Основные направления правового регулирования международного таможенного сотрудничества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 13:40, курсовая работа

Краткое описание

Предмет исследования – нормативно-правовые акты, регулирующие координацию деятельности и сотрудничества государств в области таможенных отношений.
Целью работы является изучение направлений сновных направлений правового регулирования международного таможенного сотрудничества.
Для достижения указанной цели ставятся следующие задачи:
1. Рассмотреть особенности международных взаимоотношений в таможенном деле;
2. Изучить координацию деятельности участников ВЭД и национальных таможенных режимов в области таможенных отношений.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Особенности международных взаимоотношений в
таможенном деле 5
1.1. Генеральное Соглашение о Тарифах и Торговле (ГАТТ) 5
1.2. Многосторонние торговые переговоры (МТП) 11
1.3. Итоги Уругвайского раунда переговоров в рамках ГАТТ 15
1.4. Соглашения и договоренности, достигнутые на переговорах
в рамках Токийского раунда 18
Глава 2. Координация деятельности участников ВЭД и
национальных таможенных режимов в области таможенных отношений 20
2.1. Функционирование системы ГАТТ 20
2.2. Отношения России с ГАТТ/ВТО 23
2.3. Конвенция об образовании Совета таможенного сотрудничества 26
2.4. Соглашение о создании Международного союза по изданию
таможенных тарифов 31
Заключение 34
Список источников и литературы 36

Вложенные файлы: 1 файл

Таможня_право-сотрудн.doc

— 152.50 Кб (Скачать файл)

— Соглашение по применению ст. VI Генерального Соглашения по Тарифам и Торговле 1994 г. (Антидемпинговый кодекс);

— Соглашение по предотгрузочной  инспекции;

— Соглашение по правилам происхождения;

— Соглашение по процедурам импортного лицензирования;

— Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам;

— Соглашение по защитным мерам.

II. Генеральное соглашение  по торговле услугами (ГАТС).

III. Соглашение по торговым  аспектам прав интеллектуальной  собственности (ТРИПС).

IV. Договоренность о  правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров.

V. Механизм обзора  торговой политики.

VI. Торговые соглашения  с ограниченным кругом участников:

— Соглашение по торговле гражданской авиатехникой;

— Соглашение по правительственным  закупкам;

— Международное соглашение по молочным продуктам;

— Международное соглашение по говядине.

Высшим органом является Министерская конференция, объединяющая представителей всех участников ВТО. Сессии собираются по крайней мере каждые два года. Между сессиями по необходимости  созывается Генеральный совет (ГС), состоящий также из представителей всех участников. Кроме того, Генеральный совет исполняет обязанности Органа по урегулированию споров и Органа по обзору торговой политики. Под руководством ГС работают Совет по торговле товарами. Совет по торговле услугами к Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности. Министерская конкуренция создает комитет по торговле и развитию, комитет по ограничениям, связанным с платежным балансом, и комитет по бюджету, финансам и административным вопросам и управлению. Членство в советах и комитетах открыто для всех участников ВТО.

Секретариат осуществляет свою деятельность на основании ст. VI Соглашения о ВТО. В соответствии с пунктом 2 данной статьи Секретариат ГАТТ был преобразован в Секретариат ВТО. Секретариат возглавляется Генеральным директором, назначаемым Конференцией министров. Конференция министров на основании пункта 2 ст. VI определяет права и обязанности Генерального директора и срок его полномочий. Генеральный директор:

— осуществляет наем персонала Секретариата и определяет условия его службы (п. 3 ст. VI);

— готовит и представляет проект годового бюджета ВТО на рассмотрение Комитета по бюджету, финансам и управлению (п. 1 ст. VII) с целью вынесения рекомендаций Генеральному совету;

— является депозитарием Соглашения о ВТО и МТС. Министерская конференция назначает генерального директора ВТО, который назначает сотрудников Секретариата ВТО и определяет их обязанности и условия прохождения службы в соответствии с положениями, принятыми Министерской конференцией.

Первая Министерская конференция ВТО состоялась 9—13 декабря 1996 г. в Сингапуре.

В ВТО практикуется принятие решений консенсусом. При его  отсутствии решение принимается  большинством голосов, если другого не предусмотрено. Толкование положений соглашений по товарам, услугам, интеллектуальной собственности, освобождение от принятых обязательств (вейвер) принимаются 3/4 голосов. Поправки, не затрагивающие прав и обязательств участников, а также принятие новых членов требует 2/3 голосов. 5

 

2.2. Отношения России с ГАТТ/ВТО

 

Следует особо выделить отношения России с ГАТТ/ВТО. В 1992 г. Российская Федерация унаследовала от бывшего СССР статус наблюдателя в Генеральном соглашении по тарифам и торговле, предоставленный СССР в мае 1990 г. Процесс присоединения России к ГАТТ в качестве полноправного члена был начат в 1992 г. в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 1992 г. № 328 «О развитии отношений между Российской Федерацией и Генеральным соглашением по тарифам и торговле». В целях координации процесса присоединения была образована Межведомственная комиссия по ГАТТ/ВТО, в состав которой в настоящее время входят более 40 министерств и ведомств Российской Федерации.

