Государственное пенсионное страхование в РФ: современное состояние и перспективы
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2014 в 14:06, курсовая работа
Краткое описание
Целью данной курсовой работы является рассмотрение государственных пенсий и их видов, а также анализ обязательного и добровольного пенсионного страхования на территории Российской Федерации (далее – РФ). К основным задачам курсовой работы, посвященной государственным пенсиям, можно отнести: 1) рассмотреть понятие государственных пенсий, обязательного пенсионного страхования и добровольного пенсионного страхования; 2) провести развёрнутый анализ по видам государственных пенсий; 3) определить недостатки и пути совершенствования пенсионной системы на территории нашей страны.
Стратегия определяет направления
и задачи по обеспечению развития в Российской
Федерации пенсионной системы, которая
будет адекватна экономическому развитию
страны и при этом соответствовать международным
стандартам.
В соответствии со Стратегией,
основными задачами реформирования пенсионной
системы являются гарантирование социально
приемлемого уровня пенсионного обеспечения
и долгосрочная финансовая устойчивость
пенсионной системы.
При этом, необходимо обеспечить:
Сорокапроцентный коэффициент замещения заработка
трудовой пенсией по старости (при нормативном
страховом стаже и средней заработной
плате) и приемлемый уровень пенсий для
среднего класса за счет участия в корпоративных
и частных пенсионных системах;
обеспечение минимальных гарантий
не ниже величины прожиточного минимума
пенсионера;
адекватный уровень страховой
нагрузки на работодателей с тарифом,
единым для всех категорий страхователей;
обеспечение сбалансированности
формируемых пенсионных прав с источниками
их финансирования;
повышение эффективности накопительной составляющей пенсионной системы [18].
Стратегия предусматривает
реализацию в России трехуровневой модели:
1-й уровень – трудовая пенсия
(государственная пенсия) в рамках государственной
(публичной) системы обязательного пенсионного
страхования. Формируется за счет страховых
взносов и межбюджетных трансфертов из
федерального бюджета. За счет этого уровня
должен обеспечиваться коэффициент замещения
утраченного заработка до 40 %.
2-й уровень – корпоративная
пенсия. Формируется работодателем при
возможном участии работника на основании
индивидуального трудового и (или) коллективного
договоров либо отраслевого тарифного
соглашения. Это еще до 15 % от утраченного
заработка;
3-й уровень – частная пенсия.
Формируется самим работником. Это может
дать еще до 5 % утраченного заработка.
Стратегия не содержит предложений
по повышению общеустановленного пенсионного
возраста – 55 лет для женщин и 60 лет для
мужчин.
Основные направления реализации
Стратегии:
- совершенствование тарифно-бюджетной
политики. Ключевой принцип - обязательность
уплаты страховых взносов, а также
установление единых тарифов
страховых взносов в отношении
всех категорий работодателей
на приемлемом уровне. Предлагается
поэтапное приведение в соответствие
с уровнем пенсионных выплат
размера страхового взноса для
самозанятого населения (индивидуальные
предприниматели, фермеры, адвокаты, нотариусы
и др) [19].
Пример: сегодня их платеж в
ПФР рассчитывается исходя из одного минимального
размера труда и составляет 14,3 тыс. р. в
год, тогда как размер страхового взноса
наемного работника достигает 112 тыс. р.
в год. При этом пенсии обеих категорий
граждан являются соразмерными.
- реформирование института
досрочных пенсий. Стратегия предусматривает
установление дополнительного тарифа
страховых взносов для страхователей
в отношении работников, работающих
на рабочих местах с особыми
условиями труда.
Пример: В настоящее время финансирование
пенсий пенсионерам-досрочникам осуществляется
не за счет дополнительных страховых взносов
работодателей, а за счет общих доходов
бюджета ПФР (т.е. из взносов за всех работающих
граждан, в т.ч. и тех, кто на досрочную
пенсию не пойдет). При этом, работодатели
не заинтересованы в сокращении рабочих
мест с вредными и опасными условиями
труда, потому что работники получают
льготную пенсию, которая самим работодателям
ничего не стоит. Кроме того, право на досрочную
пенсию получают и те граждане, вред здоровью
которых за время работы не нанесен, но
их профессия включена в Списки номер
1 и номер 2 (вредных и опасных производств).
