Организация контроля качества строительства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 22:41, реферат

Краткое описание

Качество строительной продукции представляет собой совокупность свойств готового строительного объекта, обусловливающую его пригодность удовлетворять определенные потребности. Управление качеством железнодорожного строительства – это установление, обеспечение и поддержание необходимого уровня качества строительной продукции при ее проектировании, производстве и эксплуатации, осуществляемого путем систематического контроля и целенаправленного воздействия на условия и факторы, влияющие на качество.
Внедрение различных систем управления качеством железнодорожного строительства способствует улучшению качества продукции, повышает культуру производства, акцентирует внимание исполнителей на достижении конечной цели производства – выпуске продукции с требуемым уровнем качества.

Содержание

1.1. Основные принципы управления качеством строительства
1.2. Нормативная документация по качеству строительства
Структура системы нормативных документов
Нормативные документы.
Содержание нормативных документов.
Применение нормативных документов.
Обязательные требования
Рекомендуемые положения
1.3. Контроль качества в строительных организациях
Входной контроль проектно-сметной документации.
Обеспечение технологической документацией.
Входной контроль качества получаемых материалов и конструкций.
Организация служб технического контроля и строительных лабораторий.
Оформление исполнительной технической документации.
Организация операционного контроля качества.
1.4. Технический надзор заказчика
1.5. Авторский надзор проектных организаций
1.6. Государственный контроль качества строительства
1.7. Геодезическое обслуживание строительства

Вложенные файлы: 1 файл

ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА СТРОИТЕЛЬСТВА.docx

— 62.00 Кб (Скачать файл)

Наряду с нормативными документами СНД в строительстве  применяют:

  • государственные стандарты и другие документы по стандартизации, метрологии и сертификации Госстандарта России;
  • нормы, правила и нормативы органов государственного надзора;
  • стандарты отраслей, нормы технологического проектирования и другие нормативные документы, принимаемые отраслевыми министерствами, государственными комитетами и комитетами в соответствии с их компетенцией.

Содержание нормативных  документов. СНД основывается на современных достижениях науки, техники и технологии, передовом отечественном и зарубежном опыте проектирования и строительства, учитывает международные и национальные стандарты технически развитых стран.

Положения нормативных документов могут быть обязательными, рекомендуемыми или справочными. Обязательные положения устанавливаются на минимально необходимом или максимально допустимом уровне, рекомендуемые – на уровне лучших отечественных и мировых достижений.

К обязательным относят те положения, которые в соответствии с принципами СНД подлежат безусловному соблюдению.

К рекомендуемым относят нормы, правила и характеристики, которые могут изменяться в соответствии с конкретными потребностями и возможностями потребителя или условиями производства.

Во вводной части нормативных  документов, содержащих обязательные и рекомендуемые положения, указаны  номера разделов и пунктов (подпунктов), носящих обязательный характер.

Обозначения строительных норм и правил, сводов правил, руководящих  документов СНД и территориальных  строительных норм состоят из индекса (СНиП, СП, РДС, ТСН), номера комплекса  в структуре СНД, а затем через  дефис – порядкового номера документа  данной категории в комплексе  и двух последних цифр года принятия документа. При этом порядковые номера строительных норм и правил начинаются с номера 01, своды правил по проектированию и строительству – с номера 101, руководящие документы СНД  – с номера 201, территориальные  строительные нормы – с номера 301. В обозначение территориальных  строительных норм после цифр года их принятия включают наименование соответствующей  территории.

Классификация нормативных  документов, применяемых в строительстве, приведена в прил. 1.

Применение нормативных  документов. Нормативные документы СНД применяют в пределах установленной каждым документом области в соответствии с положениями настоящих норм и правил, Законом Российской Федерации о стандартизации и ГОСТ Р 1.0 (для нормативных документов по стандартизации).

Межгосударственные строительные нормы и правила применяют  на территории Российской Федерации  в качестве федеральных нормативных  документов путем принятия соответствующих  строительных норм и правил Российской Федерации в установленном Минстроем  России порядке.

Международные, межгосударственные и региональные стандарты, а также  национальные стандарты других стран  применяются в строительстве  непосредственно в качестве стандартов Российской Федерации в порядке, установленном ГОСТ Р 1.0.

