Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 07:45, реферат
В системе правоохранительных органов России, осуществляющих функции защиты экономической безопасности государства и экономического суверенитета, важное место занимают таможенные органы РФ. На них возложены различные функции, в том числе правоохранительные и экономические. Правоохранительная деятельность системы таможенных органов, составной частью которой является реализация предусмотренной законом ответственности за нарушение таможенных правил, представляет собой один из важных аспектов деятельности Государственного таможенного комитета Российской Федерации.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….........4
1. Общие вопросы ответственности за нарушение таможенных правил..........5
1.2 Определение нарушения таможенных правил............................................7
1.3. Ответственность за нарушение таможенных правил...................................7
2. Взыскания за нарушение таможенных правил...............................................14
2.1. 3 группы нарушения таможенных правил...................................................15
2.2. Штрафы...........................................................................................................17
3. Виды нарушений таможенных правил............................................................21
3.1. Классификация нарушений таможенных правил .........................................2
Список литературы...................................................................................25
отзыв лицензии или квалификационного аттестата, выданного таможенным органом на определенные виды деятельности;
взыскание стоимости товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил, товаров и транспортных средств со специально изготовленными тайниками, использованными для перемещения через таможенную границу с сокрытием предметов, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил:
конфискация транспортных средств, на которых перевозились товары, являющиеся непосредственными объектами нарушения таможенных правил.
Предусмотренные в перечне ст. 242 ТК РФ меры взыскания различаются в зависимости от того, применяются ли они в качестве основных или дополнительных. Только в качестве дополнительного (т. е. наряду с основным) может применяться такое взыскание, как отзыв лицензии или квалификационного аттестата, а в качестве как основного, так и дополнительного - взыскание стоимости товаров и транспортных средств.
3 ГРУППЫ НАРУШЕНИЙ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ
Анализ перечисленных мер взыскания за нарушение таможенных правил позволяет констатировать, что их условно можно разделить на три группы - морального характера, пресекательного характера и имущественного характера.
К первой группе относится предупреждение. Это наиболее мягкая мера взыскания и представляет собой вид морального воздействия на виновного за совершение незначительных нарушений таможенных правил. В некоторых случаях, исходя из небольшой степени общественной опасности совершенного нарушения таможенных правил, законодатель считает возможным ограничиваться названной мерой превентивного воздействия на виновного, полагая это достаточным, чтобы в дальнейшем он не совершил новых нарушений. Предупреждение выносится в письменной форме в виде акта о наложении такого взыскания с соблюдением требований ст. 385 ТК РФ. Применяется предупреждение только в качестве основного вида взыскания.
Ко второй группе относится такое взыскание, как отзыв лицензии или квалификационного аттестата. Содержание этого вида взыскания предопределяет его как дополнительное. При характеристике рассматриваемого взыскания необходимо обратиться к положениям ст. 48, 54. 60, 77. 90. 147. 158 и др. ТК РФ, поскольку в них определяется порядок лицензирования таможенных режимов, определяющих статус перемещаемых через таможенную границу товаров и транспортных средств. Так, в соответствии с положениями ст. 48 ТК РФ учреждение таможенного склада предполагает лицензирование: магазин беспошлинной торговли также может учреждаться только при наличии лицензии (ст. 54 ТК РФ): свободный склад как помещение или иное мест, где действует таможенный режим свободного склада, учреждается лишь при наличии лицензии (ст. 77 ТК РФ) и т. д. Приведенные примеры показывают, что такая мера взыскания, как отзыв лицензии или квалификационного аттестата, может применяться только к специфическим субъектам, к которым относятся: владельцы таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли, свободных складов, складов временного хранения; таможенные брокеры, таможенные перевозчики либо специалисты по таможенному оформлению, деятельность которых предполагает наличие квалификационного аттестата, если нарушения таможенных правил совершены ими в связи с осуществлением деятельности, предусмотренной лицензией или квалификационным аттестатом.
Поскольку рассматриваемая мера взыскания применяется к перечисленным выше лицам в связи с осуществлением ими деятельности. разрешенной имеющейся лицензией или предопределяемой квалификационным аттестатом, это и является основанием для отнесения ее к мерам пресекательного характера.
Третья группа - взыскания имущественного характера - включает несколько мер; кратко проанализируем каждую из них.
ШТРАФЫ
Штраф относится законодателем к основным видам взыскания. Он применяется не только к физическим, но и к юридическим лицам. Такой вывод следует из анализа некоторых статей ТК РФ, регулирующих ответственность за нарушение таможенных правил. Так, ст. 263 ТК РФ устанавливает ответственность за нарушение сроков представления таможенному органу таможенной декларации, документов и дополнительных сведений. Субъектом совершения данного нарушения МОГУТ быть не только физические, но. главным образом, именно юридические липа, осуществляющие в своей экономической деятельности перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу, что сопряжено с представлением в таможенные органы необходимых документов.
