Применение информационных технологий в таможенном деле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 15:12, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование ключевых аспектов применения информационных технологий в таможенном деле.
Основные задачи:
- дать понятие информационным технологиям в таможенном деле;
- рассмотреть историю развития;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1. Информационные таможенные технологии: история развития……..4
Глава 2. Роль и место информационных технологий в развитии таможенной службы……………………………………………………………………………..9
2.1 Информационные системы, информационные технологии и средства их обеспечения, используемые таможенными органами………………………………………………………………………….14
2.2 Информационные ресурсы таможенных органов…………………………………………………………………………..15
2.3 Защита информации и прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации……………………………...16
Глава 3. Информационный обмен таможенных органов……………………..17
Глава 4. Информационная безопасность……………………………………….20
Глава 5. ЕАИС……………………………………………………………………28
5.1 Перспективы развития ЕАИС таможенных органов……………………...33
Глава 6. Электронное декларирование через Интернет. Понятие, перспективы развития и правовое регулирование……………………………………………38
Заключение……………………………………………………………………….41
Список использованной литературы…………………………………………...43

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 157.00 Кб (Скачать файл)

- ведение  баз данных, реестров лиц, осуществляющих  деятельность в области таможенного  дела;

- оперативное  осуществление информационного  обмена с иными органами государственной  власти и зарубежными органами  в порядке и на условиях, установленных  законодательством.[10]

Одним из основополагающих международных актов в области  таможенного дела является Международная  конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (заключена в  Киото в 1973 г. и вступила в силу в 1974 г.). Признание роли таможенных технологий нашло отражение в преамбуле Киотской конвенции, из которой следует, что максимальное практическое использование информационных технологий рассматривается в качестве одного из принципов, реализация которого должна способствовать упрощению и гармонизации таможенных процедур. В связи с этим Киотская конвенция содержит отдельную главу, посвященную применению информационных технологий, а также устанавливает применительно к таможенному контролю стандартное правило, в соответствии с которым таможенная служба, где это возможно, использует информационные технологии и средства электронных коммуникаций для совершенствования таможенного контроля.

Информационные  системы и технологии в таможенном деле используются в Российской Федерации  в соответствии с:

- ст.ст. 43-46 Таможенного кодекса ТС

- иными федеральными  законами и нормативно-правовыми  актами.[2]

 

2.1. Информационные системы, информационные  технологии и средства их обеспечения,  используемые таможенными органами

1.Таможенные операции могут совершаться с использованием информационных систем и информационных технологий, в том числе основанных на электронных способах передачи информации, а также средств их обеспечения.

2.Внедрение информационных систем и информационных технологий осуществляется с учетом соответствующих международных стандартов и обеспечения требований информационной безопасности, установленных законодательством государств – членов Таможенного союза.

3.Таможенными органами применяются информационные системы, информационные технологии и средства их обеспечения, разрабатываемые, производимые или приобретаемые таможенными органами в соответствии с законодательством и (или) международными договорами государств – членов Таможенного союза.

4.Условия и порядок использования для таможенных целей информационных систем, информационных технологий, средств их обеспечения и программных технических средств защиты информации, а также требования к ним при организации информационного взаимодействия, основанного на электронных способах обмена информации, определяются таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств – членов Таможенного союза.

5.Для целей обеспечения взаимодействия таможенных органов на таможенной территории Таможенного союза создаются интегрированные информационные системы и информационные технологии.[2]

2.2. Информационные ресурсы таможенных  органов

1.Информационные ресурсы таможенных органов, сформированные на базе документов и сведений, представляемых при совершении таможенных операций, а также документов, необходимых для их совершения имеют ограниченный доступ. Порядок формирования информационных ресурсов и доступа к ним определяется законодательством государств – членов Таможенного союза.

Под информационными  ресурсами таможенных органов понимается организованная совокупность документированной информации, включающая в себя базы данных, создаваемые, обрабатываемые и накапливаемые в информационных системах таможенных органов.

