Особенности таможенной политики в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 05:41, курсовая работа

Краткое описание

Создание устойчивой, гибкой и эффективной системы таможенных органов и проведение оптимальной таможенной политики – одна из важнейших (и в тоже время самых сложных) задач экономической реформы в России. Поэтому и является актуальной тема данной работы.
Целью работы является изучение таможенной политики России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1 Таможенная инфраструктура России
1.1 Характеристика таможенной инфраструктуры 4
1.2 Функции и задачи таможенной политики 6
2 Анализ таможенно-тарифного регулирования
экономической деятельности
2.1 Тарифные и нетарифные методы таможенной политики 8
2.2 Таможенные платежи и тарифы 14
2.3 Анализ таможенных платежей и тарифов в государственном
бюджете 17
3 Современное состояние таможенной службы России
3.1 История развития таможенного дела в Российской Федерации 20
3.2 Современные требования к процедуре таможенного контроля 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
Список используемых источников

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 56.28 Кб (Скачать файл)

 Внутренняя  структура таможенных платежей  определена в ст. 318 ТК РФ. Согласно  данной статье к таможенным  платежам относятся: 

1) ввозная  таможенная пошлина; 

2) вывозная  таможенная пошлина; 

3) налог  на добавленную стоимость, взимаемый  при ввозе товаров на таможенную  территорию Российской Федерации; 

4) акциз,  взимаемый при ввозе товаров  на таможенную территорию Российской  Федерации; 

5) таможенные  сборы. 

 Перечисленные  в ст. 318 ТК РФ платежи объединяет  то, что все они взимаются, как  правило, таможенными органами  в связи с перемещением товаров  и транспортных средств через  таможенную границу[1].

 Необходимо  обратить внимание на то, что  перечень таможенных платежей  значительно сократился по сравнению  с тем, как он выглядел в  ТК РФ 1993 г. В новом ТК РФ  не предусмотрены такие виды  таможенных платежей, как, например, плата за информирование и  консультирование, принятие предварительного  решения и др. Таможенная пошлина  является наиболее значимым видом  таможенных платежей. Таможенная  пошлина – в соответствии с  Законом «О таможенном тарифе»  – это платеж, взимаемый таможенными  органами Российской Федерации  при ввозе товара на таможенную  территорию Российской Федерации  или вывозе товара с этой  территории и являющийся неотъемлемым  условием такого ввоза или  вывоза.

 Различают  ввозную таможенную пошлину, взимаемую  при ввозе товаров на таможенную  территорию РФ, и вывозную таможенную  пошлину, уплачиваемую при вывозе  товаров с этой территории[2]. Ставки  ввозных таможенных пошлин систематизированы  в соответствии с ТН ВЭД  в Таможенном тарифе РФ, утвержденном  Постановлением Правительства РФ  от 30 ноября 2001 г. №830 «О Таможенном  тарифе Российской Федерации  и Товарной номенклатуре, применяемой  при осуществлении внешнеэкономической  деятельности». 

 Ставки  вывозных таможенных пошлин устанавливаются  Постановлениями Правительства  РФ от 12 июля 1999 г. №798 «Об утверждении  ставок вывозных таможенных пошлин  на товары, вывозимые с территории  Российской Федерации за пределы  государств – участников соглашений  о Таможенном союзе», от 9 декабря  2000 г. №939 «Об утверждении ставок  вывозных таможенных пошлин на  нефть сырую и нефтепродукты,  вывозимые с территории РФ  за пределы государств – участников  соглашений о Таможенном союзе».

 Налоговой  базой для целей исчисления  таможенных платежей являются[3]:

    • таможенная стоимость товаров;
    • количество товаров;
    • таможенная стоимость и количество товаров.

 Выбор  конкретной налоговой базы при  исчислении таможенной пошлины  зависит от того, какая ставка  установлена в отношении данного  товара.

 В  соответствии со ст. 4 Закона РФ  «О таможенном тарифе» в РФ  применяются следующие виды ставок  таможенных пошлин: адвалорные, специфические  и комбинированные. Адвалорные  ставки устанавливаются в процентах  к таможенной стоимости облагаемых  товаров. 

 Специфические  ставки исчисляются в евро  в установленном размере за  единицу облагаемых товаров. Они  взимаются с единицы веса, объема  и т.д. 

