Порядок перемещения через таможенную границу валюты ТС, ценных бумаг в валюте ТС и валютных ценностей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 16:58, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение нормативно-правовой базы, в части, касающейся порядка перемещения через таможенную границу Таможенного Союза валюты государств-членов таможенного союза, ценных бумаг в валюте государств-членов таможенного союза и валютных ценностей,

Для достижения поставленной цели мной были поставлены следующие задачи:
Изучить нормативно-правовую базу порядка перемещения валюты и валютных ценностей через таможенную границу ТС;
Изучить непосредственно порядок перемещения перемещение валюты и валютных ценностей через таможенную границу ТС физическими и юридическими лицами
Ознакомиться с судебной практикой при перемещении валюты и валютных ценностей через таможенную границу ТС.

Вложенные файлы: 1 файл

222.doc

— 251.50 Кб (Скачать файл)

Для реализации функций органа валютного регулирования и органа валютного контроля в Центральном банке создан Департамент валютного регулирования.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор), являясь федеральным органом исполнительной власти, осуществляет функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере и функции органа валютного контроля, находится в ведения Министерства финансов Российской Федерации. Функции и полномочия Росфиннадзора определены постановлениями Правительства РФ от 8 апреля 2004 г. № 198 и от 15 июня 2004 г. № 278.

В сфере валютного  контроля Росфиннадзор и его территориальные органы осуществляют в пределах своей компетенции контроль за соответствием проводимых в Российской Федерации резидентами и нерезидентами (кроме кредитных организаций и валютных бирж) валютных операций по законодательству РФ, условиямклицензий и разрешений, соблюдению ими требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля. Росфиннадзор при участив агентов валютного контроля, правоохранительных, контролирующих и иных федеральных органов исполнительной власти организует проверкиополноты и правильностиоучета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов, осуществляемымрв валюте Российской Федерации. Формирование и ведение единой информационной системы контроля и надзораув финансово-бюджетной сфере в целом – еще одно направление деятельностие Росфиннадзора.

Федеральный закон о валютном регулировании содержит в себе положения, которые устанавливают нормы прямого действия в отношении порядка проведения определённых видов валютных операций. Это затрудняет осуществление этих операций надлежащим образом и в порядке, предусмотренным законодателем. В действующем валютном законодательстве отсутствует такой инструмент регулирования, как разрешение органа валютного контроля. (исключения составляют разрешения на открытие счетов резидентам-юридическим лица в иностранных банках и разрешений, выданных до момента вступления в силу федерального закона и остающиеся действующими до истечения их срока действия (ст 28 фз 173). Это значит, что такие нормы носят жёсткий ограничительный характер. 
К таким ограничениям относится часть 8 ст 8 Закона №173-ФЗ. В ней говорится о том, что денежные расчёты между резидентами и нерезидентами по операциям с внутренними ценными бумагами осуществляются в валюте РФ, если иное не установлено ЦБ РФ в целом или применительно к отдельным видам внутренних ценных бумаг.

За исключением проблем, возникших при применении закона  №173-ФЗ «о Валютном регулировании и валютном контроле», также было выявлено непосредственное противоречие между содержащимися в нём нормами. А именно в пнкте втором части первой статьи девятой говорится о том, что операции в иностранной валюте между резидентами, связанные с расчётами в магазинах беспошлинной торговли допускаются, однако, исходя из положения содержащегося в части третьей статьи четырнадцатой настоящего закона, расчёты при осуществлении валютных операций осуществляются физическими лицами-резидентами с использованием банковских счетов в уполномоченных банках. Исключением является ряд валютных операций, перечисленных в пунктах с первого по шестой части первой настоящего федерального закона. Причём в этих пунктах валютная операция затрагивающая расчёты в магазинах беспошлинной торговли не упоминается.  
. В заключение следует подчеркнуть, что федеральный закон №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» носит  либеральный характер. Одновременно следует отметить, что наличие ряда валютных ограничений, и норм прямого действия, содержащихся в положениях Федерального закона  фактически запрещают проведение отдельных операций. Упомянутые органичения были установлены в целях поддержания устойчивого положения развития экономики и финансовой сферы и должны быть отменены в процессе устранения обстоятельств, которыми были они вызваны. Одновременно, с накоплением опыта должно происходить совершенствование валютного законодательства, что позволит решать возникающие проблемы более эффективно.

2.Система нормативных  правовых актов, регулирующих порядок перемещения через таможенную границу валюты и валютных ценностей.