Информационные  ресурсы таможенных органов, касающиеся таможенного законодательства Таможенного союза, являются открытыми и общедоступными.

Общедоступные информационные ресурсы размещаются  на сайтах таможенных органов и Комиссии Таможенного союза.

2.Порядок получения лицами информации, содержащейся в информационных ресурсах, имеющих ограниченный доступ, находящихся в ведении таможенных органов, определяется законодательством государств – членов Таможенного союза.[2]

 

 

 

 

 

2.3 Защита информации и прав субъектов,  участвующих в информационных  процессах и информатизации

1.Защита информации и прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации, осуществляется в порядке, установленном законодательством государств – членов Таможенного союза.

2.Уровень защиты информации, обеспечиваемый программным техническим средством защиты информации, должен соответствовать категории информации. Соответствие уровня защиты информации определенной категории обеспечивается таможенными органами, в ведении которых находятся информационные ресурсы.

(п.2 в ред.  Протокола от 16.04.2010) [2]

 

3. Информационный обмен таможенных органов

Обмен информацией  между таможенными органами осуществляется в соответствии с международными договорами государств – членов Таможенного  союза.

Таможенные  органы участвуют в международном  информационном обмене с таможенными  органами иностранных государств, а также международными и иными организациями в порядке и на условиях, определяемых законодательством государств – членов Таможенного союза.[12]

Информационным  системам и информационным технологиям  в таможенном деле посвящена глава 4 ТК ТС, содержащая четыре статьи. Таможенный Кодекс регулирует такие вопросы применения информационных систем и технологий как: функции, задачи и полномочия таможенных органов в связи с использованием информационных технологий; унификацию информационных систем и технологий со стандартами, действующими в Российской Федерации, а также международными стандартами; обязательность сертификации информационных систем, информационных технологий, средств их обеспечения, а также программно-технических средств защиты информации, применяемых в таможенном деле в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством РФ; правовой статус и содержание информационных ресурсов таможенных органов; требования к информационным системам, информационным технологиям и средствам их обеспечения; защита информации и прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации. Таким образом, новый Таможенный Кодекс придает существенное значение информационным технологиям.

Правовой статус и содержание информационных ресурсов таможенных органов определяется статьей 44 Таможенного Кодекса ТС. В соответствии с п.1 указанной статьи такие информационные ресурсы составляют:

1.Информационные ресурсы таможенных органов, сформированные на базе документов и сведений, представляемых при совершении таможенных операций, а также документов, необходимых для их совершения имеют ограниченный доступ. Порядок формирования информационных ресурсов и доступа к ним определяется законодательством государств – членов Таможенного союза.

Под информационными ресурсами таможенных органов понимается организованная совокупность документированной информации, включающая в себя базы данных, создаваемые, обрабатываемые и накапливаемые в информационных системах таможенных органов.

Информационные ресурсы  таможенных органов, касающиеся таможенного законодательства Таможенного союза, являются открытыми и общедоступными.

Общедоступные информационные ресурсы размещаются на сайтах таможенных органов и Комиссии Таможенного  союза.

2.Порядок получения лицами информации, содержащейся в информационных ресурсах, имеющих ограниченный доступ, находящихся в ведении таможенных органов, определяется законодательством государств – членов Таможенного союза.

Положение «О порядке формирования и использования  информационных ресурсов таможенных органов», предусматривает две формы представления информации для формирования и хранения ресурсов: на бумажном носителе и (или) в электронном виде. При несоответствии сведений на бумажных носителях и сведений в электронном виде приоритет имеют сведения на бумажных носителях. Данная норма связана с тем, что вероятность фальсификации и незаконного изменения содержания информации в электронном виде в современных условиях гораздо выше, чем вероятность фальсификации документов на бумажных носителях.[5,6]

 

4.  Информационная безопасность.

Положения Таможенного  Кодекса Таможенного Союза логически  продолжают нормы Доктрины информационной безопасности, посвященные вопросу  защиты информации. Доктрина рассматривает  вопросы обеспечения информационной безопасности в различных сферах.