К сведению: 75 % пенсионеров
- «досрочников» (2,4 миллиона человек)продолжают
работать после назначения им пенсии.
В Стратегии предлагается экономически
стимулировать работодателя к улучшению
условий труда работников, а также изменить
ситуацию, когда право на получение досрочных
пенсий предоставляется безотносительно
к фактическим условиям труда, показателям
здоровья и трудоспособности работников
и когда издержки по обеспечению прав
отдельных граждан на досрочную пенсию,
по сути, несут все пенсионеры страны.
Дополнительный тариф страховых
взносов для страхователей в отношении
выплат лицам, работающим на рабочих местах,
включенных в Список № 1, на 2013 год - 4 %, на
2014 год - 6 %, на 2015 год – 9 %, а в отношении
выплат лицам, работающим на рабочих местах,
включенных в Список номер 2 и в "малые
списки", на 2013 год - 2 %, на 2014 год - 4 %, на
2015 год - 6 %.
При этом для работников, занятых
на производствах с особыми условиями
труда, сохраняются льготы и компенсации.
С учетом различий в приобретенных
правах на досрочную трудовую пенсию предлагается
выделить три категории лиц, в отношении
которых следует использовать следующие
подходы к реформированию досрочных пенсий.
1) Сохраняется право на
назначение и выплату досрочных
трудовых пенсий в рамках обязательного
пенсионного страхования для
лиц, имеющих "полный" для назначения
трудовой пенсии по старости
ранее достижения общеустановленного
возраста стаж на соответствующих
видах работ (далее - специальный
стаж).
2) Лица, имеющие "неполный"
специальный стаж и не сформировавшие
права на досрочную трудовую
пенсию, приобретают право на
включение в специальный стаж
периодов работы при уплате
за них страховых взносов в
увеличенном на дополнительный
тариф размере, при этом они
сохраняют право на назначение
досрочных трудовых пенсий.
Предлагается также на основе
положений, зафиксированных в коллективных
договорах либо трудовых договорах, создать
систему социальных гарантий в части,
касающейся добровольного пенсионного
страхования или негосударственного пенсионного
обеспечения для формирования дополнительных
пенсионных прав этих работников либо
установления им надбавок к заработной
плате, либо предоставления иных видов
социальных гарантий и компенсаций. При
реализации этого подхода работодатели
будут освобождаться от уплаты страховых
взносов в увеличенном на дополнительный
тариф размере.
3) В отношении лиц, не
имеющих специального стажа, работодатели
в рамках процедур социального
партнерства могут предоставлять
определенные социальные гарантии
- право на корпоративную пенсию
("досрочную" и (или) дополнительную)
или иные гарантии и компенсации,
включая страхование на случай
утраты заработка вследствие
досрочной потери профессиональной
трудоспособности в связи с
длительной занятостью работников
в условиях с опасными и
вредными производственными факторами.
В качестве дополнительной
гарантии для работников, занятых на рабочих
местах, включенных в Списки, предлагается
продлить срок действия Программы государственного
софинансирования добровольных пенсионных
накоплений.
В условиях перехода на "эффективный
контракт" в отношении педагогических,
медицинских и творческих работников
предлагается изменить механизм досрочного
выхода на пенсию через постепенное увеличение
требований к стажу, необходимому для
досрочного назначения пенсии.
- реформирование института
накопительной составляющей пенсионной
системы. Десятилетний опыт формирования
пенсионных накоплений в России показал
ряд проблем накопительной составляющей
пенсионной системы, основными из которых
являются снижение пенсионных прав граждан,
принудительно включенных в обязательную
накопительную систему, по сравнению с
правами, формирующимися в распределительной
системе и недостаточная финансовая устойчивость
негосударственных пенсионных фондов
и возрастающие по мере увеличения объемов
пенсионных накоплений риски, связанные
с обеспечением пенсионных выплат;
Пример: при прочих равных условиях
расчетный размер трудовой пенсии по старости
у гражданина 1966 года рождения (не имеющего
пенсионных накоплений по обязательному
пенсионному страхованию) будет на 2 987
р. (на 13,8) выше, чем у гражданина 1967 года
(за которого работодатель отчислял страховые
взносы на накопительную часть пенсии
по ОПС).
