Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 09:56, курс лекций
В древнейшие времена у людей возникла потребность в защите от стихийных опасностей, которые наносили вред их жизни и ущерб имуществу. Первоначально страхование было некоммерческим, целью которого была защита имущественных и личных (физических) интересов участников соглашения, членов страховой организации от оговоренных опасностей.
До конца ХУШ века страхование в России развивалось медленно, так как потребности в страховой защите рисков покрывались услугами иностранных страховых компаний. В 1786 году была сделана попытка организации государственного страхования, которая в последствии закончилась крушением.
Страхование является перераспределительным экономическим отношением, характеризующимся:
Перераспределительность страхования заключается в том, что страхователь не сможет застраховать свой объект пока не получит на фазе распределения свой доход, только тогда страхователь идет на страховой рынок, т.е. вступает в экономическую фазу обмена или перераспределения общественного продукта. Желая приобрести страховую услугу, страхователи должны знать, что страховщики не продадут услугу по защите от событий, о которых заранее известно, т.е. где и когда произойдут и какие объекты повредят. Страхование осуществимо лишь когда оно опирается на случайность, на вероятностную возможность страхового случая. При приобретении страховой услуги страхователь оплатив страховой взнос согласен с тем, что не получит назад свои страховые взносы если не произойдет страховой случай, а также не получит назад свои страховые взносы и никакие страховые выплаты, если его застрахованные объекты не пострадают от произошедшего страхового случая, т.к. в данном случае возмещение ущерба получат те страхователи, чьи застрахованные объекты пострадали от страхового случая. Здесь можно сделать вывод, что солидарность страхователей замыкается первоначально только на тех, кто уплатил страховые взносы и окончательно на тех, кто пострадал от страховых случаев.
Составляя договор страховщик оговаривает, что страховая защита будет обеспечиваться лишь в пределах той территории, на которой расположены застрахованные объекты и лишь в пределах периода времени, который записан в договоре, то есть оговариваются пространственные и временные ограничения.
Возвратность страхования означает, что созданные из страховых взносов страховые резервы не принадлежат страховщику, то есть если средства из страховых резервов не израсходованы на страховые выплаты в текущем году, то они будут использованы для страховых выплат в последующих годах. Страховые резервы, образуемые страховщиками, не подлежат изъятию в федеральный и иные бюджеты.
Страхование становится наиболее эффективным методом возмещения ущерба, когда в нем участвуют миллионы страхователей и застрахованы сотни миллионов объектов, тем самым обеспечивается достаточная концентрация денежных средств в едином фонде (страховом фонде). Тогда становится возможным возмещение максимального ущерба при минимальных затратах каждого страхователя.
Экономическая
необходимость использования
2.3. Классификация страхования.
Страхование классифицируется по двум критериям: по содержанию и по форме (см.рис.1).
Высшее звено
Отрасли страхования
Подотрасли страхования
Обязате-льное страхова-ние
Доброво-льное страхование
Виды страхования
Рис. 1. Классификация страхования
Классификация по содержанию предполагает выделение три звена: отрасли, подотрасли и виды страхования.
Согласно Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» страхование в зависимости от различия объектов подразделяется на три отрасли:
Объектами личного страхования могут быть имущественные интересы, не противоречащие законодательству РФ, связанные с жизнью, здоровьем, трудоспособностью и пенсионным обеспечением страхователя или застрахованного лица;
Объектами имущественного страхования могут быть не противоречащие законодательству РФ имущественные интересы, связанные с владением, пользованием, распоряжением имуществом;
Объектами страхования ответственности могут быть не противоречащие законодательству РФ имущественные интересы, связанные с причинением страхователем вреда личности или ущерба имуществу физического лица, а также ущерба, причиненного страхователем юридическому лицу.
В зависимости
от форм собственности и категорий
страхователей отрасли
Конкретный
пример приведен на рис.2, на котором
представлен теоретический
Отрасль страхования |
Подотрасли страхования |
Виды страхования |
Страхование имущества юридических лиц
Имущественное страхование
Страхование имущества физических лиц
Рис.2 Теоретический принцип
Спрос страхователя всегда предельно конкретен, т.е. замыкается на виде. Видовая классификация является исходной базой для построения страховых тарифов, разработки методики исчисления убытков, наносимых страховыми случаями интересам страхователей, и размеров страховых выплат по данным убыткам.
Классификация по форме предполагает деление страхования на обязательное и добровольное.
Волеизъявление государства, выраженное в соответствующем законодательстве, вызывает к жизни обязательное страхование.
Обязательное страхование становится необходимым тогда, когда наносимый страхователем ущерб задевает интересы не только страхователя, но и государства, всего общества. Объекты, гибель которых задевает интересы всего общества принято называть приоритетными.Обязательными являются следующие виды страхования:
и др.
Волеизъявление страхователя, выраженное в его заявлении на страхование, порождает добровольное страхование. Добровольное страхование проводится на основе договора между страхователем и страховщиком, в котором определяются конкретные условия страхования.
2.4. Страховой маркетинг
Маркетинг представляет собой систему
мероприятий по изучению рынка и
активному воздействию на потребительский
спрос путем создания особых форм
организации производственно-
Основными задачами страхового маркетинга являются:
Основные
направления маркетинговой
Для того, чтобы работать на страховом рынке страховщик должен предлагать новые виды страховых услуг.
Страховая услуга проходит определенные стадии жизненного цикла:
Внедрение
страховой услуги на рынок требует
усиления внимания рекламе. Цель рекламы
– всемерно способствовать заключению
новых и возобновлению ранее
действовавших договоров
Средствами рекламы являются:
С точки зрения маркетинга реклама
является одним из основных способов
продвижения страховой услуги от
страховщика к страхователю.
Это один из методов воздействия
на клиентуру, направленный на завоевание
рынка страховщиком. Привлечение
страхователей с помощью
Когда возникает рост спроса на страховую услугу уделяется особое внимание условиям продажи. Насыщение рынка предложенной страховой услугой показывает необходимость модификации данного вида страхования и нового вывода его на рынок.
При оценке потребностей в страховой услуге потребитель должен оценить рисковую ситуацию, в которой ему потребуется страховая защита, т.е. определить частоту и тяжесть вероятного ущерба. Умение дать оценку величины риска и выработать стратегию борьбы с ним является неотъемлемым элементом профессиональной подготовки менеджера в любой сфере деятельности. Уяснив потребность в страховой услуге, потенциальный страхователь появляется на страховом рынке, где его субъективные ожидания встречаются с реально предлагаемыми страховыми услугами.
Рынок требует обеспечения возможности для страхователя свободного выбора страховой услуги, в данном случае это реально только в условиях конкуренции между страховщиками.
Основные направления конкуренции:
Маркетинг страховщика включает в себя следующие основные элементы: