Развитие таможенного дела на Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2013 в 21:00, курсовая работа

Краткое описание

Изучение исторических источников показывает, что таможенное дело зародилось более двух тысяч лет назад, его начало можно отнести к III -- II вв. до н. э. Этой точки зрения придерживаются многие историки и экономисты.
Считается общепризнанным, что история таможенного дела в России ведет свое начало со времен Древней Руси и напрямую связана с появлением торгового обмена и зарождением товарного хозяйства.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….2
1. Развитие таможенного дела на Руси…………………………………….3
1.1. Таможенная политика на Руси до XVI в……………………………3
1.2. Развитие таможенного дела в XVI-XVII вв………………...………5
1.3. Таможенная политика Петра I……………………………………….9
1.4. Развитие таможенного дела в XVIII-XIX вв…………………...…...11
1.5 Таможенное дело в 60-е – 90-е годы XX века……………………....16
2. Развитие таможенного дела в РФ………………………………………..21
2.1. Таможенное дело в России в 90-е годы…………………………….21
2.2. Развитие таможенной системы в 2000-е годы XXI века…………..25
Заключение……………………………………………………………………….30
Библиографический список……………………………….…………………….31

Вложенные файлы: 1 файл

Istoria_razvitia_rossyskogo_tamozhennogo_prava.docx

— 65.15 Кб (Скачать файл)


 

 

 

Оглавление

 

Введение………………………………………………………………………….2

    1. Развитие таможенного дела на Руси…………………………………….3

1.1. Таможенная политика на Руси до XVI в……………………………3

1.2. Развитие таможенного дела в XVI-XVII вв………………...………5

     1.3. Таможенная политика Петра I……………………………………….9

     1.4. Развитие таможенного дела в XVIII-XIX вв…………………...…...11

1.5 Таможенное дело в 60-е – 90-е годы XX века……………………....16

  2. Развитие таможенного дела в РФ………………………………………..21

2.1. Таможенное дело в России в 90-е годы…………………………….21

2.2. Развитие таможенной системы в 2000-е годы XXI века…………..25

Заключение……………………………………………………………………….30

Библиографический список……………………………….…………………….31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Возникновение таможенного дела восходит к древнейшим временам российской истории  и существует не менее тысячи лет.

  Изучение исторических источников показывает, что таможенное дело зародилось более двух тысяч лет назад, его начало можно отнести к III -- II вв. до н. э. Этой точки зрения придерживаются многие историки и экономисты. 
     Считается общепризнанным, что история таможенного дела в России ведет свое начало со времен Древней Руси  и напрямую связана с появлением торгового обмена и зарождением товарного хозяйства. 
     В то же время, обращаясь к договорам, заключенным князем Олегом с греками в 907 и 911 годах, видно, что такие элементы таможенного дела, как взимание таможенных пошлин и порядок таможенного обложения, существовали на Руси и до принятия христианства. Следовательно, можно предположить, что становление таможенного дела и соответственно организационные и правовые предпосылки формирования первичных элементов правового режима его обеспечения берут свое начало еще до принятия христианства на Руси .

Таможенное дело на Руси — явление  далеко не простое, а в отдельные  периоды Российского государства  — запутанное и зыбкое, в связи, с чем автору потребовалось восстановить события прошлого, преодолевая на этом пути значительные трудности. В  наибольшей степени это относится  к V—IX и к XIV—XVI вв., которые бедны источниками.Целью данной курсовой работы является рассмотрение этапов истории таможенного дела России, формирование и развитие таможенного права.     

 

 

 

 

 

1. Развитие таможенного дела на Руси

 

1.1. Таможенная политика на Руси до XVI в.

 

О собственно таможенных органах можно говорить условно, поскольку лишь с течением времени, по мере создания и укрепления централизованного государства, расширения внешнеэкономического общения и  оборота шло становление и  развитие структур и институтов, которые  составили затем ядро российской таможенной службы. История не сохранила  документальных свидетельств о времени  возникновения таможенного обложения  на территории России. В договоре Олега  с Византией таможенные обычаи и  льготы упоминаются как бытовавшие в жизни явления. В V – IV вв. до н. э. в городах Причерноморья существовали таможенные порядки. Как норма обычного права существовало правило взимать  мыт или мыто – сбор за провоз товара через заставы. Было мыто "сухое" – при провозе товаров по суше и мыто "водяное" – при провозе  товара по воде. Именно к этим понятиям восходят сохранившиеся в славянских языках слова "мытник" или "мытчик" – сборщик пошлин, "мытница" или "митница" – место сбора  мыта. Финансовые сборы и обычаи были неотъемлемой частью общей политики Киевского государства.

В XI – XII веках быстро растут торгово-ремесленные  центры – города, богатеет городская  знать – бояре, растет авторитет  купцов и сборщиков пошлин. Постепенно единство Киевской Руси в XI веке начали разрушать местные князья, которые  рассматривали свои владения как  наследственные вотчины и отказывались подчиняться киевскому князю.1 В XII – начале XIII века государство фактически распалось на отдельные земли, а их владельцы – феодалы на своих территориях стали изобретать собственные системы таможенных пошлин, подчиненные целям личного обогащения. В это время применялись пошлины, которые обычно назывались проезжими и товарными.

