Введение
Актуальность темы курсовой
работы, касающейся государственных пенсий,
довольна существенна. Это обусловлено
тем, что на данном этапе развития рыночной
экономики в нашем государстве, забота
о незащищенных слоях населения является
неотъемлемым элементом государственной
политики. Немаловажным проявлением данной
«заботы» является выплата пенсий и социальных
пособий. Российская Федерация является
«социальным государством, политика которого
направлена на создание условий, обеспечивающих
достойную жизнь и свободное развитие
человека». Одним из этапов жизни человека
является старость, когда человек по объективным
причинам не имеет возможности обеспечивать
своё достойное существование или эта
возможность существенно ограничена.
Для некоторых категорий граждан невозможным
обеспечить свое существование делают
полученные травмы и увечья, сделавшие
их инвалидами. Поэтому, государство обязано
обеспечить таких граждан правом на достойную
и обеспеченную старость.
Целью данной курсовой работы
является рассмотрение государственных
пенсий и их видов, а также анализ обязательного
и добровольного пенсионного страхования
на территории Российской Федерации (далее
– РФ).
К основным задачам курсовой
работы, посвященной государственным
пенсиям, можно отнести:
1) рассмотреть понятие
государственных пенсий, обязательного
пенсионного страхования и добровольного
пенсионного страхования;
2) провести развёрнутый
анализ по видам государственных
пенсий;
3) определить недостатки
и пути совершенствования пенсионной
системы на территории нашей
страны.
Структура курсовой работы
определена ее целями и задачами, и состоит
из: введения; первой главы, включающей
описание и анализ государственных пенсий,
включая их регулирование и виды; второй
главы, в которой указано понятие обязательного
пенсионного страховании, обосновывается
применение и рассмотрено понятие о добровольном
страховании, которое в ближайшее время
планируется узаконить на территории
РФ; заключения, в котором отражается степень
обоснованности предложений по усовершенствованию
пенсионного обеспечения, выводы и рекомендации.
1 Теоретические
основы государственного пенсионного
страхования
1.1 Экономическое
содержание государственного пенсионного
страхования
Основы регулирования обязательного
пенсионного страхования на территории
РФ наряду с регулирование правоотношений
в системе обязательного пенсионного
страхования, а также определением правового
положения субъектов обязательного пенсионного
страхования устанавливаются Федеральным
законом «Об обязательном пенсионном
страховании в РФ» от 15.12.2001 номер 167-ФЗ.
«Обязательное пенсионное страхование
- система создаваемых государством правовых,
экономических и организационных мер,
направленных на компенсацию гражданам
заработка (выплат, вознаграждений в пользу
застрахованного лица), получаемого ими
до установления обязательного страхового
обеспечения». Субъектами обязательного
пенсионного страхования могут быть федеральные
органы государственной власти, страхователи,
страховщик и застрахованные лица.
Страховщиком в обязательном
пенсионном страховании является Пенсионный
фонд Российской Федерации. Пенсионный
фонд РФ (государственное учреждение)
и его территориальные органы составляют
единую централизованную систему органов
управления средствами обязательного
пенсионного страхования в РФ, в которой
нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.
Государство несет субсидиарную
ответственность по обязательствам Пенсионного
фонда РФ перед застрахованными лицами.
Другими словами, при неисполнении Пенсионным
Фондом РФ своих обязательств перед застрахованным
лицом, государство должно будет возместить
данному лицу причиненный ущерб (в любом
проявлении). Застрахованными же лицами
являются лица, на которых распространяется
обязательное пенсионное страхование.
