Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июля 2013 в 20:15, дипломная работа
В процессе работы выполнены следующие исследования: изучено экономическое содержание и назначение транспортного страхования грузов, проанализирован рынок страхования грузов в РБ, внесены предложения по его совершенствованию. Методом исследования является структурный анализ современного состояния рынка страхования грузов.
В процессе работы широко применялись общенаучные методы и приемы, а именно: анализ и группировка, экономика-статистические сравнения, системный подход и др.
Помимо него, существуют и другие методы формирования и использования фондов, которые по своей экономической сущности выполняют функции страховых фондов. Эти методы могут быть централизованными и децентрализованными.
Централизованный метод связан с прямым законодательным выделением из национального дохода и национального богатства страны определенных финансовых резервных и, в том числе, страховых фондов. Централизованным методом формируются, в частности, резервные фонды государственных бюджетов, валютные резервы и золотой запас государства.
В страховании также применяется централизованный метод. Как правило, это происходит в случае формирования государством страховых фондов как фондов социальной поддержки за счет обязательных платежей физических и юридических лиц. Необходимость в таких фондах очевидна, так как возможности государства в оказании социальной помощи весьма ограниченны, а в условиях рыночной экономики государство и не ставит цели всесторонней опеки своих граждан. Средства этих фондов используются в строгом соответствии с установленными нормативами и при наличии определенных предпосылок. К примеру, целевой внебюджетный «Фонд социальной защиты населения» своей главной задачей имеет финансирование расходов по выплате государственных пенсий, пособий и других социальных выплат в соответствии с законодательством Республики Беларусь о социальном страховании.
Децентрализованный метод
Самый надежный способ компенсации ущерба -это участие юридических и физических лиц в страховых фондах, создаваемых специализированными страховыми организациями (страховщиками) методом страхования. Сформированный страховой фонд становится, по сути, системой запасных и резервных фондов, источниками которых выступают соответствующие элементы, входящие в страховые тарифы, а также часть прибыли страховой организации.
Тем не менее объективные условия использования именно страхового метода для защиты от непредвиденных неблагоприятных событий проявляются в полной мере лишь тогда, когда государство лишено возможности широкого маневрирования финансовыми ресурсами хозяйствующих субъектов. Имущественная обособленность хозяйствующих субъектов есть объективное условие страховой защиты с помощью метода страхования.
По своему материальному содержанию страхование представляет собой целевые денежные (материальные) фонды, необходимые для покрытия непредвиденных нужд общества и его членов.
В страховании участвуют как юридические, так и физические лица, и для реализации экономических страховых отношений на практике они должны стать страховыми правоотношениями. Это становится возможным при наличии страхового права, то есть совокупности норм поведения участников страховых правоотношений, установленных государством [21, с. 10].
Правоотношения, связанные с проведением страхования, можно разделить на две группы. В первую входят правоотношения, регулирующие собственно страхование, то есть процесс мобилизации, распределения и использования страхового фонда. Во вторую — правоотношения, регулирующие организацию страхового дела, то есть финансово-хозяйственную деятельность страховщиков, их взаимосвязь с бюджетом, банками, органами государственного управления и др.
И та, и другая группа правоотношений регулируется нормами нескольких отраслей права, в частности гражданского и финансового.
Гражданское право регулирует договорные отношения между страховщиками, страхователями, посредниками (страховыми агентами и страховыми брокерами) и другими организациями.
Финансовое право — отношения, основанные на государственно-властных предписаниях. Финансовые правоотношения складываются между [21, с. 11]:
- государством (в лице правительства) и Комитетом по страховому надзору при Министерстве финансов Республики Беларусь по поводу организации государственного надзора за страховой деятельностью;
- Комитетом по страховому надзору при Министерстве финансов Республики Беларусь и страховыми организациями по поводу организации и лицензирования страховой деятельности;
- Комитетом по страховому надзору при Министерстве финансов Республики Беларусь и страховыми организациями по поводу порядка инвестирования свободных финансовых ресурсов последних, создания ими страховых резервов по накопительным и рисковым видам страхования, соответствия нормативного размера соотношения активов страховщика принятым страховым обязательствам и пр.;
- Комитетом по страховому надзору при Министерстве финансов Республики Беларусь и страховыми брокерами по поводу лицензирования и организации деятельности страховых брокеров;
- правительством и Белорусской государственной страховой организацией по поводу обязательного страхования;
- государством (в качестве страховщика) и отдельными категориями граждан по поводу обязательного государственного страхования и др. Все сказанное выше позволяет рассматривать страхование не только как экономическую, но и как юридическую категорию. Как юридическая категория страхование выступает формой обеспечения обязательств в хозяйственном и гражданско-правовом обороте.
