Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 14:37, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение теоретических и методических основ управления и анализа рисками как действенного механизма ускорения таможенного оформления и повышения качества таможенного контроля.
Для достижения намеченной цели были поставлены и решены следующие задачи:
изучение теоретических основ системы управления рисками;
изучение применения системы управления рисками и её роли в таможенных органах;
анализ основных проблем применения системы управления рисками в таможенном контроле и оформлении.
- о расчетно-платежных
2) Выявление и анализ рисков.
Основные действия, связанные с анализом рисков, состоят из определения:
3) Разработка и реализация мер по управлению рисками.
При разработке и реализации мер необходимо учитывать:
4) Обобщение результатов принятых мер и подготовка предложений.
СУР невозможна без отлаженной системы "обратной связи". Наряду с подготовкой и реализацией профилей рисков необходимо на постоянной основе осуществлять контроль за применением соответствующих форм таможенного контроля, анализ их эффективности, а по результатам - их корректировку.
Выводы по первой главе:
Глава вторая. Механизмы «Единого окна» и применение системы управления рисками.
В рамках ЕврАзЭс начал функционирование Таможенный союз Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. Базовыми положениями Таможенного союза являются единые - таможенная территория, таможенный тариф, торговый режим с третьими странами и унифицированное таможенное регулирование.
Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза (соответственно Таможенный кодекс Таможенного союза) введен в действие 6 июля 2010 г. о чем было сделано совместное заявление Президентов Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, завершив таким образом первый этап формирования Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества. В настоящее время продолжается работа по унификации торговых режимов и защитных мер, поэтапному переносу согласованных видов государственного контроля на таможенную границу Таможенного союза.
Таможенный контроль, осуществляемый на внешних границах Таможенного союза и проводимый силами таможенных органов государства– члена Таможенного союза, должен в полной мере обеспечивать национальную безопасность не только Стороны, чью государственную границу пересекает товар, но и интересы других государств- участников Таможенного Союза. Переход осуществления таможенного контроля от тотальности на принципах выборочности с внедрением системы управления рисками (СУР) влечет за собой концептуальное изменение деятельности таможенных органов по проверке и обеспечению соблюдения участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД) таможенного законодательства Таможенного союза. При этом система управления рисками призвана сбалансировать решение противоречивых задач: упрощения таможенных процедур и повышения эффективности таможенного контроля. Упрощение таможенных процедур – первооснова упрощения торговых процедур. Аналитическую работу с рисками можно считать альтернативой проведению тотального контроля.
Что имеется в виду под «упрощением процедур торговли»? В самом широком смысле этот термин охватывает всё - начиная с правительственных положений и средств управления, работы таможенных служб, компетентности и эффективности коммерческой деятельности, транспорта, инфраструктуры портов и аэропортов - вплоть до информационных и коммуникационных возможностей и финансовой сферы. Все вышеперечисленные факторы могут оказывать прямое влияние на передвижение товаров.
При этом, в контексте ВТО, понятие «упрощение процедур торговли» сфокусировано, скорее, на понятии административного управления товарами, пересекающими государственные границы, в частности, посредством таможенных служб. Термин, часто обозначаемый как «бюрократические формальности» (англ. «red tape»), включает в себя чрезмерно усложненную и дублируемую канцелярскую работу, задержки в обработке документов, необходимость предоставления различных документов множеству независимо работающих инстанций и постоянно меняющиеся правила. Прежде всего, дискриминирующие и недостаточно прозрачные процедуры, а также процедуры, которые могут повлечь за собой незаконные действия – такие как коррупция и контрабанда товаров - являются основной целью действий стран-членов ВТО, выступающих в поддержку упрощения процедур торговли в рамках Всемирной торговой организации. В упрощении процедур торговли они стремятся прибегнуть к прозрачным, последовательным и предсказуемым методам, частично, посредством упрощения, стандартизации и гармонизации. В целом, основной целью является снижение транзакционных затрат и улучшение национальной торговой среды.
Передовой инструмент для решения задач, связанных с упрощением процедур торговли – система «единого окна» (Single Window). «Единое окно» определяется как система, позволяющая всем участникам торговых и транспортных операций, предоставлять информацию, необходимую для осуществления импортных, экспортных, транзитных операций, в единую структуру, в единой форме.
Внедрение системы «единого окна» обеспечивает ясные выгоды, приобретаемые как представителями бизнеса, так и контролирующими государственными органами. Подготовка и предоставление стандартного пакета документов фирмой-трейдером в стандартном виде и один раз приведет к ускорению проведения сделки, снизив затраты на получение документов и обеспечив прозрачность правил контроля. Выгоды органов власти больше относятся к контрольным функциям, осуществляемым на границе. Внедрение «единого окна» организует сбор и движение информации между службами. В принципе, «единое окно» - это виртуальная система обмена информацией между различными ведомственными системами, использование которой приведет к укреплению координации и сотрудничества между государственными органами, имеющими отношение к деятельности в области торговли.
Интеграция в «единого окна» системы управления рисками позволит осуществлять более эффективный контроль за перемещаемыми потоками товаров. Обе системы, направленные на более рациональное использование ресурсов, призваны повысить качество предоставляемых государством услуг и сократить временные издержки, возникающие в процессе осуществления внешнеторговых операций. Понятие «управления рисками» определяется Всемирной таможенной организацией как «систематизированное применение процедур и методов управления, обеспечивающих таможенные органы необходимой информацией для принятия соответствующих мер по перемещениям или по отдельным видам грузов, которые представляют риск». Как мы видим, в этом процессе приоритетное место занимает обеспечение соответствующей информацией. Именно в этом «единое окно» может помочь в функционировании СУР.
Интенсивное развитие информационного обмена можно назвать отличительной особенностью современного таможенного администрирования. Происходит подобный обмен с целью обеспечения надлежащего применения таможенного законодательства и осуществления борьбы с таможенными правонарушениями. Информационный обмен, поставленный на юридическую основу, в том числе посредством реализации «единого окна», может стать неотъемлемым элементом системы управления рисками, создавая специфическую сеть источников информации при выработке решений. Информационное взаимодействие государств-членов Таможенного союза в настоящее время происходит по принципу «каждый с каждым», что ведет к неоправданному увеличению затрат на интеграцию информационных систем. Управление процессами при совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля государств-членов Таможенного союза требует высокой степени интеграции национальных информационных систем таможенных и иных контролирующих органов государств-членов Таможенного союза, а также интеграции данных информационных систем на международном уровне. Интегрированные информационные базы данных будут обладать достаточным объёмом сведений для реализации СУР, основанной на нейронной сети, использующей различные источники информации (но не выходящие за рамки рекомендаций ВТО), в частности:
- предварительную информацию
(предварительное уведомление)
- статистическую информацию
о внешней и взаимной торговле
государств-членов Таможенного
- информацию об экспортно-
- информацию, поступающую в Комиссию Таможенного союза, в соответствии с ее компетенцией, от государств-членов Таможенного союза, от международных организаций, а также, по мере возможности и от таможенных органов иностранных государств;
- информацию из специальной
статистики о нарушениях
- информацию о деятельности
лиц, выступающих в качестве
достаточном, в соответствии с
таможенным законодательством
- информацию о деятельности перевозчиков, таможенных представителей, владельцев складов временного хранения и таможенных складов;
- информацию о расчетно-
- информацию о транспортно-
- информацию от общественных
организаций и объединений
Из выше перечисленных
Использование подсистемой
СУР, основанная на нейронной
сети и настроенная на работу
с ограниченным заранее
2.2. Структура нейронной сети СУР
Программа будет гибкой в настройке: можно задать ограниченное количество индикаторов, расставить соответствующие адекватные показатели рейтинга для каждого отдельного индикатора.
Также следует описать такую функцию процесса управления рисками, как определение «областей рисков». Таможенный кодекс Таможенного союза определяет область риска через объекты анализа, которые детерминируются отдельным закрытым перечнем. В качестве объектов анализа Таможенным кодексом Таможенного союза называются товары, находящиеся под таможенным контролем, транспортные средства, деятельность лиц (субъектов таможенного права), включая таможенные органы, таможенные сведения, результаты проведения таможенного контроля. Однако в Руководстве по управлению рисками это, прежде всего, таможенные процедуры, которые в Таможенном кодексе Таможенного союза лишь косвенно определяются через «деятельность лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем», а затем уже «категории международных перевозок». И пусть различия в терминологии значительны. Обратим внимание, что определение областей рисков необходимо для проведения эффективной идентификации рисков, определения тех объектов, которые должны быть отслежены системой.
Информация о работе Система управления рисками в таможенных органах