Оформление прав на товарный знак и прекращение его правовой охраны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 06:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: исследование основных вопросов правовой охраны и использования товарных знаков и знаков обслуживания участников гражданского оборота и производимой ими продукции перемещении товаров через границу Таможенного Союза.
Задачами дипломного исследования являются:
Изучить виды товарных знаков и их функции, рассмотреть историю развития законодательства о товарных знаках;
Рассмотреть источники правового регулирования товарных знаков в РФ;
Проанализировать процедуру государственной регистрации товарных знаков;
Раскрыть особенности исключительного права на товарный знак и распоряжения им;
Изучить меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, предпринимаемые таможенными органами;

Содержание

Введение …………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Особенности правового регулирования отношений в сфере охраны товарных знаков на совершенном этапе ………………………………………. 7
1.1. Виды товарных знаков и их функции …………………………………….. 7
1.2. История развития законодательства о товарных знаках ……………….. 13
1.3. Источники правового регулирования отношений в сфере охраны товарных знаков ……………………………………………………………….. 24
Глава 2. Оформление прав на товарный знак и прекращение его правовой охраны ……………………………………………………………………………34
2.1. Особенности государственной регистрации товарных знаков ………….34
2.2. Исключительное право на товарный знак и распоряжение им ………….37
Глава 3.Роль таможенных органов в обеспечении защиты товарных знаков.45
3.1. Меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности (ОИС), предпринимаемые таможенными органами ………………………… 45
3.2. Таможенные реестры объектов интеллектуальной собственности …… .48
3.3. Особенности совершения таможенных операций в отношении товаров, содержащих ОИС, согласно нормам ТК ТС …………………….…………….54
3.4. Предложения по совершенствованию обеспечения защиты товарных знаков таможенными органами ……………………………….……….……….62
Заключение ……………………………………………………….….………….68
Список используемых источников ………………………………..…………..71

Вложенные файлы: 1 файл

12____.doc

— 323.50 Кб (Скачать файл)

Действующим законодательством установлены гражданская, административная и уголовная ответственность в случаях незаконного использования товарного знака.

Исключительное право на товарный знак в отношении всех или части товаров, для которых он зарегистрирован, может быть передано правообладателем другому юридическому лицу или осуществляющему предпринимательскую деятельность физическому лицу по договору о передаче исключительного права на товарный знак (договору об уступке товарного знака).

Закон предусматривает две основные договорные модели распоряжения исключительным правом на объекты ИС:

1. Договор об отчуждении исключительного  права (ст. 1234 ГК РФ). В данном случае  происходит полное отчуждение (уступка) исключительного права от правообладателя третьему лицу.

2. Заключение лицензионного договора (ст. 1235 ГК РФ). В этом случае  исключительное право передается  третьему лицу лишь в установленных договором пределах, само же исключительное право остается у правообладателя.

Договор должен быть заключен в письменном виде.

Глава 3. Роль таможенных органов в обеспечении защиты товарных знаков.

3.1. Меры по защите  прав на объекты интелектуальной  собственности (ОИС), предпринимаемые таможенными органами.

Таможенные органы принимают меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, связанные с приостановлением выпуска товаров, в соответствии с главой 46 Таможенного кодекса Таможенного союза21 и ФЗ N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации"22.

Меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности принимаются в отношении товаров, содержащих объекты авторского права и смежных прав, товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товара (далее - объект интеллектуальной собственности), включенные по заявлению правообладателя в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности. Таможенные органы вправе принимать меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности без заявления правообладателя в соответствии с ФЗ N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".

Правообладатель, имеющий достаточные основания полагать, что может иметь место нарушение его прав в соответствии с законодательством Российской Федерации в связи с ввозом товаров в Российскую Федерацию или их вывозом из Российской Федерации либо при совершении иных действий с товарами, находящимися под таможенным контролем, вправе подать в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, заявление о включении соответствующего объекта интеллектуальной собственности в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности. Действия, предусмотренные таможенным законодательством Таможенного союза и ФЗ N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", от имени правообладателя может осуществлять его представитель.