В июне 1993 г. Б.Н. Ельцин вручил А. Дункелю, являвшемуся в то время Генеральным директором ГАТТ, официальное заявление Правительства Российской Федерации о намерении присоединиться к ГАТТ в качестве полноправного участника. 16 июня 1993 г. Советом представителей ГАТТ в соответствии с установленной процедурой образована Рабочая группа по присоединению России к ГАТТ. В октябре 1993 г. Россия получила статус ассоциированного участника Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров под эгидой ГАТТ.

Передача в Секретариат  ГАТТ в феврале 1994 г. Меморандума о внешнеторговом режиме Российской Федерации стала первым практическим шагом в процессе присоединения России к ГАТТ.

В августе 1994 г. России был  официально передан консолидированный  вопросник Договаривающихся сторон ГАТТ по Меморандуму о внешнеторговом режиме Российской Федерации.

В связи с образованием 1 января 1995 г. Всемирной Торговой Организации, включающей Генеральное Соглашение по Тарифам и Торговле в качестве своей составной части, в декабре 1994 г. заместитель Председателя Правительства Российской Федерации О.Д. Давыдов передал официальное заявление Правительства Российской Федерации о присоединении России к Всемирной Торговой Организации.

4—6 декабря 1995 г.  прошло второе заседание Рабочей  группы по присоединению России к ВТО. Основным итогом заседания стало завершение «первого чтения» Меморандума о внешнеторговом режиме Российской Федерации (вопросы торговли товарами). Положено начало обсуждению представленных дополнений к Меморандуму по новым сферам торговли, входящим в компетенцию ВТО, — услуги, интеллектуальная собственность, связанные с торговлей инвестиции.

30—31 мая 1996 г. состоялось  третье заседание Рабочей группы  по присоединению России к ВТО. Основные результаты заседания следующие:

— подведение итогов работы, осуществлявшейся в течение года со времени первой Рабочей группы;

— завершение первого  рассмотрения всех документов, характеризующих  российский внешнеторговый режим, включая  «новые сферы» — услуги, интеллектуальную собственность и инвестиции;

— начало двусторонних консультаций с государствами—членами ВТО, что  является прологом к вступлению в этап переговоров в области тарифных уступок в торговле товарами и специфических обязательств по услугам.

Состоявшееся 15—16 октября 1996 г. четвертое заседание Рабочей группы было сосредоточено на рассмотрении, в плане соответствия положениям соглашений ВТО, отдельных аспектов политики России в области сельского хозяйства, включая меры внутренней поддержки, нетарифных мер регулирования торговли готовыми изделиями, вопросов таможенной оценки стоимости импортируемых товаров.

14—15 апреля 1997 г. на  пятом заседании Рабочей группы  были рассмотрены; обзор развития законодательной базы, вопросы, связанные с ТРИПС, государственными торговыми предприятиями, сельским хозяйством.

Исходя из договоренности, достигнутой между Президентами России и США в ходе встречи  в Хельсинки в марте 1997 г., определившей в качестве цели вступление России в ВТО в 1998 г., на пятом заседании  Рабочей группы в целях поддержания динамики переговорного процесса решено провести в июле и декабре 1997 г. очередные заседания группы. Намечено до конца года завершить информационную стадию, подготовить основные элементы доклада Рабочей группы и приступить к двусторонним переговорам по выработке конкретных условий будущего членства России в ВТО.

Присоединение России к  ВТО является неотъемлемым элементом  стратегического курса на интеграцию России в мировую экономику в качестве полноправного участника.

Основными целями присоединения  России к ВТО являются:

— устранение дискриминационных  ограничений в отношении российского экспорта и улучшение его доступа на мировые рынки;

— перевод торгово-экономических  отношений России с третьими странами и их региональными группировками на равноправную, стабильную, долгосрочную экономико-правовую основу и, как следствие, повышение конкурентоспособности всех отраслей российской промышленности, сельского хозяйства, ускорение их структурной перестройки;

— использование существующего  в рамках ВТО многостороннего механизма разрешения споров;

— совершенствование  внутренней законодательной базы и  практики ее применения с целью дальнейшего  развития экономических реформ.

Полноправное участие  Российской Федерации в ВТО отвечает ее долгосрочным интересам и будет содействовать решению экономических и социальных задач.

Следует сделать вывод, что одна из главных функций Всемирной  Торговой Организации — служить местом подготовки новых соглашений в области международной торговли и торговли услугами.