Таможенное дело и внешнеэкономическая  деятельность не выделяются отдельно, а входят в раздел, посвященный  экономике, обеспечение информационной безопасности которой названа ключевой в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации, тем самым особо подчеркивается важность защиты информации в экономической сфере в целом и в таможенном деле в частности. Наибольшей угрозе в таможенном деле подвержены системы сбора, обработки, хранения и передачи таможенной информации и информации о внешнеэкономической деятельности государства. Под таможенной информацией, скорее всего, следует понимать любые сведения, полученные таможенными органами от участников внешнеэкономической деятельности, относящиеся к информации ограниченного доступа, сведения, относящиеся к категории «для служебного пользования», используемые таможенными органами при осуществлении правоохранительной деятельности, а также любые иные сведения, на основе которых производится расчет таможенных платежей, предоставляются льготы и освобождения по уплате и изменение которых при несанкционированном доступе может нанести вред личности, обществу и государству. Под информацией о внешнеэкономической деятельности государства следует понимать любые сведения о внешнеэкономической деятельности, в которой государство принимает активное участие, и которые не относятся к категории общедоступных сведений.

Обеспечение информационной безопасности деятельности федеральных  органов государственной власти и элементов информационно-технологической  инфраструктуры названы в качестве основных задач повышения эффективности использования информационных технологий.

Так же выделены приоритеты использования информационных технологий в сфере внешнеэкономической  деятельности. Среди достаточно обширного  перечня места деятельности. Среди достаточно обширного перечня места проблеме обеспечения информационной безопасности деятельности таможенных органов не нашлось, что представляется довольно опасным, так как широкое применение информационных систем и технологий без использования средств защиты в конечном итоге неминуемо приведет к невозможности нормального функционирования всей системы в целом. Так было на Украине, когда в связи со сбоем центрального таможенного сервера в начале 2005 года на неделю была парализована вся внешнеэкономическая деятельность.

Концепция использования  информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной  власти до 2010 года содержит раздел, посвященный  информационной безопасности, в котором  перечислены основания обеспечения необходимого уровня безопасности государственных информационных систем и ресурсов (единые требования защиты, использование сертифицированных отечественных средств предупреждения и обнаружения компьютерных атак и защиты информации, применение криптографических средств защиты сведений, составляющих государственную тайну), а также основные направления повышения уровня защищенности объектов общей информационно-технологической инфраструктуры федеральных органов государственной власти. Данный документ предлагает конкретные шаги по совершенствованию защиты информационных систем и технологий применительно ко всей системе власти.[7]

Конкретно информационного  обеспечения деятельности таможенных органов касается Концепция развития таможенных органов, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. №2225-р. Целью Концепции является определение наиболее эффективных методов реализации задач в области таможенного дела. Для этого предлагаются следующие шаги: внедрение новых информационно-технических средств обеспечения деятельности таможенных органов Российской Федерации; создание единой межведомственной автоматизированной системы сбора, хранения и обработки информации при осуществлении всех видов государственного контроля, в том числе сопряжение баз данных налоговой службы и таможенных органов Российской Федерации; создание операционного центра для обработки информации и принятия решений.

Представляется  довольно странным, что в Концепции  уделено большое внимание применению информационных систем и технологий, но ни слова не сказано об обеспечении информационной безопасности, дается лишь ссылка на Концепцию использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года. Данный подход представляется не совсем обоснованным, так как внедрение новых информационных технологий должно идти вместе с развитием систем защиты.

Если на первых этапах становления информационных систем и технологий не уделить должного внимания проблеме информационной безопасности, то в дальнейшем мы рискуем столкнуться с проблемой незащищенности всей системы ВЭД перед угрозами неправомерного доступа, копирования и изменения информации, представленной в электронном виде.

Этот пробел восполняет Концепция обеспечения  информационной безопасности таможенных органов Российской Федерации на период до 2010 года, утвержденная приказом ФТС от 19 сентября 2006г. №900.

Информация о работе Применение информационных технологий в таможенном деле