Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 15:51, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение страхования жизни, его анализ как в целом по стране, так и в частности на примере компании.
Объект анализа – деятельность страховой компании «MetLife Алико» на рынке страхования жизни.
Предметом анализа является изучение рынка страхования жизни, факторов, влияющих на развитие данного сектора страхования.
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты развития страхования жизни в России 5
Сущность, цели, функции страхования жизни 5
Виды страхования жизни 11
Место и роль страхования жизни на страховом рынке в РФ в современных условиях 19
Глава II. Анализ и оценка рынка страхования жизни 23
2.1. Анализ рынка страхования жизни в РФ 23
2.2. Анализ рынка страхования жизни на примере компании Metlife Алико за 2009 и 2010 года 32
2.3. Проблемы и перспективы развития страхования жизни 37
Заключение 43
Список литературы 46
Непопулярность долгосрочных накопительных программ лишь отчасти связана с невысоким уровнем доходов россиян. На сегодняшний день, люди еще не дошли до осознания того, что должны сами заботиться о себе, а не надеяться на государство. Если в Европе и Америке наличие страхового полиса – естественная статья расходов для людей экономически активного возраста, то для россиян совсем еще недавно даже автострахование было в диковинку и воспринималось только как дополнительный налог.
Но дело не только в отсутствии элементарной страховой культуры. Развитие рынка страхования жизни в России сдерживается целым рядом факторов. Это нестабильная финансовая ситуация в стране и высокая инфляция, что снижает горизонт финансового планирования у населения, отсутствие привычки к долгосрочным накоплениям, отсутствие налоговых преференций также снижает интерес к страхованию жизни у корпоративных клиентов.
Немногочисленными клиентами по пенсионному страхованию жизни, по данным самих страховщиков, сегодня в основном становятся семейные люди в возрасте старше 40 лет с личным среднегодовым доходом более $30 тыс. По данным СК «Allianz РОСНО Жизнь», средний срок страхования клиентов по накопительным программам в России – более 12 лет. В среднем клиенты компании ежегодно вносят около 25 тыс. рублей, причем этот показатель актуален как для регионов, так и для столиц. Наибольшие среднегодовые взносы платят мужчины 31–40 лет и женщины в возрасте до 30 лет. Нужно заметить, что в Германии, например, о пенсионном страховании начинают задумываться уже в возрасте 26 лет.
Участники рынка считают, что наше население пока не оценило все выгоды накопительного страхования жизни, которое может стать альтернативой банковскому вкладу или ПИФу. Компания по страхованию жизни обеспечивает гарантированный доход по накопительным программам, размер которого зафиксирован в договоре страхования. В большинстве компаний он составляет от 2% до 5%. Но клиент может получить и дополнительный доход, который зависит от результатов инвестиционной деятельности компании в каждом календарном году. Например, в 2009 году в компании «Ренессанс Жизнь» инвестдоход составил 10,1%, в СК «Росгосстрах-Жизнь» – 10,25%, в СК «Allianz РОСНО Жизнь» – 9,7% по рублевым полисам накопительного страхования, 7,2% – по полисам, номинированным в валюте, в СК «АльфаСтрахование-Жизнь» – 9% по рублевым полисам, 7% – по валютным.
Рисунок 2.2. – Инвестиционный доход по накопительным программам страхования жизни.
Это перекрывает уровень инфляции (в 2009 году он был 8,8%) и сопоставимо с доходностью, которую показал ВЭБ при управлении пенсионными средствами (в 2009 году она составляла по расширенному инвестпортфелю 9,52%, а по портфелю государственных ценных бумаг – 5,72%). Однако не дотягивает до доходности банковских вкладов. Значительно выше была и доходность инвестиций в отдельных негосударственных пенсионных фондах.
Несмотря на то, что средний уровень инвестиционной доходности по накопительным полисам страхования жизни в России сегодня не всегда достигает среднего значения уровня процентной ставки по депозитам, этот инструмент обладает рядом преимуществ. Во-первых, рынок страхования жизни, с инвестиционной точки зрения, регулируется намного жестче, чем банковская сфера, так как все средства клиентов могут вкладываться только в низкорискованные инструменты, что обеспечивает надежность вложений на срок до 45 лет. Во-вторых, в случае ухода из жизни клиента-страхователя наследники смогут получить сформированные накопления по полису страхования жизни в течение 5 рабочих дней, тогда как депозит выдается только по истечении полугода – периода вступления в права наследования. Кроме того, вклад на депозит и вложения в ПИФы не предполагают компенсации утраченного дохода. Тогда как программы страхования жизни гарантируют выплату при несчастном случае, потере трудоспособности и в случае смерти застрахованного. И не важно, успел клиент внести все взносы или нет – установленная договором страховая сумма в полном объеме будет выплачена потерпевшему или его наследникам, даже если несчастный случай произошел на следующий день после приобретения полиса. Это справедливо в том числе и для накопительного страхования, когда выгодоприобретателем является ребенок, которому хотят скопить деньги на образование.