 

2.3. Конвенция об образовании Совета таможенного сотрудничества

Совет таможенного сотрудничества учрежден в соответствии с Конвенцией от 15 декабря 1950г., подписанной 30 государствами. На 1 января 1986 г. членами Совета были 97 государств, в том числе 5 с плановой экономикой. Одними из основных задач работы Совета являются изучение возможностей таможенного сотрудничества и унификации таможенной практики государств-членов, подготовка проектов международных таможенных соглашений и рекомендаций по вопросам международных таможенных соглашений и рекомендаций по вопросам применения таможенных тарифов, а также другие сферы таможенной деятельности.

Юридической базой Совета Таможенного Сотрудничества являются заключенные 15 декабря 1950 г Конвенция о создании Совета Таможенного Сотрудничества, Конвенция о номенклатуре для классификации товаров в таможенных целях и Конвенция об оценке товаров в таможенных целях. В соответствии с Конвенцией о создании Совета на него возложено: разработка рекомендаций по унификацированному толкованию и применению двух других конвенций; выполнение функций, определяемых этими конвенциями; разрешение споров, связанных с применением и толкованием конвенций, а также изучение форм и стандартов таможенного сотрудничества государств; рассмотрение технических процедурных форм национальных таможенных систем в целях достижения возможно более высокого уровня их согласованности и унификации; подготовка проектов конвенций и рекомендаций; сбор информации, касающейся таможенных процедур; обеспечение государств-членов необходимой информацией и сотрудничество с международными организациями в области таможенной инфраструктуры стран Мирового Сообщества. Одновременно в сферу деятельности Совета входят вопросы, возникающие в связи с применением Соглашения от 12 апреля 1979 г. о реализации положений статьи VII ГАТТ (Кодекса таможенной оценки) и Таможенной конвенции, касающейся контейнеров, от 2 декабря 1972 г.

Членами Совета являются правительства государств — участников учредительной конвенции, а также, с одобрения Совета, — правительства государств, зависимых во внешнеполитических отношениях от других стран, но обладающих самостоятельностью в ведении внешней торговли. В качестве наблюдателей к работе Совета по приглашению Генерального секретаря допускаются представители международных организаций и государств, не являющихся членами Совета Таможенного Сотрудничества. В 1996 г. членами Совета Таможенного Сотрудничества являлись 138 государств Мирового Сообщества. Российская Федерация заняла место в Совете на правах продолжателя в январе 1992 г. Членами Совета стали государства Содружества Независимых Государств, за исключением Киргизии и Таджикистана.

В функции Совета входит также организация обмена информацией  по таможенному законодательству и таможенной процедуре: урегулирование споров, связанных с толкованием действующих таможенных конвенций, и выполнение посреднических, примиренческих функций в случае возникновения споров; обеспечение наиболее высокой степени нормализации и унификации таможенных систем (ст. III).

Высшим органом Совета является Сессия, созываемая два раза в год. Каждое государство — член Совета имеет один голос и представлено одним делегатом. Решения Совета (Сессии) принимаются 2/3 голосов присутствующих членов Совета. Ежегодно На Сессии Совета выбираются Президент, Вице-президент и Генеральный секретарь.

Основные правовые формы  деятельности Совета заключаются в  разработке проектов международных договоров, конвенций и соглашений по различным аспектам таможенного сотрудничества. Среди них следующие:

1. Международная конвенция по упрощению и гармонизации (согласованию) таможенных режимов (Конвенция Киото) 1973 г. В ней закрепляются обязательства договаривающихся сторон содействовать упрощению, унификации и гармонизации таможенных режимов, что в значительной степени создаст основу для ликвидации протекционистских барьеров.

Основной целью Конвенции  является предоставление государствам юридического документа, который служит как для упрощения, так и для согласования таможенных процедур в государствах, внося таким образом эффективный вклад в развитие международной торговли и другие международные обмены, включая расширение международных передвижений путешественников, не являющихся иммигрантами.

2. Правовой режим таможенных  складов. В соответствии с этим  режимом к хранению на государственных таможенных складах должны допускаться любого рода импортные товары, подлежащие обложениям импортными таможенными пошлинами или таможенными сборами, либо товары, ограниченные или запрещенные к ввозу на таможенную территорию, за исключением товаров, которые запрещены по соображениям общественной безопасности. Условия Конвенции распространяются и на режим частных таможенных складов, который подлежит определению компетентными властями государства-участника.

3. Режим возвратных  пошлин. В случаях, когда импортные материалы (сырье, за которое должна быть уплачена ввозная таможенная пошлина и сборы) в дальнейшем подвергнутся дополнительной обработке или технологическому процессу (при определенных условиях и ремонту), а затем уже экспортируются, они могут быть предложены для продажи на иностранных рынках по более конкурентоспособным ценам, но с условием, что при экспорте будут возмещены импортные сборы и пошлины. Эта процедура составляет режим возвратных пошлин.

Информация о работе Основные направления правового регулирования международного таможенного сотрудничества