Обязательные  требования нормативных документов подлежат применению всеми органами управления и надзора, предприятиями и организациями независимо от формы собственности и принадлежности, гражданами, занимающимися индивидуальной трудовой деятельностью или осуществляющими индивидуальное строительство, а также общественными и иными организациями, включая совместные предприятия с участием зарубежных партнеров, зарубежными юридическими и физическими лицами.

Отсутствие в договоре (контракте) ссылок на нормативные документы, содержащие обязательные требования, не освобождает исполнителя от их соблюдения.

Разрешение на отступление  от обязательных требований нормативного документа в обоснованных случаях  может дать только орган, которым  этот документ введен на территории Российской Федерации, при наличии компенсирующих мероприятий и согласований органов  надзора.

Рекомендуемые положения нормативных документов применяют по усмотрению исполнителя (производителя продукции) или по требованию заказчика.

Указанные положения становятся обязательными для применения, если в договоре (контракте) на выполнение работ или поставку продукции  предусмотрены соответствующие  указания со ссылкой на эти документы.

При отсутствии в договоре (контракте) таких указаний экспортирующие или контролирующие органы не вправе требовать применения рекомендуемых  положений для обеспечения выполнения обязательных требований или запрещать  применение решений, отсутствующих  в нормах.

Исполнитель может разработать  и осуществить собственное или  любое другое решение, как наиболее рациональное в конкретной ситуации. Возможность применения таких решений  должна быть подтверждена расчетом, результатами исследований, экспериментов или  другим способом. Применение рекомендуемых  норм следует рассматривать лишь как один из способов выполнения соответствующих  обязательных требований.

На проектирование и строительство  уникальных и экспериментальных  объектов при необходимости следует  разрабатывать технические условия, которые утверждает заказчик по согласованию с Минстроем России и органами надзора.

На существующие здания и  сооружения, запроектированные и  построенные в соответствии с  ранее действующими нормативными документами, вновь разрабатываемые документы  не распространяются, за исключением  случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких зданий и сооружений в соответствии с новыми данными приводит к недопустимому  риску для безопасности жизни  и здоровья людей. В таких случаях  компетентные органы исполнительной власти или собственник объекта должны принять решение о реконструкции, ремонте или сносе существующих зданий и сооружений.

При изменении функционального  назначения существующих зданий (сооружений) или отдельных помещений должны применяться действующие нормативные  документы в соответствии с новым  назначением этих зданий или помещений.

Юридические и физические лица несут ответственность за нарушение  обязательных требований и правильность применения положений нормативных  документов в соответствии с законодательством.

Перечень важнейших действующих  строительных норм и ведомственных  строительных норм, относящихся к  железнодорожному строительству, приведен в прил. 2.

1.3. Контроль качества  в строительных организациях

Выполнение требований стандартов, оценку качества продукции и состояния  измерительной техники контролируют в трех уровнях:   

1) государственный надзор  специальными государственными  органами, т. е. система контроля за деятельностью предприятий, обеспечивающих установленный уровень качества выпускаемой продукции;   

2) ведомственный контроль  органами министерств и ведомств  с теми же задачами;   

3) производственный контроль  производственными контрольными  органами внутри предприятия  или организации.

Последний вид контроля относят  к внутреннему, а первые два – к внешнему.

Основные виды производственного  контроля: входной, операционный, приемочный и инспекционный. Объектами контроля служит качество труда продукции  и технологического процесса.

Входному контролю подвергают материалы, полуфабрикаты, поступающую проектную документацию, формы, бортоснастку и другие элементы технологического оборудования. Порядок его проведения устанавливают стандартом предприятия. Методика контроля определена в специальных стандартах.

При операционном контроле качества продукции проверяют соблюдение отдельных нормативных требований, реализуемых в ходе выполнения очередной технологической операции. Цель его – обнаружение и устранение дефектов в процессе изготовления изделий или возведения зданий и сооружений. Исполнителем операционного контроля является производственный персонал (рабочие, бригадиры, мастера). Этот вид контроля рассматривается как контроль качества труда.

При операционном контроле проверяют:

  • скрытые параметры изделия, контроль которых в последующем невозможен или затруднителен (арматурные каркасы и т. п.);
  • стабильность параметров изделий, входящих в номенклатуру контроля готовой продукции;
  • параметры изделий, зависящие от качества и состояния технологического оборудования и технологического процесса (толщина защитного слоя бетона, расположение закладных деталей, искривления и непрямолинейность поверхности).