2.1 Нормативно-правовые и информационные основы валютного контроля

Валютный контроль не может осуществляться, не имея соответствующих основ. Под основами валютного контроля следует понимать необходимые условия, которые обеспечивают действие его механизма. Данные основы выступают в нормативно-правовой и информационной форме.

Нормативно-правовая основа валютного контроля представляет собой, по мнению Панченко В.И [17] совокупность нормативно-правовых актов различного уровня, которыми руководствуются органы и агенты валютного контроля и их должностные лица при выполнении своих функций в силу того, что валютный контроль является элементом механизма валютного регулирования, его нормативно-правовая основа не имеет самостоятельного значения, т.е. она не существует в законченном виде как определенный, внутренне связанный набор особых нормативных актов. Данная основа является составляющей единой нормативной базы валютного регулирования, что нельзя не учитывать при ее характеристике.

Прежде всего это  касается иерархической организации  этой базы, включающей в себя три  уровня различных видов нормативных актов[17]:

  1. Конституция РФ
  2. Федеральные законы
  3. Подзаконные нормативно-правовые акты.

Главный принцип, лежащий  в ее основе, - строгое соответствие нормативных актов более низкого уровня иерархии нормативным актам более высокого уровня. Соблюдение данного принципа является непременным условием действенности нормативной базы валютного регулирования, а значит, и эффективного функционирования системы валютного контроля.

Высший уровень организации нормативной базы валютного регулирования воплощается в Конституции РФ. В ней нашли закрепление принципиальные положения о федеральном ведении решения вопросов, связанных с финансовым, валютным, кредитным, таможенным регулированием (ст. 71), и его законодательном оформлении (ст. 76).

Средний уровень рассматриваемой иерархии - законодательный. Его составляют федеральные законы, которые содержат

положения, определяющие основные направления действия механизма валютного регулирования. Данный уровень представлен:

  • Гражданским кодексом РФ от 30.11.1994 № 51-ФЗ;
  • Таможенным кодексом РФ от 28.06.2003 № 61-ФЗ;

I Кодексом РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ;

  • Федеральным законом от 10.12.2003 № 173-Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле»;
  • Федеральным законом от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)»;
  • Федеральным законом от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности»;
  • Федеральным законом от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»;
  • Федеральным законом от 22.04.1996 № 39-Ф3 «О рынке ценных бумаг»;

Особое место в составе  нормативно-правовой базы валютного контроля занимает Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле». Это - законодательный акт специальной направленности, в котором содержится основной объем положений, регламентирующих различные сторо- ны воздействия государства на валютную сферу экономики страны, в том числе связанные с осуществлением валютного контроля. Данный Закон вместе с другими принятыми в соответствии с ним федеральными законами составляет валютное законодательство РФ - основу нормативно-правовой базы валютного регулирования и валютного контроля.

Нижний уровень иерархической организации нормативно- правовой базы валютного контроля, на котором ее специфика проявляется наиболее полно, составляет совокупность различного вида подзаконных актов. Их основное содержание регламентирует вопросы организации валютного контроля, функционирования его механизма, устанавливает порядок взаимодействия контролирующих органов, алгоритм действий их должностных лиц, формы документов, применяемые при осуществлении валютного контроля, порядок их оборота и т.д.

Состав рассматриваемого уровня нормативно-правовых основ валютного контроля неоднороден. В него входят нормативные акты, различные по своему статусу и значению: указы и распоряжния Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства, акты органов валютного регулирования, акты органов валютногоо контроля (инструкции, положения, приказы, распоряжений методические рекомендации, письма и др.). Примером подобного  рода документов могут служить:

  • Указ Президента РФ от 18.08.1996 № 1209 «О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок»;
  •             Постановление Правительства РФ от 15.06.2004 № 278 К утверждении Положения о Федеральной службе финансово- бюджетного надзора» (наделяет Росфиннадзор статусом органа валютного контроля);
  • Инструкция Центрального банка РФ от 15.06.2004 № 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операции, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок» (устанавливает порядок оформления основных документов валютного контроля - справки о валютных операциях, паспорта сделки);
  • Положение Центрального банка РФ от 01.06.2004 Ц 258-П «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам и осуществление уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций»;
  • Приказ Федеральной таможенной службы от 05.02.2009 № 125 «Об организации работы по выявлению нарушений валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования при осуществлении внешнеэкономической деятельности»;
  • Письмо Федеральной таможенной службы РФ 12.07.2007 № 01-06/25927 «О направлении Методических рекомендации по осуществлению таможенными органами валютного контроля и контроля за исполнением внешнеторговых бартерных сделок».

