Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 14:35, дипломная работа
Предмет исследования – основы управления и организация деятельности таможенных органов.
Цель исследования – провести анализ деятельности Биробиджанской таможни и выявить основные проблемы и перспективы ее развития.
Введение 3
1 Теоретические основы управления в таможенных органах 5
1.1 Основы управления в таможенных органах 5
1.2 Процесс управления в системе таможенных органов 28
1.3 Организационные структуры управления в системе таможенных органов 40
2 Анализ деятельности Биробиджанской таможни 53
2.1 Общая характеристика Биробиджанской таможни 53
2.2 Организационно- управленческий анализ учреждения 54
2.3 Финансово-экономический анализ объекта исследования 61
2.4 Анализ кадрового потенциала 65
2.5 SWOT – анализ объекта исследования 67
3 Основные проблемы и перспективы развития Биробиджанской таможни 73
Заключение 77
Список литературы 80
Приложение 83
К преимуществам линейно- функциональной организационной структуры управления можно отнести то, что она освобождает линейных руководителей от решения некоторых специальных вопросов; создает основу для использования в работе консультаций опытных специалистов; уменьшает потребность в специалистах широкого профиля.
К общим недостаткам такой структуры управления относятся: усложнение взаимосвязей; ухудшение координации; проявление тенденции к чрезмерной централизации и двойному подчинению сотрудников.
В обобщенном виде достоинства и недостатки линейно- функциональной структуры представлены в таблице 1.
Таблица1-Достоинства и недостатки линейно- функциональной организационной структуры.
Достоинства |
Недостатки |
- Эффективное использование ресурсов - Углубление специализации и развитие - Карьерный рост внутри функциональных отделов - Руководство и контроль со стороны высшего менеджмента - Высокая степень координации взаимодействий внутри организации - Высокий уровень технического решения проблем |
- Слабые взаимосвязи между функциональными отделами - Замедленная реакция на внешние изменения. Проблема в инновационной деятельности - Решения принимаются на верхних уровнях иерархии, что обуславливает замедление процесса - Проблемы с распределением ответственности за устранение проблем - Ограниченное восприятие
организационных задач - Проблемы с управлением общим обучением работников |
Следует отметить, что в рассматриваемом предприятии, прослеживаются данные выше (см. Таблицу 1) достоинства и недостатки, кроме: замедленной реакции на внешние изменения. Так как компания Биробиджанская таможня достаточно быстро реагирует на изменения, что доказывается высокими показателями ее деятельности и выполнением плана на 100 процентов. Нет особых проблем с распределением ответственности за устранение проблем, а так же, восприятие организационных задач работниками не ограниченное.
Для анализа эффективности системы управления в Биробиджанской таможне, рассчитываем основные показатели эффективности системы управления предприятием:
Куп = (1/z) * (∑Нф/Нн),
где z – число уровней управления;
Нф и Нн - фактическое и нормативное число работников, приходящееся в среднем на одного руководителя данного уровня управления.
Норматив Куп от 0,5 до 1.
В 2009 году коэффициент управляемости был равен 0,5, что говорит о нормальной степени загруженности в 2009 году.
Исходя из организационной структуры управления Биробиджанской таможни в 2010 году 4 уровня управления.
Рассчитаем коэффициент
управляемости, характеризующий степень
средней загруженности
Ка = Сф/Чау,
где Сф - стоимость технических средств в управлении;
Чау – численность аппарата управления.
Ка = 869300/12=72441,6.
Тогда Ка=72441,6 рублей, то есть коэффициент автоматизации является довольно высоким. В 2009 году коэффициент автоматизации труда составлял 50674,2 рублей, что говорит нам о том что в 2010 году он вырос на 30% и составил 21767,4 рублей.
3) коэффициент экономической
эффективности управленческой
Кэ=П/Чау,
Кэ =360млн. руб./12=300млн. руб. на одного управленца в год. Это довольно высокий уровень данного показателя. В 2009 году коэффициент экономической эффективности управления составлял 280млн. руб., что говорит нам о том, что в 2010 году данный показатель вырос на 6% и составил 20млн. руб.
4) коэффициент производительность труда – основной показатель экономической эффективности производства отрасли.
Натуральный метод
измерения производительности
Кэ=П/Ч
В нашем случае мы делим доходы Биробиджанской таможни на количество рабочего персонала.
Кп =360млн.руб./121= 2,9 млн. руб. Это высокий показатель деятельности. И он вырос по сравнению с 2009 годом на 10%, что составляет 290 тыс. рублей.
Таким образом, изучив исходные данные и проанализировав численность персонала, его структуру, динамику, использование рабочего времени, производительность труда, (система показателей характеризующих трудовой потенциал организации представлена в Приложении Б), можно сделать вывод о том, что деятельность организации высокопроизводительна, о чем свидетельствуют высокие показатели коэффициентов, которые были рассчитаны.
2.3 Финансово-экономический анализ объекта исследования
Финансово-экономический анализ (ФЭА) является составной частью комплексной диагностики организации и представляет собой эффективный метод, позволяющий осуществить оценку ее финансового состояния и являющийся базой для проведения работ, связанных с формированием финансовой политики организации.
