Правоохранительная деятельность таможенных органов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 13:38, курсовая работа

Краткое описание

Для проведения исследования была поставлена цель – показать современное состояние, проблемные вопросы и направления дальнейшего развития правоохранительной деятельности таможенных органов.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие конкретные задачи:
• Изучить признаки, понятие, задачи правоохранительной деятельности таможенных органов;
• Рассмотреть таможенные органы, как субъект правоохранительной деятельности;
• Проанализировать правовые основы правоохранительной деятельности таможенных органов;
• Выявить проблемные вопросы и направления развития правоохранительной деятельности таможенных органов.

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСАЧ.doc

— 237.50 Кб (Скачать файл)

Возбуждение уголовного дела — это самостоятельная стадия уголовного процесса. При изучении дознания, производимого таможенными органами, следует различать поводы и основания к возбуждению уголовного дела.

Поводами к возбуждению  уголовного дела являются:

- непосредственное обнаружение органом дознания признаков преступления;

- заявления и письма граждан;

- сообщения предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц о преступлениях;

- сообщения общественных организаций о преступлениях;

- статьи, заметки и письма о преступлениях, опубликованные в печати;

- явка с повинной.

Чаще всего поводом  к возбуждению уголовного дела служат сведения о совершенном правонарушении, которыми располагают таможенные органы. Такие сведения, как правило, получают в ходе осуществления таможенного контроля, при досмотре транспорта, грузов, личном досмотре, при проверке документов.

После получения сообщения  должностное лицо таможенного органа в трехдневный срок проводит проверку. В исключительных случаях срок проверки может быть продлен до десяти дней.

После проведения проверки начальник таможенного органа или его заместитель обязаны принять одно из следующих решений:

1) о возбуждении уголовного  дела;

2) об отказе в возбуждении уголовного дела (выносится мотивированное постановление, о чем уведомляется лицо, предприятие, учреждение, организация, от которых поступило заявление или сообщение, и разъясняется их право на обжалование этого постановления);

3) о передаче протокола  и других материалов о преступлении  по подследственности (если в  поступившем заявлении содержатся  сведения о преступлении, не подлежащем расследованию дознавателями таможенных органов).

Основаниями к возбуждению  уголовного дела являются достаточные  данные, указывающие на признаки преступления. Проблема оснований к возбуждению  уголовных дел таможенными органами требует более полного и тщательного изучения с учетом квалификационных признаков конкретного преступления. Кроме того, до возбуждения уголовного дела возможно проведение оперативно-розыскных мероприятий.24

Постановление о возбуждении  уголовного дела выносит дознаватель и утверждает начальник органа дознания. В нем указываются время и место его вынесения, должность, звание, фамилия лица, вынесшего постановление, повод и основание к возбуждению уголовного дела, статья уголовного законодательства. Кроме того, в постановлении о возбуждении уголовного дела указывается, кому поручается производство дознания (начальнику таможенного органа как органа дознания, одному или нескольким дознавателям).

Дознаватель, которому поручено производство дознания, выносит постановление о принятии дела к своему производству. По возбужденному уголовному делу орган дознания на основании уголовно-процессуального закона производит неотложные следственные действия, направленные на обнаружение, закрепление, передачу и использование следов преступления.

Перечень неотложных следственных действий уже, чем следственные действия вообще:

следственный осмотр;

освидетельствование;

обыск;

выемка;

допрос свидетелей, потерпевших;

задержание.

В целом деятельность дознавателя таможенных органов  определяется УПК РФ и ничем не отличается от деятельности дознавателей и следователей других органов предварительного расследования и дознания.

Некоторые отличия определяются лишь самим предметом преступления, характерного для преступлений, отнесенных к компетенции ФТС России. Так, например, при расследовании таможенных преступлений весьма характерно назначение различного рода экспертиз. В этом случае дознавателем выносится постановление (определение), в котором указываются объекты, подлежащие экспертному исследованию, формулируется задание (вопросы) эксперту и указывается, кому поручается производство экспертизы (экспертному учреждению или конкретному сведущему лицу). Постановление (определение) является основанием для производства экспертизы.

В системе ФТС России имеется сеть специализированных криминалистических учреждений — лабораторий, во главе с Центральным экспертно-криминалистическим управлением. Эти подразделения вносят существенный вклад в борьбу с таможенными правонарушениями, решают следующие вопросы в процессе производства экспертиз:

- классификации товаров согласно ЕТН ВЭД;

- оценки рыночной стоимости товаров исходя из качественных показателей (марки, сорта, вида, натуральности и др.);

- исследования оттисков печатей, штампов;

- подлинности акцизных марок;

- соответствия товаров установленным требованиям к их безопасности (за исключением микробиологических показателей);

- установления химического состава товаров (вещества);

- установления попадания товаров под условия лицензирования экспорта (двойное применение, особый порядок некоторых наименований товаров и др.);

- идентификации наркотических средств и сильнодействующих ядовитых веществ;

- возможности реализации и определения потребительской стоимости обращенных в федеральную собственность товаров;

- определения страны происхождения товаров;

- определения норм выхода продукции и их идентификации;

- идентификации озоноразрушающих веществ.25

По окончании дознания по ст. 226.1, 189, 190, 193 УК РФ дознаватель таможенных органов составляет постановление о передаче уголовного дела следователю. В постановлении должны быть кратко изложены обстоятельства дела. Выносится постановление дознавателем и утверждается начальником таможенного органа или лицом, его замещающим. Таможенный орган не вправе приостановить и прекратить уголовное дело о вышеуказанных преступлениях. При передаче дела все документы должны быть подшиты, пронумерованы и занесены в опись. После передачи дела следователю таможенный орган как орган дознания может производить следственные действия по этому делу только по поручению следователя.

