Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 13:41, шпаргалка
Постнумерандо или коэффициент рассрочки – это показатель, используемый для перевода единовременной тарифной ставки в тарифную ставку для периодических взносов. По величине равен аннуитету единичной немедленной срочной (на период уплаты взносов) ренты. Коэффициент рассрочки всегда рассчитывается для конкретного периода уплаты взносов, который в общем случае может быть меньше срока страхования.
Страхование жизни:
1) Страхование на случай смерти
Объединяет виды страхования, которые предусматривают страховую выплату только в случае смерти застрахованного
2) Страхование на дожитие
В договорах личного страхования
и договорах страхования
При накопительном личном страховании (например, на случай достижения ребенком совершеннолетия) страховая сумма назначается и рассчитывается по воле страхователя, страхователь сам определяет сумму, какую он желает получить при наступлении в его жизни предусмотренного договором события (страхового случая).
Страховая сумма является обязательным условием договора страхования, следовательно, она должна быть прямо указана в договоре, и ей как правовой категории присущи некоторые особенности:
1) страховая сумма выступает в качестве предела ответственности страховщика по выплате суммы страхового возмещения;
2) указанный предел устанавливается сторонами договора страхования при его заключении;
3) критерием определения предела страховой суммы является оценка страхового риска, предусмотренная страховым и гражданским законодательством, а также стоимость конкретного страхового интереса.
(Страховая сумма - определенная
договором страхования или
Страховая сумма - денежная сумма, в пределах которой страховщик обязан провести выплату при наступлении страхового случая. Страховая сумма не должна превышать страховой стоимости объекта страхования.
Страховая сумма - в личном страховании - конкретный размер денежных средств, выплачиваемых при наступлении страхового случая.
II) Страховой тариф - ставка страховой премии с единицы страховой суммы или объекта страхования. Страховой тариф определяется в абсолютном денежном выражении или в процентах от страховой суммы в заранее обусловленном временном интервале (сроке страхования). Страховой тариф состоит из нетто-ставки и нагрузки.
По обязательному страхованию страховые тарифы устанавливаются законом, а по добровольному - правилами страхования.
По имущественному страхованию
за основу страховых тарифов принимается
фактическая или вероятная
III) Страховая премия - плата за страхование, которую страхователь обязан внести страховщику в соответствии с договором страхования или законом. Страховая премия по определяется как произведение страховой суммы на страховой тариф.
Страховая премия вносится страхователем единовременно авансом или частями в течение всего срока страхования. Размер страховой премии отражается в страховом полисе.
По экономическому содержанию страховая премия есть сумма цены страхового риска и затрат страховщика, связанных с покрытием расходов на проведение страхования.
IV) Страховая выплата - в имущественном страховании - страховое возмещение.
Страховая выплата - в личном страховании - страховое обеспечение.
Страховая выплата - оплаченный страховой ущерб. Страховая выплата может производиться страховщиком наличными деньгами или путем безналичных расчетов на счет страхователя.
Страховое возмещение - сумма выплаты из страхового фонда для покрытия ущерба в имущественном страховании и в страховании гражданской ответственности страхователя за материальный ущерб перед третьими лицами.
Страховое возмещение может быть равно страховой сумме или меньше ее, исходя из конкретных обстоятельств страхового случая и условий договора страхования.
Основанием для выплаты
75. Основные функции федеральной службы надзора за страховой деятельностью.
федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью. Создан в соответствии с Законом РФ «О страховании» от 27 ноября 1992 (в редакции от 31 декабря 1997 Закон носит название «Об организации страхового дела в Российской Федерации») и действует на основании Положения, утвержденного Правительством РФ. До августа 1996 им была Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью, теперь Министерство финансов РФ, в котором создан Департамент страхового надзора.
Основные функции федеральной службы страхового надзора: выдача страховщикам лицензий на осуществление страховой деятельности; ведение единого Государственного реестра страховщиков и объединений страховщиков, а также реестра страховых брокеров; контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков; установление правил формирования и размещения страховых резервов, показателей и форм учета страховых операций и отчетности о страховой деятельности; выдача в предусмотренных законом случаях разрешений на увеличение размеров уставных капиталов страховых организаций за счет средств иностранных инвесторов, на совершение сделок с участием иностранных инвесторов по отчуждению акций (долей в уставных капиталах) страховых организаций, а также на открытие, филиалов страховыми организациями с иностранными инвестициями; разработка нормативных и методических документов по вопросам страховой деятельности (в пределах компетенции); обобщение практики работы страховых организаций, подготовка и представление в установленном порядке предложений по развитию и совершенствованию законодательства РФ о страховании.
Лицензии на осуществление страховой деятельности выдаются на основании заявлений страховщиков с приложением: учредительных документов; свидетельства о регистрации; справки банка о размере оплаченного уставного капитала (не ниже установленного законом минимума); экономического обоснования страховой деятельности (бизнес-плана); правил по видам страхования; расчетов страховых тарифов; сведений о руководителях и их заместителях. (Перестраховщикам не требуется представлять бизнес-план, правила и расчет тарифов.)
