Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2015 в 12:52, курсовая работа
Личное страхование в нашей стране на протяжении многих десятилетий являлось основой всей системы страхования. В условиях нестабильной экономики, инфляции, высокого налогового бремени, недостаточности свободных средств у граждан и предприятий, потери доверия населения к финансовым институтам, а также влияния мирового финансового кризиса, личное страхование потеряло свою популярность, а система долгосрочного страхования практически разрушена.
Директивы “третьего поколения”, принятые в 1992 г., предусмотрели возможность того, что страховщики, учрежденные на территории одного из государств и контролируемые страховым надзором этого государства, могут свободно предоставлять свои услуги страхователям на территории любого другого государства ЕС.
Указанные директивы обеспечивают формирование единого страхового пространства и единообразного национального страхового законодательства. Другими важными нормативными документами, по своей значимости сопоставимыми с законами, являются международные конвенции, определяющие, среди прочего ответственность, а, следовательно, и условия страхования, например Варшавская конвенция в воздушных перевозках, Йорк-Антверпенские правила в части морских перевозок и др.
Практически вне единого правого пространства осталась страховая ассоциация Ллойда в связи с ее своеобразным правовым статусом. Она, как известно, представляет собой ассоциацию индивидуальных андеррайтеров или их групп (синдикатов). При заключении страхового или перестраховочного договора участвует не ассоциация, а конкретный андеррайтер. Такой ее статус закреплен специальным британским законом от 1871 г.
В странах Организации экономического сотрудничества и развития нет единой системы регулирования. Предпринимавшиеся ранее попытки контролировать все аспекты страховой деятельности в таких странах, как Германия, Франция и ряд других, привели к застою рынка и отсутствию у страховых компаний мотивов повышения эффективности работы.
К настоящему времени в странах ОЭСР
возобладали тенденции дерегулирования
страхового рынка, предполагающие иные
подходы к государственному регулированию страхования (См.
• государственный контроль ставит своей основной задачей регулирование страхования физических лиц.
• ослабевает контроль, ограничивающий конкуренцию страховщиков при одновременном усилении контроля за их финансовым положением;
• предварительное утверждение органами страхового надзора условий страхования постепенно заменяется усилением роли законов, защищающих интересы страхователей.
Общепринятым назначением страхового надзора становится защита страхователей, застрахованных и выгодоприобретателей, которые по определенным страховым соглашениям имеют право в любое время требовать от страховщиков выполнения своих обязательств.
Доминирующим подходом к регулированию страховой деятельности в рамках ОЭСР является предоставление страховщикам свободы в расширении своей деятельности, предполагая, что страхователи способны критически оценить и сравнить предлагаемые страховые услуги в условиях отсутствия общего регулирования страхового рынка. Дополнительно в странах Европейского содружества действует упрощенная процедура вступления страховщика на рынок – так называемая система “единой лицензии”.
В странах ОЭСР реализуются аналогичные мероприятия по стандартизации процедуры лицензирования, однако эти усилия сдерживаются позицией США, где в каждом штате предусмотрена своя процедура лицензирования страховщиков.
В некоторых странах, не членах ОЭСР, сохраняются государственные монополии на отдельные виды страхования, особенно обязательного, в других запрещена или ограничена деятельность частных страховщиков. В других, в частности в США, преобладает мнение, что государственные страховщики нарушают принцип честной конкуренции и не пускают такие компании на свой рынок. В России сохраняются ограничения на участие иностранцев в уставном капитале страховых компаний. Однако стремление к экономическому либерализму и влияние международных организаций, таких, как Всемирная торговая организация, постепенно устраняют законодательные барьеры на путях иностранного капитала.
При лицензировании иностранных страховщиков многие страны действуют по принципу взаимности, т.е. в зависимости от действия тех стран, куда стремятся проникнуть национальные страховщики.
Во всех странах ОЭСР надзор за страхованием является частью исполнительной власти. Обычно он находится в ведении министерств финансов, экономики, торговли, экономики и промышленности, юстиции и т.д. Однако это может быть и независимый государственный орган, как, например, в США, где в каждом штате действует департамент по страхованию. Органы страхового надзора стран ОЭСР наделены правами лицензирования национальных страховщиков, в некоторых странах – и иностранных, продления и отзыва лицензии. Обычно национальный страховой надзор строго контролирует соответствие деятельности страховщика выданной ему лицензии. Однако только в отдельных странах, например в США и Нидерландах, термин страховая деятельность определен законом, а в остальных используются определения, данные наукой,
правосудием, практикой. Известна и применяется классификация ОЭСР, согласно которой выделяют четыре класса страхования: страхование жизни, здоровья, имущества и страхование от несчастных случаев.
В Германии, например, государственный контроль над всеми действующими национальными и иностранными страховыми компаниями возложен на Федеральное ведомство надзора за деятельностью страховых компаний. Оно осуществляет мониторинг уровня платежеспособности и финансовой устойчивости страховых компаний, проводит анализ управленческий структур компаний, согласовывает кандидатуры на высшие посты и на должности внутренних аудиторов компаний, рассматривает жалобы акционеров и страхователей.
Государство также следит за тем, чтобы сведения о клиентах, накопленные в банках данных страховой компании, не передавались третьим лицам. В Германии действует закон о защите личных данных. Застрахованный может быть уверен, что у его дверей не будет непрерывного потока коммивояжеров, предлагающих услуги своих компаний, как не будет и потока почтовых отправлений с рекламой.
Многие страховые компании в Германии, как мы уже упоминали, являются членами немецкой ассоциации по страхованию (GDV) – добровольного союза немецких страховых компаний. Как и другие национальные страховые союзы Европы, немецкая ассоциация защищает интересы национальных страховщиков в правительстве, парламенте, перед политическими партиями и социальными группами, а также организациями ЕС и другими международными организациями. Ассоциация поддерживает широкие контакты со страховыми рынками Центральной и Восточной Европы, оказывая поддержку развитию современной страховой индустрии, предоставляя информацию, консультационные услуги, помощь в базовой и специализированной подготовке по страхованию, помогая организации и развитию страховых союзов и органов страхового надзора в этих странах.
Главным органом страхового надзора Франции является Комиссия по контролю за страховой деятельностью – независимый орган, учрежденный в 1989 г. и контролирующий деятельность страховых организаций. Комиссия состоит из пяти членов, назначаемых на пять лет Министерством финансов.
Органы страхового надзора большинства стран контролируют и перестрахование, в том числе передачу рисков иностранным перестраховщикам. В некоторых странах ОЭСР для проведения перестрахования требуется специальное разрешение.
Вид страхования |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
Личное страхование, всего |
89,8 |
88,0 |
90,5 |
90,1 |
91,7 |
Страхование жизни, всего |
93,0 |
91,7 |
94,1 |
94,6 |
95,1 |
На случай смерти, дожития до определенного возраста или срока либо наступления иного события |
99,5 |
99,8 |
99,9 |
99,6 |
99,5 |
Пенсионное страхование |
59,5 |
92,4 |
93,8 |
96,1 |
94,7 |
Личное страхование (кроме страхования жизни) |
94,3 |
91,4 |
93,8 |
95,9 |
96,2 |
Страхование от несчастных случаев |
95,1 |
94,1 |
95,4 |
97,5 |
97,8 |
Добровольное медицинское страхование |
91,3 |
77,2 |
83,7 |
86,7 |
88,1 |