Роль предварительного информирования в организации таможенного контроля товаров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 19:08, курсовая работа

Краткое описание

В соответствии с названием темы курсовой работы и вышеизложенным обоснованием её актуальности ставится цель работы: выявить роль предварительного информирования в организации таможенного контроля товаров.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
рассмотреть понятие и сущность предварительного информирования, схему действия, определить предпосылки создания, а также цели и задачи системы предварительного информирования;
рассмотреть международный опыт применения системы предварительного информирования, проанализировать ее состояние, особенности и проблемы в таможенных органах РФ, а также выявить возможные перспективы внедрения системы предварительного информирования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА1. ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СИСТЕМЫ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО ИНФОРМИРОВАНИЯ 5
1.1. Понятие и сущность системы предварительного информирования 5
1.2. Предпосылки создания системы предварительного информирования 7
1.3. Схема работы системы предварительного информирования 9
1.4. Цели и задачи системы предварительного информирования 13
ГЛАВА 2. СИСТЕМА ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО ИНФОРМИРОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 17
2.1. Международный опыт по внедрению системы предварительного информирования 17
2.2. Состояние системы предварительного информирования в таможенных органах РФ на сегодняшний день 20
2.4. Перспективы внедрения системы предварительного информирования в таможенных органах РФ 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota_-_OTK.doc

— 173.50 Кб (Скачать файл)

 

  Таким образом, как показывает международный опыт, внедрение института предварительного информирования таможенных органов о перемещаемых товарах еще до их прибытия в страну является перспективным направлением развития таможенного дела. Система предварительного информирования является необязательной для применения всеми лицами, перемещающими товары через таможенную границу РФ, однако ее широкое применение в европейских странах и США свидетельствует о заинтересованности субъектов в ее использовании в рамках внешнеторгового оборота. В связи с наметившимися в мировой таможенной практике тенденциями, ФТС Росси активно работает в направлении внедрения системы предварительного информирования, так, в Госдуму РФ был внесен законопроект об обязательном электронном предварительном информировании. Необходимо отметить, что отработка технологии организации таможенного оформления товаров с использованием предварительной информации стала возможна при  помощи зарубежных коллег. Активный интерес к этому вопросу проявляет Финляндия.

 

2.2. Состояние системы предварительного информирования  в таможенных органах РФ на сегодняшний день

 

Как уже отмечалось, с октября 2007 года в ФТС России в опытную эксплуатацию введена автоматизированная система предварительного информирования (далее - Система), обеспечивающая прием предварительных сведений от заинтересованных лиц через сети общего доступа «Интернет».

Сегодня «Система предварительного информирования» дает таможенным органам  возможность получать сведения о  ввозимых грузах в электронном виде до прибытия груза на границу, что позволяет сотрудникам таможенных органов проверить эти сведения, спланировать необходимые мероприятия по контролю груза, существенно сократить время обработки документов, увеличить пропускную способность пунктов пропуска через государственную границу. 

В настоящее время  таможенные органы России проводят масштабную работу по внедрению системы предварительного информирования.

Предварительное информирование в  настоящее время не является обязательным требованием для участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Однако таможенные органы не устают информировать бизнес-сообщество о том, что данная технология из «желательной» непременно перейдет в категорию обязательной. Однако, если данная процедура станет обязательной на законодательном уровне, произойдет и качественный сдвиг.

Так, ФТС предлагает обязать  компании заранее информировать  таможню о товарах. Проект поправок в Таможенный кодекс, вводящих предварительное  декларирование, Федеральная таможенная служба  опубликовала на своем сайте. Ведомство предлагает разрешить правительству «с целью обеспечения безопасности РФ» требовать от компаний заранее сообщать таможне об экспортируемых и импортируемых товарах. Коснется это нововведение и транспортных средств, на которых они перевозятся. Информировать инспекторов компания должна будет до фактического пересечения товаром границы. Список товаров, которых коснется требование о предварительном информировании, будет утверждаться правительством: что попадет в этот перечень, пока не известно. Сообщать инспекторам о перевозимых товарах нужно будет минимум за час до их прибытия на таможенный пункт, говорится в законопроекте. Разработка соответствующего сайта продолжается, пишет таможенная служба.6