Инвестиционная привлекательность полисов страхования жизни повысится, как только на нашем рынке появятся продукты unit linked. Они предполагают более широкий инвестиционный инструментарий, в том числе на фондовом и товарном рынках. За счет этого клиент может получить более высокий доход по накопительным полисам. Пока такие продукты у нас запрещены законодательно. Уж слишком они рисковые для клиентов. Но при этом нужно заметить, что страховщики российского рынка идут за эти продукты.
По какому пути будет дальше развиваться рынок, у экспертов нет единого мнения. Большинство склоняется к сдержанным прогнозам: бума в ближайшее время не будет, но темпы прироста сохранятся. Страховщики убеждены, что сдвинуть рынок поможет реформа пенсионной системы. Следующий шаг – развитие пенсионного страхования. В подтверждение в 2010 году порядка 3 млн. граждан России перевели свои пенсионные накопления в негосударственные пенсионные фонды. Общее число граждан России, являющихся клиентами НПФ, может достичь 10 млн. человек, что составляет 13% трудоспособного населения страны. Сегодня, частное накопительное пенсионное страхование начнет свой стремительный рост по мере насыщения рынка обязательного пенсионного страхования, когда подавляющее большинство клиентов переведут свои пенсионные накопления в НПФ. Это произойдет в 2015–2017 годах. По мере усвоения идеи, что пенсионные накопления можно формировать самостоятельно, будет расти количество клиентов, готовых открывать накопительные пенсионные программы. Государственная программа «Софинансирование» станет дополнительным стимулом для граждан открывать частные накопительные пенсионные и страховые программы.
Таблица 2.1. Лидеры рынка страхования жизни по итогам 2010 года
Компания |
Премии, млн руб. |
Выплаты, млн руб. |
Алико |
3184 |
868 |
АльфаСтрахование-Жизнь |
2885 |
57 |
Росгосстрах-Жизнь |
2523 |
360 |
Русский Стандарт страхование |
1834 |
66 |
Сожекап Страхование жизни |
1151 |
20 |
Allianz РОСНО Жизнь |
1151 |
220 |
СиВ Лайф |
1117 |
48 |
СОГАЗ-Жизнь |
1102 |
2754 |
Дженерали ППФ Страхование жизни |
1084 |
126 |
Геополис |
880 |
323 |
Источник: Росстрахнадзор
Как будет развиваться рынок страхования жизни в России, сейчас трудно сказать, потому что единого мнения нет, но можно предположить, что в 2012 году рынок будет расти примерно теми, же темпами, что и в 2010-2011 году. Развиваться рынок будет как в рознице, так и в корпоративном сегменте. Рост будет обеспечиваться, во-первых, продолжением роста рынка кредитования, как корпоративного (страхование залогов), так и розничного (страхование от несчастных случаев, страхование жизни, страхование от потери работы, страхование залогов, страхование титула собственности). В целом восстановление экономики, улучшение макроэкономических показателей будут поддерживать страховой рынок и рынок страхования жизни, в частности.
На сегодняшний день, потенциал рынка огромен, и, если будут реализованы законодательные меры, которые сегодня активно обсуждаются на высших уровнях, рынок страхования жизни в недалеком будущем еще не раз удивит аналитиков. Прогнозируя развитие рынка в 2012 году, нужно отметить следующие моменты: сотрудничество страховых компаний life с банками будет и дальше наращивать обороты и в части кредитного страхования, и в части продажи накопительных программ. Как правило, банки для расширения спектра услуг предоставляют своим VIP-клиентам дополнительные опции, в том числе связанные и со страхованием жизни.
Таким образом, рынок
страхования жизни может
Второй сценарий – розничный. По примеру Польши, Чехии и Словакии мы связываем его с развитием пенсионной реформы, которую сейчас реализует государство. Программы обязательного пенсионного страхования, программы софинансирования фактически продвигают в сознании россиян идею накопительного страхования жизни.
В первом полугодии 2011 года уровень концентрации рынка в сфере страхования жизни в РФ существенно повысился.
На долю десяти крупнейших компаний в секторе страхования жизни в январе-июне текущего года приходилось около 78,8% премий по этому виду страхования, тогда как в январе-июне 2010 года этот показатель составил 67,5%. В структуре выплат основные игроки рынка сконцентрировали около 46% возмещений (в январе-июне 2010 года - 36,5%).
