Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 06:38, курсовая работа
Цель работы: исследование основных вопросов правовой охраны и использования товарных знаков и знаков обслуживания участников гражданского оборота и производимой ими продукции перемещении товаров через границу Таможенного Союза.
Задачами дипломного исследования являются:
Изучить виды товарных знаков и их функции, рассмотреть историю развития законодательства о товарных знаках;
Рассмотреть источники правового регулирования товарных знаков в РФ;
Проанализировать процедуру государственной регистрации товарных знаков;
Раскрыть особенности исключительного права на товарный знак и распоряжения им;
Изучить меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, предпринимаемые таможенными органами;
Введение …………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Особенности правового регулирования отношений в сфере охраны товарных знаков на совершенном этапе ………………………………………. 7
1.1. Виды товарных знаков и их функции …………………………………….. 7
1.2. История развития законодательства о товарных знаках ……………….. 13
1.3. Источники правового регулирования отношений в сфере охраны товарных знаков ……………………………………………………………….. 24
Глава 2. Оформление прав на товарный знак и прекращение его правовой охраны ……………………………………………………………………………34
2.1. Особенности государственной регистрации товарных знаков ………….34
2.2. Исключительное право на товарный знак и распоряжение им ………….37
Глава 3.Роль таможенных органов в обеспечении защиты товарных знаков.45
3.1. Меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности (ОИС), предпринимаемые таможенными органами ………………………… 45
3.2. Таможенные реестры объектов интеллектуальной собственности …… .48
3.3. Особенности совершения таможенных операций в отношении товаров, содержащих ОИС, согласно нормам ТК ТС …………………….…………….54
3.4. Предложения по совершенствованию обеспечения защиты товарных знаков таможенными органами ……………………………….……….……….62
Заключение ……………………………………………………….….………….68
Список используемых источников ………………………………..…………..71
Знаки соответствия стандартам.
В мировой и отечественной практике известны многие процедуры и различные методы подтверждения соответствия продукции заданным требованиям. Особое место среди них занимает сертификация, которая отличается тем, что выполняется третьей - независимой от изготовителей и потребителей - стороной, что создает предпосылки высокой объективности ее результатов. А одним из основных методов указания соответствия продукции требованиям нормативных документов при положительных результатах сертификации является ее маркирование знаком соответствия.
Общие сведения, касающиеся определения и использования знака соответствия, изложены в специальных совместных руководствах Международной организации по стандартизации (ИСО) и международной электротехнической комиссии (МЭК).
Под знаком соответствия (в области сертификации) понимается защищенный знак, применяемый в соответствии с правилами системы сертификации, для подтверждения соответствия стандарту или другому нормативному документу. Знак соответствия наносится на продукцию, ее упаковку и (или) сопроводительную документацию. По своей правовой природе знаки соответствия и товарные знаки не идентичны.
Различают национальные и транснациональные знаки.
Национальные знаки.
Национальные знаки соответствия стандартам регистрируются национальными органами стандартизации и сертификации и защищаются национальным законодательством. Фирмы производители любой страны могут подать заявку в национальный орган стандартизации и сертификации на получение лицензии на ис пользование знака соответствия. Без лицензии применение знака соответствия не допускается. Согласно общим требованиям национальных органов стандартизации и сертификации для получения лицензии изготовитель должен доказать, что обладает достаточными техническими средствами и возможностью обеспечить контроль продукции и ее стабильное качество.
Применение знака соответствия в России.
Правовые нормы, регламентирующие использование знаков соответствия в нашей стране, установлены законами "0 сертификации продукции и услуг", "0 стандартизации", "0 защите прав потребителей", "Об оружии".
Согласно общим требованиям к порядку проведения сертификации продукции в Системе сертификации ГОСТ РФ при выдаче сертификата на изделие или на партию продукции орган по сертификации или, по его поручению, изготовитель маркирует товар и (или) тару, упаковку и сопроводительную документацию российским знаком соответствия (рис. 1). Четыре символа под знаком обозначают четыре последних знака кода органа по сертификации:
2 символа - группа продукции, на
которую аккредитован орган;
2 символа - номер, под которым зарегистрирован орган в
государственном реестре в зтой группе
продукции.
Знак соответствия наносится в непосредственной близости от товарного знака изготовителя. Форма знака соответствия установлена ГОСТ Р50450-92. 0н подтверждает, что по результатам сертификационных испытаний продукция отвечает установленным требованиям безопасности жизни и здоровья людей, охраны окружающей среды.
Регистрацию знаков соответствия проводит Госстандарт России, он же устанавливает порядок выдачи и оплаты лицензии на право использования знака соответствия.
Знак соответствия наносят на несъемную часть каждой единицы сертифицированной продукции, при нанесении на упаковку - на каждую упаковочную единицу этой продукции рядом с товарным знаком изготовителя.
