Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 18:40, контрольная работа
Становление новой системы хозяйствования в Российской Федерации вносит принципиальные изменения в организацию страхового дела.
Невозможно отрицать, что при командно-административной системе управления народным хозяйством, доминирующей роли государственной собственности и слабой экономической ответственности руководителей и трудовых коллективов за её сохранность, страхование никак не могло в полной мере выполнять свои функции.
Введение……………………………………………………………………….3
1. Страховой рынок…………………………………………………………….5
1.1. Понятие страхового рынка и условия его существования…………5
1.2. Структура страхового рынка и его виды…………………………….6
1.3. Внутреннее содержание и внешнее окружение страхового
рынка. Управляемые и неуправляемые факторы……………………………….7
1.4. Современное состояние страхового рынка Российской Федерации…9
2. Государственное регулирование страховой деятельности………………14
2.1. Государственное регулирование страховой деятельности: понятие и направления………………………………………………………………………14
2.2. Прямое участие государства в становлении страховой системы защиты имущественных интересов…………………………………………….15
3. Законодательное обеспечение становления и защиты
национального страхового рынка………………………………………………16
4. Государственный надзор за страховой деятельностью…………………...17
5. Пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на страховом рынке………………………………………………22
6. Лицензирование страховой деятельности…………………………………24
7. Перспективы развития страхового законодательства……………………27
Совершенствование законодательства в России…………………………...27
8. Совершенствование государственного регулирования и
внедрение механизмов самоуправления на страховой рынок РФ…………..30
9. Перспективы либерализации страхового рынка РФ……………………..35
Заключение…………………………………………………………………...37
Список используемой литературы..................................................................39
Задача…………………………………………………………………………..40
между страховыми компаниями, между страховыми компаниями и другими финансово - кредитными учреждениями, между страховыми компаниями и нефинансовыми институтами.
При
этом страховая компания может влиять
на конкуренцию посредством
- технического обслуживания: уровня обслуживания страхователей и
договоров страхования;
- уровня культуры, качества работы с клиентами страховой компании.
К неуправляемым со стороны страховой компании составляющим внешней среды относятся:
- научно-технический прогресс,
- государственно-политическое окружение (стабильность государственной и
социальной политики, направленной на поддержку страхового дела),
- состояние экономики (численность населения, денежная система,
валютное положение, уровень жизни населения и т.п.),
- социально-этическое окружение страхового рынка (уровень страховой
культуры, национальные традиции, этнический состав и т.д.),
- конъюнктура мирового страхового рынка.
1.3. Современное состояние страхового рынка Российской Федерации.
Страхование в нашей стране прошло несколько этапов в дореволюционный и послереволюционный периоды. Основной формой страхования в дореволюционном периоде было добровольное страхование, которое осуществлялось акционерными обществами, обществами взаимного страхования и земскими обществами. В послереволюционном периоде страхование прошло два этапа: в условиях социализма (при государственной монополии на этот вид деятельности) и в условиях становления рыночной экономики.
При
государственной страховой
Расширение
самостоятельности
Началом создания отечественного добровольного страхования следует считать факт реальной демонополизации страховой деятельности и, как следствие этого - быстрый рост числа альтернативных страховых организаций.
Предпосылками развития страхового дела в нашей стране явились:
- укрепление
негосударственного сектора
- рост
объемов и разнообразия
- сокращение
некогда всеобъемлющих
государственного
социального страхования и
Общественное развитие России обусловило необходимость перехода к страховому рынку, функционирование которого опирается на познание и использование экономических законов, таких как закон стоимости, закон спроса и предложения.
В целом развитие российского страхового рынка происходит достаточно динамично, наблюдается устойчивый ежегодный прирост поступления страховой премии. Вместе с тем, объемы операций российских страховщиков пока незначительны. Наиболее крупные компании собрали в 1997 году от 200 до 700 млрд руб., или приблизительно от 40 до 150 млн долл. страховых взносов. В целом по рынку поступление страховых взносов составило около 21 трлн руб. страховых взносов (около 5 млрд долл.). Страховые выплаты составили 15,8 трлн руб. (около 3,5 млрд долл.). Необходимо отметить, что относительно высокие темпы прироста объема поступлений объясняются, в том числе инфляционными процессами.
Представляют определенный интерес основные направления деятельности компаний.
В
последнее время структура
- обязательные виды страхования, а это, главным образом, обязательное
медицинское страхование, составили 28% всех поступлений;
- наибольший удельный вес занимает добровольное личное страхование -53% поступлений;
- на долю страхования имущества и ответственности приходится около 19% всех операций.
Значительный удельный вес операций добровольного личного страхования в условиях высокой инфляции может вызвать удивление, если не учитывать, что главным образом это следствие популярности краткосрочных видов страхования жизни. Что касается страхования имущества и ответственности, то причин низкого уровня развития этих видов страхования несколько.
Первая, и, по-видимому, главная, - недостаточные финансовые возможности потенциальных клиентов.
