Курс лекций по Таможенному егулированию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 17:40, курс лекций

Краткое описание

Источники: единый таможенный тариф таможенного союза (ЕТТ ТС)
Практика мирового таможенного дела содержит два способа или формы государственного и над государственного регулирования внешней торговли. Первый из них это тарифное регулирование и второе нетарифное регулирование ещё называют не экономические торговые ограничения.
ТТР-это процесс воздействия государства на различные параметры внешней торговли с помощью таможенного тарифа и системы таможенных пошлин.
Особенности тарифного регулирования:

Вложенные файлы: 1 файл

LEKTsII_Tamozhenno-_tarifnoe_regulirovanie.docx

— 93.59 Кб (Скачать файл)

 

 

16.05.2013

Важнейший признак тарифных преференций это особые цели применения. Сфера применения тарифных преференций:

1.национальная таможенная  территория(национальная система тарифных преференций(НСП), до вступления в таможенный союз;

2.Единая таможенная территория  группы стран входящий в состав какой либо интеграционной  группировке (1)таможенный союз,2)общий рынок3) экономический союз,4) европейский союз)

3.Территория земного  шара. Общая система преференций.  Введена ООН.

4.Особые аффекты и их  применения: положительные и отрицательные.

Виды тарифных преференций:

В мировой практике таможенного  дела существуют множество вариантов  классификации тарифных преференций.

1.По сфере применения  преференциальных систем:

    • национальные тарифные преференции объединяются в национальную систему тарифных преференций. Сфера действия только таможенная территория одной страны. Эти преференции носят автономный характер вводятся конкретной страной обычно без каких либо переговоров с другими странами- пользователями этой системы.
    • Коллективные тарифные преференции их вводит группа стран объединившихся в одну из интеграционной группировок(Таможенный союз, общий рынок, европейский союз).Сфера применения этих преференций единая таможенная территория этой группировке(ЕТТ ТС). В рамках этой системы выделяют  2 подгруппы: а)Тарифные преференции предоставляемые в сфере взаимной торговле в рамках этих союзов; б)Тарифные преференции предоставляемые странами этими группировками третьим странам(не входящие в эту интеграционную группировку, в этот рынок).
    • Общая система преференций (ОСП): была создана вначале 70 годов 20века на основе решения генеральной ассамблее ООН. Она была создана по требованию развивающихся и освободившихся государств, которые поставили на уровне ООН вопрос о необходимости оказания им экономической помощи со стороны помощи развитых капиталистических стран – бывших колониальных империй. Разработка этой системы занималась специализированная организация ОООН, ЮНКТАД. Система включала дифференцированные порядок предоставления специальных преимуществ при уплате импортных пошлин на товары из развивающихся и наименее развитых государств то есть система определила что преференции в области внешней торговле по уплате пошлин предоставляют развитым капиталистическим государством, получают только наименее развитые страны и развивающиеся. Для группировке этих стран ООН были утверждены специальные критерии классификации. Эта система предусматривает использование следующих преференциальных ставок ввозных пошлин: 1)50% от базовой ставке тарифа(для товаров импортируемых из развивающихся государств2)нулевые ставки (для товаров импортируемых из наименее развитых  стран, при этом страны дающие преференции имели полномочия устанавливать перечень условий для предоставления этих преференций.) Советский союз в одностороннем порядке присоединился к этой системе . К этой системе присоединились так же группа стран социализма из восточной Европы. Советский союз оставался участником общей системы до конца 91 года до момента его формального распада. РФ после распада СССР осталась официальным приемником Советского союза по всем его договорам и обязательствам международных отношений в том числе и в рамках ОСП. Поэтому основные положения этой системы с определенными корректировками вошли в состав национальной системы преференции РФ.

Начиная с 1992 года РФ продолжает предоставлять тарифные преференции развивающимся и наименее развитым странам. Действовали следующие преференциальные ставки: 1)50% при импорте из развивающихся сран и нулевые ставки при импорте из наименее развитых, в середине 90-х годов 20века правительство России провело некоторую корректировку тарифных преференций предоставляемых этим странам цель ужесточение практике предоставление преимуществ пи уплате ввозных пошлин. В частности была отменена 50% ставка в торговле  с развивающимися странами вместо не была введена ставка 75% от базовой ставке российского тарифа то есть масштаб тарифной  преференции был уменьшен в два раза. 2)Был утвержден перечень преференциальных  товаров(при ввозе которых из развивающихся и наименее развитых стран должны предоставляться тарифные преференции, эти товары называются - преференциальными) Товара не входящие в этот перечень являются не преференциальными при их импорте таможенные органы России не имели право применять преференциальные ставе, можно было использовать только базовые ставки тарифа. Эту систему с дальнейшими корректировками РФ применяла до вступления в таможенный союз.