В 2007 г. на двух пунктах  пропуска на российско-финляндском участке Государственной границы РФ проводился эксперимент по применению предварительного информирования в отношении автомобилевозов. В пунктах пропуска выделены отдельные полосы движения и отдельные рабочие места для таможенного оформления. Предварительное информирование и выделение автомобилевозов в отдельный поток позволили сократить время их таможенного оформления на МАПП Брусничное и МАПП Светогорск в два раза.7

Несомненным достоинством проекта является то, что его реализация не потребовала никаких дополнительных финансовых вложений.

В общем случае время, затрачиваемое на выполнение таможенных процедур при условии выполнения перевозчиком требований ТК ТС, составляет 23 минуты. В условиях проводимого эксперимента время на выполнение таможенных формальностей сократилось вдвое и составило порядка 11 минут на одно транспортное средство.

Таким образом, реализуются  одна из задач, определенных Концепцией развития таможенных органов Российской Федерации, - сокращение затрат времени  для прохождения таможенных формальностей при таможенном оформлении товаров и транспортных средств при условии обеспечения эффективности таможенного контроля.

С 01.01.2009 года таможенные посты, расположенные в пунктах  пропуска на участке границы Российской Федерации в регионе деятельности СЗТУ приступили к получению и использованию предварительной информации от КЕС (Комиссия европейских сообществ).

В настоящее время  такое предварительное информирование применяется:

  • в таможенных постах Выборгской таможни (МАПП Светогорск, МАПП Брусничное, МАПП Торфяновка);
  • таможенных постах Мурманской таможни (МАПП Салла, МАПП Лотта);
  • таможенных постах Псковской таможни (МАПП Куничина Гора, МАПП Убылинка, МАПП Шумилкино);
  • таможенном посту МАПП Ивангород Кингисеппской таможни;
  • таможенном посту МАПП Бурачки Себежской таможни;
  • таможенных постах Калининградской областной таможни (МАПП Багратионовск, МАПП Советск, МАПП Чернышевское);
  • таможенных постах Карельской таможни (МАПП Вяртсиля, МАПП Люття).

           Участники ВЭД и перевозчики, которые уже сегодня применяют предварительное информирование, получают реальные видимые преимущества при таможенном оформлении в пунктах пропуска за счет сокращения времени своего нахождения в МАПП. При этом на некоторых МАПП уже до 30% грузов оформляется на основе предварительного информирования.

Одно из главных преимуществ  предварительного информирования –  сокращение времени нахождения товаров  и транспортных средств в пункте пропуска через государственную  границу Российской Федерации. Это  становится возможным за счет того, что предварительная информация используется для заполнения электронной копии транзитной декларации. В случае отсутствия предварительной информации, подготовку  копии транзитной декларации сейчас осуществляет либо инспектор таможни, либо таможенный брокер. Эта техническая процедура занимает не меньше часа и тем самым существенно влияет на время прохождения через границу отдельного транспортного средства и на общую скорость продвижения автомобилей в очереди при въезде в пункт пропуска со стороны сопредельного государства. Для решения этой проблемы и внедрена технология предварительного информирования, когда при прибытии товаров и транспортных средств в МАПП, при таможенном оформлении и таможенном контроле используется электронная копия транзитной декларации, сформированная на основе предварительной информации.

Вывод брокерской деятельности за пределы пунктов пропуска дает новые возможности для развития брокерского бизнеса. Ряд таможенных брокеров, используя программные  средства, уже сейчас активно оказывают участникам ВЭД услуги по организации предварительного информирования. Так, в МАПП Бурачки Себежской таможни с применением технологии предварительного информирования таможенным брокером ЗАО «РОСТЭК-Псков» в августе 2009г. оформлено 4730 транспортных средств, а таможенным брокером ООО «ТЛЦ» в августе того же года оформлено 1070 транспортных срдеств. Теми же брокерами в МАПП Убылинка Псковской таможни – 3316 и 588 транспортных средств соответственно. Успешно применяется технология предварительного информирования в Выборге, Белгороде и Брянске. Развитие процедуры предварительного информирования таможенных органов является одним из приоритетных направлений деятельности ФТС России.