С развитием  крупного землевладения, внешней торговли и городских ремесел в XIII – XIV вв. русские города устанавливали  связи с западными государствами. Так, сначала Новгород, а затем  Псков и Смоленск вступили в Ганзейский торговый союз, что позволило купцам этих городов получить ряд существенных льгот в торговле с государствами  северной Европы. Завоевание русских  земель татаро-монгольскими племенами  привело к возникновению в  русском языке слова “тамга”, означавшее у тюркских народов знак, клеймо, тавро, которое проставлялось  на имуществе, принадлежавшем роду. Получение  ханских ярлыков сопровождалось сбором, который стал называться у  русских тамгой. Вскоре так стали  называться пошлины, взимавшиеся при  торговле на рынках и ярмарках. От слова  “тамга” был образован глагол “тамжить”, то есть облагать товар  пошлиной, а место, где товар “тамжили”, стало называться таможней. Служилый человек стал называться таможником или таможенником. В обиход вошли  словосочетания “таможенный голова” (старший таможенник), “таможенная  грамота” (разрешение лицу, общине или  монастырю организовывать в своих  владениях торговлю и брать с  привозимого товара пошлину). Внутренние таможенные пошлины взыскивались со всех привозимых на продажу товаров, это правило не распространялось на необходимые владельцу предметы потребления.2

В XVII в. международные договоры, заключавшиеся князем Московским с конца XV в., сменили жалованные и проезжие грамоты. Особыми жалованными грамотами освобождались от уплаты пошлины лица духовного звания, монастыри, жители новых городов и отдельных местностей, а также люди, оказавшие услуги государству или княжеству.3 Такое положение закреплялось в некоторых правовых актах того времени. Жалованные грамоты выдавались великим князем отдельным собственникам и также наделяли их правом взимать известные торговые и проезжие пошлины. При вступлении на престол нового великого князя жалованная грамота прежнего князя могла утратить силу.

1.2. Развитие таможенного дела в XVI-XVII

В период царствования Михаила Романова пошлины  еще более дифференцировались, особенно на вывоз товаров из России. Хлеб, дорогие меха, персидский шелк, а  также некоторые другие товары правительство  объявило заповедными и запретило  торговать ими частным лицам, сосредоточив в своих руках всю  выгоду от продажи этих товаров. Не разрешался ввоз в Россию табака, потребление  которого строго преследовалось, а  также хлебных вин, бывших предметом  государственной монополии.

XVII в. заметно усилилось государственное вмешательство в сферу внешнеэкономических отношений. Многие товары были запрещены к вывозу. Немало их находилось в монопольном распоряжении государства. При этом нередко экспорт монополизированных (казенных) товаров отдавался на откуп отдельным купцам или компаниям за определенную цену. Помимо таможенных сборов и поступлений от заповедных статей у государственной казны был еще один источник доходов от внешней торговли. Дело в том, что Россия в это время стабильно имела активный внешнеторговый баланс. Это вело к накоплению в стране золотой и серебряной монеты, которая затем отбиралась в казну и перечеканивалась с выгодой для правительства.4

Говоря  о внешней торговле России конца XVI-XVII вв. следует особо подчеркнуть  значение г. Архангельска, где проводились  ярмарки, имевшие характер всероссийских.

Государство во второй половине XVII века стремилось к совершенствованию таможенного  законодательства, с целью защиты национальных интересов России в  торговле через таможенный механизм, и в первую очередь - через тарифы.

«Соборное уложение» 1649г с целью прекращения  злоупотреблений откупщиков и целовальников  в отношении торговых и служилых людей содержало особый статейный  список, запрещающий взимать пошлины  со служилых людей, выполняющих поручения  государя.

«Соборное уложение» определило статус сухопутных и водных путей и дифференцировало платежи за перемещение по сухопутным и водным магистралям. Мытчики, перевозчики  и мостовщики получили в свой доход  соответствующие пошлины – мыто, перевоз и мостовщину. Также «Соборное уложение» сохранило таможенные пункты, на которые ранее были выданы жалованные грамоты.

После принятия «Соборного уложения» государство осуществляет ряд мер, которые вошли в историю как таможенные реформы. Это диктовалось потребностью в развитии торговли, необходимостью отмены привилегий иностранцам, совершенствования таможенного обложения.

Первым  шагом стала отмена в 1649 г. привилегий иностранцам в вопросах торговли. Им разрешалось торговать по особым государственным грамотам. Таможенную пошлину иностранные купцы платили гораздо большую, чем русские.

Русский таможенный тариф отстаивал интересы государственности. Однако он был настолько  сложным и запутанным, что объективно требовал коренных изменений.

Первым  шагом таможенной реформы явился Именной Указ с боярским приговором "О взымании таможенной пошлины  с товаров в Москве и в городах с показанием поскольку взято и с каких товаров", подписанный Алексеем Михайловичем 25 октября 1653 г.

