Особенности налогообложения страховых компаний в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 12:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение существующей налоговой системы РБ в отношении страховых организаций, а также поиск путей совершенствования действующей налоговой системы Республики Беларусь.
Задачи работы - изучить особенности налогообложения Республики Беларусь, проанализировать налоги, уплачиваемые страховыми организациями, а также провести анализ состава и динамики налоговых платежей и разработать пути совершенствования налоговой системы Республики Беларусь.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 84.92 Кб (Скачать файл)

Расчет платежей, приравненным к налогам:

Расчет отчислений в ФСЗН за 3 квартал 2010 года:

36 960 000 бел. руб. Ð 34% = 12 566 400 бел. руб. 

Расчет отчислений в Белгосстрах за 3 квартал 2010 года:

36 960 000 бел. руб. Ð 0,6% = 221 760 бел. руб. 

Все отчисления за отчетный квартал были переведены на счета получателей (ФСЗН, Белгосстрах) в установленные сроки. Задолженностей по платежам в ФСЗН и взносов по обязательному страхованию ОАО «Белорусский народный страховой пенсионный фонд» не имеет.

Согласно Закону Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Республики Беларусь»,  с 1 января 2011 года был отменён местный сбор на развитие территории, уплачиваемый по ставке 3% от прибыли, что повлекло за собой снижение общей суммы налоговых платежей организаций. [2]

Итого

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.ПУТИ СОВЕРШЕНСТОВАНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Основной целью бюджетно-налоговой политики является обеспечение финансовой и социальной стабильности. Эта политика будет направлена на создание макроэкономических условий для стимулирования экономического роста и структурной перестройки экономики, снижение налоговой нагрузки и повышение жизненного уровня населения.

Для укрепления бюджетно-налоговой политики потребуется более тесная увязка с макроэкономическими тенденциями и формирование бюджетов всех уровней в рамках среднесрочного планирования. [14]

Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг. предусмотрено продолжать налоговую реформу, которая обеспечит закрепление сложившихся положительных тенденций в области налогообложения и дальнейшее совершенствование налогового законодательства в целях снижения налоговой нагрузки, улучшения налогового администрирования и повышения рациональности, справедливости и стабильности налоговой системы. Повышение справедливости и нейтральности налоговой системы требует, прежде всего, ликвидации многочисленных налоговых льгот, отмены, имеющих негативное влияние на экономику оборотных налогов и сборов, исчисляемых от выручки от реализации товаров и услуг, урегулирования значительного объема задолженности предприятий по налоговым платежам и совершенствования процедур уплаты налогов, сборов (пошлин). В связи с этим предусматривается:

- отмена мелких, неэффективных, а также оказывающих негативное  влияние на экономическую деятельность  субъектов хозяйствования налогов  и сборов;

- выравнивание условий  налогообложения для всех категорий  плательщиков путем максимального  сокращения существующих налоговых  льгот и оптимизации налоговых  ставок;

- совершенствование системы  налогового администрирования, которая  должна обеспечивать снижение  уровня издержек исполнения налогового  законодательства как для государства, так и для плательщиков;

- внесение корректив в  определение налоговой базы по  отдельным налогам, сборам (пошлинам) в целях уточнения их экономического  содержания;

- сокращение числа контролирующих  органов и количества плановых  проверок;

- сокращение возможностей  для уклонения от уплаты налогов.[9]

В Республике Беларусь действует законодательство, регулирующее порядок налогообложения по упрощенной системе. Под данную категорию попадают организации с численностью работников до 100 чел. и объемом выручки в год – до 2 млрд р.

Тем не менее, по данным рейтинга Всемирного банка «Ведение бизнеса-2010» («Doing Business-2010») по такому показателю как простота налогообложения Республика Беларусь занимает последнее 183-е место.

Возможно, в налогообложении Республики Беларусь, последовав примеру Российской Федерации, следует создать своеобразную систему договорных отношений между государством и гражданами, предпринимателями по принципу – отдайте государству хотя бы минимум, и оно откажется от жесткого контроля за вашей предпринимательской деятельностью и уровнем ваших доходов. Таким образом, государство, по сути,откажется от использования контрольной функции при налогообложении населения.

Вместе с тем, в системе налогообложения Республики Беларусь имеются и свои плюсы, которых нет в Российской Федерации.Например, это касается видового содержания инвестиционных льгот.

Необходимо дальнейшее упрощение налоговой системы, которое приведет к существованию минимального количества основных налогов. Представляется важным уделить внимание совершенствованию системы и порядка взимания местных и имущественных налогов и сборов.

Дальнейшее планирование смещения акцентов в налоговой политике с косвенного налогообложения в сторону прямого также является перспективным. Это подтверждается ростом ВВП, увеличением доходов населения. Немаловажно и продолжение работы по систематизации категориальных налоговых льгот, что позволит выровнять условия налогообложения для плательщиков и обеспечить частичную компенсацию от реализации мер по предполагаемому снижению налоговой нагрузки.

Оперативное реагирование на изменения состояния национальной экономики, будь то поведение предпринимательских организаций или государственных органов, должно быстро анализироваться и при необходимости отражаться в законодательстве путем внесения корректив или дополнений.

В настоящее время в собственности определенной части населения сосредоточено значительное имущество, которое должно облагаться налогом на имущество по дифференцированным ставкам. Жилая площадь в пределах установленных норм не должна облагаться в отличие от излишней. Однако в Республике Беларусь доля налогов на собственность в ВВП остается незначительной, хотя за последнее время несколько возросла.