Лицензии выдаются на проведение добровольного
и обязательного личного
Федеральная служба страхового надзора вправе: получать от страховщиков установленную отчетность о страховой деятельности, информацию об их финансовом положении; производить проверки соблюдения ими законодательства и достоверности представляемой отчетности; при выявлении нарушений давать страховщикам предписания по их устранению, а в случае невыполнения предписаний приостанавливать или ограничивать действие лицензий этих страховщиков впредь до устранения выявленных нарушений либо принимать решение об отзыве лицензий; обращаться в арбитражный суд с иском о ликвидации страховщика в случае неоднократного нарушения последним законодательства, а также о ликвидации предприятий и организаций, осуществлявших страхование без лицензии.
На основании Постановления Правительства РФ от 26 июня 1993 № 609 созданы территориальные органы страхового надзора - региональные инспекции. Их основные функции - осуществление контроля за соблюдением требований законодательных и нормативных актов о страховании, за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков, за соблюдением правил формирования и размещения страховых резервов; обобщение практики работы страховщиков, страховых посредников и других участников страхового рынка, представление в федеральную службу страхового надзора предложений по совершенствованию практики надзора за страховой деятельностью и законодательства о страховании; рассмотрение заявлений и жалоб физических и юридических лиц по вопросам, связанным с нарушением законодательства Российской Федерации о страховании и др. Территориальные органы страхового надзора осуществляют свою деятельность под руководством федеральной службы страхового надзора во взаимодействии с соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ.
76. Источники страхового права.
Страховое право состоит из множества нормативно-правовых актов, которые в свою очередь направлены на то, чтобы регулировать общественные отношения в сфере страховой деятельности.
Гражданский кодекс РФ устанавливает основные положения, касающиеся проведения страховых операций:
1) Закон РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации»; формулирует основные понятия в области страховой деятельности: страхование и перестрахование, формы страхования;
2) Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 г., который в гл. 15 устанавливает условия договора морского страхования;
3) Закон РФ от 28 июня 1991 г. № 1499-1 «Об обязательном медицинском страховании граждан»; регламентирует порядок проведения медицинского страхования;
4) Федеральный закон РФ от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации и сотрудников федеральных органов налоговой полиции»;
5) Указ Президента РФ от 6 апреля 1994 г. № 667 «Об основных направлениях государственной политики в сфере обязательного страхования»; определяет основные принципы осуществления ряда видов страхования, проводимых в обязательной форме;
6) Налоговый кодекс РФ регламентирует отношения по поводу уплаты налогов участниками страховых рынков.
Подзаконные нормативные акты также
играют важную роль в регулировании
правовых отношений страховой
Правила страхования – это особый
вид локальных актов
Локальные правовые акты, как правило, издаются самими страховыми организациями для решения внутренних вопросов, осуществляя, таким образом, правотворческую деятельность, которая направлена на урегулирование внутренних отношений. В качестве второго источника страхового права можно выделить обычай делового оборота.
Обычай – понятие
77. Понятие и признаки страхового правоотношения.
Страховое правоотношение – это
урегулированное нормами
Содержанием страхового правоотношения
будет являться совокупность гражданских
прав и обязанностей. Можно сказать,
что гражданское
Как отметил О. С. Иоффе, «правомочия и обязанности не могут существовать вне правоотношения, а правоотношение существует лишь постольку, поскольку оно выражает собою правомочия и обязанности его участника».
В юридической литературе высказывается единодушное мнение по поводу сущности правомочия и юридической обязанности. С. Н. Братусь предлагает определить субъективное гражданское право «…как меру возможного поведения определенного лица, обеспеченную законом и тем самым соответствующим поведением обязанных лиц». Многие ученые, принадлежащие к разным школам и направлениям, солидарны с его мнением.
Можно сказать, что субъективная обязанность – это мера должного поведения обязанного лица в целях удовлетворения интереса управомоченного в конкретном правоотношении, обеспеченная предоставлением управомоченному возможности требовать от обязанного лица исполнения обязанности, опираясь на аппарат государственно-правового принуждения46.
Любое правоотношение имеет свои определенные признаки.
Во-первых, правоотношение имеет идеологический
характер, поскольку возникновение,
изменение и прекращение
Во-вторых, правоотношение носит волевой характер, так как оно всегда является результатом волеизъявления обеих или одной из сторон.
В-третьих, правоотношение – это всегда своего рода связь между участниками через их субъективные права и юридические обязанности, поэтому оно носит двусторонний характер.
В-четвертых, правоотношение обладает характером взаимосвязанности отношений его участников. Это выражается во взаимных правах и обязанностях участников правоотношений.
И, в-пятых правоотношение играет регулирующую роль, которая определяет поведение сторон и вносит элемент урегулированности и порядка в общественную практику, определяя при этом общественную волю.
78. Гражданско-правовое обязательс
Гражданско-правовое обязательство
по страхованию – это