В Указе  говорилось: "Великий государь, слушав выписки и челобитья и сказок гостей и гостинной и суконной и черных сотен и слобод и городовых  всяких чинов людей, указал, и Бояре  приговорили: впредь свою Государеву и  таможенную пошлину иметь с весчих и невесчих, со всяких товаров и  с хлеба на Москве и в городах  с тутошних жилищных и с приезжих со всяких чинов людей, рублевую пошлину, с продавцов по десяти денег с  рубля, почему который товар ценою  на деньги в продаже будет".

В соответствии с этим торговым уставом многочисленные российские таможенные пошлины были заменены единой рублевой пошлиной в размере 5% с каждого рубля цены товара, с соли – 10% от цены, с рыбы и пушнины – особые пошлины. Иностранные купцы были обязаны платить пошлины – 6% с цены товара во внутренних таможнях и 2% проезжих пошлин в пограничных таможнях при вывозе русских товаров.

Царское правительство вынуждено было проводить  протекционистскую политику в отношении  русской торговли отечественными товарами и торговли иностранными товарами внутри страны. 22 апреля 1667 г. вводится в действие Новоторговый устав. Его творцом являлся А.Л.Ордин-Нащокин. В нем были уточнены разделы о торговле иностранцев, резко увеличены торговые пошлины (в 4 раза), в пять раз повышены проезжие пошлины, введены запретительные тарифы на вино, сахар, табак и другие товары.

Новоторговый  указ носил ярко выраженный протекционистский  характер - ужесточил порядок ввоза иностранных товаров, пошлина на них увеличилась в 4 раза. Иностранцы могли торговать только в приграничных городах: в Архангельске, Новгороде, Пскове – с целью развития инициативы русских оптовиков-скупщиков. Иностранцам под угрозой конфискации товара запрещалось вести розничную торговлю и обмен друг с другом, минуя таможню. В то же время ужесточение режима ввоза иностранных товаров способствовало расцвету контрабанды, носившей до этого случайный характер. Привилегиями в торговле пользовались армянские, бухарские, греческие и индийские купцы.

По мере становления Русского государства  и развития его экономики укреплялась  таможенная охрана, основной задачей  которой являлся сбор пошлины  и пополнение государственной казны. В XVII веке таможни имелись во всех городах и местечках, а в больших  городах их было по нескольку. Так, например, в Москве имелись Большая таможня, Померная изба, где взимались пошлины  с хлебных товаров, Мытная изба, в  которой платились пошлины с  леса, дров, скота.

Кроме того, таможенные пошлины собирались также  на сельских торжках и ярмарках. Для этого туда направлялись целовальники из таможен уездных городов.

Сразу же после заключения Андрусовского  перемирия 1667 г., завершившего русско-польскую войну 1654-1667 гг., началась разработка нового таможенного законодательства.

К концу XVII века в России можно говорить о создании довольно разветвленной  и централизованной таможенной службы. Сбор таможенных доходов был сосредоточен в Приказе Большой казны, в  Москве существовали также Большая  таможня, Посольская новая таможня (оформляла товары иноземцев), Мытная изба (предъявлялись к обложению  скот, сено и другие товары), Конюшенный приказ (надзирал за торговлей лошадьми), Померная изба (оформляла сделки на зерно, овощи и другие товары), а  также таможенные избы в уездах. В них бесплатно в качестве выборных таможенных голов служили  первостатейные купцы, за превышение сумм сборов они получали награду, за снижение поступлений с них взыскивался  ущерб. Купцам помогали дьяки и подьячие, которые работали по найму и записывали в таможенные книги данные о товарах, хозяине, суммах сбора.5

 

 

1.3. Таможенная политика Петра I

В царствование Петра I развитие промышленности, мануфактур сельского хозяйства дало внутренней торговле новый толчок. А выход  России к Балтийскому морю, многочисленные внешнеполитические акции правительства  открыли путь русским мануфактурным  товарам в Европу. Постепенно совершенствовалась организация таможенного дела в  России. Управление таможенными сборами  с 1718 года начала осуществлять учрежденная  Петром I Коммерц-коллегия, которая  была самостоятельным управленческим ведомством. Избиравшиеся по-прежнему из купечества управляющие таможнями  получали годовое денежное содержание как служащие. Коммерц-коллегия 1715 года осуществляла такие функции, как:

- общая  организация торговли на территории  страны;

- организация  таможенных сборов;

- учреждение  таможенных институтов;

- рассмотрение судебных дел купцов в области торговли.

В 1723 г., чтобы препятствовать беспошлинному провозу товаров, Петр I издал Указ, в котором говорилось: "...По всей польской границе по большим дорогам учредить крепкие заставы, а между тех больших дорог малые дороги и проезды лесом зарубить, а где лесу нет, то рвами перекопать и накрепко наказать, чтобы никто ни для чего по оным за рубеж не ездил, и следу не прокладывали, а объезжали бы на помянутые большие дороги, а для того с помянутых застав от одной до другой иметь разъезды и ежели на таких заповедных проездах явится след, то тут дожидать, и кто поедет, того взять и штрафовать взятием всего того, с чем взят будет".

Информация о работе Развитие таможенного дела на Руси