Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2014 в 20:14, реферат
Таможенная статистика - составная часть статистики внешнеэкономических связей, которая кроме товаров, перемещаемых через границу страны, учитывает также оказание услуг. Она изучает количественную сторону явлений и процессов, происходящих во внешней торговле, а также в специальных областях, связанных с учетом и анализом таможенных платежей, борьбой с контрабандой и нарушением таможенных правил, неторговым оборотом и др. Таможенная статистика подразделяется на таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику.
Введение
Задачи статистики внешнеэкономических связей заключаются в представлении количественной информации о состоянии и развитии внешнеэкономической деятельности страны в неразрывной связи с ее качественной характеристикой. В статистике внешнеэкономических связей объектами учета являются товары и услуги, составляющие экспорт и импорт страны, а также все связанные с ними операции.
Переход на международную методологию учета внешнеэкономических операций потребовал изменения организации статистики внешней торговли России, т.е. переход от внутригосударственной отчетности к использованию надгосударственной системы таможенного учета стран-членов Таможенного союза.
Таможенная статистика - составная часть статистики внешнеэкономических связей, которая кроме товаров, перемещаемых через границу страны, учитывает также оказание услуг. Она изучает количественную сторону явлений и процессов, происходящих во внешней торговле, а также в специальных областях, связанных с учетом и анализом таможенных платежей, борьбой с контрабандой и нарушением таможенных правил, неторговым оборотом и др. Таможенная статистика подразделяется на таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику.
Правовой основой перехода на таможенную статистику Таможенного союза является Таможенный кодекс Таможенного союза, который определяет цели ее ведения, а также механизм ведения таможенной статистики внешней торговли. Более подробно таможенную статистику внешней торговли регламентирует Методология ведения таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли государств - членов Таможенного союза, принятая Комиссией Таможенного союза в соответствии с международными правовыми актами, действующими на территории ТС, например, Решение Межгоссовета ЕврАзЭС «О международном договоре по реализации основных положений Соглашения о ведении таможенной статистики внешней и взаимной торговли товарами Таможенного союза от 25 января 2008 г.».
Методология определяет следующие вопросы:
- общие положения;
- основные термины;
- источники формирования исходных данных;
- сфера охвата данных;
- границы сферы статистического наблюдения;
- система учета импорта и экспорта;
- товары, подлежащие учету;
- классификация товаров;
- основные показатели для формирования статистики;
- стоимостная оценка товаров;
- количественный учет товаров;
- страны-партнеры;
- распространение данных;
- конфиденциальность информации;
- обеспечение сопоставимости данных.
Переход на новый уровень таможенной статистики внешней торговли - процесс методологически сложны, несущий с собой ряд определенных проблем, некоторые из которых уже решены принятием с закреплением в соответствующих нормативных актах. Таможенного союза, предпринимаются активные действия по разрешению еще существующих на сегодняшний день трудностей. Также совершенствуется и единая методология таможенной статистики внешней торговли участниц СНГ.
1. Методология таможенной статистики внешней торговли
1.1 Основы таможенной статистики внешней торговли
8 декабря 2011 года состоялось заседание объединенной коллегии таможенных служб государств-членов Таможенного союза, а 9 декабря в столице Казахстана прошло заседание Совета руководителей таможенных служб государств- участников СНГ, а также заседание совета руководителей таможенных служб при Интеграционном Комитете ЕврАзЭС.
В ходе этих мероприятий рассмотрено более 10 вопросов, касающихся проведения согласованной политики по таможенному делу, гармонизации национальных таможенных законодательств и углубления взаимного сотрудничества. В числе обсуждаемых были и вопросы о внесении изменений в действующую редакцию Методологии таможенной статистики внешней торговли государств-членов Таможенного союза, а также Единой методологии таможенной статистики внешней торговли государств-членов СНГ. Это свидетельствует о том, что таможенная статистика внешней торговли Таможенного союза активно совершенствуется.
На текущий момент с главой 5 ТКТС в рамках Таможенного союза ведется статистика взаимной торговли государств - членов ТС. В целях анализа состояния, динамики и тенденций развития внешней торговли товарами таможенные органы ведут сбор и обработку сведений о перемещении товаров через таможенную границу для формирования данных таможенной статистики внешней торговли товарами. В целях обеспечения решения задач, возложенных на таможенные органы, ведется специальная таможенная статистика в порядке, установленном законодательствами государств - членов ТС.
Цели таможенной статистики:
- анализ основных тенденций,
структуры и динамики
- анализ результатов применения мер тарифного и нетарифного регулирования ВЭД;
- разработка и принятие
решений в области
- контроль поступления таможенных платежей в бюджеты государств - членов ТС;
- разработка платежного баланса и системы национальных счетов;
- прогнозирование
- расчет индексов физического объема, средних цен и стоимостного объема;
- содействие развитию ВЭД, расширению внешнеторговых связей;
- решение иных задач, обусловленных таможенной политикой ТС.
В соответствии со ст. 3 Соглашения о ведении таможенной статистики внешней и взаимной торговли товарами ТС (Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25 января 2008 г. «О ведении таможенной статистики внешней и взаимной торговли товарами Таможенного союза») государства - члены ТС определяют уполномоченные органы в области ведения статистики взаимной торговли и уполномоченные органы в области ведения статистики внешней торговли.
На основании ст. 47 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенные органы ведут таможенную статистику внешней торговли товарами в соответствии с методологией, утверждаемой решением КТС (Решение КТС от 26.11.2009 №31).
Методология определяет следующие вопросы:
- общие положения;
- основные термины;
- источники формирования исходных данных;
- сфера охвата данных;
- границы сферы статистического наблюдения;
- система учета импорта и экспорта;
- товары, подлежащие учету;
- классификация товаров;
- основные показатели для формирования статистики;
- стоимостная оценка товаров;
- количественный учет товаров;
- страны-партнеры;
- распространение данных;
- конфиденциальность информации;
- обеспечение сопоставимости данных.
Уполномоченные органы государств - членов ТС обеспечивают КТС данными статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли, порядок передачи которых определяется отдельным Протоколом о порядке передачи данных статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли (Решение Межгоссовета ЕврАзЭС (высшего органа Таможенного союза) на уровне глав государств от 11 декабря 2009 г. №31 «О международном договоре по реализации основных положений Соглашения о ведении таможенной статистики внешней и взаимной торговли товарами Таможенного союза от 25 января 2008 г.»).
В Российской Федерации определено, что уполномоченным органом в области ведения статистики внешней торговли является ФТС России, а уполномоченным органом в области ведения статистики взаимной торговли - Росстат.
В целях ведения статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли в составе КТС образуется Центр таможенной статистики, статус которого определяется отдельным Протоколом (Решение КТС от 26.11.2009 N 31).
Центр таможенной статистики обеспечивает:
- получение данных статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли от органов, ответственных за предоставление данных;
- формирование данных
статистики внешней торговли
и статистики взаимной
- предоставление органам ТС данных статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли;
- опубликование данных
статистики внешней торговли
и статистики взаимной
ФТС России предложен альтернативный вариант учета данных о взаимной торговле между государствами - членами ТС, который заключается в подаче статистической декларации таможенным органам.
Передаваемые уполномоченными органами в Центр статистические данные должны содержать следующие сведения:
по внешней торговле:
- код товара согласно единой ТН ВЭД ТС (10 знаков);
- направление перемещения;
- период (месяц);
- статистическая стоимость (в долларах США);
- вес нетто (кг);
- код дополнительной единицы измерения согласно единой ТН ВЭД ТС;
- количество товара в
дополнительной единице
- страна назначения;
- страна происхождения;
- страна отправления;
- торгующая страна;
- вид транспорта на границе;
по взаимной торговле:
- код товара согласно единой ТН ВЭД ТС;
- направление перемещения;
- период (месяц);
- стоимость (в долларах США и в национальных валютах);
- вес нетто (кг);
- код дополнительной единицы измерения согласно единой ТН ВЭД ТС;
- количество товара в
дополнительной единице
- страна назначения;
- страна происхождения;
- страна отправления;
торгующая страна.
На основании п. 2 ст. 49 ТКТС на сведения, используемые для статистических целей, распространяются положения ст. 8 Кодекса: таможенные органы, их должностные лица, а также иные лица, получившие в соответствии с законодательством государств - членов ТС доступ к информации, не вправе разглашать, использовать в личных целях либо передавать третьим лицам, в том числе государственным органам, информацию, составляющую государственную, коммерческую, банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну (секреты), и другую конфиденциальную информацию, за исключением случаев, установленных Таможенным Кодексом Таможенного союза и (или) законодательством государств - членов ТС.
1.2 Методология таможенной статистики внешней торговли
Важным направлением совершенствования статистики внешней торговли является улучшение международных сопоставлений. Решение этой проблемы, а также активизация усилий по интеграции экономики страны в мирохозяйственные связи вызвали необходимость разработки унифицированной «Методологии таможенной статистики внешней торговли Таможенного союза» (в дальнейшем - Методология).
Методология определяет объекты статистического наблюдения и учета в таможенной статистике внешней торговли и порядок их учета, в том числе товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом и по линиям электропередач.
Правила и процедуры, изложенные в Методологии, базируются на положениях Таможенного кодекса Таможенного союза и прочих нормативных документов, принятых Комиссией Таможенного союза.
Основу методологических положений таможенной статистики внешней торговли составили также рекомендации Статистической комиссии ООН («Статистика международной торговли. Концепция и определения», ООН, 1982 г.) и рекомендации, содержащиеся в «Руководстве для пользователей по статистике внешней торговли», разработанном Евростатом (изд. 3, 1990 г.).
В Методологии используются следующие основные термины:
1. «внешняя торговля Таможенного союза» - торговля государств - членов Таможенного союза с третьими странами;
2. «взаимная торговля Таможенного союза» - торговля между государствами - членами Таможенного сюза;
3. «статистическая территория» - территория государства - члена Таможенного союза, в отношении которой осуществляется сбор статистических данных. При этом границей статистической территории выступает государственная граница государства - члена Таможенного союза;
4. «импорт товаров» - ввоз
на территорию государства - члена
Таможенного союза товаров, которые
добавляются к запасам
5. «экспорт товаров» - вывоз с территории государства - члена Таможенного союза товаров, которые уменьшают запасы материальных ресурсов государства - члена Таможенного союза;
6. «уполномоченные органы государств - членов Таможенного союза» - органы государственного управления государств - членов Таможенного союза, на которые возложены функции по ведению и предоставлению в Секретариат Комиссии Таможенного союза и Сторонам таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли.
Основной принцип учета всех ввозимых и вывозимых товаров определяется используемыми в таможенной практике таможенными процедурами. В таможенную статистику включаются товары 12 таможенных процедур из 17 (кроме процедур транзита, временного ввоза и вывоза товаров, уничтожения, а также отказа в пользу государства при экспорте).
Информация о работе Методология таможенной статистики внешней торговли