Дела о контрабанде  расследуются следователями органов  внутренних дел, прокуратуры, органов  Федеральной службы безопасности Российской Федерации. Преступления, связанные  с незаконным экспортом технологий, научно-технической информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 УК РФ), а также невозвращением на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов России и зарубежных стран (ст. 190 УК РФ), расследуются следователями ФСБ России. Дела о невозвращении из-за границы средств в иностранной валюте передаются таможенными органами следователям органов внутренних дел.

По окончании дознания по делам о преступлениях, предусмотренных ст. 194 УК РФ, по которым предварительное следствие необязательно, дознаватель таможенного органа, признав собранные доказательства достаточными для составления обвинительного заключения, знакомит обвиняемого, а в необходимых случаях и его защитника, со всеми материалами дела, рассматривает ходатайства обвиняемого и его защитника о производстве следственных действий, истребовании и приобщении к делу доказательств и по всем иным вопросам, имеющим значение для дела.

Далее, руководствуясь уголовно-процессуальным законом, дознаватель таможенного органа составляет обвинительное заключение — процессуальный акт, завершающий дознание и формирующий его итоги, на основании которого обвиняемый подлежит преданию суду. После составления обвинительного заключения все материалы дознания представляются прокурору на утверждение. Прокурор утверждает обвинительное заключение либо прекращает его по основаниям, предусмотренным законом.

Прокурор вправе возвратить дело органу дознания со своими письменными указаниями для производства дополнительного дознания, либо вернуть дело органу дознания для пересоставления обвинительного заключения, либо вправе самостоятельно составить новое обвинительное заключение. После утверждения или составления обвинительного заключения прокурором уголовное дело направляется в суд.

 

    1. Админимстративно-процессуальные меры таможенных органов

 

Главная особенность административно-процессуальных (обеспечительных) мер заключается в том, что они применяются с целью обеспечить нормальный ход производства по делу, носят обеспечительный характер.

По содержанию принудительного  воздействия среди мер процессуального  принуждения следует различать, во-первых, меры ограничения личных неимущественных прав (доставление, задержание, привод, принудительное освидетельствование, личный досмотр), во-вторых, меры ограничения имущественных прав (изъятие, арест, досмотр вещей, задержание транспортных средств и другого имущества, принудительное исполнение постановления о наложении штрафа, отстранение от управления транспортным средством).  26

Рассмотрим подробнее  данные меры:

  1. Доставление, то есть принудительное препровождение физического лица должностными лицами таможенных органов, при выявлении нарушений таможенных правил в служебное помещение таможенного органа, в целях составления протокола об административном правонарушении, при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения.
  2. Административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, должностные лица таможенных органов могут применять при выявлении нарушений таможенных правил, в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении.
  3. Арест товаров, транспортных средств и иных вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, заключается в составлении описи указанных товаров, транспортных средств и иных вещей с объявлением лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, либо его законному представителю о запрете распоряжаться ими и применяется должностными лицами таможенного органа в случае, если указанные товары, транспортные средства и иные вещи изъять невозможно и их сохранность может быть обеспечена без изъятия.
  4. Доставление, административное задержание, арест товаров производится должностными лицами таможенных органов в соответствии с правилами, утвержденными в КоАП. Кроме этого, в некоторых случаях ФТС РФ в рамках своей компетенции устанавливает перечень лиц таможенных органов, которые вправе применять принудительные меры воздействия.  Результаты, полученные при проведении некоторых форм таможенного контроля, например, досмотр, осмотр помещений и территорий также могут явиться основой для заведения дела по уголовному преступлению или административному правонарушению, то есть в определенных случаях данные формы таможенного контроля могут считаться обеспечительными или процессуальными.

Исключение из реестра фактически означает для указанных лиц, запрет на осуществление деятельности по оказанию ими услуг (например, перевозчики), то есть полное прекращение деятельности юридического лица. Также должностные лица таможенных органов наделены полномочиями по назначению наказаний за противоправные действия в сфере таможенного дела.

Основная особенность заключается в том, что должностные лица таможенных органов могут применять наказания только за административные правонарушения в сфере таможенного дела.27

 Из  девяти видов административных наказаний, к лицам, совершившим правонарушение в сфере таможенного дела могут применяться только предупреждение, штраф, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения.

  1. Предупреждение- это мера административного наказания, выражается в официальном порицании физического или юридического лица. Данное наказание предусмотрено за деяние, подпадающие под признаки статей 16.5; 16.10; 16.15; и часть 3 ст. 16.23 КоАП РФ и применяется крайне редко. Предупреждение выносится в письменной форме.
  2. Штраф- основное наказание, применяемая за правонарушения в таможенном деле. В ряде случаев правонарушение таможенных правил  непосредственно связанно с перемещением  через таможенную границу товаров, скрываемых от таможенного контроля или недостоверно диклорируемых. Штраф может быть установлен с превышением указанных размеров и рассчитывается исходя из стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения или суммы не уплаченных или подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административных правонарушений, налогов, сборов и таможенных пошлин.

В этих случаях размер административного штрафа не  превышать 3-х кратный размер стоимости предмета административного правонарушения, либо соответствующей суммы.28

В соответствии со ст.23.8 КоАП РФ таможенные органы рассматривают  дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 и 3 ст.16.1; ст.16.2 – 16.23, т.е. имеют полномочия самостоятельно назначать в виде административного наказания штраф по подавляющему количеству составу правонарушений в сфере таможенного дела.

Рассматривать дела об административных нарушениях от имени таможенного  органа в праве:

  1. Руководитель ФТС, его заместителю.
  2. Начальники РТУ и их заместители.
  3. Начальники таможен и их заместители.
  4. Начальники таможенных постов в отношении только физических лиц.

Информация о работе Правоохранительная деятельность таможенных органов