Заявление о включении объекта интеллектуальной собственности в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности должно содержать сведения:

1) о правообладателе, а в случае, если заявление подается его представителем, также о представителе;

2) об объекте интеллектуальной  собственности;

3) о товарах, ввоз которых в  Российскую Федерацию или их  вывоз из Российской Федерации  или совершение с которыми иных действий во время их нахождения под таможенным контролем, по мнению правообладателя, влечет нарушение его прав, достаточно подробные для того, чтобы таможенные органы могли выявить такие товары;

4) о сроке, в течение которого  таможенные органы будут принимать меры, связанные с приостановлением выпуска товаров.

К заявлению прилагаются документы, подтверждающие наличие права на объект интеллектуальной собственности (свидетельство, договор об отчуждении исключительного права, договор о предоставлении исключительной лицензии, другие документы, которые правообладатель может представить в подтверждение своих прав на объекты интеллектуальной собственности), а если заявление подается представителем, к указанному заявлению прилагается также доверенность, выданная правообладателем такому лицу. Правообладатель (его представитель) может приложить к заявлению образцы товаров, которые могут служить подтверждением имеющегося, по его мнению, факта нарушения его прав на объекты интеллектуальной собственности.

Порядок подачи заявления, требования к заявляемым сведениям и представляемым документам в зависимости от вида объекта интеллектуальной собственности определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

К заявлению прилагается обязательство правообладателя в письменной форме о возмещении имущественного вреда, который может быть причинен декларанту, собственнику, получателю товаров или иным лицам в связи с приостановлением выпуска товаров.

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, рассматривает заявление в срок, не превышающий одного месяца со дня поступления заявления, и принимает решение о принятии мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, или об отказе в принятии таких мер и во включении объекта интеллектуальной собственности в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности.

В целях проверки достоверности представленных правообладателем (его представителем) сведений федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, вправе запрашивать у правообладателя (его представителя) третьих лиц, а также у государственных органов документы, подтверждающие заявленные сведения. Запрашиваемые документы должны быть представлены в течение 10 дней со дня получения запроса. При этом федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, вправе продлить срок рассмотрения заявления, но не более чем на один месяц.

Рассмотрение заявления может быть приостановлено при непредставлении правообладателем (его представителем) запрошенных документов, имеющих существенное значение для принятия решения. При этом общий срок рассмотрения заявления не может быть более трех месяцев. При непоступлении от правообладателя (его представителя) запрошенных документов заявление считается отозванным и дальнейшему рассмотрению не подлежит, о чем правообладатель уведомляется в письменной или электронной форме.

Решение об отказе в принятии мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, и во включении объекта интеллектуальной собственности в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности принимается в случае, если представленные документы не подтверждают принадлежность заявителю прав на объект интеллектуальной собственности или в случае представления заявителем недостоверных сведений. Решение об отказе во включении объекта интеллектуальной собственности в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности принимается также в случае несоблюдения правообладателем требования, установленного частью 2 статьи 307 ФЗ N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".

О принятом решении правообладатель уведомляется в письменной или электронной форме в течение трех дней со дня принятия такого решения.

В случае изменения сведений, указанных в заявлении либо в прилагаемых к нему документах, правообладатель (его представитель) обязан незамедлительно сообщить об этом в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела.

После отмены решения о приостановлении выпуска товаров выпуск таких товаров возобновляется.

 

3.2. Таможенные реестры  объектов интеллектуальной собственности.

Одним из инструментов таможенного контроля по защите интересов правообладателей является Реестр объектов интеллектуальной собственности, который ведется таможенной службой на основании заявлений обладателей исключительных прав интеллектуальной собственности. На сегодняшний день, в таможенном реестре зарегистрировано почти 1900 товарных знаков, принадлежащих как российским, так и зарубежным производителям. По статистике ФТС России, наибольшее количество подделок выявляется в отношении одежды и обуви, на втором месте стоят кондитерские изделия и продукты питания, на третьем – парфюмерия и косметика. Далее идут CD и DVD – диски, кожгалантерея, бытовая техника и фармацевтическая продукция. Объектами нарушения прав обладателей товарных знаков  являются, в основном, такие известные фирмы как «Адидас», «Рибок», «Пума», «Найк» и другие.