Оказание услуг по предварительному информировании становится для таможенных брокеров еще более актуальным в свете перспектив внесения изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации (ТК ТС) в части введения института предварительного информирования.

В проводимой работе по информированию организаций-перевозчиков, ФТС России опирается на помощь и понимание своих зарубежных коллег. Так, с таможенной службой Латвии достигнута договоренность о поддержке в информировании крупнейших латвийских перевозчиков о перспективах внедрения предварительного информирования в России.

Однако сегодня еще не преодолены различия в подходах к перечню и составу передаваемых сведений. Отсутствие необходимых по российскому законодательству сведений потребует от должностных лиц таможенных органов довносить такие сведения в электронную копию транзитной декларации, Несомненно, это окажет отрицательное влияние на динамику сокращения сроков проведения таможенных формальностей в пунктах пропуска.

         Таким образом, в настоящее время таможенные органы России проводят масштабную работу по внедрению системы предварительного информирования. Предварительное информирование в настоящее время не является обязательным требованием для участников внешнеэкономической деятельности. Однако таможенные органы не устают информировать бизнес-сообщество о том, что данная технология из «желательной» непременно перейдет в категорию обязательной. В 2007 г. на двух пунктах пропуска на российско-финляндском участке Государственной границы РФ проводился эксперимент по применению предварительного информирования в отношении автомобилевозов. В условиях проводимого эксперимента время на выполнение таможенных формальностей сократилось вдвое и составило порядка 11 минут на одно транспортное средство. Сегодня на некоторых МАПП уже до 30% грузов оформляется на основе предварительного информирования. В проводимой работе по информированию организаций-перевозчиков, ФТС России опирается на помощь и понимание своих зарубежных коллег. Так, с таможенной службой Латвии достигнута договоренность о поддержке в информировании крупнейших латвийских перевозчиков о перспективах внедрения предварительного информирования в России.

2.3. Особенности  и проблемы, связанные с внедрением  системы предварительного информирования  в таможенных органах РФ

 

Пока предварительное  информирование в нашей стране находится  на этапе становления, решая относительно узкую задачу. Однако, если данная процедура станет обязательной на законодательном уровне, произойдет и качественный сдвиг.          Существуют объективные сдерживающие факторы по дальнейшему внедрению и распространению системы предварительного информирования. В первую очередь это отсутствие правового статуса у документа предварительного информирования. Во-вторых, необязательность представления предварительной информации, и, в-третьих – отсутствие понятных и нормативно закрепленных приоритетов в таможенном оформлении для лиц, представивших предварительную информацию.   Также одной из проблем данной системы видится тот факт, что в системе предварительного информирования не предусмотрено уведомление отправляющего лица об использовании таможенным органом предварительной информации. Имеется в виду следующее: когда происходит отправка предварительной информации в ГНИВЦ ФТС России, данная информация хранится в базе данных расположенной в ГНИВЦ ФТС России, по прибытию на МАПП, представитель перевозчика передает таможенному инспектору информацию о предварительном информировании и таможенный инспектор считывает информацию из базы ГНИВЦ ФТС России, лицо, отправившее данный электронный пакет с предварительной информацией, не получает информации о том, что на МАПП была запрошена такая информация.            Конечно информацию о прохождении автотранспорта МАПП можно получить и от водителя, но в автоматическом режиме уведомления исключается человеческий фактор, и информация о том, что данная предварительная информация была использована таможенным органом на границе РФ, послужила бы сигналом лицу декларирующему товар, что груз пересек границу РФ и можно заявлять ГТД в предварительной форме.    По самым оптимистичным прогнозам использование системы предварительного информирования приведет к удорожанию таможенного оформления грузов на 15-30%. Информирование таможни о том, когда, что и где повезет экспедитор, должно сократить очереди на границе. Но если в Европе для этого грузоотправитель может отправить информацию по интернету с любого компьютера или телефона, то в России информированием сейчас смогут заняться только три компании на платной основе - московский "Ростэк" и петербургские ТЛЦ и СЗТЛЦ.    В ФТС заверили, что служба определила не параметры организаций, которые могут осуществлять предварительное информирование, а требования к используемым программным продуктам. В ведомстве подчеркнули, что любая компания (не только брокер, но и грузоотправитель) может разработать самостоятельно или приобрести готовое программное обеспечение у других компаний, прошедших аккредитацию. По мнению чиновников ФТС, на этом рынке созданы все условия для конкуренции.  В последнее время Федеральная таможенная служба практически ежедневно предлагает ввести какое-нибудь новшество. В последние годы таможенная служба находится в хроническом состоянии реформирования и изменений.

