Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 11:58, курсовая работа
Таможенные платежи в современных условиях являются одним из важных источников пополнения государственной казны, при этом повышение их собираемости находится в прямой зависимости от объемов внешнеторговой деятельности и от уровня эффективности применяемых правовых средств, которые гарантируют своевременное и полное поступление таможенных платежей.
Таможенное законодательство предусматривает специальные меры имущественного характера, стимулирующие их уплату путем установления дополнительных гарантий, применяемых для обеспечения уплаты таможенных платежей.
2.2 Особенности определения суммы обеспечения таможенных платежей
Порядок определения суммы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов (далее - сумма обеспечения) установлен статьей 88 ТК ТС, Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, от 18 июня 2010 г. (далее - Соглашение по физическим лицам) и частью 9 статьи 137 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».
Так, согласно пункту 1 статьи 88 ТК ТС сумма обеспечения определяется исходя из сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате - при помещении товаров под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или экспорта без учета тарифных преференций и льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, в государстве - члене ТС, таможенный орган которого производит выпуск товаров.
Определение суммы обеспечения осуществляется в зависимости от заявленной таможенной процедуры, совершаемых таможенных операций, категории товаров, осуществляемой деятельности в сфере таможенного дела или иной деятельности, осуществление которой связано с необходимостью предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.
Когда при установлении суммы обеспечения невозможно точно определить сумму подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов в силу непредставления в таможенный орган точных сведений о характере товаров, их наименовании, количестве, стране происхождения и таможенной стоимости, сумма обеспечения определяется исходя из наибольшей величины ставок таможенных пошлин, налогов, стоимости товаров и их физических характеристик в натуральном выражении (количество, масса, объем или иные характеристики), которые для данного товара могут быть определены на основании имеющихся сведений.
На основании вышеуказанных нормативных актов Письмом ФТС России № 01-11/40580 от 13 августа 2012 года введены «Методические рекомендации по определению суммы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов»15, где определен подробный порядок расчета сумм обеспечения для следующих случаев:
- помещении товаров под таможенные процедуры таможенного склада (без фактического размещения товаров на таможенном складе), переработки на таможенной территории, переработки для внутреннего потребления;
- помещении товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска);
- помещении товаров под таможенные процедуры переработки товаров вне таможенной территории, временного вывоза;
- помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита;
- предоставлении обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в целях соблюдения одного из условий осуществления деятельности в сфере таможенного дела, а также иной деятельности, осуществление которой обусловлено предоставлением обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов;
- проведении таможенным органом дополнительной проверки заявленной таможенной стоимости товаров;
- проведении таможенным органом дополнительной проверки классификации товаров;
- проведении таможенным органом дополнительной проверки заявленных сведений о стране происхождения товаров и соблюдения условий предоставления тарифных преференций;
- проведении исследования проб или образцов товаров, подробной технической документации или проведении экспертизы;
- предоставлении отсрочки (рассрочки) уплаты таможенных пошлин, налогов;
- предоставлении льгот по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, сопряженных с ограничениями по пользованию и распоряжению товарами;
- декларировании товара в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде, ввоз или вывоз которого предполагается несколькими товарными партиями в течение определенного периода времени, с указанием одного классификационного кода по единой ЕТ ТНВЭД ТС);
- выпуске до подачи декларации на товары;
- временном хранении товаров в иных местах временного хранения;
- перемещении товаров для личного пользования.
В качестве примера приведем расчет суммы обеспечения при таможенном транзите.
Пример:
Ставка ввозной таможенной пошлины в отношении товара согласно Единому таможенному тарифу Таможенного союза установлена в размере 10%, при этом для Республики Казахстан применяется изъятие - сниженная ставка ввозной таможенной пошлины в размере 5%. При таможенной стоимости товара, составляющей 10000 руб., сумма ввозной таможенной пошлины, которая должна быть обеспечена, составит 1000 руб. (в Российской Федерации - 10000 руб. х 10% = 1000 руб., в Республике Беларусь - 10000 руб. х 10% = 1000 руб., в Республике Казахстан - 10000 руб. х 5% = 500 руб.).
Ставка налога на добавленную стоимость в отношении этого же товара в Российской Федерации установлена в размере 10%, в Республике Беларусь - 20%, в Республике Казахстан - 12%. Сумма налога на добавленную стоимость, которая должна быть обеспечена, составит 2200 руб. (в Российской Федерации - (10000 руб.+ 1000 руб.) х 10% = 1100 руб., в Республике Беларусь - (10000 руб.+ 1000 руб.) х 20% = 2200 руб., в Республике Казахстан - (10000 руб.+ 1 000 руб.) х 12%= 1320 руб.).
Общая сумма обеспечения по товару составит 3200 руб., состоящая из 1000 руб. ввозной таможенной пошлины и 2 200 руб. налога на добавленную стоимость.
Таким образом, можно сказать, что каждый из видов обеспечения уплаты таможенных платежей имеет свои особенности, которые необходимо учитывать участникам ВЭД при выборе способа.
3 ПРОБЛЕМЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПЛАТЫ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
3.1 Анализ предоставления обеспечения уплаты таможенных платежей
Данные таможенной статистики
говорят о постоянно
Так, внешнеторговый оборот Российской Федерации в 2011 году составил 821,3 млрд. долларов США1 и по сравнению с 2010 годом возрос на 31,2 %, в том числе экспорт - 516,0 млрд. долларов США (рост на 30,0 %), импорт – 305,3 млрд. долларов США (рост на 33,4 %) (Рисунок 2).
Уже в январе-сентябре 2012 г. внешнеторговый оборот России составил 611,5 млрд. долларов США (с учетом данных о торговле с Республикой Беларусь и Республикой Казахстан) и по сравнению с январем-сентябрем 2011 года увеличился на 2,7%, в том числе экспорт – 385,7 млрд. долларов США (рост на 3,2%), импорт – 225,8 млрд. долларов США (рост на 2,0%) (Рисунок 3).