Законодательство (ст. 243 ТК РФ) предусматривает разные виды штрафа. Это штраф:
а) исчисляемый в процентном отношении к стоимости товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами нарушения 1аможенных правил, определяемый их свободной (рыночной) ценой на день обнаружения нарушения таможенных правил (ст. 259, 271. 273 и др. ТК РФ);
б) исчисляемый применительно к размеру минимальной месячной оплаты труда, каковым является установленная законом минимальная месячная оплата труда на день совершения нарушения таможенных правил, а если этот день установить не представляется возможным, то исходя из такой оплаты на день обнаружения совершенного правонарушения (ст. 253, 258. 263, 267 и др. ТК РФ);
в) исчисляемый в кратном размере к сумме неуплаченных платежей, выплат и пр. (ст. 281 - 283 и др. ТК РФ).
Различия при определении вила штрафа в санкциях тех или иных статей гл. 39 ТК РФ отчетливо видны на следующих примерах. Так. санкция ст. 270 ТК РФ. предусматривающей ответственность за нарушение порядка возведения зданий, строений и сооружений в свободных таможенных зонах, в качестве меры взыскания указывает на штраф в размере от пятикратного до десятикратного размера минимальной месячной оплаты труда, т. е. один вид штрафа, а санкция ч. 1 ст. 271 ТК РФ, предусматривающей ответственность за невывоз за пределы таможенной территории РФ либо невозвращение на эту территорию товаров и транспортных средств - штраф в размере от ста до двухсот процентов стоимости товаров и транспортных средств. являющихся непосредственными объектами правонарушения, т. е. другой вид штрафа. Наконец, ряд статей предусматривает возможность наложения штрафа того или иного вида. Например, в санкции ст. 268 ТК РФ, регламентирующей ответственность за нарушение порядка переработки товаров, предусматривается в качестве. меры взыскания штраф в размере от десятикратного до двадцатикратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда либо в размере от десяти до ста процентов стоимости товаров, предназначенных для переработки.
Взыскание стоимости товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил; товаров и транспортных средств со специально изготовленными тайниками, использованными для перемещения через таможенную границу РФ с сокрытием предметов, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил, а также транспортных средств, на которых перевозились товары, являющиеся непосредственными объектами нарушения таможенных правил (1; дальнейшем - взыскание стоимости товаров и транспортных средств) - следующая мера взыскания имущественною характера (п. 4 ст. 242 ТК РФ).
Согласно закону (ст. 245 ТК РФ) эта мера может применяться в качестве как основного, так и дополнительного вида взыскания.
Содержание рассматриваемой меры состоит в принудительном изъятии денежной суммы, которая определяется свободной (рыночной) иеной товаров и транспортных средств на момент обнаружения правонарушения. В ряде статей гл. 39 ТК РФ, регламентирующей ответственность за конкретные нарушения таможенных правил, предусматривается сложность конфискации товаров и транспортных средств либо рыскание их стоимости. Например, в санкции ст. 276 ТК РФ. устанавливающей ответственность за перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу помимо таможенною контроля наряду со штрафом в качестве основной меры взыскания предусматривается и такая мера. как конфискация транспортных средств, на которых перевозились товары помимо таможенного контроля, либо взыскание стоимости товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами правонарушения.
В этих санкциях речь идет не о взыскании стоимости товаров как самостоятельном виде взыскания за нарушение таможенных правил. а о взыскании стоимости при невозможности конфискации, т. е. альтернатива конфискации в виде взыскания стоимости. ') то допускается только в случаях выявившейся на стадии исполнения постановления таможенною органа невозможности конфискации и, по существу, представляет собой замену реальной конфискации. Основанием. зля такого утверждения являются положения ст. 380 ТК РФ. определяющей порядок исполнения постановления таможенного органа, в ч. 3 которой устанавливается, что стоимость товаров и транспортных средств может взыскиваться только в случаях невозможности их конфискации.
Конфискация также является мерой взыскания за нарушение таможенных правил, носящей имущественный характер. Предусматриваются два вида конфискации - конфискация товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил, а также товаров и транспортных средств со специально изготовленными тайниками, использованными для перемещения через таможенную границу РФ с сокрытием предметов, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил (в дальнейшем - конфискация товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил), и конфискация транспортных средств, на которых перевозились товары, являющиеся непосредственными объектами нарушения таможенных правил, т. е. выступавших в качестве средства совершения нарушения (процессуальная конфискация).
Конфискация заключается в принудительном безвозмездном изъятии в собственность государства определенного имущества.