В применении системы  предварительного информирования России использует положительный опыт зарубежных стран. Но не стоит забывать, что  в странах ЕС, например, система предварительного информирования вводилась долгое время, были разработаны правила взаимодействия, четкая схема процесса, а самое главное - создана правовая платформа для внедрения системы предварительного информирования. Таким образом, внедряемая ФТС система пока представляет собой только способ имитации реформы таможни.

 

Таким образом, в настоящее  время система предварительного информирования в РФ еще не столь  совершенна. Существует множество причин, сдерживающих ее внедрение. По моему мнению, ФТС России должна сначала была подготовить соответствующую нормативную базу, устранить проблемы, мешающие полноценно применять систему предварительного информирования, а потом только вводить ее в опытную эксплуатацию.

2.4. Перспективы  внедрения системы предварительного информирования в таможенных органах РФ

 

Таким образом, в настоящее  время система предварительного информирования в РФ находится еще  на стадии становления. Это объясняется  тем, что дальнейшее внедрение предварительного информирования и распространение действия данного процесса на всю территорию России сопряжены с необходимостью решения ряда проблем. Необходимо решать эти проблемы, создавать благоприятные условия для участников внешнеторговых отношений, что, в свою очередь, сделает процедуру предварительного информирования более привлекательной и востребованной.           Так, в ближайшее время предстоит разработать необходимое программное обеспечение для реализации предварительного информирования, а также подробную технологическую схему его осуществления. Данная система должна быть предложена, а не назначена участникам внешнеторговых отношений. Ее параллельная работа с обычным ходом таможенного оформления позволит частным субъектам сравнить свои издержки. Соответственно, чем больше субъектов воспользуются ею, осознав преимущества, тем активнее будет происходить процесс ее внедрения.   В рамках предварительного информирования решающее значение имеет и внедрение принципа «одного окна», означающего нахождение на границе всего двух контролирующих служб – пограничной и таможенной. Необходимым условием данной системы выступает наличие единой базы данных всех контролирующих органов (ветеринарной, санитарной и др.)

Таким образом, для достижения эффективности работы системы предварительного информирования в таможенных органах РФ необходимо предпринять следующие меры:

  • Создать правовую и законодательную основу системы предварительного информирования;
  • Создать на МАПП режим приоритетной (внеочередной) обработки документов на товары и транспортные средства, информация о которых представляется по технологии предварительного информирования с созданием, по возможности, "зеленого коридора" (с 01.07.2008 реализовано в рамках эксперимента на МАПП "Бурачки");
  • Организовать отдельное окно для приема документов на товары и транспортные средства, оформленные по технологии предварительного информирования (реализовано на МАПП в зоне деятельности Псковской и Себежской таможен);
  • Организовать работу таможенного органа, расположенного на МАПП, со сведениями, поступающими согласно технологии предварительного информирования таможенных органов о товарах и транспортных средствах, прибывающих на таможенную территорию РФ, в рамках СУР до прибытия транспортного средства в целях принятия предварительного решения;
  • Организовать на МАПП эксперимент по принципу работы "одного окна" с товарами и транспортными средствами, информация о которых поступает по технологии предварительного информирования во все заинтересованные государственные контрольные органы, расположенные на МАПП (с 01.07.2008 реализовано в рамках эксперимента на МАПП "Бурачки", планируется повсеместное введение с 01.10.2008 согласно постановления Правительства Российской Федерации от 26.06.2008 № 480).

Информация о работе Роль предварительного информирования в организации таможенного контроля товаров