При исчислении сумм таможенных пошлин, взимаемых  по специфическим ставкам, установленным  в евро за килограмм массы товара, или комбинированным ставкам  со специфической составляющей в  евро за килограмм массы товара, в качестве расчетной базы используется масса товара с учетом его первичной  упаковки, которая неотделима от товара до его потребления и в которой  товар представляется для розничной  продажи (Постановление Правительства  РФ от 22 февраля 2000 г. № 148). При исчислении сумм таможенных пошлин, взимаемых  по адвалорным ставкам или по комбинированным  ставкам с адвалорной составляющей, в качестве налоговой базы используется таможенная стоимость. В ст. 12 Закона РФ «О таможенном тарифе» установлено, что система определения таможенной стоимости (таможенной оценки) товаров  в России основывается на общих принципах  таможенной оценки, принятых в международной  практике. Порядок применения системы  таможенной оценки товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ, устанавливается  Правительством РФ на основании положений  Закона РФ «О таможенном тарифе». Действующий  с 1 января 1993 г. Порядок определения  таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию РФ, утвержден Постановлением Правительства РФ, в котором закреплено: «Таможенная стоимость импортируемых  в Российскую Федерацию товаров  определяется декларантом согласно правилам таможенной оценки, предусмотренным  настоящим Порядком, применяемым  в соответствии с общими принципами системы таможенной оценки Генерального соглашения о тарифах и торговле». Этот порядок распространяется как на юридических, так и на физических лиц. Некоторые его положения могут уточняться в правовых актах ФТС России (приказах, указаниях и т.д.). Определение таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ, производится путем применения следующих методов:

1) по цене  сделки с ввозимыми товарами (ст. 19 Закона РФ «О таможенном тарифе»);

2) по цене  сделки с идентичными товарами (ст. 20);

3) по цене  сделки с однородными товарами (ст. 21);

4) вычитания  стоимости (ст. 22);

5) сложения  стоимости (ст. 23);

6) резервного  метода (ст. 24).

 Основным  методом определения таможенной  стоимости является метод по  цене сделки с ввозимыми товарами, в соответствии с которым таможенной  стоимостью ввозимого на таможенную  территорию РФ товара является  цена сделки, фактически уплаченная  или подлежащая уплате за ввозимый  товар на момент пересечения  им таможенной границы РФ (до  порта или иного места ввоза). В случае если основной метод  не может быть использован,  применяется последовательно каждый  из перечисленных методов. При  этом каждый последующий метод  применяется, если таможенная  стоимость не может быть определена  путем использования предыдущего  метода. Методы вычитания и сложения  стоимости могут применяться  в любой последовательности. Порядок  расчета таможенной стоимости  товаров, вывозимых с таможенной  территории РФ, определен в Постановлении  Правительства РФ от 7 декабря  1996 г. № 1461. В соответствии с  этим актом таможенная стоимость  вывозимых товаров определяется  на основе цены сделки, т.е.  цены, фактически уплаченной или  подлежащей уплате при продаже  товаров на экспорт. Если товары  вывозятся с российской таможенной  территории при отсутствии сделки  купли-продажи или если оказывается  невозможным использовать цену  сделки купли-продажи в качестве  основы для определения таможенной  стоимости, таможенная стоимость  вывозимых товаров определяется  либо исходя из представленных декларантом данных бухгалтерского учета продавца-экспортера, отражающих его затраты на производство и реализацию вывозимого товара, и величины прибыли, получаемой экспортером при вывозе идентичных или однородных товаров с таможенной территории РФ, либо на основе бухгалтерских данных об оприходовании и списании с баланса вывозимых товаров. В случае невозможности использования перечисленных сведений, представленных декларантом, таможенная стоимость вывозимого товара определяется на основе сведений о ценах на идентичные или однородные товары.

 Под  идентичными понимаются товары, одинаковые во всех отношениях  с оцениваемыми товарами по  следующим параметрам:

 ·        назначение и характеристики;

 ·        качество, наличие товарного знака  и репутация на рынке; 

 ·        страна происхождения; 

 ·        производитель. 

 Цена  сделки с идентичными товарами  принимается в качестве базы  для определения таможенной стоимости,  если товар продается в одну  и ту же страну, ввозится одновременно  или почти одновременно с оцениваемым  товаром, на тех же коммерческих  условиях и в тех же количествах.  Если идентичные товары ввозятся  в ином количестве или на  других коммерческих условиях, то  цены корректируются с учетом  этих различий и таможенным  органом документально подтверждается  их обоснованность.