Финансово-экономический
анализ позволяет реализовать
• оценить результаты и эффективность деятельности организации, ее текущее финансовое состояние, составить прогноз развития финансово-экономических показателей компании на ближайшую перспективу;
• оценить динамику финансовых показателей за определенный период времени и факторы, вызвавшие эти изменения;
• оценить существующие финансовые ограничения на пути реализации организационных преобразований.
Общей целью анализа баланса
является выявление и
Исходные данные для проведения анализа бюджетной сметы приведены в приложении В (бюджетные сметы за 2009-2010 годы).
Основная задача работы отдела
бухгалтерского учета и
Лимиты бюджетных обязательств утверждены в соответствии с бюджетной сметой на 2010 год и составили 112 481 тыс.руб. а в 2009 – 109042 тыс.руб. Произошло увеличение на 3,5 % или 3439 тыс.руб. за счет увеличения заработной платы и денежного довольствия сотрудников (код 211) из-за увеличения штатной численности и по капвложениям (код 310) – установки весового оборудования на пунктах пропуска Биробиджанской таможни.
По капвложениям в 2010 было выделено 7 896 тыс. руб. на установку весового оборудования на пунктах пропуска, что на 50% больше чем в 2009 (5 200 тыс. руб. для приобретения двух квартир). Денежные средства планируется использовать в полном объеме.
Расходы в 2010 году (код 200) увеличились на 1% по отношению к 2009 году и составили 871,3 тыс. руб.
В 2010 проводились два
контрольно- ревизионных мероприятия
финансово – хозяйственной
Установленный Биробиджанской таможне контрольный показатель эффективности деятельности (КПЭД № 1.1.) по перечислению в федеральный бюджет по состоянию на 2010 г. выполнен на 129,85% и составляет 4 777,77 млн. руб., что превышает итоговый показатель 2009 г. на 2330,96 млн. руб. или составляет 195,27% от перечислений 2009 года. Ежеквартально данный КПЭД также исполнялся. ( см. Рисунок 1).
Рисунок 1-Показатели перечислений в федеральный бюджет за 2009 г. и 2010 г.
Рост перечисления таможенных платежей произошел за счет ввозной пошлины – на 1 362 млн. руб., НДС – на 977 млн. руб., сборов и иных платежей – на 13 млн. руб. Однако по вывозной пошлине наблюдается снижение по перечислению в сравнении с прошлым годом на 19 млн. руб., что связано с падением объемов вывоза лесоматериалов, а также увеличением доли беспошлинных пиломатериалов в общем объеме экспорта леса (см. Рисунок 2). Снижение на 2,2 млн. руб. или на 19% по сравнению с показателем прошлого года по таможенным платежам, уплаченным физическими лицами по ТПО, связано с увеличением квоты беспошлинного ввоза товаров для личного пользования с 01.07.10г.
Рисунок 2- Денежные средства по видам платежей
Снижение всех показателей по видам платежей объясняется льготами по уплате таможенных платежей при оформлении товаров и транспортных средств предоставлены в размере 7,5 млн. руб. В 2009 году льготы по уплате таможенных платежей не предоставлялись.
Таким образом,
не смотря на то, что некоторые
конкретные показатели по
2.4 Анализ кадрового потенциала
В 2010 году штатная численность Биробиджанской таможни составляет 121 человек, что на 3 человека больше чем в 2009г. – 118, из них 28 сотрудников (2009г. – 26), 87 государственных служащих (2009г. – 86) и 6 работников (2009г. – 6), фактическая численность 114 (2009г. – 111) человек. Укомплектованность составляет 94,2% а в 2009г. – 94,0 %.
За отчетный период принято:
7 сотрудников, это на 2 сотрудника больше
чем в прошлом году (2009г. – 9),
9 государственных гражданских
Качественный состав
таможни характеризуется
Со средним профессиональным - 5 человек - 2,8%, что на 1,9% меньше чем в 2009г. 5 – 4,7% и средним образованием нет.
В отчетном периоде количество перемещенных должностных лиц составило– 16, из них: сотрудники - 3; госслужащие- 13.
Текучесть является одной из распространенных организационных форм подвижности кадров. На практике к текучести принято относить как увольнение по инициативе администрации в связи с прогулами работников, систематическими нарушениями трудовой дисциплины и пр. В этой связи текучесть кадров рассматривается как движение рабочей силы, обусловленное неудовлетворенностью работника рабочим местом (условиями труда, быта и т.д.) – «активная» текучесть и неудовлетворенности организации данным работником (недисциплинированность, не выполнение своих обязанностей и т.д.) – «пассивная» текучесть.
Абсолютная текучесть кадров измеряется количеством увольнения работников по собственному желанию, а также по инициативе администрации (за определенный период).
Всего за 2010 год из таможенных органов было уволено:
3 сотрудников (в 2009г. – 6), госслужащих - 3 (в 2009 – 8), работников - 0 (в 2009 – 1).