В первом полугодии 2011 года десятка лидеров страхования жизни была представлена исключительно компаниями столичного региона. Объем премий, собранный десяткой лидеров за первые шесть месяцев 2011 года, составил почти 11,6 млрд., рублей, превысив на 92% показатель аналогичного периода прошлого года. Темпы прироста, которые продемонстрировали лидеры, значительно превышают общероссийские темпы прироста, составившие 64,4%.
Объем выплат лидирующей десятки увеличился на 66,2% (с 999,2 млн., рублей до 1,661 млрд., рублей), тогда как общий объем выплат всех российских страховщиков вырос на 32%. Уровень выплат у компаний из топ 10 по итогам первого полугодия сложился в размере 14,3%, тогда как в первом полугодии 2010 года он составил 16,5%. Многие эксперты это связывают с отражением опережающего роста премий, который в свою очередь связан с активизацией, произошедшей в секторе ипотечного и автокредитования6.
В первом полугодии 2011 года лидером в секторе страхования жизни стала компания «Росгосстрах-Жизнь», которая годом ранее занимала второе место в списке крупнейших. В январе-июне 2011 года эта компания собрала более 1,96 млрд., рублей, превысив на 74,1% показатель аналогичного периода прошлого года. Доля рынка, которую заняла компания в первом полугодии 2011 года, составила 13,3%, что на 0,7 процентного пункта выше, чем в январе-июне 2010 года.
Состав десятки в этом году изменился, что является традиционным для данного сектора. Так, в рассматриваемом периоде сделали заметный «прорыв» «СОГАЗ-Жизнь» - с 12 го места эта компания переместилась на 4-е, «Сожекап - страхование жизни» - с 11 го места на 6 е, «Райфайзен-Лайф» - с 20 го места на 10 е. При этом СК «Геополис» переместилась с 8 го на 35 е место, «Чулпан-жизнь» - с 9 го на 11 е, «Дисконт» - с 10 го на 13 е.
2.2. Анализ рынка страхования жизни на примере компании Metlife Алико за 2009 и 2010 года
Закрытое акционерное общество «Страховая компания АЛИКО» (далее - «Алико»), с 1 ноября 2010 года входящее в группу компаний MetLife, Inc., работает в России с 1994 года и предоставляет индивидуальным и корпоративным клиентам услуги по страхованию жизни и здоровья, пенсионные программы, а также страхование жизни заемщиков кредитных организаций на основании лицензии № 3256 77, выданной ФССН в РФ.
В 2011 году «Алико» отметила 16-летнюю годовщину своей деятельности в России.
По официальным данным ФССН РФ за 2008, 2009 и 9 месяцев 2010 гг., «Алико» является лидером на рынке страхования жизни в России по общему объему собранной премии.
Более 450 000 россиян доверили «Алико» свою защиту. Почти 1100 ведущих российских и международных компаний, а также предприятий малого и среднего бизнеса выбрали «Алико» в качестве надежного партнера и поставщика страховых услуг для своих сотрудников.
«Алико» предлагает широкий спектр программ по страхованию жизни и здоровья физическим лицам и предприятиям через разветвленную сеть офисов в 18 городах РФ, а также через партнеров, работающих на всей территории России от Калининграда до Владивостока.
О прочности позиций и высоком качестве услуг компании «Алико» свидетельствует наивысший по российской шкале рейтинг «ruAAA» от международного рейтингового агентства Standard&Poor’s. Он отражает высокую способность компании выполнять свои финансовые обязательства.
В 2008 году финансовые
консультанты компании «Алико» были
первыми россиянами, которые вошли
в состав MDRT (Million Dollar Round Table) – главной
международной профессиональной ассоциации
агентов, продающих программы
Партнерами «Алико» являются Группа Генеральных Агентов (ГГА), «ГЛБ Холдинг», AIS Россия, НП «Лайф Менеджмент». Компания также является членом Ассоциации Европейского Бизнеса в РФ, Американской Торговой Палаты (АмЧам) и Ассоциации Страховщиков Жизни (АСЖ) в России.
В 2009 году компания МетЛайф Алико увеличила свои страховые резервы по страхованию жизни на 5%, в результате чего их величина составила 7,2 млрд. рублей. 7
Рисунок 2.3. – Страховые резервы по страхованию жизни в 2009 году.
Совокупный объем собранной компанией «Алико» в 2009 году страховой премии составил 3,6 млрд. рублей, в том числе 2,7 млрд. рублей - по страхованию жизни.