Организация деятельности таможенных органов в РФ (на примере Биробиджанской таможни)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 14:35, дипломная работа

Краткое описание

Предмет исследования – основы управления и организация деятельности таможенных органов.
Цель исследования – провести анализ деятельности Биробиджанской таможни и выявить основные проблемы и перспективы ее развития.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические основы управления в таможенных органах 5
1.1 Основы управления в таможенных органах 5
1.2 Процесс управления в системе таможенных органов 28
1.3 Организационные структуры управления в системе таможенных органов 40
2 Анализ деятельности Биробиджанской таможни 53
2.1 Общая характеристика Биробиджанской таможни 53
2.2 Организационно- управленческий анализ учреждения 54
2.3 Финансово-экономический анализ объекта исследования 61
2.4 Анализ кадрового потенциала 65
2.5 SWOT – анализ объекта исследования 67
3 Основные проблемы и перспективы развития Биробиджанской таможни 73
Заключение 77
Список литературы 80
Приложение 83

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом мой!!! Организация деятельности таможенных органов в РФ.doc

— 501.50 Кб (Скачать файл)

К преимуществам линейно- функциональной организационной структуры управления можно отнести то, что она освобождает линейных руководителей от решения некоторых специальных вопросов; создает основу для использования в работе консультаций опытных специалистов; уменьшает потребность в специалистах широкого профиля.

К общим недостаткам  такой структуры управления относятся: усложнение взаимосвязей; ухудшение  координации; проявление тенденции к чрезмерной централизации и двойному подчинению сотрудников.

В обобщенном виде достоинства  и недостатки линейно- функциональной структуры представлены в таблице 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица1-Достоинства и недостатки линейно- функциональной организационной структуры.

Достоинства

Недостатки

- Эффективное использование  ресурсов

- Углубление специализации  и развитие

- Карьерный рост внутри  функциональных отделов

- Руководство и контроль  со стороны высшего менеджмента

- Высокая степень координации  взаимодействий внутри организации

- Высокий уровень технического  решения проблем

- Слабые взаимосвязи  между функциональными отделами

-  Замедленная реакция на внешние изменения. Проблема в инновационной деятельности

- Решения принимаются  на верхних уровнях иерархии, что обуславливает замедление процесса

- Проблемы с распределением  ответственности за устранение  проблем

- Ограниченное восприятие  организационных задач работниками

-   Проблемы с  управлением общим обучением  работников


 

Следует отметить, что  в рассматриваемом предприятии, прослеживаются данные выше (см. Таблицу 1) достоинства и недостатки, кроме: замедленной реакции на внешние изменения. Так как компания Биробиджанская таможня достаточно быстро реагирует на изменения, что доказывается высокими показателями ее деятельности и выполнением плана на 100 процентов. Нет особых проблем с распределением ответственности за устранение проблем, а так же, восприятие организационных задач работниками не ограниченное.

 

Для анализа эффективности системы  управления  в Биробиджанской таможне, рассчитываем основные показатели эффективности системы управления предприятием:

  1.   коэффициент управляемости, характеризующий степень средней загруженности каждого руководителя с учетом нормы управляемости (по количеству подчиненных), рассчитывается по формуле (1.1) [8, с. 23]:

Куп = (1/z) * (∑Нфн),                                                                                     (1.1)

где z – число уровней управления;

Нф и Нн - фактическое и нормативное число работников, приходящееся в среднем на одного руководителя данного уровня управления.

Норматив Куп от 0,5 до 1. 

В 2009 году коэффициент  управляемости был равен 0,5,  что  говорит о нормальной степени  загруженности в 2009 году.

Исходя из организационной  структуры управления Биробиджанской таможни  в 2010 году 4 уровня управления.

Рассчитаем коэффициент  управляемости, характеризующий степень  средней загруженности генерального директора в 2010 году Куп = (1/4)*(18/6)=0,75. Это нормальная степень загруженности, что свидетельствует об эффективности системы в целом, как в 2009 году, так и в 2010;

  1.   коэффициент автоматизации труда (Ка) – характеризует степень соответствия фактической стоимости оргтехники (Сф) нормативным требованиям в среднем на одного работника аппарата управления. Рассчитывается по формуле (1.2) [27, с. 14]:

Ка = Сфау,                                                                                                    (1.2)

где Сф - стоимость технических  средств в управлении;

Чау – численность аппарата управления.

Ка = 869300/12=72441,6.