Конфискация транспортных средств, будучи также мерой взыскания, отличается от рассмотренной выше и является, по существу. специальной конфискацией, заключающейся в безвозмездном изъятии у нарушителей таможенных правил предметов, представляющих собой средство осуществления правонарушения. При специальной конфискации изымаются любые транспортные средства, используемые для международных перевозок пассажиров и товаров, включая контейнеры и другое транспортное оборудование, на которых перевозились товары. Такая конфискация представляет собой меру процессуального обеспечения по делам о нарушении таможенных правил: изъятие осуществляется как в целях пресечения нарушений и обеспечения своевременного рассмотрения дел о допущенных нарушениях, гак и исполнения постановлений по таким делам.
Рассмотрение общих вопросов ответственности за нарушение таможенных правил свидетельствует о том. что таможенные органы в своей правоприменительном деятельности реализуют достаточно серьезные правовые санкции за те или иные установленные законом нарушения таможенных правил. Поэтому обеспечение законности при применении мер воздействия к виновным приобретает особенно важное значение.
Мерами такого обеспечения является систематический контроль со стороны вышестоящих таможенных органов, судебный контроль при рассмотрении жалоб и заявлении, касающихся действий должностных лиц таможенных органов, а также прокурорский надзор.
Для надлежащего осуществления таможенного дела важное значение имеет законодательная регламентация составов таможенных правонарушений и конкретных мер взыскания, которые применяются к виновным в их совершении физическим и юридическим лицам за то или иное нарушение. При этом важно подчеркнуть, что определение ответственности за те или иные нарушения таможенных правил представляет собой один из способов таможенного регулирования.
В правоприменительной деятельности, т. е. административном процессе по делам о нарушениях таможенных правил, таможенные органы для разрешения различных и многочисленных вопросов таможенно-правовой квалификации правонарушений постоянно обращаются к положениям экономической части ТК РФ, поскольку именно в этой части кодекса формулируются таможенные правила, нарушение которых происходит в результате невыполнения субъектом внешнеэкономической деятельности предъявляемых законом требований (разд. II-VI ТК РФ).
Кроме тою, для решения вопросов привлечения к ответственности за совершение того или иного предусмотренного законом нарушения таможенных правил должны быть четко определены все признаки субъекта таможенного правонарушения. Лицо может нести ответственность за нарушение таможенных правил только в том случае, если оно осуществляло перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ и тем самым находилось в системе таможенных отношений, урегулированных таможенно-правовыми нормами, возлагающими на него обязанность выполнения определенных действии или функций.
Анализ таможенного законодательства показывает, что в ряде составов нарушении таможенных правил возможные субъекты ответственности указываются в конкретных нормах в общей форме. Например, ответственность за неуведомление или недостоверное уведомление о намерении вывезти товары и транспортные средства за пределы таможенной территории РФ (ст. 251 ТК РФ) может наступать в отношении осуществляющего вывоз таможенного перевозчика, обязанного выполнить предварительные операции, предшествующие основному таможенному оформлению и помещению товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим, поскольку лишь на него распространяются положения ст. 139-144 ТК РФ. В то же время применительно к ответственности за нарушение режима склада временного хранения (ст. 266 ТК РФ) из нормы закона неясно, кто может быть субъектом рассматриваемого правонарушения. хотя расширительное определение круга возможных субъектов недопустимо. Только анализ содержания объективной стороны рассматриваемого правонарушения с учетом положений экономической части ТК РФ позволяет установить, что ответственности может подлежать лишь лицо, непосредственно посягающее на порядок принятия необходимых мер по обеспечению выпуска или получения в распоряжение товаров и транспортных средств.
ВИДЫ НАРУШЕНИЙ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ
Таможенным законодательством (разд. 10 'I К РФ) предусматривается 40 видов нарушений таможенных правил. До принятия 18 июня 1993 г. ныне действующего Таможенного кодекса РФ ответственность за правонарушения в сфере таможенного деда наступала на основании норм административного законодательства, в котором предусматривалось 11 видов нарушений таможенных правил. Обстоятельством, также обусловившим расширение перечня нарушений таможенных правил, явилось введение новых таможенных режимов, таможенных брокеров и таможенных перевозчиков.
Расширение перечня нарушений таможенных правил почти в четыре раза можно объяснить стремлением законодателя в максимально возможной степени исключить ситуации недобросовестного, т. е. с нарушением установленных правил, осуществления внешнеэкономической деятельности. Это должно достигаться как посредством самого факта установления ответственности так и путем реального применения содержащихся в гл. 39 разд. 10 ТК РФ норм.
В гл. 39 сформулированы нормы, определяющие как круг и виды деяний, признаваемых нарушениями таможенных правил, так и виды и размеры взысканий, возлагаемых за их совершение.
Общим для всех предусматриваемых в ТК РФ нарушений, влекущих ответственность в соответствии с его положениями, является то, что все они посягают на правоотношения, регулирующие различные аспекты сферы таможенного дела. Различаются же они но степени общественной опасности, направленности на причинение вреда тем или иным аспектам деятельности в сфере таможенного дела, особенностями субъектов и т. д.
Информация о работе Правонарушения в сфере таможенного дела и ответственность за них