 

2.По субъектам  преференциальных отношений (по  странам получателям ) выделяют следующие виды преференции:

    • Преференции развитых государств другим развитым странам;
    • Тарифные преференции развитых стран развивающимся странам(на основе принципов общей системы преференций);
    • Тарифные преференций развитых стран наименее развитым странам(на основе правил общей системы преференций);
    • Тарифные преференции развивающихся стран другим развивающимся странам. Такие преференции могут предоставляться в рамках: а)зоны свободной торговле; б)таможенного союза; в)общего рынка экономического союза участниками которых являются эти страны.
    • Тарифные преференции развивающихся стран наименее развитым странам в рамках: а)зоны свободной торговле; б)таможенного союза; в)общего рынка экономического союза участниками которых являются эти страны.
    • Тарифные преференции наименее развитых стран другим наименее развитых странам.
    • Тарифные преференции стран с переходной экономикой другим странам с переходной экономикой. Тарифные преференции во взаимной торговле между странами СНГ.(в рамках специально созданной зоны свободной торговле).
    • Тарифные преференции стран с переходной экономикой развивающимся странам.
    • Тарифные преференции стран с переходной экономикой наименее развитым странам (НРС).

 

Система тарифных преференций и её элементы:

1.Страна или группа  стран которые предоставляют преимущества при уплате ввозных таможенных пошлин;

2.Пречень стран – пользователей  системой преференций;

3.Перечень государств  имеющих режим наибольшего благоприятствования   в торговле  с государствами  или интеграционной группировкой (у нас Таможенный союз);

4. Преференциальные ставки ввозных таможенных пошлин;

5. Особые способы предоставления  тарифных преференций;

6.Перечень развивающихся  государств – пользователей национальной  или коллективной системы преференций;

7.Перечень наименее развитых  стран – пользователей национальными  или коллективными системами  преференций.

8.Перечень преференциальных  товаров (в России постановлениями  правительстве, в таможенном союзе  решениями комиссии таможенного  союза).

Это условие предоставление тарифных преференции: 1) Общие условия, 2) специальные.

 

21. 05.2013.

Элементы:

1.Это изъятие из системы тарифных преференций или из преференциальной торговле.

2. Перечень государств зоны свободной торговли, которые являются пользователями коллективной системы преференции (КСП) таможенного союза раньше России.

3.Стратегические цели и задачи системы преференции.

4. Сфера применения тарифных  преференций, то есть то таможенное пространство в рамках которого или отдельная страна или группа стран предоставляет преференции в торговле с третьими странами: национальная, коллективная.

5.Эффекты предоставления  тарифных преференций: 1)позитивные  эффекты,2)Негативные эффекты.

6.Специальная нормативно  – правовая база: включает: 1)национальные  законы по вопросам таможенного  дела  в статьях которых рассматривается таможенное дело, о таможенном тарифе; 2)постановление правительства; 3)нормативные документы раньше ГТК потом ФТС. Новая нормативно правовая база: 1.) ряд соглашений по вопросам тарифного регулирования на уровне президента; 2.) Отдельное соглашений по вопросам тарифных преференций таможенного союза; 3.)решении комиссии таможенного союза сейчас решение коллегии евразийской экономической комиссии (ЕЭК).

Стратегические  цели системы тарифных преференций:

1)Стимулирование собственного экспорта на территории стран – пользователи системы преференций;

2.Повышение ценовой конкурентоспособности  своих экспортных товаров на  рынках стран -  пользователей  системы преференций, особенно  предоставляемых на взаимной  основе.

 3.Оказание экономической помощи бедным и беднейшим странам мира(наименее развитые и развивающиеся). На условиях общей системы преференций.

4.Стимулирование импорта  таких товаров которые вообще не производятся или производятся в недостаточных количествах на территории стран импортеров.

5. Стремление обеспечить  отечественные перерабатывающие  предприятия  импортным преференциальным  сырьем. 

6.Улучшение торгово-  политических отношений с другими странами(их союзами) которые пользуются национальными или коллективными системами преференций;

7 Эффективное выполнение  международных договоров  в  области внешней торговли и  таможенного дела.

8. Создание оптимальных  условий для функционирования  международных интеграционных группировок   в состав которых входят страны  импортеры.(Наличие системы преференций, Преференции третьим странам).

Эффекты системы  тарифных преференций:

1. Позитивные эффекты:

1)Возможность вхождения  в различные интеграционные группировки (зона свободной торговли, таможенный союз и т.д);

2)Расширение (увеличение) экспорта  на рынке стран пользователей системой преференций;

3)Совершенствование товарной  структуры экспорта на рынке  стран пользователей преференциями. (увеличивается доля в экспорте продукции машиностроения продукции с высокой добавленной стоимостью, наукоемкой и т.д);

4)Повышение ценовой конкурентоспособности  отечественных экспортных товаров  на рынках стран пользователей преференциями;

5) Экономия отечественных  перерабатывающих предприятий при  импорте преференциального сырья;

6) Снижение цен в системы  розничной торговле товарами которые импортируются на основе преференций;

2. Негативные эффекты:

1)Потеря бюджетом страны  части объема ввозных таможенных  пошлин, которые рассчитываются  по преференциальным ставкам;

2) Недобор объема НДС которым облагаются импортные преференциальные товары. Использование преференциальных ставок уменьшает базу для расчета НДС уменьшает величину налога;

3)Недобор акциза на преференциальные товары, если ставка акциза является адвалорной. Если подакцизные товары входят в список преференциальных.

4)Повышение ценовой конкурентоспособности  импортных преференциальных товаров  на рынках стран импортеров(дающих эти преференции);

5)Увеличение ценовой конкурентоспособности  иностранного сырья ввозимого  на территорию страны импортера;

Задача правительства  страны или наднациональных органов  таможенного союза постоянно  решать 2 задачи: 1)максимизировать эффекты  от предоставление тарифных преференций; 2)минимизировать те негативные эффекты которые возникают в процессе преференциальной торговле.

 

 

 

Вопрос №3: Режим наибольшего благоприятствования (РНБ).

РНБ – это фундаментальный  принцип современной внешней  торговли . Следует отметить что большая роль в распространение этого принципа принадлежит ГАТТ теперь ВТО.

 Этот режим определяет  те базовые принципы на основе  которых строится внешняя торговля  между странами и союзами которые предоставляют руг другу это режим.

РНБ – это особый торговый режим между странами их союзами которые имеют следующие неотъемлемые признаки:

1) Режим предоставляется  только на взаимной основе; 

2) Режим предоставляется а основе специальных межправительственных договоров по этому вопросу. В отдельных странах требуется их специальная ратификация парламентами;

3)Страны участники договора  предоставляют друг другу те  благоприятные условия внешней  торговли которые они уже предоставили третьим странам;

4)Станы участницы договора  принимают обязательства предоставлять  друг друзу такие же преимущества  в сфере торговли которые они будут предоставлять третьим странам в перспективе,  в том числе и в сфере таможенного дела. Договор по РНД закрепляет стандартный набор условий который страны – подписанты (участники договора) должны представлять друг другу в области тарифного и нетарифного регулирования внешней торговли. Перечень этих благоприятных условий содержится в тексте договора.

В области таможенно- тарифного регулирования РНБ предоставляет:

1.Возможность применять  базовые ставки тарифа для  обложения импорта из этих  стран.

2.Дает возможность предоставлять  тарифные преференции на взаимной  основе или в одностороннем порядке.

3.Возможность не применять генеральную ставку для обложения импорта из страны имеющей РНБ.

Группировка стран – пользователей  РНБ  в торговле с Россией и  таможенным союзом:

1.Критерий: период заключения договора РНБ. По этому критерию выделяют 2 группы государств:  1)страны подписавшие договор РНБ  с бывшим Савицким союзом; 2)Страны подписавшие договор с РФ.

Информация о работе Курс лекций по Таможенному егулированию