Тогда Ка=72441,6 рублей, то есть коэффициент автоматизации является довольно высоким. В 2009 году коэффициент автоматизации труда составлял 50674,2 рублей, что говорит нам о том что в 2010 году он вырос на 30% и составил 21767,4 рублей.

3) коэффициент экономической  эффективности управленческой деятельности (Кэ), рассчитывается как отношение прибыли (дохода) к численности аппарата управления (Чау), рассчитывается по формуле (1.3) [8, с. 9]:

Кэ=П/Чау,                                                                                                                                                                     (1.3)

Кэ =360млн. руб./12=300млн. руб. на одного управленца в год. Это довольно высокий уровень данного показателя. В 2009 году коэффициент экономической эффективности управления составлял 280млн. руб., что говорит нам о том, что в 2010 году данный показатель вырос на 6% и составил 20млн. руб.

4)   коэффициент  производительность   труда   –   основной   показатель   экономической эффективности  производства  отрасли.

 Натуральный метод  измерения производительности труда  состоит в том, что производительность  труда (Кп) рассчитывается как отношение прибыли (дохода) на число работников (Ч) или количество затраченного рабочего времени, рассчитывается по формуле (1.4) [8, с.10]

Кэ=П/Ч                                                                                                            (1.4)

В нашем случае мы делим  доходы Биробиджанской таможни на количество рабочего персонала.

Кп =360млн.руб./121= 2,9 млн. руб. Это высокий показатель деятельности. И он вырос по сравнению с 2009 годом на 10%, что составляет 290 тыс. рублей.

Таким образом, изучив исходные данные и проанализировав численность  персонала, его структуру, динамику, использование рабочего времени, производительность труда, (система показателей характеризующих трудовой потенциал организации представлена в Приложении Б), можно сделать вывод о том, что деятельность организации высокопроизводительна, о чем свидетельствуют высокие показатели коэффициентов, которые были рассчитаны.

2.3 Финансово-экономический анализ объекта исследования

  Финансово-экономический анализ (ФЭА) является составной частью комплексной диагностики организации и представляет собой эффективный метод, позволяющий осуществить оценку ее финансового состояния и являющийся базой для проведения работ, связанных с формированием финансовой политики организации.

Финансово-экономический  анализ позволяет реализовать следующие задачи:

• оценить результаты и эффективность деятельности организации, ее текущее финансовое состояние, составить прогноз развития финансово-экономических показателей компании на ближайшую перспективу;

• оценить динамику финансовых показателей за определенный период времени и факторы, вызвавшие эти изменения;

• оценить существующие финансовые ограничения на пути реализации организационных преобразований.

         Общей целью анализа баланса  является выявление и раскрытие  информации о финансовом состоянии  предприятия и перспективах его  развития.

          Исходные  данные  для   проведения    анализа    бюджетной сметы    приведены   в приложении В  (бюджетные сметы  за 2009-2010 годы).

           Основная задача работы отдела  бухгалтерского учета и финансовой  экспертизы Биробиджанской таможни  – организация финансово-хозяйственной деятельности таможни; контроль за равномерным и эффективным расходованием денежных средств; организация бюджетного планирования и анализа финансово-хозяйственной деятельности таможни; ведение бюджетного учета в соответствии с законодательством.

Лимиты бюджетных обязательств утверждены в соответствии с бюджетной  сметой на 2010 год и составили 112 481 тыс.руб. а в 2009 – 109042 тыс.руб. Произошло увеличение на 3,5 % или 3439 тыс.руб. за счет увеличения  заработной платы и денежного довольствия сотрудников (код 211)  из-за увеличения штатной численности и по капвложениям (код 310) – установки весового оборудования на пунктах пропуска Биробиджанской таможни.

По капвложениям в 2010 было выделено 7 896 тыс. руб. на установку весового оборудования на пунктах пропуска, что на 50% больше чем  в 2009  (5 200 тыс. руб. для приобретения двух квартир). Денежные средства планируется использовать  в полном объеме.

Расходы в 2010 году (код 200) увеличились на 1% по отношению к 2009 году и составили 871,3 тыс. руб.

В 2010 проводились два  контрольно- ревизионных мероприятия  финансово – хозяйственной деятельности таможни: 1) ТУ Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Хабаровском крае –  проверяли деятельность за 2009 год; контрольно-ревизионным отделом ДВТУ – проверяли 9 месяцев 2010г. Выявленные нарушения устранены согласно утвержденного плана по устранению недостатков.

Установленный Биробиджанской таможне контрольный показатель эффективности деятельности (КПЭД № 1.1.) по перечислению в федеральный бюджет по состоянию на 2010 г. выполнен на 129,85% и составляет 4 777,77 млн. руб., что превышает итоговый показатель 2009 г. на 2330,96 млн. руб. или составляет 195,27% от перечислений 2009 года. Ежеквартально данный КПЭД также исполнялся.  ( см. Рисунок 1).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1-Показатели  перечислений в федеральный бюджет за 2009 г. и 2010 г.

Рост перечисления таможенных платежей произошел за счет ввозной  пошлины –  на 1 362 млн. руб.,  НДС  –  на 977 млн. руб., сборов и иных платежей – на 13 млн. руб. Однако по  вывозной пошлине наблюдается снижение по перечислению в сравнении с прошлым годом на 19 млн. руб., что связано с падением объемов вывоза лесоматериалов, а также увеличением доли беспошлинных пиломатериалов в общем объеме экспорта леса (см. Рисунок 2). Снижение на 2,2 млн. руб. или на 19% по сравнению с показателем прошлого года по таможенным платежам, уплаченным физическими лицами по ТПО, связано с увеличением квоты беспошлинного ввоза товаров для личного пользования с 01.07.10г.

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2- Денежные средства по видам платежей

Снижение всех показателей  по видам платежей объясняется льготами по уплате таможенных платежей при  оформлении товаров и транспортных средств  предоставлены в размере 7,5 млн. руб. В 2009 году льготы по уплате таможенных платежей не предоставлялись.

 Таким образом,  не смотря на то, что некоторые  конкретные показатели по видам  платежей ниже по сравнению  с 2009 годом, в целом в 2010 году  деятельность Биробиджанской таможни   можно назвать успешной и эффективной. Так как контрольные показатели эффективности деятельности таможни на 129, 85% и составляет 4 777,77 млн. руб., что превышает итоговый показатель 2009 г. на 2330,96 млн. руб. или составляет 195,27% от перечислений 2009 года.

 

 

 

 

 

2.4 Анализ кадрового потенциала

В 2010 году штатная численность  Биробиджанской таможни составляет 121 человек, что на 3 человека больше чем в 2009г. – 118, из них 28 сотрудников (2009г. – 26), 87 государственных служащих (2009г. – 86) и 6 работников (2009г. – 6), фактическая численность 114 (2009г. – 111) человек.  Укомплектованность составляет 94,2%  а в 2009г. – 94,0 %.

За отчетный период принято: 7 сотрудников, это на 2 сотрудника больше чем в прошлом году (2009г. – 9),  9 государственных гражданских служащих столько же сколько и в 2009г.,  1 работник, что меньше на 2 по сравнению с 2009г.

Качественный состав таможни характеризуется повышенным образовательным и профессиональным уровнем. Должностных лиц  с высшим образованием - 116, что составляет 97,2%  к общей численности, что больше на 1,9% и на 3 служащих по сравнению с 2009г. В 2009 году должностных лиц с высшим образованием составляло 113 – 95,3%,   из них: сотрудников – 26 в 2009г. – 25, госслужащих – 90 в 2009г. – 88.

Со средним профессиональным  - 5 человек  - 2,8%, что на 1,9% меньше чем в 2009г. 5 – 4,7% и  средним образованием нет.

В отчетном периоде количество перемещенных должностных лиц составило– 16, из них: сотрудники - 3; госслужащие- 13.

Текучесть является одной  из распространенных организационных форм подвижности кадров. На практике к текучести принято относить как увольнение по инициативе администрации в связи с прогулами работников, систематическими нарушениями трудовой дисциплины и пр. В этой связи текучесть кадров рассматривается как движение рабочей силы, обусловленное неудовлетворенностью работника рабочим местом (условиями труда, быта и т.д.) – «активная» текучесть и неудовлетворенности организации данным работником (недисциплинированность, не выполнение своих обязанностей и т.д.) – «пассивная» текучесть.

Абсолютная текучесть  кадров измеряется количеством увольнения работников по собственному желанию, а  также по инициативе администрации (за определенный период).

Всего за 2010 год из таможенных органов было уволено:

3 сотрудников (в 2009г. – 6), госслужащих - 3 (в 2009 – 8), работников - 0 (в 2009 – 1).

Информация о работе Организация деятельности таможенных органов в РФ (на примере Биробиджанской таможни)