Ими могут быть граждане РФ, а также проживающие
на территории Российской Федерации иностранные
граждане и лица без гражданства:
- работающие по трудовому договору
или по договору гражданско-правового
характера, предметом которого являются
выполнение работ и оказание услуг, а также
по авторскому и лицензионному договору;
- самостоятельно обеспечивающие
себя работой (индивидуальные предприниматели,
частные детективы, занимающиеся частной
практикой нотариусы, адвокаты);
- являющиеся членами крестьянских
(фермерских) хозяйств;
- работающие за пределами территории
Российской Федерации в случае уплаты
страховых взносов;
- являющиеся членами родовых,
семейных общин малочисленных
народов Севера, занимающихся традиционными
отраслями хозяйствования, что в
их отношении является немного
нецелесообразным;
- иные категории граждан, у которых
возникают отношения по обязательному
пенсионному страхованию [1].
Помимо Пенсионного фонда РФ
страховщиками могут выступать негосударственные
пенсионные фонды.
Страхователями же являются:
1) лица, производящие выплаты
физическим лицам, в том числе:
организации; индивидуальные предприниматели;
физические лица;
2) индивидуальные предприниматели,
адвокаты, частные детективы и занимающиеся
частной практикой нотариусы.
Регистрация страхователей
в территориальных органах страховщика
является обязательной и осуществляется
в тридцатидневный срок, что считается
небольшим недостатком за счет длительных
сроков в работе регистрирующих органов:
- для работодателей-организаций,
а также крестьянских (фермерских)
хозяйств — со дня государственной регистрации
по месту их нахождения;
- для физических лиц, которые
самостоятельно уплачивают страховые
взносы в бюджет Пенсионного
фонда РФ (индивидуальных предпринимателей,
частных детективов, нотариусов, занимающихся
частной практикой, и других), - со
дня государственной регистрации
(получения лицензии на осуществление
определенной деятельности) по месту
жительства этих физических лиц,
а в случае осуществления их
деятельности в другом месте
— по месту осуществления этой деятельности;
- для физических лиц, осуществляющих
прием на работу наемных работников по
трудовому договору или по контракту,
а также выплачивающих вознаграждения
по договорам гражданско-правового характера,
на которые в соответствии с законодательством
РФ начисляются страховые взносы, - со
дня заключения соответствующих договоров
по месту жительства физических лиц, осуществляющих
прием на работу (выплачивающих вознаграждения),[1].
Неотъемлемой частью обязательного
пенсионного страхования является обязательное
пенсионное обеспечение граждан, т.е. исполнение
страховщиком своих обязательств перед
застрахованным лицом при наступлении
страхового случая посредством выплаты
трудовой пенсии, социального пособия
на погребение умерших пенсионеров, не
работавших на день смерти. В его состав
включены:
- страховая и накопительная
части трудовой пенсии по старости;
- страховая и накопительная
части трудовой пенсии по инвалидности;
- страховая часть трудовой пенсии
по случаю потери кормильца;
- социальное пособие на погребение
умерших пенсионеров, не работавших на
день смерти.
Уплата денежных средств для
пенсионного страхования производится
в виде страховых взносов. Существует
определенный тариф страховых взносов
или же размер страхового взноса на единицу
измерения базы для их начисления. Можно
выделить следующие виды тарифов страховых
взносов:
1) для выступающих в
качестве работодателей страхователей,
за исключением выступающих в
качестве работодателей организаций,
занятых в производстве сельскохозяйственной
продукции, родовых. семейных общин малочисленных
народов Севера, занимающихся традиционными
отраслями хозяйствования, и крестьянских
(фермерских) хозяйств.
2) для выступающих в
качестве работодателей организаций,
занятых в производстве сельскохозяйственной
продукции, родовых, семейных общин
малочисленных народов Севера, занимающихся
традиционными отраслями хозяйствования,
и крестьянских (фермерских) хозяйств.
Контроль за использованием
средств на обязательное пенсионное страхование
бюджета Пенсионного фонда РФ осуществляется
Счетной палатой РФ, а также наблюдательным
советом страховщика, создаваемым в порядке,
определяемом Правительством РФ. Средства
бюджета Пенсионного фонда РФ являются
федеральной собственностью и не входят
в состав других бюджетов. Бюджет Пенсионного
фонда РФ составляется страховщиком на
финансовый год с учетом обязательного
сбалансирования доходов и расходов этого
бюджета. При формировании бюджета Пенсионного
фонд РФ на очередной финансовый год, устанавливается
норматив оборотных денежных средств.