Операционный контроль осуществляют по специальным технологическим  картам операционного контроля, в  которых перечисляют конкретные операции и указывают требования стандарта (или строительных норм и  правил), соблюдаемые при выполнении данной операции, а также приводят описание инструмента, при помощи которого производят операционный контроль. В  карте указывают также, кто конкретно  осуществляет контроль (рабочий, мастер, прораб, отдел технического контроля и т.д.).

Приемочный контроль готовой продукции проводят на заключительной стадии технологического процесса. Число параметров, проверяемых при этом, должно отвечать требованиям стандартов и строительным нормам и правилам. Инспекционный внутриведомственный контроль проводят по графику, утвержденному руководством предприятия, обычно не менее одного раза в квартал.

Тщательная разработка и  внедрение КС УК СМР – наиболее эффективная мера обеспечения высокого качества строительства. При этом должны быть наиболее полно увязаны все  составляющие, от которых, так или  иначе, зависит достижение высокого качества строительно-монтажных работ. Меры, направленные на повышение качества строительства, при отсутствии КС УК СМР, отражают в разрабатываемых ежегодно организационно-технических и экономических мероприятиях, проектах производства работ, технологических картах, картах трудовых процессов и других документах. К этим мерам относятся:

  • входной контроль проектно-сметной документации и тщательное ее изучение;
  • обеспечение технологической документацией и ее изучение;
  • обеспечение нормативно-технической документацией и ее изучение;
  • входной контроль поступающих на стройку материалов, конструкций и деталей;
  • организация служб технического контроля и строительных лабораторий;
  • оформление исполнительной технической документации;
  • организация операционного контроля качества;
  • материальное и моральное стимулирование высокого качества работ;
  • учет потерь от брака.

Входной контроль проектно-сметной документации. До начала основных строительно-монтажных работ необходимо обеспечить надлежащую подготовку строительного производства, в том числе организационные подготовительные мероприятия, внеплощадочные и внутриплощадочные подготовительные работы. Однако этому должно предшествовать тщательное изучение инженерно-техническим персоналом проектно-сметной документации и местных условий строительства. От полноты и глубины её изучения в значительной мере зависят темпы, стоимость и качество работ.

Нельзя начинать работы без  правильно оформленной документации. Строить можно лишь по проектам и  сметам, утвержденным в установленном  порядке и в соответствии с  рабочими чертежами, разрешенными к  производству работ. Разрешение оформляют  на рабочих чертежах соответствующим  штампом технического надзора заказчика.

Технические (или производственно-технические  отделы) строительных организаций проверяют полноту выданных заказчиком технических (технорабочих) проектов, сметной документации, рабочих чертежей на объем работ в планируемом году, а также качество всей документации. Отступления от рабочих чертежей своевременно согласовывают с заказчиком и проектной организацией.

Проектно-сметную документацию изучают и контролируют по плану, утвержденному главным инженером  организации, в котором указаны  объемы изучаемой документации исполнителями  работ, в том числе бригадирами  и рабочими. При этом следует иметь  в виду, что проектная организация  не выдает типовых рабочих чертежей на детали, конструкции и т. п., параметры  которых есть в строительных нормах и правилах в части “Нормы проектирования” или в соответствующих стандартах. Строительные организации обязаны иметь такие нормативы и рабочие чертежи.

Наиболее сложные рабочие  чертежи вычерчивают в крупном  масштабе для обеспечения ими  соответствующих бригад. Тщательное ознакомление исполнителей с рабочими чертежами повышает их ответственность  за качество выполняемых работ и  способствует росту производительности труда.

Обеспечение технологической документацией. Своевременная разработка и изучение технологической документации – важные меры повышения качества строительно-монтажных работ. Руководящим документом при этом является СНиП 3.01.01-85 “Организация строительного производства”.

Проект организации строительства (ПОС) составляет проектная организация. Это часть технического проекта. На его основе строительная организация разрабатывает проект производства работ (ППР), утверждаемый главным инженером генеральной подрядной строительной организации, а в части монтажных и специальных работ– главными инженерами соответствующих субподрядных организаций по согласованию с генеральной подрядной организацией.

Информация о работе Организация контроля качества строительства