и балансовый метод.
Функциональная связь является точной и полной, т.к. обычно известны все факторы, оказывающие влияние на результативный признак. При функциональных связях величина результативного признака полностью показывается факторными признаками. Однако, в массовых явлениях общественной жизни в виду крайнего разнообразия факторов и их взаимосвязи и противоречивого действия этих факторов, не поддающихся строгому учету и контролю, возникает широкое варьирование результативного признака. Это свидетельствует о том, что связь между признаками неполная, а проявляется лишь в общем и среднем. Такие связи называются корреляционными. При корреляционной связи под влиянием изменения многих факторных признаков (ряд из которых может быть неизвестен), меняется средняя величина результативного признака.
Пример, корреляционная связь между влиянием удобрения и урожайностью культур, между производительностью и энергооснащенностью предприятия.
Важная особенность корреляционных связей состоит в том, что они обнаруживаются не в отдельных случаях, а в массовых общественных явлениях.
Проявление корреляционных зависимостей подвержено действию закона больших чисел: лишь в достаточно большом числе фактов индивидуальные особенности и второстепенные факты сгладятся, и зависимость проявится достаточно отчетливо.
Вторая важная особенность корреляционных связей состоит в том, что эти связи неполные. Даже на массовых данных обнаруженные зависимости не будут носить полного, т.е. функционального характера.
В зависимости от действия функциональных и корреляционных связей их делят на:
- прямые – направление изменения результативного признака совпадает с направлением изменения признака фактора
- обратные - направление изменения результативного признака не совпадает с изменением факторного признака.
По форме связи бывают:
- прямолинейные – с возрастанием величины факторного признака происходит непрерывное возрастание результативного признака и наоборот.
Математически
такая зависимость
График представлен в виде прямой. Эту зависимость называют линейной.
- криволинейные – с возрастанием величины факторного признака изменение результативного признака происходит неравномерно, направление его может даже меняться. Графически этот процесс представлен гиперболой, параболой и ломаной.
Для корреляционных связей есть различия в том случае, если:
- исследуется связь между одним признаком – фактором и результативным признаком;
- исследуется связь между несколькими признаками – факторами и результативным признаком.
В первом случае
имеет место парная связь и
парная корреляция, во втором случае многофакторная
связь и множественная
39) Статистические методы моделирования связей
- метод приведения параллельных данных
- метод аналитических группировок
- графический метод
- метод корреляции
Однофакторная линейная модель
Задачи корреляционного анализа:
- измерение
тесноты связи между
- определение неизвестных причинных связей
- оценка факторов, оказывающих наибольшее влияние на результативный признак
Задачи регрессионного анализа:
- выбор типа модели (формы связи)
- установление степени влияния независимых переменных на зависимую
- определение расчетных значений зависимой переменной (функции регрессии)
В теории методологии наиболее разработан метод "парной корреляции", т.е. рассматривается влияние вариации факторного признака x на результативный признак y. Этот метод представляет собой однофакторный корреляционный и регрессионный анализ.
Важным этапом представления регрессионной модели (уравнения регрессии) является установление во время анализа исходной информации математической функции.
Математическая функция должна быть такой, чтобы лучше других выражать реально-существующие связи между аналитическими признаками: