Проблема бедности и социальная защита населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 19:53, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данного вопроса заключается в том, что социальная поляризация, расслоение нашего общества на бедных и богатых является основной из ее характеристик на данный момент и наше время.
Целью данной работы является проведение сравнительного анализа социальной защиты населения в некоторых странах, анализ существующей проблемы бедности и поиск путей ее решения.
В пределах курсовой работы невозможно рассмотреть все критерии, касающиеся данной темы, но обозначение основных проблем поможет понять всю сложность ситуации, сложившейся с бедностью в Беларуси и мире.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Теоретические основы
1.1 Бедность: причны, состав, критерии
1.2 Социальная политика: сущность, виды, формы
2. Сравнительный анализ бедности и системы социальной защиты в некоторых странах
2.1 Проблема бедности и социальная политика в зарубежных странах
2.2 Социальная политика и бедность в Беларуси
3. Пути преодоления проблемы бедности в Беларуси и мире
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 65.77 Кб (Скачать файл)

Система социальной защиты в Германии сложилась за многие годы. Ее высокая эффективность признается и за границей. Согласно статье 20, пункт 1 Германия является демократическим  и социальным государством.

Тем не менее проблема бедности не минула и Германию.

В Европейском союзе  бедным считается житель, имеющий  меньше 60% от среднего по стране нетто-заработка. В 2007 году в Германии он составлял 1274 евро, поэтому граница бедности равнялась 764 евро для взрослого, 1605 евро для семейной пары с одним ребенком и 956 евро для родителя-одиночки с одним ребенком.

Почти каждому седьмому жителю Германии угрожает бедность. К  такому выводу пришли эксперты Федерального статистического ведомства. Количество людей, которые подпадают под  границу бедности, составляет 15% населения. Это 14 миллионов жителей Германии. А если не учитывать услуги социального  характера, которые предоставляются  государством и общественными организациями, то эта цифра может достичь  даже 24%, утверждают эксперты.

Особенную обеспокоенность  вызывают темпы роста бедных среди  одиноких родителей - количество таких  выросли до 36%.

Еще одной группой с  высокой степенью риска очутиться  за чертой бедности являются безработные. Среди них квота тех, кто живет  за этой гранью, выросла с 51 до 56%. И  даже среди трудоустроенных есть семь процентов таких, кому угрожает бедность.

ШВЕЙЦАРИЯ

Швейцария лидирует по продолжительности  жизни даже среди благополучных  европейских стран. Отчасти это  объясняется прекрасной экологией  страны, отчасти - высоким уровнем  физической культуры населения. Однако главная заслуга долголетия швейцарцев - высочайший уровень медицины.

Чрезвычайно развитые высокие  технологии послужили почвой к развитию исследований и фармацевтики. Новейшие диагностические разработки в первую очередь внедряются здесь, в швейцарских  клиниках, а уж затем расходятся по миру.

Истоки высоких достижений швейцарской медицины - в особом отношении правительства. Власти Швейцарии  делают все, чтобы стимулировать  развитие медицины и фармацевтики, поскольку не без оснований считают  здоровье населения не только гуманитарным, но и практически выгодным делом.Швейцарцы, будучи неисправимыми прагматиками, подсчитали, что выгоднее вкладывать деньги в медицину, нежели в социальные выплаты по потере трудоспособности.

Несмотря на высочайший уровень сервиса и блистательные  достижения местной медицины, расценки на медицинские услуги - весьма демократичные. Цены среднего диагностического центра в Цюрихе едва ли выше, чем в аналогичных  киевских центрах, при несравнимом  качестве. Конечно, стоит учитывать  общую дороговизну швейцарской  сферы услуг.

Диагностика и лечение  в Швейцарии - продукт штучный. Продукт, который производится в нескольких институтах с мировым именем и  поступает в местные клиники  в первую очередь, таковы швейцарские  законы, касающиеся медицины.

Пособия в Швейцарии

Пособие по обеспечению  прожиточного минимума после увольнения с работы в Швейцарии - самое простое  в мире. Никаких дополнительных условий  и требований к соискателю социального  пособия швейцарские власти не предъявляют. Претендент на получение пособия  вправе рассчитывать на получение 70% от предыдущей зарплаты в течение 400 дней, если он отработал за последние два  года хотя бы по полгода в каждом году. Если соискатель пособия трудился меньше, то выплачиваться ему социальная поддержка будет всего 260 дней, что  также вполне достаточно, чтобы успеть трудоустроиться, неторопливо подыскав именно то, что подходит больше всего.

Институт национального  страхования установил и максимальное пособие по безработице. Житель Швейцарии, оставшийся без работы, имеет право  получить от государства не более 65000 долларов в год. Этой суммы, по мнению социальных служб, должно хватить на скромное существование во время  поиска нового рабочего места.

Пенсионное обеспечение  в Швейцарии

Пенсионный возраст в Швейцарии наступает для женщин в 64, а для мужчин - в 65 лет.

На 2009 год минимальная  пенсия в Швейцарии составляет около 9000 франков, максимальная - около 60 000. Каждый гражданин Швейцарии, начиная с  двадцатилетнего возраста, страхуется государством и обязан выплачивать  страховые взносы. По достижении пенсионного  возраста, в зависимости от стажа  и размера зарплаты, ему начисляется  пенсия по возрасту.

Преждевременное получение  пенсии возможно по состоянию здоровья, вследствие производственной травмы и  по другим объективным причинам. Однако государственное пенсионное страхования  для швейцарских пенсионеров - лишь способ не лишиться куска хлеба и  крыши над головой. Основная масса  трудоспособного населения не рассчитывает на государство, а обеспечивает себе безбедную старость, сотрудничая  с частными пенсионными фондами.

Что могут позволить  себе швейцарские пенсионеры, кроме  обычных для пожилых людей  маленьких радостей? Ну, например, они  любят путешествовать. Самые популярные у пожилых швейцарцев маршруты - Италия, Греция, Испания. Реже - Таиланд, Куба, Вьетнам. Некоторые даже имеют  недвижимость в этих странах, чтобы  удобнее было приезжать туда каждый год, жить несколько месяцев, и при  этом не тратиться на отели.

Проблема бедности в  Швейцарии стоит не так остро. Официально установленный на 2005 г. прожиточный  минимум на человека составил 2 200 швейц. фр. в месяц, и на семью с двумя  детьми 4 600 швейц. фр. Проблема бедности затрагивает многодетных и неполных семей, безработных, частных предпринимателей, людей с низким уровнем образования  и престарелых. Существуют большие  кантональные различия. Так, например, в кантоне Тичино семей с низким доходом в два раза больше, чем в кантоне Цюрих.

В соответствии с опубликованными  в 2005 г. результатами исследования, проводимого  Детским фондом ООН ЮНИСЕФ в 26 странах  ОЭСР по проблемам детской бедности, в Швейцарии 6,8% детей живет в  бедных семьях. "Бедной" в исследовании определена семья, бюджет которой составляет меньше половины среднего дохода в  стране проживания. Меньше всего бедных детей в скандинавских странах. В Австралии число детей, живущих  в бедности, равнялось 14,7%, в Канаде - 14,9%, Великобритании - 15,4% и в США - 21,9%.

Работающая беднота

В Швейцарии существует категория работающих людей, получающих зарплату, недостаточную для существования. Это так называемая "работающая беднота". По данным Федерального ведомства  по статистике в 2005 г. 4,2% работающего  населения в возрасте от 20-ти до 59-ти лет относилось к этой группе. Для  сравнения: в 2004 г. эта цифра равнялась 4,5%. Доля работающей бедноты по сравнению  с остальным населением резко  увеличилась в середине 1990-х гг. Начиная с 2000 г. заметна тенденция  к сокращению ее числа.

Социальная помощь

Право на получение социальной помощи имеет любой житель Швейцарии, живущий за чертой прожиточного минимума. По данным государственной статистики, в 2005 г. 3,3% населения получали социальные пособия, из которых 5% приходились на городские и 1,4% на сельские поселения.

Основную группу получателей  соцпомощи образуют неполные и многодетные семьи, а также молодежь с низким уровнем образования. Среди общего числа лиц, получающих социальные пособия, доля иностранцев 43,8% [12].

ШВЕЦИЯ

О высокой значимости социальной защиты в Швеции свидетельствует  следующие факты. В категорию  бедных попадает только 5,6 % населения, тогда как в США - 17%. В Швеции 1/3 бюджета уходит на социальные нужды.

Основной принцип шведской модели - универсальность, т.е. охват  всех слоев населения.

Уровень налогообложения  один из самых высоких - 67%. Это есть одна из причин высокой степени социальной защищенности граждан, отсутствие широких  контрастов между богатством и бедностью. Государство перераспределяет социальные блага от наиболее обеспеченных слоев  населения к менее обеспеченным.

Пенсионное обеспечение.

Пенсионный возраст равный для мужчин и женщин - 65 лет.

Они получают основную пенсию, размер которой зависит от предыдущих доходов застрахованного и дополнительную, основана на принципе капитализации взносов. Размер страховых взносов - 18,5%. Из них 16% идет на финансирование основной пенсии, а 2,5 % переводится на индивидуальный счет застрахованного, где накапливаются проценты и служат затем для выплаты дополнительной пенсии.

Финансирование фонда  пенсионного страхования в основном осуществляется за счет государства - 60%.

Размер пенсии по инвалидности составляет от 50 до 100% базовой суммы.

Цель социальной политики в Швеции - сделать инвалидов полноправными  членами общества, а не приспособить их к отдельным видам трудовой деятельности в особо организованных условиях.

Медицинское страхование.

Система медицинского страхования  носит децентрализованный характер и возложена на 23 окружных совета и 289 муниципалитетов. Финансирование - 72% подоходные налоги, взимаемые на уровне округов, 13% государственные  трансферты, 3,4% - взносы, охваченных страхованием лиц. Жители области облагаются подоходным налогом, 80% которого идет на финансирование здравоохранения.

Основные компоненты системы  медицинского страхования:

1. Страхование по болезни.  Как правило, до 90% полной заработной  платы.

2. Стоматологическое страхование.  Страховка покрывает от 50% до 90%, в  зависимости от суммы расходов.

3. Пособие родителям  по болезни. Отец или мать  могут получать пособие по  болезни ребенка в возрасте  до 12 лет сроком до 60 дней, от 12 до 16 лет по заключению врача.

Однако все окружные советы, как правило, взимают плату  с лиц, прибегающих к медицинской  помощи, в качестве частной компенсации  за услуги. Она колеблется от 11 до 16 евро за визит к врачу. Не больше 100 евро за 12 месяцев.

Стационарное лечение  оплачивается кассой социального страхования  от 5 до 220 евро в день. Максимальный оплачиваемый срок лечения в больнице ограничивается двумя годами.

Предоставляются также  компенсация оплата дорожных расходов, расходов на покупку лекарств (свыше  определенной суммы), при хронических  болезнях или угрожающих жизни - полная компенсация.

Страхование по безработице.

Охватывает все население, а не только экономически активное.

В отличие от других стран  Европы действует добровольная система  страхования по безработице. Около 2/3 населения являются членами касс добровольного страхования по безработице. Включает два компонента: страхование  по безработице и минимальное  обеспечение (ранее помощь по безработице).

В начале 1990-х гг. пособие выплачивалось в размере 90% от ранее получаемой заработной платы, то в 2000-е гг. 80% или 65 евро в день.

Через 5 дней после увольнения начинают выплачивать пособие.

В возрасте от 16 до 57 лет - до 300 дней, старше 57 лет 450 дней.

Финансирование.

Работник и работодатель платят взносы, государство - 70%.

Те граждане, которые  не охвачены системой страхования, получают минимальное социальное обеспечение  по безработице (27 евро в день). Срок выплаты зависит от возраста до 57 - 150 дней (в системе страхования 300), после 57 - 300 дней [12].

Минимальное социальное обеспечение. Для все проживающих в стране на законной основе, наличие гражданства не обязательно.

270 - евро в день, а с  учетом всех надбавок - 338 евро.

Для семейных пар без  детей - 492 евро.

Пособие на ребенка до 1 года - 137 евро, от 15-до 18 лет - 240 евро.

Отдельно идут субсидии на покрытии расходов на оплату жилья, электроэнергии, поездок на работу, медицинское обслуживание, стоматологическую  помощь, страховые взносы по безработице.

2.2 Бедность и социальная защита в Беларуси

Цитата из выступления Председателя Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Попова В.А: «Республика Беларусь в отличие от большинства развивающихся стран находится в относительно благоприятном положении. Согласно докладу Программы развития ООН за 2005 год, показатель индекса развития человеческого потенциала для Беларуси по сравнению с данными предыдущего доклада вырос с 0,794 до 0,804» [4].

По сравнению с другими странами с переходной экономикой уровень  бедности в Беларуси является одним  из самых низких. Менее 1 процента населения  страны живет в крайней бедности, под которой понимается доход  менее, чем $2 в день. В то же время значительное число белорусских граждан попадает в категорию с низким уровнем доходов: согласно данным официальной статистики, в середине 2000-х численность населения с доходами ниже бюджета прожиточного минимума оставалась сравнительно высокой, составив свыше 1,7 миллиона человек или 17,8 % от общей численности населения страны. Почти каждая 20-я семья в Беларуси живет в бедности. За ее чертой в 2007 году находилось 207,4 тысячи из 3,6 млн. домашних хозяйств. Как и в других странах СНГ, риску бедности в наибольшей степени подвержены жители сельских районов, дети и неполные семьи [13].

Перед страной стоит задача сохранения устойчивости высоких темпов экономического роста при одновременном доведении  доходов малообеспеченных граждан  до среднего уровня. Это приобретает особую актуальность в свете предстоящих реформ в промышленности и сельскохозяйственном секторе.

По словам министра статистики и  анализа Беларуси Владимира Зиновского, если в 2005 году в общем числе домашних хозяйств количество малообеспеченных составляло 35,7%, то теперь снизилось до 5,6%. Заметим, что домашнее хозяйство -- совокупность лиц, проживающих в одном помещении, то есть это может быть несколько семей, например, семья родителей и дочери, живущие в одном доме. Между тем, судя по результатам опроса Независимого института социально-экономических исследований, не многим стало жить лучше. Динамика распределения ответов на вопрос «Как изменилось Ваше личное материальное положение за последние три месяца?» представлена в таблице 3:

Таблица 3

Из таблицы видно, что большинство  опрошенных не ощущают улучшений  в своем материальном положении, а треть опрошенных, что достаточно много, считают, что их положение  ухудшилось.

Информация о работе Проблема бедности и социальная защита населения