Для восстановления пенсионных
прав застрахованных лиц и снижения рисков
накопительной составляющей пенсионной
системы в среднесрочной перспективе
Стратегия предлагает рассмотреть вопрос:
об оптимизации до 2 % тарифа страховых взносов на накопительную составляющую пенсионной системы и направлении 4 % в солидарную часть пенсии;
о предоставлении в последующем
застрахованным лицам права самостоятельного выбора в отношении 2 % тарифа страховых взносов: остаться в государственной пенсионной системе солидарного характера или формировать свои пенсионные права в рамках накопительной системы;
о поэтапном переводе накопительной
составляющей из системы обязательного
пенсионного страхования в систему добровольного
пенсионного страхования и (или) негосударственного
пенсионного обеспечения;
о стимулировании работников
к уплате дополнительных страховых взносов
из их заработной платы в накопительную
составляющую с учетом уровня их дохода и возраста.
При этом все ранее сформированные
в рамках накопительной системы пенсионные
права сохраняются и продолжают реализовываться
в установленном порядке, а накопленные
средства не изымаются.
- развитие системы корпоративного
пенсионного обеспечения. Для реализации
корпоративных пенсионных систем
Стратегией предусматривается установление
требований по стандартизации
финансовых пенсионных продуктов,
контролю и надзору за ними,
а также налоговых льгот для
финансирования пенсионных выплат.
Корпоративное пенсионное обеспечение
будет осуществляться на основании
договора о корпоративной пенсионной
программе (пенсионном продукте).
Такая система обеспечит большую
защищенность пенсионных прав работника,
гарантию доходности накоплений и контроль
со стороны государства.
Главное основание для назначения
досрочной пенсии в рамках корпоративных
пенсионных систем – оценка рабочих мест
по условиям труда.
- совершенствование системы
формирования пенсионных прав. Основным
принципом совершенствования системы
формирования пенсионных прав
является предоставление гражданам
дифференцированного пенсионного
обеспечения с учетом личного
участия в государственной пенсионной
системе солидарного характера,
то есть размер пенсии будет
зависеть от участия граждан
в распределительной составляющей
пенсионной системы и стажа
работы.
В рамках новой системы должен
обеспечиваться коэффициент замещения
трудовой пенсией по старости утраченного
заработка до 40 % при нормативном страховом
стаже и средней заработной плате.
При этом для среднего класса
будут созданы условия для достижения
приемлемого уровня пенсий за счет участия
в корпоративных и частных пенсионных
системах.
Предлагается на переходный
период производить расчет трудовой пенсии
исходя из нормативного стажа. В долгосрочной
перспективе с учетом изменений демографической
ситуации предусмотрено доведение нормативной
продолжительности трудового стажа до
уровня, обеспечивающего сбалансированность
прав и обязательств (в современных демографических
параметрах при сороковых годах нормативного
стажа уплаты страховых взносов).
В целях стимулирования более
продолжительной трудовой деятельности
для граждан, принявших решение работать
после достижения пенсионного возраста
и отсрочить назначение пенсии, предусмотреть
ее установление в более высоком размере
за счет введения льготного порядка перерасчета
пенсионных прав.
В долгосрочной перспективе
с учетом роста заработной платы и сохранения
способности граждан к трудовой деятельности
будет создан механизм по осуществлению
выплаты пенсии работающим пенсионерам
исходя из уровня оплаты труда.
Стратегию предполагается реализовать
в 3 этапа, а также выделить ряд мер, осуществляемых
на постоянной основе и (или), при необходимости,
с учетом анализа развития экономической
ситуации.
Первый этап – 2013-15 гг., второй
этап – 2016-20 гг., третий – до 2030 года. Календарные
сроки в увязке с предлагаемыми изменениями
представлены в Стратегии.
Основные количественные параметры
Стратегии представлены в презентации
к данной справке.
Реализация Стратегии позволит
обеспечить достойный уровень пенсий
гражданам на основе принципа социальной
справедливости. В результате формируется
понятная и прозрачная пенсионная система,
позволяющая гражданам выбирать наиболее
приемлемую для них пенсионную стратегию.