Таким образом, основными направлениями дальнейшей реформы налоговой системы должны стать:

- улучшение налоговой  структуры за счет повышения  доли и значения прямого налогообложения, пересмотра применяемых налоговых  льгот и расширения налоговой  базы каждого из установленных  налогов и сборов;

- оптимизация соотношения  республиканских и местных налогов  и сборов с ориентацией на  повышение роли и расширение  самостоятельности местных бюджетов  за счет увеличения удельного  веса имущественных налогов, экологических платежей, которые будут являться основой формирования местных бюджетов.

Следует продолжить работу по приведению действующего налогового законодательства в соответствие с требованиями Всемирной торговой организации, упорядочению ставок таможенных пошлин в условиях подготовки Республики Беларусь в эту организацию.

Таким образом, успешная реализация данных направлений приблизит характеристики налоговой системы страны к международным стандартам, позволит более эффективно использовать бюджетно-налоговый механизм для повышения эффективности и конкурентоспособности национальной экономики.

Система налогообложения страховой деятельности должна обеспечивать увеличение поступлений в бюджетную систему  и способствовать оптимизации страхового рынка.

Несовершенство налогового законодательства - один из основных факторов, тормозящих развитие страхования в РБ, являющимся в условиях кризиса важным инструментом социальной защиты населения, стабильным источником инвестиций в экономику, фактором снижения деловых рисков в экономике. Совершенствование налогообложения имеет очень важное значение как один из факторов создания условий для развития страхования. При внесении изменений в налогообложение страховой деятельности необходимо учитывать интересы налогоплательщиков - как страховщиков, так и страхователей. Вместе с тем изменения налогообложения, осуществляемые законодательными органами, поддерживают также обеспечение заинтересованности государства в росте налоговых поступлений по мере расширения страховых операций.[16]

 

 

 

                            ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Применяемая в республике налоговая система имеет общепризнанный набор налоговых платежей, используемых в европейских странах и в странах СНГ, однако активное участие Беларуси в региональных экономических группировках и, в частности, в Евразийском экономическом сообществе вызывает необходимость реформирования национальной налоговой системы.

Формирование равной налоговой нагрузки в пределах объединенной экономики является базовым условием формирования единого налогового пространства, обеспечивающим свободу движения товаров, труда и капитала и создающим равные условия развития национальных экономик.

Хозяйствующие субъекты уплачивают в бюджет и во внебюджетные фонды более двадцати видов налогов и сборов, которые в комплексе позволяют наиболее полно учесть платежеспособность налогоплательщиков, разнообразие форм их доходов, соблюсти принципы равенства и справедливости и эффективно регулировать потребления и накопления.[9]

Для Республики Беларусь в связи со становлением налоговой системы особое значение приобретает принцип разумного сочетания ее гибкости со стабильностью, обеспечивающий адекватность налогов меняющейся экономической ситуации и одновременно создающий гарантию постоянства налоговой нагрузки в течение длительного времени.

Главные недостатки налоговой системы Республики Беларусь можно свести к следующим:

  • практикуется многократное обложение разными налогами одной и той же базы,

  • доминирование косвенных налогов по сравнению с прямыми,

  • регулирование налогов осуществляется с помощью многочисленных нормативных актов, инструктивных и методических материалов, принимаемых органами исполнительной власти,

  • роль налоговой инспекции сужена до наложения штрафных санкций вместо активной профилактики налоговых нарушений.

Вместе с тем серьезным недостатком отечественной налоговой системы является рассредоточение элементов ее нормативно-правовой регламентации по многочисленным законам и подзаконным актам, что вызывает вполне справедливые нарекания у налогоплательщиков. Ситуация еще более усугубляется недостаточной конкретизацией отдельных норм налогового законодательства и противоречивостью их интерпретации.[7]

Таким образом, Республике Беларусь необходимо используя зарубежный опыт реформировать свое налоговое законодательство с целью его упрощения и большей прозрачности для населения. Оптимальным можно считать способ взаимоотношений государственного бюджета и местных бюджетов, когда налоги и сборы непосредственно относящиеся к территориям, взимаются в их бюджеты полностью (или большая часть), что способствует конкуренции между местными органами власти с целью привлечения инвестиций и непосредственного развития подконтрольных территорий.

Тем не менее, налоговая система Республики Беларусь от начала своего становления достигла сравнимо лучших результатов в уровне налоговой нагрузки и организации всего процесса налогообложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы и используемых источников:

  1. Налоговый кодекс РБ (общая и особенная части):по состоянию на 1 января 2010 Г. Минск,   НЦПИ
  2. Закон Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Республики Беларусь» от 1 января 2011 года
  3. Постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 15 ноября 2010 г. № 82
  4. http://nalog.by/
  5. http://belstat.gov.by
  6. http://minfin.gov.by
  7. Жидкова Ю.Е. Налоги и налогообложение - Москва,2009
  8. Адаменко А.А. Налогообложение 2010. - Минск, 2010
  9. Полуян В.Н. Налогообложение в Республике Беларусь и пути его совершенствования. Минск, 2008
  10. Попов Е.М. Налоги в рыночной экономике (анализ налогообложения в Беларуси). Минск, 2010
  11. Н.В. Миляков. Налоги и налогообложение: учебник., Москва, 2009
  12. Пушкарёва В.М.  История финансовой мысли и политики налогов. Минск, 2008
  13. Никулкина В.И.  Общая теория налогообложения. Санкт-Петербург, 2009
  14. Богданов Е.Д.  Налоги и налогообложение. Минск, 2010
  15. Алешкевич. И.П.  Налоги и налогообложение. Минск, 2010
  16. Заяц Н. Е. Налоги и налогообложение: Учебник. , Минск,  2008
  17. Черник Д.Г. Налоги в рыночной экономике. Москва, 2003
  18. В.В. Шевцова. Налоги в Республике Беларусь: Теория и практика в цифрах 2008

 

 


Информация о работе Особенности налогообложения страховых компаний в РБ