Вторая - отсутствие мотивов для заключения договоров страхования.
Крупные промышленные предприятия, пройдя этап приватизации, только начинают проявлять интерес к страхованию своего имущества. Основная же масса предпринимателей не имеет достаточных стимулов и финансовых ресурсов для обеспечения своей страховой защиты.
Наименее развитым в России является рынок страхования населения. Имеющиеся свободные средства люди предпочитают хранить у себя дома, конвертировать в твердую валюту, либо, в крайнем случае, хранить в банках.
Хранение в банках имеет смысл, поскольку доход, полученный от такого
размещения, по действующему законодательству, налогом у физического лица не облагается.
Таким образом, в условиях весьма значительных потенциальных возможностей российского рынка страховых услуг потребности национальной экономики и населения в качественных страховых услугах не удовлетворяются. Основное бремя расходов по ликвидации последствий природных и техногенных катастроф ложится
на государственный бюджет.
Страхование же пока не стало неотъемлемой частью развивающегося рынка.
Определенной проблемой является развитие перестраховочного рынка: объем операций зарегистрированных в России около 30 профессиональных национальных перестраховщиков невелик (сумма принятой ими в перестрахование премии не превышает 1% от объема собираемой премии по прямому страхованию).
Ограниченность операций перестраховщиков главным образом объясняется недостатком опыта и финансовых возможностей. Прямые страховщики предпочитают перестраховывать риски друг у друга путем своеобразного "обмена", либо пользоваться услугами иностранных перестраховщиков, что таит в себе определенную опасность, поскольку деятельность иностранных перестраховщиков находится сегодня вне сферы государственного регулирования.
Существенным препятствием для повышения уровня и культуры страхования является нехватка страховых специалистов, особенно в области актуарных расчетов, риск менеджмента, страхового права, аудита в сфере страхования.
В условиях переходного периода ситуация в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов для страхового рынка остается сложной.
Думается, одним из шагов в решении настоящей проблемы была бы консолидация усилий страховщиков.
Успешное развитие страхового дела невозможно в условиях национальной самоизоляции, без использования апробированного международного опыта.
Многие модели и решения, разработанные в развитых странах в области страхования и его регулирования, нашли свое практическое применение и в российской действительности. Директивы ЕС по условиям лицензирования страховой деятельности, установившие классификацию видов страховой деятельности по страховым рискам и объектам страхования, дифференцированные требования к размеру уставного капитала страховщиков, зависящие от вида предполагаемой страховой деятельности, а также:
- специальный план счетов бухгалтерского учета для страховщиков, учитывающий особенности страховой деятельности в части, связанной с формированием страховых резервов и определением финансовых результатов;
- требования к соблюдению маржи платежеспособности страховщиков; правила размещения активов страховщиков;
- положение о формировании технических резервов стали основой для разработки нормативных документов, применяемых ныне в России.
Достаточно
часто практикуется проведение международных
конференций, семинаров с различной тематикой.
Одним из таких мероприятий является ставшее
традиционным "Страховое Рандеву"
в Москве, завоевавшее мировую известность
и авторитет. Особенностью последней конференции,
проведенной в апреле прошлого года, стало
активное участие в ней страховщиков стран
СНГ, в том числе представителей органов
страхового надзора. Безусловно, конференция
сыграла заметную роль в укреплении нормальных
рабочих взаимоотношений между страховщиками
и гос.органами, подготовке рекомендаций,
как для страховщиков, так и для органов
государственной власти в части поддержки
государством страхового бизнеса.
2. Государственное регулирование страховой деятельности.
В
условиях переходного периода
существует во многих странах.
2.1. Государственное регулирование страховой деятельности: понятие и направления.
Государственное
регулирование страховой
а) прямое
участие государства в
имущественных интересов;
б) законодательное
обеспечение становления и
в) государственный надзор за страховой деятельностью;
г) защита добросовестной конкуренции на страховом рынке, предупреждение и пресечение монополизма.
Повышение эффективности государственного регулирования страховой деятельности, совершенствование нормативной базы страховой деятельности рассматриваются в качестве средств для создания эффективной системы страховой защиты имущественных интересов граждан и юридических лиц в Российской Федерации.
2.2.Прямое участие государства в становлении страховой системы защиты имущественных интересов.
Прямое
участие государства в
во-первых, предоставления гарантий социальной защиты определенных групп населения и проведением обязательного государственного страхования за счет бюджетных средств;
во-вторых, определением основ и порядка участия государства в страховании некоммерческих рисков для защиты инвестиций, в том числе и иностранных, в страховании экспортных кредитов;
в-третьих, предоставлением дополнительных гарантии тем средствам страховщиков, которые размещаются в форме специальных нерыночных государственных ценных бумаг с гарантированным доходом;
в-четвертых, созданием целевых резервов, компенсирующих
несостоятельность
отдельных страховых
обязательств по договорам долгосрочного страхования жизни и пенсионного
страхования граждан.
3. Законодательное обеспечение становления и защиты национального страхового рынка.