Рисунок 3 - Помесячная динамика экспортно–импортных операций Российской Федерации в январе-сентябре 2011–2012 годов
Положительную динамику в это время демонстрирует и пополнение федерального бюджета (Рисунок 4 ).
Рисунок 4 - Динамика среднедневного перечисления
таможенных платежей
в федеральный бюджет в 2001 – 2011 годах
В 2011 году в доход федерального бюджета перечислено 6 029,3 млрд. рублей, что составляет 103,5 % от установленного контрольного показателя по перечислению таможенных платежей, что на 1 699,2 млрд. рублей больше, чем в 2010 году.
В 2012 году участники ВЭД активно использовали банковские гарантии в качестве способа обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. Таможенными органами были приняты банковские гарантии на сумму 112 млрд. рублей, что на 6,8 % меньше суммы принятых банковских гарантий в 2011 году, вследствие более широкого применения поручительства как способа обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.
Наибольшая
доля в структуре видов
на 1 января 2013 года 200 банков и 13 страховых
организаций
(на 1 января 2012 года – 179 банков
и 11 страховых организаций).
Таким образом, можно видеть, что таможенные платежи в современных условиях остаются одним из важных источников пополнения государственной казны. При этом повышение собираемости таможенных платежей находится в прямой зависимости от объемов внешнеторговой деятельности и от уровня эффективности применяемых правовых средств, гарантирующих своевременное и полное поступление таможенных платежей в казну государства.
3.2 Проблемы
предоставления обеспечения
В соответствии со ст. 91 ТК ТС, в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей в установленные сроки таможенные органы взыскивают таможенные пошлины, налоги принудительно за счет денежных средств (денег) и (или) иного имущества плательщика, в том числе за счет излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов и (или) сумм авансовых платежей, а также за счет обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. Рассмотрим этот порядок.
Принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей производится за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках, за счет обеспечения уплаты таможенных платежей, за счет неизрасходованных остатков авансовых платежей, денежного залога, излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей и иного имущества плательщика, а также в судебном порядке. Принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с физических лиц, за исключением индивидуальных предпринимателей, производится в судебном порядке.
В соответствии с ст. 150 Закона РФ № 311-ФЗ, при солидарной обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов декларанта и таможенного представителя требования об уплате таможенных платежей выставляются одновременно декларанту и таможенному представителю с указанием об этом в данных требованиях. Требование об уплате таможенных платежей выставляется лицу, осуществлявшему декларирование товаров в качестве таможенного представителя, также в случае, если это лицо прекратило свою деятельность в качестве таможенного представителя. В случае, если возможность выставить требования об уплате таможенных платежей сразу двум лицам, отсутствует, таможенный орган выставляет требование об уплате таможенных платежей одному из этих двух лиц. При применении мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов при солидарной обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов таможенные органы пользуются правами кредитора при солидарной обязанности по правилам, установленным ГК РФ.
Анализ литературы показывает, что значительной частью судебных споров с применением таможенного законодательства, является рассмотрение дел, связанных с применением обеспечения уплаты таможенных платежей по делам о признании незаконными действий таможенных органов в том, или ином случае.
Так, например, Арбитражным судом Восточно-Сибирского округа16 по иску ООО «Пищевая компания «Руспродимпорт» о признании незаконными решения Забайкальской таможни по корректировке таможенной стоимости товара по декларации на товары N 10617012/040411/0001907 и действий таможни по выставлению требования об обеспечении уплаты таможенных платежей в размере 188 219,94 рублей было принято Решение в пользу таможни.
Обстоятельства: В период проведения таможенных процедур таможенным органом обнаружены признаки, указывающие на недостоверность заявленных обществом сведений о таможенной стоимости товара, выразившиеся в более низкой стоимости товара по сравнению с ценами на идентичные товары. Помимо этого на основании выявленного профиля риска таможней 06.04.2011 проведен таможенный досмотр товара, в тот же день отобраны пробы и образцы товара и принято решение о назначении таможенной экспертизы, в связи с чем для целей выпуска товара в адрес общества направлено требование обеспечения уплаты таможенных платежей в размере 188 219,94 рублей.
Не согласившись с решением таможенного органа по корректировке таможенной стоимости товара и действиями по выставлению требования обеспечения уплаты, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
В ходе судебного разбирательства суд пришел к выводу о соответствии действий таможни по направлению требования об обеспечении уплаты таможенных платежей в размере 188 219,94 рублей положениям статей Таможенного кодекса ТС являются обоснованными, вследствие чего доводы общества, оспаривающие указанные выводы подлежат отклонению.
Стоит отметить, что в 2012 г. по исковым заявлениям, предъявленным к таможенным органам, судами различных инстанций рассмотрено 18394 дела на общую сумму 27,3 млрд руб., из них 11137 дела, на сумму 20,6 млрд руб. – по искам, связанным с корректировкой таможенной стоимости и выставлением обеспечения.17 Данная категория споров среди общего количества дел является наиболее многочисленной. При этом в 97 % случаев (10778 дела, на сумму 20,3 млрд. руб.) требования заявителей о признании незаконными решений таможенных органов о корректировке таможенной стоимости были удовлетворены.
Тот факт, что состояние судебной практики традиционно рассматривается в качестве одного из основных индикаторов законности, говорит о проблемах правоприменительной деятельности таможенных органов, а также о сложности дел, связанных с обеспечением уплаты таможенных платежей, так как в самом институте обеспечения переплетаются нормы гражданского, административного, налогового, таможенного права.
Информация о работе Приминение обеспечения уплаты таможенных платежей