Но, не смотря на свою стабильную деятельность,
сроки составления не приносят нужного
эффекта. Бюджет Пенсионного фонда РФ
и отчет о его исполнении утверждаются
ежегодно по представлению Правительства
РФ федеральными законами в порядке, определяемом
Бюджетным кодексом РФ. Бюджет Пенсионного
фонда РФ является консолидированным
[2].
В соответствии с Федеральным
законом от 01 апреля 1996 г. номер 27-ФЗ «Об
индивидуальном (персонифицированном)
учете в системе обязательного пенсионного
страхования» каждое застрахованное лицо
должно быть зарегистрировано в системе
обязательного пенсионного страхования
(ОПС). В этой связи Пенсионный фонд Российской
Федерации проводит регистрацию всех
россиян, включая детей и подростков, в
системе ОПС.
При регистрации каждому застрахованному
лицу территориальный орган Пенсионного
фонда Российской Федерации открывает
индивидуальный лицевой счет с постоянным
страховым номером и выдает страховое
свидетельство обязательного пенсионного
страхования.
Страховое свидетельство обязательного
пенсионного страхования (зеленая пластиковая
карточка) является документом, подтверждающим
регистрацию гражданина в системе обязательного
пенсионного страхования. В нем указаны
следующие данные:
- страховой номер индивидуального лицевого
счета (СНИЛС);
- фамилия, имя, отчество застрахованного
лица;
- дата и место рождения;
- пол
- дата регистрации в системе
обязательного пенсионного страхования.
Страховой номер индивидуального
лицевого счета является уникальным и
принадлежит только одному человеку. На
индивидуальный лицевой счет заносятся
все данные о страховом стаже и начисленных
и уплаченных страховых взносах на обязательное
пенсионное страхование в течение всей
трудовой деятельности гражданина, которые
впоследствии учитываются при назначении
или перерасчете трудовой пенсии. Присвоение
страхового номера носит технологический
характер и осуществляется в целях упрощения
порядка учета и ускорения процедуры назначения
застрахованным лицам трудовых пенсий
[3].
При устройстве на работу, заключении
трудового договора или договора гражданско-правового
характера, предметом которого является
выполнение работ или оказание услуг,
гражданин должен предъявить страхователю
страховое свидетельство обязательного
пенсионного страхование, необходимое
для представления в ПФР индивидуальных
сведений на работника. Храниться страховое
свидетельство должно непосредственно
у гражданина, страхователь только снимает
себе копию и переписывает страховой номер.
Если страхового свидетельства
нет, работник должен заполнить анкету
застрахованного лица, которая в течение
двух недель с момента заключения трудового
договора или договора гражданско-правового
характера передается в органы ПФР для
регистрации работника в системе обязательного
пенсионного страхования (ОПС). Территориальный
орган ПФР в течение трех недель со дня
получения анкеты застрахованного лица
открывает индивидуальный лицевой счет
и оформляет страховое свидетельство.
Страхователь, получив страховые
свидетельства, выдает их работникам в
течение недели. Физическое лицо, уплачивающее
страховые взносы за себя, получает страховое
свидетельство непосредственно в территориальном
органе ПФР по месту своей регистрации
в качестве страхователя.
При изменении у работников
анкетных данных (например, фамилии) страхователь
в течение двух недель обязан подать в
территориальный орган ПФР новые сведения
по форме заявления об обмене страхового
свидетельства. Территориальный орган
ПФР отражает все изменения в индивидуальном
лицевом счете застрахованного лица и
выдает последнему страховое свидетельство
с тем же страховым номером индивидуального
лицевого счета, но с измененными данными.