Реализация обязательств осуществляется через систему финансовой компенсации в случае неблагоприятных обстоятельств в обмен на преимущественно регулярную уплату небольших денежных сумм (страховых премий), из которых формируется страховой фонд. Средства этого фонда вкладываются уполномоченным на то лицом (страховщиком) в приносящие доход активы, и в этом аспекте страхование является видом предпринимательской деятельности.
Институт страхования
представляет собой, с одной стороны,
особую группу экономических отношений
между физическими и
Объем страховой ответственности при перевозке грузов разнообразен. Основные риски можно сгруппировать по критериям в зависимости:
- от вида транспорта,
где риски обусловлены
- топографических и временных условий перевозки;
- характеристики груза и условий его транспортировки.
Страховые случаи в страховании грузов классифицируются следующим образом.
Во-первых, это результат стихийного бедствия, проявления природных сил: землетрясения, наводнения, урагана, оползня и т. д. Все эти риски, являющиеся
следствием действия природных сил, относятся к категории непредвиденных обстоятельств. В абсолютном большинстве случаев страховщик отвечает за их последствия — гибель, повреждение, пропажу объектов страхования. В то же время происходящие естественные процессы, например физико-химические — усушка и т. д., договорами страхования исключаются из покрытия, следовательно, ущерб от них не возмещается страховщиком.
Страховые случаи второй категории — это результат противоправной человеческой деятельности. Они определяются как риск, исходящий от третьих лиц. Последними по отношению к страхователю и страховщику выступают лица, осуществляющие перевозку грузов: представители транспортных, экспедиторских, складских организаций; а также лица, не имеющие отношения к перевозке грузов, - злоумышленники, участники военных действий и трудовых конфликтов. Здесь вероятность наступления страхового случая может быть различной.
Суть договора страхования — гарантировать страхователю защиту от наступления случайных непредвиденных обстоятельств. Поэтому из всех условий страхования исключаются убытки от гибели и повреждения грузов, вызванные нарушениями условий транспортировки, упаковки, складирования вследствие соответствующих действий грузоотправителя или его представителей. Исключаются из страхового покрытия традиционные форс-мажорные обстоятельства. Эти виды исключений, как правило, относят к безусловным, которые страховщик не берет на свою ответственность и за дополнительную страховую премию. Не возмещаются также косвенные убытки страхователя, кроме тех случаев, когда по условиям договора такие убытки подлежат возмещению в порядке общей аварии.
В зависимости
от характера убытков и принципов
их распределения между
Если при анализе аварии выявится отсутствие хотя бы одного из перечисленных выше условий, убыток будет признан частной аварией. Убытки частной аварии падают на владельца поврежденного имущества или на того, кто ответственен за их причинение.
Круг рисков,
убытки от которых возмещаются
Правила страхования определяют объем ответственности страховщика, период его ответственности, а также порядок заключения договора страхования и порядок действий страхователя и страховщика после наступления страхового случая. Таким образом, договор страхования должен содержать следующие реквизиты:
- название документа;
- название и адрес страховщика;
- фамилию, имя, отчество или название страхователя и его адрес;
- объект страхования;
- размер страховой суммы;
- перечень страховых случаев;
- размер тарифа, размер страховых взносов и сроков их уплаты;
- срок действия договора;
- порядок
изменения условий и прекращени
- права и
обязанности сторон и
- другие условия по соглашению сторон;
- подписи сторон.
В заявлении, кроме обязательных реквизитов, требуется указать номер и дату договора купли-продажи или договора поставки. После того как определено, кто и за чей счет осуществляет страхование, возникает вопрос о сведениях необходимых для страховщиков непосредственно по грузу. Страхователь обязан в соответствии с данными по договору купли-продажи указать в письменном заявлении страховщику:
Сведения о грузе, указываемые в заявлении, могут носить предварительный и окончательный характер, соответственно заявление на страхование может быть предварительным и окончательным. Договор страхования заключается на основании окончательных данных. Окончательные сведения об отправке должны представляться страховщику до начала отгрузки.
Информация о работе Страхование грузов и пути его развития (на примере ЗАСО «Белнефтестрах»)