Согласно закону "Об оружии"3 каждая единица изготовленного оружия и боеприпасы к нему подлежат испытанию на подтверждение соответствия требованиям эксплуатационной безопасности с последующим клеймением служебного и гражданского оружия или нанесением знаков их соответствия стандарту. Импортируемое оружие и боеприпасы к нему также должны иметь клеймо или знак соответствия стандарту.
Транснациональные знаки.
Технические барьеры, возникающие в международной торговле из-за требований национальной сертификации, обусловили активную деятельность многих международных и региональных организаций, направленную на создание условий для преодоления этих барьеров: возникли новые, специально для этого созданные организации по сертификации, которые разработали международные системы сертификации отдельных видов продукции и знаки соответствия к ним. Таким образом, транснациональные знаки соответствия стандартам применяются в ряде стран с целью взаимного признания результатов сертификационных испытаний и контроля на базе гармонизированных стандартов.
Европейский комитет по стандартизации (СЕМ), в который входят страны Европейского экономического сообщества и Европейская ассоциация свободной торговли, а также Испания, разработал две системы сертификации продукции. Согласно одной из mix (система маркировки CENGER) для удостоверения соответствия продукции евростандартам CEN присваивается знак "CEN". В этом случае знак "CEN" признается другими странами-участницами.
1.2. История развития законодательства о товарных знаках.
История возникновения и правового регулирования товарных знаков. Товарный знак – изобретенный людьми способ выделения своего товара из ряда аналогов путем нанесения некоего, только ему присущего обозначения, оказался востребованным только на достаточно высоком этапе развития рыночных отношений.
Однако уже на исходе каменного века человек применял клеймение добытых животных, их шкур, а также других предметов, которое можно считать предшественником всех современных средств индивидуализации товаров.
История товарных знаков уходит в века и точно зафиксировать дату появления первых товарных знаков не представляется возможным, но примерно с 5000 г. до н. э. человечество начинает массовое по тем временам производство и продажу глиняной посуды. Именно на этой посуде и появились обозначения, которые в наше время классифицируются как товарные знаки. Еще более широкое распространение получили товарные знаки в средние века, когда возникли первые гильдии ремесленников и купцов. Каждый ремесленник отвечал за качество производимого им товара и потому ставил на него свое клеймо (товарный знак). Появление постоянных товарных рынков, начавших играть важнейшую роль в жизни населения, включило механизм конкурентных отношений между производителями однородных товаров, что, в свою очередь, вызвало потребность в их более совершенной производственной маркировке. Немалую роль в этом процессе сыграло появление письменности, что немедленно отразилось на характере и возможностях этой маркировки. В Западной Европе регулярная маркировка изделий была введена в начале 18 века. К этому времени она стала выполнять не только различительную функцию, обеспечивающую выделение товара среди подобных и указание на конкретного производителя, но и функцию юридической защиты производителя от недобросовестной конкуренции. Вместе с тем необходимо отметить, что в 18 веке практика применения знаков даже в европейских государствах не сопровождалась еще достаточным правовым регулированием со стороны властей.
Государственная поддержка в виде предоставления предпринимателям правовой охраны, введения уголовной и гражданской ответственности за несанкционированное использование чужих знаков в полной мере проявилась только в 19 веке, когда в ряде ведущих европейских государств были приняты законы, регламентирующие правовую охрану товарных знаков.
В российском законодательстве первое упоминание о клеймении продукции содержалось в «Новоторговом уставе», изданном при царе Алексее Михайловиче, а выделение товарного знака из общего понятия клейма началось в 1744 г., когда по предложению Мануфактур – коллегии был издан первый русский правительственный Указ об обязательном клеймении всех русских товаров особыми фабричными знаками, чтобы можно было отличить их друг от друга.
5 февраля 1830 г. было утверждено Положение о клеймении изделий русских мануфактур, фабрик и заводов4, которым устанавливалась обязанность владельцев шляпных, суконных и других фабрик иметь прочные клейма.
В качестве самостоятельного средства индивидуализации товаров товарный знак был впервые легализован Законом от 26 февраля 1896 г. "О товарных знаках (фабричных и торговых марках и клеймах)". Согласно указанному Закону, который был для своего времени весьма прогрессивным, товарными знаками признавались всякого рода знаки, выставляемые промышленниками и торговцами на товарах или на упаковке и посуде, в которых они хранились, для отличия их от товаров других промышленников и торговцев, например: клейма, тавра, печати, пломбы, капсюли, метки (вытканные и вышитые), этикетки, виньетки, девизы, ярлыки, обложки, рисунки, оригинальных видов упаковки и т.п. 5
Выставление товарных знаков признавалось правом промышленников и торговцев, за исключением случаев, особо установленных законом. Запрещалось выставлять товарные знаки с надписями и изображениями, противными общественному порядку, нравственности или благопристойности, заведомо ложными или имеющими целью ввести покупателей в заблуждение, с изображениями дарованных промышленнику или торговцу знаков отличия, предназначенных для ношения, а также с изображениями наград и почетных отличий без обозначения года их получения.