Важным отличительным  признаком уровня подзаконных актов нормативно-правовой базы валютного контроля является изменчивость его состава. Достаточно часто отдельные нормативные акты, утратившие свою актуальность, выводятся из оборота, перестают действовать, а в оборот вводятся новые документы, в большей мере отвечающие требованиям времени. Благодаря этому поддерживается высокий уровень оперативности нормативно-правовой базы валютного контроля, ее способность быть эффективным инструментом решения соответствующих задач. Но при этом незыблемым остается принцип непротиворечивости содержания подзаконных актов положениям федеральных законов.

  1. Например Письмо ФТС РФ от 26.07.2005 N 01-06/25300 "О порядке перемещения валюты и ценных бумаг". В этом документе содержатся следующие положения: В сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 долларов США, ввозимая наличная иностранная валюта и (или) валюта РФ, а также дорожные чеки, внешние и (или) внутренние ценные бумаги подлежат декларированию путем подачи письменной таможенной декларации на всю сумму;
  2. Физические лица имеют право единовременно вывозить из РФ наличную иностранную валюту и (или) валюту РФ в сумме, равной в эквиваленте 10 000 долларов США или не превышающей этой суммы. При этом не требуется представление в таможенный орган подтверждающих документов. Если данная сумма превышена, то вывоз не допускается, за исключением случаев вывоза ранее ввезенной или переведенной в РФ иностранной валюты и (или) валюты РФ. При единовременном вывозе из РФ физическими лицами наличной иностранной валюты и (или) валюты РФ в сумме, равной в эквиваленте 3 000 долларов США или не превышающей этой суммы, вывозимая валюта не подлежит декларированию путем подачи письменной таможенной декларации;
  3. Пересылка иностранной валюты и (или) валюты РФ в РФ не является основанием для ее последующего вывоза с территории РФ при вывозе указанной валюты сверх норм;
  4. Перерасчет перемещаемой через таможенную границу РФ иностранной валюты, валюты РФ, дорожных чеков, внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме в доллары США осуществляется по официальному курсу, устанавливаемому ЦБ РФ на день декларирования.
  • Кроме указанного документа также документом, определяющим порядок перемещения является Письмо ФТС РФ № 13-15/2237 от 01.10.04 "О вывозе внешних ценных бумаг").

2.2 Законодательный порядок перемещения через таможенную границу: валюты государств-членов таможенного союза; ценных бумаг в валюте государств-членов таможенного союза; валютных ценностей

Непосредственно же порядок перемещения валюты и  валютных ценностей содержится в статье 15 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "О валютном регулировании и валютном контроле" (с изм. и доп., вступающими в силу с 29.09.2011)

Статья 15. Ввоз в Российскую Федерацию и вывоз  из Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг 

1. Ввоз в Российскую  Федерацию иностранной валюты  и (или) валюты Российской Федерации,  а также дорожных чеков, внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме осуществляется резидентами и нерезидентами без ограничений при соблюдении требований таможенного законодательства Российской Федерации.

При единовременном ввозе в Российскую Федерацию  физическими лицами - резидентами  и физическими лицами - нерезидентами  наличной иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации, а также дорожных чеков, внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 долларов США, ввозимая наличная иностранная валюта и (или) валюта Российской Федерации, а также дорожные чеки, внешние и (или) внутренние ценные бумаги в документарной форме подлежат декларированию таможенному органу путем подачи письменной таможенной декларации на всю сумму ввозимой наличной иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации, а также дорожных чеков, внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме.

2. Физические  лица - резиденты и физические  лица - нерезиденты имеют право вывозить из Российской Федерации иностранную валюту, валюту Российской Федерации, дорожные чеки, внешние и (или) внутренние ценные бумаги в документарной форме, ранее ввезенные или переведенные в Российскую Федерацию, при соблюдении требований таможенного законодательства Российской Федерации в пределах, указанных в таможенной декларации или ином документе, подтверждающем их ввоз или перевод в Российскую Федерацию.

3. Физические  лица - резиденты и физические  лица - нерезиденты имеют право единовременно вывозить из Российской Федерации наличную иностранную валюту и (или) валюту Российской Федерации в сумме, равной в эквиваленте 10 000 долларов США или не превышающей этой суммы. При этом не требуется представление в таможенный орган документов, подтверждающих, что вывозимая наличная иностранная валюта и (или) валюта Российской Федерации была ранее ввезена или переведена в Российскую Федерацию либо приобретена в Российской Федерации.

Информация о работе Порядок перемещения через таможенную границу валюты ТС, ценных бумаг в валюте ТС и валютных ценностей