 Метод  оценки по цене с однородными  товарами предполагает использование  в качестве базы для определения  таможенной стоимости цену сделки  по однородным с импортируемым  товарам. Под однородными понимаются  товары, которые, хотя и не являются  одинаковыми во всех отношениях, имеют сходные характеристики  и состоят из схожих компонентов,  что позволяет им выполнять  те же функции, что и оцениваемые  товары, и быть коммерчески взаимозаменяемыми.  При определении однородности  товаров учитываются их характеристики, назначение, качество, наличие товарного  знака и репутация на рынке,  страна происхождения. В случае, когда выявляется более одной  цены внешнеторговой сделки по  однородным товарам, то для  определения таможенной стоимости ввозимых вещей применяется самая низкая из них. Метод оценки на основе вычитания стоимости используется при возникновении у экспортера расходов на территории импортера и включении этих расходов в контрактную цену. Из цены единицы товара вычитаются, если они могут быть выделены, расходы на выплату комиссионных вознаграждений, на транспортировку, страхование, погрузочно-разгрузочные работы, возникающие на территории страны ввоза вещей, суммы импортных таможенных пошлин, налогов, сборов, подлежащих уплате в стране импортера. В качестве базы для определения таможенной стоимости при использовании метода оценки на основе сложения стоимости принимается цена, рассчитанная путем сложения издержек производства, общих затрат, связанных с доставкой товара до места таможенного оформления, прибыли, обычно получаемой экспортером в результате поставки таких товаров в данную страну. В случае если таможенная стоимость не может быть определена декларантом в результате последовательного применения пяти указанных методов, она устанавливается резервным методом с учетом мировой таможенной практики.

Однако наибольшее распространение получила классификация, разработанная Секретариатом ГАТТ/ВТО, в соответствии с которой нетарифные ограничения подразделяются на пять основных групп:

·     количественные ограничения импорта  и экспорта;

 ·     таможенные и административные  импортно-экспортные формальности;

 ·     стандарты и требования к качеству  товаров; 

 ·     ограничения, заложенные в механизме  платежей;

 ·     участие государства во внешнеторговых  операциях. 

 Под  количественными ограничениями  импорта и экспорта понимается  административная форма нетарифного  регулирования торгового оборота,  определяющая количество и номенклатуру  товаров, разрешенных к экспорту  или импорту. 

 Данные  методы нетарифного регулирования  торгового оборота получили наибольшее  распространение в международной  торговле. При этом к ним относятся:

 ·     квотирование;

 ·     лицензирование;

 ·     добровольные ограничения экспорта  и соглашения об упорядочении  рынка; 

 ·     эмбарго.

 

2.2. Таможенные платежи и тарифы

Важнейшим экономическим рычагом реализации многих задач таможенной политики является система таможенных платежей.

В Таможенном кодексе РФ (ст.11О) определены следующие  виды таможенных платежей: таможенная пошлина; налог на добавленную стоимость; акцизы; таможенные сборы за таможенное оформление; таможенные сборы за хранение товаров; таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров; плата за информирование и консультирование; плата за принятие предварительного решения; плата за участие в таможенных аукционах; сборы за выдачу лицензий таможенными органами РФ и возобновление  действия лицензий; сборы за выдачу квалификационного аттестата по таможенному оформлению и возобновление  действия аттестата.

Подробнее рассмотрим характеристики таможенных пошлин, существующих в развитых государствах и в России.

Таможенные  пошлины - косвенные налоги на импортные, экспортные и транзитные товары, поступающие  в доход государственного бюджета. В настоящее время в развитых странах преобладают таможенные пошлины на товары, ввозимые в страну.

Взимаются таможенные пошлины по ставкам, предусмотренным  в таможенном тарифе, который содержит наименование ввозимых иностранных  или вывозимых национальных товаров, единицы обложения товаров и ставки пошлин. Ставки устанавливаются чаще в определенном проценте к стоимости товара (адвалорная таможенная пошлина) и реже в твердой сумме с единицы измерения товара (специфическая таможенная пошлина).

Информация о работе Особенности таможенной политики в России