История развития института защиты прав потребителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 23:07, реферат

Краткое описание

В России «Защита прав потребителей» — исторически сложившееся понятие, введенное Законом «О защите прав потребителей», который был принятым Верховным Советом РФ от 7 февраля 1992 года. Оно должно было указывать на начало перестройки российского общества, ориентацию экономики на нужды потребителя, поскольку все ранее действующее законодательство основывалось на приоритете интересов изготовителя и продавца, представленного преимущественно государственными организациями.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 47.75 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ЗЫЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В СУДЕ

 

Задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное  рассмотрение и разрешение гражданских  дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и  законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных  образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения  к закону и суду. Так сказано  в статье 2 Гражданского процессуального  кодекса РФ.

Споры, связанные с защитой  прав потребителей, рассматривает в  первой инстанции мировой или  районный суд, или, по-другому, суд общей  юрисдикции. В соответствии со ст. 23 ГПК РФ дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей ста  тысяч рублей, рассматриваются мировым  судом, при цене иска большей, чем  сто тысяч - районным судом.

В суд общей юрисдикции за защитой нарушенных прав может  обратиться любое заинтересованное лицо. Причем отказаться в письменной или устной форме от этого права  нельзя.

Определившись с вопросом, какого уровня суд должен рассматривать  исковое заявление по конкретному  делу, истцу нужно выяснить, в  каком районе он находится. По общему правилу иск предъявляют по месту  жительства ответчика, а если таковым  выступает организация, по месту  ее нахождения. Так сказано в статье 28 ГПК РФ.

Закон о защите прав потребителей устанавливает для истца-потребителя  привилегию в части выбора территориальной  подсудности.

Согласно ст. 17 Закона РФ "О защите прав потребителей" иски о защите прав потребителей могут  быть предъявлены по выбору истца  в суд по месту:

  • нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, - его жительства;
  • жительства или пребывания истца;
  • заключения или исполнения договора.

Если иск к организации  вытекает из деятельности ее филиала  или представительства, он может  быть предъявлен в суд по месту  нахождения ее филиала или представительства.

Потребители по искам, связанным  с нарушением их прав, а также  уполномоченный федеральный орган  исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы), а  также иные федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в области  защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг) (их территориальные  органы), органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) по искам, предъявляемым  в интересах потребителя, группы потребителей, неопределенного круга  потребителей, освобождаются от уплаты государственной пошлины в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Чтобы исковое заявление  было принято судом к рассмотрению, а гражданское дело принято к  производству, необходимо соблюсти требования закона, предъявляемые к иску.

Иск всегда оформляют письменно. В шапке заявления нужно указать  наименование суда, в который подается иск, данные истца (его место жительства или место нахождения), данные представителя  истца и сведения о документе, на основании которого представитель  наделен соответствующими полномочиями (если заявление подает представитель). Здесь же нужно вписать сведения об ответчике, указав его место нахождение или место жительства. Если в деле предполагается участие третьих  лиц, их данные тоже нужно указать  в шапке иска.

Текст заявления начинают с изложения обстоятельств, при  которых произошло нарушение  прав, свобод или законных интересов  истца. Затем нужно сослаться  на обстоятельства и доказательства, которые подтверждают нарушение  со стороны ответчика. Если иск имеет  денежную оценку, необходимо указать  цену. Расчет цены иска можно сделать  в приложении к исковому заявлению  либо в самом иске.

Если потребителем соблюдена  стадия досудебного урегулирования, нужно указать сведения о ее соблюдении. Доказательствами могут служить  письма или требования, которыми стороны  обменялись в ходе досудебной стадии. В практике разрешения споров между  потребителями и продавцами (исполнителями) такие письма, как правило, носят  характер претензии.

В конце необходимо изложить требования, которые истец предъявляет  к ответчику.

Ну и конечно же иск  должен быть подписан истцом или его  представителем.

Следует обратитить внимание: если в заявлении есть ссылки на какие-либо документы, подтверждающие позицию истца, их нужно приложить  к иску в виде копий. Однако это  не значит, что подлинники не нужны. Их потребуется предъявить в суде.

Перечень документов, которые  необходимо указать в приложении к исковому заявлению, в том числе  и о защите прав потребителей, указан в статье 132 ГПК РФ. Данный перечень включает в себя:

  • копии искового заявления в соответствии с количеством ответчиков и третьих лиц;
  • документ, подтверждающий уплату государственной пошлины;
  • доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя истца;
  • документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, копии этих документов для ответчиков и третьих лиц, если копии у них отсутствуют;
  • текст опубликованного нормативного правового акта в случае его оспаривания;
  • доказательство, подтверждающее выполнение обязательного досудебного порядка урегулирования спора, если такой порядок предусмотрен федеральным законом или договором;
  • расчет взыскиваемой или оспариваемой денежной суммы, подписанный истцом, его представителем, с копиями в соответствии с количеством ответчиков и третьих лиц.

Исключением из представленного  перечня для исков о защите прав потребителей является документ, подтверждающий уплату госпошлины.

Приложенные документы нужно  перечислить в отдельной графе  иска - приложение.

На усмотрение истца в  заявлении могут быть указаны  номера телефонов, факсов, адреса электронной  почты истца, его представителя, ответчика, иные сведения, имеющие значение для рассмотрения и разрешения дела, а также изложены ходатайства  истца.

После того как иск поступил в суд, судья обязан в течение  пяти дней рассмотреть вопрос о принятии заявления к производству. Свое решение  судья оформляет определением.

Подача заявление в  суд, еще не гарантирует рассмотрение дела по существу. Суд может оставить заявление без движения, вернуть  его заявителю или отказать в  принятии иска. Установленные Гражданско-правовым кодексом РФ правила распространяются и на иски о защите прав потребителей.

Судья оставит без движения иск, если заявителем нарушены требования закона к форме, содержанию иска и  к приложениям к заявлению.

Принятое решение судья  оформляет определением. В нем  он указывает, какие недостатки обнаружены, а также разумный срок для их устранения.

Следует обратитить внимание: если истец в установленный срок исправит недостатки, заявление считается  поданным в день его первоначального представления. Это чрезвычайно важно в том случае, если срок исковой давности подходит к концу.

На определение суда об оставлении искового заявления без  движения может быть подана частная  жалоба. Возврат иска возможен, если:

  • истец нарушил требование обязательного досудебного порядка урегулирования спора, если таковой установлен законом или договором между истцом и ответчиком;
  • дело неподсудно данному суду;
  • исковое заявление подано недееспособным лицом;
  • исковое заявление не подписано или исковое заявление подписано и подано лицом, не имеющим полномочий на его подписание и предъявление в суд;
  • в производстве этого или другого суда либо третейского суда имеется дело по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям;
  • истец попросил вернуть исковое заявление до того, как суд вынес определение суда о принятии искового заявления к производству суда.

Решение о возврате искового заявления суд должен принять  в течение пяти дней с момента  его подачи и вручить заявителю  лично. Судебное решение может быть в тот же срок отправлено почтой по месту нахождения истца. Вместе с  заявлением возвращаются все приложенные  к нему документы.

Если заявитель обратился  не по адресу, суд должен указать  в своем определении, куда нужно  подать заявление. Если допущены другие нарушения, суд также в определении  дает рекомендации, как устранить  обстоятельства, препятствующие возбуждению  дела.

Получив решение суда о  возврате иска, не стоит отчаиваться. Это не препятствует повторному обращению  в суд к тому же ответчику о  том же предмете и тем же основаниям. Для этого необходимо устранить  выявленные судом недостатки. Впрочем, на определение судьи о возвращении заявления может быть подана частная жалоба.

В принятии иска может быть отказано. Для этого есть несколько  законных оснований:

  • заявление должно быть рассмотрено в другом судебном порядке;
  • заявление предъявлено в защиту прав, свобод или законных интересов другого лица государственным органом, органом местного самоуправления, организацией или гражданином, которым настоящим Кодексом или другими федеральными законами не предоставлено такое право;
  • в заявлении, поданном от своего имени, оспариваются акты, которые не затрагивают права, свободы или законные интересы заявителя;
  • по спору между истцом и ответчиком о том же предмете и по тем же основаниям уже принято вступившее в силу решение суда либо есть определение суда о прекращении этого дела в связи с тем, что истец отказался от иска или между сторонами спора заключено мировое соглашение;
  • есть обязательное для сторон спора решение третейского суда по тем же основаниям и тому же предмету спора. Исключение составляют случаи, когда суд отказал в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда.

Решение об отказе в принятии заявления к рассмотрению должно быть оформлено определением. В течение  пяти дней судья передает его заявителю  или отправляет решение почтой. Вместе с определением истцу отправляют поданное им заявление и все приложенные  документы.

Отказ суда означает, что  истец больше не может подать заявление  в отношении того же ответчика  по тому же предмету и основанию. Тем  не менее есть шанс решение суда оспорить. Для этого нужно подать частную жалобу (ст. 134 ГПК РФ).

3. МИРОВОЕ СОГЛАШЕНИЕ СТОРОН КАК РЕШЕНИЕ КОНФЛИКТА В СПОРАХ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

 

Мировое соглашение в сфере  защиты прав потребителей, являясь  наиболее предпочтительным для сторон способом окончания спора, вместе с  тем не получает должного распространения. В частности, статистические данные судов Российской Федерации свидетельствуют  не только о малом количестве заключаемых  мировых соглашений по спорам о защите прав потребителей (в 2007 г. - 5,8% общего числа  дел), но и о неуклонном ежегодном  уменьшении по сравнению с общим  числом рассматриваемых в суде дел. Так, в 2003 г. их количество составляло 6,8% общего количества рассмотренных дел, возникающих из гражданских правоотношений, в 2005 г. - 7,0, в 2006 г. - 6,7, в 2007 г. - 5,8%.

Это можно объяснить многими  факторами, в том числе отсутствием  необходимых доктринальных (цивилистических) разработок и, как следствие, законодательными пробелами, которые весьма сложно закрыть  судебной практикой.

Судья при рассмотрении спора  о защите прав потребителей обязан предложить сторонам закончить дело миром, т.е. заключить мировое соглашение. Мировое соглашение - это документ, который отражает существо достигнутых  сторонами договоренностей, минуя  судебное решение. Мировое соглашение утверждается соответствующим определением судьи. Если же мировое соглашение было утверждено, то судья выносит определение  о прекращении производства по делу.

Если от заключения мирового соглашения стороны отказались, судья  приступает к рассмотрению существа дела.

Проблема заключения и  утверждения судом мирового соглашения в сфере защиты прав потребителей весьма актуальна. Мировое соглашение имеет определенные преимущества перед  судебным решением:

  • стороны получают навыки самостоятельного урегулирования возникших между ними споров и разногласий, сохраняют уважение и деловые отношения друг с другом;
  • мировое соглашение очень часто становится первым шагом к окончательному примирению сторон, в то время как судебное решение нередко увеличивает разногласия между ними;
  • судебное решение содержит элемент государственного принуждения, мировое же соглашение заключается на основании волеизъявления самих спорящих сторон, на основе их убеждения в необходимости именно такого разрешения спора;
  • заключение сторонами мирового соглашения экономит время и средства суда;
  • мировое соглашение предпочтительнее судебного решения, особенно в тех случаях, когда имеются трудности фактического порядка для вынесения решения или трудности, связанные с исполнением будущего решения.

Информация о работе История развития института защиты прав потребителей