Одному промышленнику или торговцу не возбранялось заявлять несколько разных товарных знаков для различных по роду или сорту товаров.
Право на товарный знак возникало на основании регистрации заявляемого знака в Министерстве торговли и промышленности. Свидетельство на товарные знаки выдавалось по желанию просителей на срок от одного года до десяти лет, считая со дня выдачи. Предусматривалась возможность продления свидетельства на новый срок.
Выдача свидетельства на товарный знак не лишала других лиц права в течение трех лет со дня публикации сообщения о выдаче свидетельства оспаривать в судебном порядке принадлежность исключительного права пользования товарным знаком.
Фирменные наименования. Законодательство дореволюционной России не содержало общих правил регулирования отношений, складывающихся по поводу специальных наименований торговых предприятий. По свидетельству П.П. Цитовича, фирма главным образом употребляется как подпись, как заголовок разных бланков, как клеймо на товарах6. Упоминание о фирме в дореволюционном российском законодательстве встречалось, однако, достаточно часто.
Так, согласно ст.6 Закона от 26 февраля 1896 г. заявляемые товарные знаки должны были содержать в себе обозначение на русском языке: имени и отчества владельца торгового или промышленного предприятия (хотя бы инициалами), а также его фамилии или наименования фирмы (полностью) и местонахождения предприятия.
Первым нормативно-правовым актом, регулирующим отношения в сфере правовой охраны товарных знаков в республике Советов, был Декрет Совета Народных Комиссаров (СНК) от 15 августа 1918 г. "О пошлине на товарные знаки". Согласно указанному Декрету все свидетельства, выданные в царской России как отечественным, так и иностранным предприятиям, надлежало зарегистрировать в Народном комиссариате торговли и промышленности. Незарегистрированные свидетельства впредь считались недействительными. Кроме того, в Декрете определялись размеры и порядок уплаты пошлины за регистрацию знаков.
17 июля 1919 г. было принято Постановление Высшего Совета народного хозяйства (ВСНХ)"О товарных знаках государственных предприятий", которым взамен прежних вводились новые знаки, имеющие сугубо справочный характер. Эти знаки отличались простотой и содержали в качестве обязательных элементов наименование предприятия, а также название вышестоящего отдела, главка ВСНХ и изображение герба республики. Как отмечается в литературе, подобные знаки были лишены товарного содержания и не выполняли функцию проводника продукции от производителя к потребителю7.
Наиболее полным образом сфера правовой охраны товарных знаков стала регулироваться в период перехода к новой экономической политике (НЭП), которая в известной степени стимулировала динамику товарно-денежных отношений. Так, 10 ноября 1922 г. издается Декрет СНК РСФСР "О товарных знаках". Указанным Декретом, в частности, закреплялось правило, согласно которому промышленные и торговые предприятия, как государственные, так и частные, могут отличать внешним знаком свои товары при их выпуске или сбыте и единолично пользоваться им для отличия своей продукции от всей прочей. Декрет не устанавливал единого способа выражения товарных знаков и допускал в качестве обозначений клейма, пломбы, метки, этикетки, виньетки, ярлыки, обложки, рисунки и т.п. Разновидностями товарных знаков признавались девизы, оригинальные слова, сочетания слов и их начертания. Декрет допускал произвольную форму выражения обозначений, однако устанавливал требование об указании в товарном знаке названия фирмы и предприятия. Запрещалось использование зарегистрированных знаков, содержащих название фирмы или наименование товара, принадлежащих другим организациям.
Декретом вводилась обязательная регистрация обозначений, которую осуществлял Комитет по делам изобретений, а также предусматривались ограничения, согласно которым не признавались в качестве товарных знаки:
Запрещалось пользоваться знаками, недостаточно отличающимися от уже зарегистрированных, а также способными создавать впечатление равнозначности данного товара какому-либо другому.
Позднее Постановлением СНК от 18 июля 1923 г. "О товарных знаках" было установлено еще одно ограничение, согласно которому налагался запрет на использование товарных знаков, принадлежащих прежним владельцам национализированных предприятий.
В целях установления единообразного порядка регулирования отношений в сфере правовой охраны товарных знаков в связи с образованием СССР 12 февраля 1926 г. ЦИК СССР издает Постановление "О товарных знаках", которым развивались и конкретизировались нормы Декрета СНК от 10 ноября 1922 г. Указанным Постановлением, в частности, предусматривалась административная процедура обжалования отказа в регистрации товарного знака путем обращения в Комитет по делам изобретений, устанавливалось правило, в соответствии с которым погашенное свидетельство на право исключительного пользования товарным знаком не могло быть возобновлено на имя другого владельца в течение трех лет со дня публикации сообщения о погашении.
Информация о работе Оформление прав на товарный знак и прекращение его правовой охраны