Для обеспечения защиты прав на объекты интеллектуальной собственности при обороте товаров через границу России и предусмотрена возможность включения сведений о таких объектах  в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, который ведется Федеральной таможенной службой РФ. В таможенный реестр могут быть внесены сведения о товарных знаках, наименованиях мест происхождения товаров, объектах авторского права и смежных прав.

Включение, в частности, товарных знаков в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности обеспечивает возможность прекращения незаконного ввоза через таможенную границу России контрафактных товаров. Согласно ст.  14.10 КоАП незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей с конфискацией предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака. Таким образом, обращение таможенного органа в суд с заявлением об административном правонарушении может повлечь за собой наложение штрафа и конфискацию всей партии ввозимого товара.

Порядок внесения объектов интеллектуальной собственности в настоящее время регулируется Главой 42 ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» №311- ФЗ от 27.11.2010 года, далее ФЗ, Главой 46 Таможенного кодекса Таможенного союза,  а также Административным регламентом Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению заявлений о принятии таможенными органами мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, и по ведению таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности

На основании заявлений правообладателей объекты интеллектуальной собственности включаются таможенными органами в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, который ведется в таможенном органе государства - члена таможенного союза в порядке и на условиях, установленных законодательством государств - членов таможенного союза.

 Таможенный орган включает  в таможенный реестр объектов  интеллектуальной собственности, который  ведется в таможенном органе  государства - члена таможенного союза, объекты интеллектуальной собственности, которые подлежат защите на территории государства - члена таможенного союза, в соответствии с законодательством этого государства.

Условия включения объектов интеллектуальной собственности в единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств - членов таможенного союза и порядок его ведения определяются международным договором государств - членов таможенного союза.

 В таможенный реестр объектов  интеллектуальной собственности (далее - реестр) включаются объекты авторского права, объекты смежных прав, товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товара, в отношении которых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, принято решение о принятии мер, связанных с приостановлением выпуска товаров. За включение в реестр плата не взимается. Реестр ведет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, в порядке, установленном этим органом.

Объекты интеллектуальной собственности, в отношении которых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, принято решение о принятии мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, включаются в реестр при условии, что правообладатель обеспечивает исполнение обязательства, указанного в части 5 статьи 306 ФЗ N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", способами, предусмотренными гражданским законодательством Российской Федерации. Правообладатель вправе вместо обеспечения исполнения обязательства представить договор страхования риска ответственности за причинение вреда в пользу лиц, указанных в части 5 статьи 306 ФЗ N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации". При этом сумма обеспечения обязательства или страховая сумма должна быть не менее 300 000 рублей.

При непредставлении правообладателем документа, подтверждающего обеспечение обязательства, или договора страхования риска ответственности за причинение вреда в течение одного месяца со дня направления уведомления о принятом решении о принятии мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, принимает решение об отказе во включении объекта интеллектуальной собственности в реестр.

Объект интеллектуальной собственности подлежит исключению из реестра в следующих случаях:

1) по заявлению правообладателя;

2) при невыполнении правообладателем  условий, предусмотренных частью 2 ст. 306 ФЗ N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации";

3) при прекращении правовой охраны  объекта интеллектуальной собственности  в установленном порядке;

4) если правообладатель в течение  сроков приостановления выпуска товаров не обратился в уполномоченный в соответствии с законодательством Российской Федерации орган за защитой своих прав либо не обратился в таможенный орган с заявлением об отмене решения о приостановлении выпуска товаров;

5) при выявлении недостоверных сведений, представленных при подаче заявления о включении объекта интеллектуальной собственности в реестр.

В реестр могут быть внесены изменения на основании информации, поступившей:

1) от правообладателя (его представителя) об изменении сведений, указанных в заявлении о включении объекта интеллектуальной собственности в реестр либо в прилагаемых к нему документах;

2) от правоохранительных или  иных государственных органов, а  также от физических или юридических  лиц о том, что лица, указанные  в реестре в качестве правообладателя, лишены прав или ограничены в правах на объект интеллектуальной собственности.

Информация о работе Оформление прав на товарный знак и прекращение его правовой охраны