Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2015 в 20:48, курсовая работа
Проектирование воздушной линии (ВЛ) электропередачи ведется на основании разработанной схемы развития энергосистемы и включает в себя широкий круг вопросов, касающихся как механической, так и электрической частей ВЛ.
В данном курсовом проекте рассматривается ВЛ напряжением 35 кВ, выполненная на одноцепных металлически-решетчетых опорах. При строительстве ВЛ используются провода марки АС-150/24 и грозозащитный трос марки ТК-50, материал изоляторов – фарфор.
ВВЕДЕНИЕ
Проектирование воздушной линии (ВЛ) электропередачи ведется на основании разработанной схемы развития энергосистемы и включает в себя широкий круг вопросов, касающихся как механической, так и электрической частей ВЛ.
В данном курсовом проекте рассматривается ВЛ напряжением 35 кВ, выполненная на одноцепных металлически-решетчетых опорах. При строительстве ВЛ используются провода марки АС-150/24 и грозозащитный трос марки ТК-50, материал изоляторов – фарфор.
ВЛ проходит в населенной местности со следующими климатическими условиями:
Основные требования, предъявляемые к ВЛ, определяются Правилами устройства электроустановок (ПУЭ). Проектирование и сооружение опор и фундаментов ВЛ как строительных конструкций производится на основании Строительных норм и правил (СНиП).
Проектирование механической части ВЛ ставит своей главной задачей обеспечение высокой надежности работы ВЛ в соответственных природных условиях.
В данном курсовом проекте рассматривается ВЛ напряжением 35 кВ. для этой воздушной линии используется мнопроволочный сталеалюминевый провод марки АС-150/24. Буквами в марке провода обозначается материал жилы, т.е. А – алюминий, С – сталь. Цифрами обозначается номинальное сечение провода. Провод марки АС-150/24 состоит из 26 алюминиевых проволок диаметром 2,7 мм. Вокруг центральной проволоки выполнено 2 повива.
Алюминий и сталь имеют различные механические характеристики, однако формально провод считается выполненным из одного металла (Рис. 1).
|
Рисунок 1 – Конструкция провода АС-150/24
На рисунке 1 приведена конструкция сталеалюминевого провода с номинальным сечением 150 мм2:
1 – стальная часть (однопроволочный стальной сердечник);
2 – алюминиевая часть (два повива алюминиевой проволоки).
Физико-механические характеристики провода АС150/24 приведены в таблице 1.
Таблица 1 – Физико-механические характеристики провода АС-120/19
Сечение, мм2: алюминиевой части стальной части суммарное F |
149 24,2 173,2 |
Диаметр провода d, мм |
17,1 |
Количество и диаметр проволок, шт×мм: алюминиевых стальных |
26×2,7 7×2,1 |
Количество повивов, шт. алюминиевой части стальной части |
2 1 |
Вес провода Gп, даН/км |
600 |
Модуль упругости Е, даН/мм2 |
8,25·103 |
Температурный коэффициент линейного удлинения α, град-1 |
19,2·10-6 |
Предел прочности, даН/мм2 |
29 |
Удельная нагрузка от собственного веса γ1, даН/(м×мм2) |
3,46·10-3 |
Допустимое напряжение, даН/мм2 при среднегодовой температуре σt.ср при низшей температуре σt min при наибольшей нагрузке σγ max |
8,7 13,0 13,0 |
Практический расчет сталеалюминевых проводов ведется с использованием приведенных к проводу в целом: величины модуля Е, температурного коэффициента линейного удлинения α, допустимого напряжения [σ].
При изготовлении провода, в целях увеличения его прочности. Повив делается в противоположную сторону по отношению к предыдущему.
В качестве грозозащитного троса на ВЛ напряжением 110 кВ используются многопроволочные стальные канаты марки ТК-50. Цифрами в маркировке обозначается номинальное сечение троса-каната.
Грозозащитный трос состоит их 19 проволок диаметром 1,8 мм. Вокруг центральной проволоки выполнено 2 повива в противоположную сторону, чтобы избежать раскручивания проволок (Рис. 2).
|
Рисунок 2 – Конструкция грозозащитного троса ТК-50
Физико-механические характеристики грозозащитного троса ТК-50 приведены в таблице 2.
Таблица 2 - Физико-механические характеристики троса ТК-50
Характеристика |
Трос ТК-50 |
Сечение, мм2: номинальное фактическое |
50 48,6 |
Диаметр троса, мм |
9,1 |
Количество и диаметр проволок, шт·мм: |
19х1,8 |
Вес троса, км/кг |
418 |
Модуль упругости, х 104 Н/мм2 |
18,5 |
Количество повивов, шт. |
2 |
Температурный коэффициент линейного удлинения, х 10-6 град-1 |
12 |
Предел прочности при растяжении, Н/мм2 |
1200 |
Удельная нагрузка от собственного веса, х 10-3 Н/м·мм2 |
80 |
Допустимое напряжение, Н/мм2: при средней температуре при низшей температуре при наибольшей нагрузке |
420 600 600 |
В настоящее время при строительстве ВЛ используются, как правило, унифицированные опоры. Унификация означает объединение опор в единую систему конструкций, сокращение их типоразмеров и устанавливает для каждой опоры область применения.
В курсовом проекте для строительства воздушной линии используются опоры ПМ 35-1 – промежуточные одноцепные металлические многогранные опоры на напряжение 35 кВ, предназначенные для применения в I ÷ IV ветровом районах, в I ÷ IV и особо гололедных районах.
Конструкция металлической унифицированной опоры ПМ 35-1 показана на рисунке 3, основные размеры и технические характеристики опоры приведены соответственно в таблицах 3 и 4.
Рисунок 3 – Промежуточная унифицированная опора П 35-1
Таблица 3 – Основные размеры и область применения опоры П 35-1
Шифр опоры |
Размеры по рисунку 3, м |
Марка провода |
Район по гололеду | ||||||||
H |
h1 |
h2 |
h3 |
h4 |
a1 |
a2 |
a3 |
В | |||
П 35-1 |
21,0 |
3,0 |
14,0 |
4,0 |
- |
2,0 |
3,3 |
2,0 |
1,8 |
АС-150/24 |
I |
Таблица 4 – Технические характеристики опоры ПМ 110-2
Характеристика |
Величина |
Марка провода |
АС-150/24 |
Район по гололеду |
III |
Район по ветру |
I |
Габаритный пролет, м |
210 |
Ветровой пролет, м |
330 |
Весовой пролет, м |
260 |
Масса, т |
1,53 |
Длина поддерживающей гирлянды изоляторов, м |
3,3 |
Габаритный пролет – это пролет, определяемый по условию допустимого расстояния (габарит) от проводов до земли при установке опор на идеально ровной местности. Этот пролет определяется напряжением ВЛ, высотой подвеса на опоре нижнего провода и максимальной стрелой его подвеса.
Расчетная длина пролета может быть принята равной габаритному пролету. Однако опыт проектирования показывает, что после расстановки опор по трассе с соблюдением требуемого габарита средний пролет оказывается меньше габаритного. Это отличие обусловлено неровностью трассы ВЛ. Поэтому расчетную длину пролета следует принять равной:
, |
(2.1) |
где – габаритный пролет,
- коэффициент, значение которого принимается равным в соответствии с местностью, для которой проектируется участок ВЛ.
(2.2) |
Определяемые величины зависят от климатического района, для которого проектируется ВЛ и высоты расположения проводов и троса от поверхности земли. Провода на опоре подвешиваются, как правило, на разной высоте и от проводов и троса до земли меняется по дине пролета. Поэтому в расчетах используется понятие высоты расположения приведенного центра тяжести проводов или троса. Эта величина для проводов и троса определяется по формуле:
(3.1) |
где - средняя высота подвеса провода (или троса), м;
- допустимая стрела провеса провода (или троса), м.
Значение для проводов определяется по формуле:
(3.2) |
где – расстояние от земли до i-ой траверсы опоры, м;
m – количество проводов на опоре;
λ – длина гирлянды изоляторов, принимаемая предварительно для ВЛ 35 кВ – 0,6 м.
Значение для троса определяется высотой подвеса троса над землей:
(3.3) |
где – расстояния из таблицы 3;
- расстояние между нижней и верхней траверсами опоры, равное
Допустимая стрела провеса провода, м, определяется по формуле:
(3.4) |
где – расстояния от земли до нижней траверсы;
– длина гирлянды изоляторов;
Г – наименьшее расстояние по вертикали от проводов до поверхности земли; Г=7 м для ненаселенной местности при номинальном напряжении ВЛ 35 кВ.
Допустимая стрела провеса троса, м, определяется по формуле:
(3.5) |
где z – наименьшее допустимое расстояние по вертикали между проводом и тросом в середине пролета, м. Расстояние z определяется по ПУЭ в зависимости от расчетной длины пролета. z=3,8 м.;
– количество цепей.
Подставляя полученные значения в формулу (3.1), можно получить значение высоты приведенного центра тяжести провода и троса:
В дальнейшем расчетные величины будут даваться для провода без индекса, а для троса с индексом «Т».
После определения высоты расположения приведенного центра тяжести проводов и троса оцениваются максимально возможные толщины стенки гололеда и скорость напора ветра.
При определении ветровых нагрузок на провода и тросы ВЛ принято использовать не скорость ветра V, а ветровое давление W, которое определяется по формуле:
(3.6) |
Максимальное значение ветрового давления определяется по формуле:
(3.7) |
где W0 – нормативное ветровое давление на высоте 10 м от поверхности земли, соответственно для I района по ветру W0 = 400 Па.
Kw – коэффициент, зависящий от типа местности и высоты приведенного центра тяжести проводов и тросов над поверхностью земли. Для проводов, при и типе местности «А», Для троса, при и типе местности «А»,
Максимальное значение толщины стенки гололеда для проводов и троса при равно табличному значению нормативной толщины стенки гололеда С0. Для III района по гололеду С0 = 20 мм. Отсюда:
Провода и тросы ВЛ испытывают действие нагрузок – вертикальные (вес провода и гололеда) и горизонтальные (давление ветра). В результате этих нагрузок в металле проводов возникают растягивающие напряжения. При расчетах на механическую прочность пользуются удельными нагрузками на провода и тросы. Под удельной нагрузкой понимают равномерно распределенную вдоль провода механическую нагрузку, отнесенную к единице длины и поперечного сечения. Удельные нагрузки выражаются в Ньютонах, отнесенных к 1 м длины провода и к 1 мм2 сечения: Н/(м·мм2).
1. Удельная нагрузка от собственного веса провода (троса) приводится в таблицах 1 и 2, Н/(м·мм2):
2. Удельная
нагрузка от гололеда
(3.8) |