Таможенная пошлина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 16:25, дипломная работа

Краткое описание

Целью настоящего исследования является комплексная, теоретическая разработка правовых основ исчисления, уплаты и взимания таможенной пошлины, установление перспектив их развития и путей совершенствования нормативно-правового регулирования и правоприменения.
Достижение поставленной цели определило необходимость решения следующих задач:
- формулировка и раскрытие основных признаков таможенных платежей, изучение особенностей их нормативного регулирования;
- разработка понятийного аппарата, позволяющего в полной мере исследовать сущность таможенной пошлины (в частности, сформулированы понятия таможенных платежей, таможенной пошлины, таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности, таможенной стоимости);
- уяснение места таможенной пошлины в системе доходов федерального бюджета, исследование ее правовой природы и функций;
- классификация таможенных пошлин, систематизация основных элементов таможенной пошлины;
- характеристика таможенной пошлины как инструмента таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности;
- выявление и анализ основных проблем определения таможенной стоимости как базы для исчисления таможенных пошлин;
- предложение основных направлений совершенствования правоприменительной практики по уплате и взиманию таможенной пошлины.

Вложенные файлы: 1 файл

Таможенная пошлина.doc

— 143.50 Кб (Скачать файл)

6. Осуществлен сравнительно-правовой  анализ определения таможенной  стоимости (как базы для исчисления таможенных пошлин) в российском законодательстве и международно-правовых актах. Выявлены и рассмотрены проблемы, возникающие в практической деятельности при расчете таможенной стоимости: включение или невключение в таможенную стоимость товаров определенных компонентов, а также их документальное подтверждение; определение таможенной стоимости товаров, перемещаемых по договорам, отличным от договоров международной купли-продажи (договоры аренды, лизинга и др.); трансфертное ценообразование.

7. Разработана система принципов уплаты и взимания таможенных пошлин: обязательность уплаты при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ; самостоятельность исчисления декларантом ее размера; четкая определенность круга плательщиков; строгая адресность уплаты; уплата и взимание только в валюте Российской Федерации; обеспечение уплаты принудительной силой государства и другие.

8. Исследованы основные  ошибки, допускаемые таможенными  органами при взыскании таможенных  пошлин: истечение сроков направления требования об уплате таможенных пошлин лицу, ответственному за уплату; пропуск сроков для обращения в суд; неверное указание в требовании основания для взыскания таможенных пошлин; неправильный расчет в требовании недоимки и пени; несоблюдение последовательности взыскания таможенных пошлин.

9. Внесены предложения,  направленные на совершенствование  норм Таможенного кодекса РФ  в части исчисления, уплаты и  взимания таможенных платежей, в  том числе таможенной пошлины.  В частности, предлагается:

- дополнить ст. 323 ТК РФ следующим положением, изложив его в п.8: «Решение таможенного органа об окончательной величине таможенной стоимости товаров должно быть обоснованным, мотивированным и содержать указания на обстоятельства, послужившие основанием для самостоятельного определения таможенной стоимости декларируемого товара»;

- внести изменения  в п. 1 ст. 324 ТК РФ, возложив обязанность  по исчислению таможенной пошлины  на таможенные органы;

- исключить из Таможенного  кодекса ст. 351 о бесспорном взыскании  таможенных платежей с юридических лиц.

Теоретическая и практическая значимость результатов диссертации предопределены актуальностью тематики исследования и рассмотренных в ней проблем. Положения диссертации могут быть использованы при внесении изменений и дополнений в таможенное законодательство в части установления таможенных платежей и порядка их исчисления, уплаты и взимания, а также при совершенствовании правоприменительной практики в данном направлении.

Предложенные в работе выводы теоретического и практического характера могут быть использованы как в учебном процессе при изучении и подготовке к преподаванию курсов «Таможенное право», «Финансовое право», «Налоговое право» так и при подготовке учебных, методических материалов, а также при проведении научных исследований.

Апробация результатов  диссертации. Основные положения настоящей диссертационной работы обсуждены и одобрены кафедрой финансового, банковского и таможенного права ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права». Результаты исследования нашли свое отражение в научных публикациях, в докладах на научно-практических конференциях (в том числе международных). Общий объем опубликованных работ 4, 3 п.л.

Отдельные результаты исследования были апробированы при проведении семинарских  занятий по курсам «Таможенное право» и «Финансовое право» в Саратовской государственной академии права.

Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Она включает в себя введение, две главы, объединяющие восемь параграфов, заключение и библиографический список использованных источников.

Основное содержание работы

Во введении обосновывается актуальность темы диссертации, раскрываются цель и задачи, объект и предмет исследования; указывается на степень разработанности темы, обозначается теоретическая и методологическая основы; раскрываются положения, характеризующие научную новизну диссертации и выносимые на защиту; показывается практическая и теоретическая значимость проведенного исследования.

Первая глава  диссертации «Таможенная пошлина как основной таможенный платеж: особенности правового регулирования» посвящена историко-правовому анализу (генезису) таможенных платежей, особенностям их нормотворчества, проблемным вопросам определения правовой природы таможенной пошлины, а также классификации таможенных пошлин.

В первом параграфе первой главы диссертационного исследования «Генезис таможенных платежей: правовой анализ» существенное значение для всестороннего исследования вопроса имеет обращение диссертанта к истории таможенного обложения. Историко-правовой анализ правового обеспечения таможенного обложения показывает, что его основы закладывались в документах, именуемых таможенными тарифами. Первым из них следует признать Новоторговый устав 1667 года. Протекционистское развитие таможенно-тарифных отношений продолжалось до начала XIX века. Однако политика свободной торговли (фритредерство) просуществовала недолго, поскольку показала свою несостоятельность по отношению к экономическому положению нашей страны, и, начиная с 1822 года, таможенные тарифы вновь стали протекционистскими, хотя для них характерна более либеральная направленность.

Таможенное обложение достигает  своего пика к 1891 году - принятию нового таможенного тарифа, которому Д.И. Менделеевым  было присвоено название толкового. Его отличие состояло в том, что он был построен на принципе всестороннего покровительства русской промышленности во всех отраслях, начиная от добычи сырья и заканчивая изготовлением готовых изделий. Ведение протекционистской таможенной политики в России диктовалось объективными причинами, а именно необходимостью защищать свою промышленность от внешней конкуренции и достичь определенного уровня экономического развития. Одной их важнейших функций, выполняемых таможенными тарифами, являлось создание условий для развития отечественного товаропроизводителя, между тем именно в XIX веке впервые была поставлена задача, с помощью тарифной политики привлекать иностранные инвестиции в страну.

Революционные преобразования, произошедшие в России, не могли не отразиться на содержании таможенной политики. К началу 20-х годов XX века таможенная система фактически оказалась разрушенной: большинство таможенных учреждений закрылись на длительный срок, а многие из них прекратили свое существование. Возрождение таможенных учреждений было связано с новой экономической политикой и оживлением торговли. Первые советские таможенные тарифы были утверждены в 1922 году.

В целом же советский период функционирования таможенно-тарифных отношений характеризовался монополией государства на внешнюю  торговлю, а в 60-80-е г.г. XX века также отражал тенденции к либерализации торгово-политических отношений СССР с зарубежными партнерами.

В начале 90-х годов XX века потребности  становления рыночной экономики  в стране диктовали задачи превращения  таможенной службы в реально действующий инструмент таможенного регулирования, защиты экономических интересов и безопасности государства, исполнения доходной части федерального бюджета, освоения мировых стандартов таможенного дела.

В параграфе втором первой главы «Понятие и виды таможенных платежей: особенности нормотворчества» в первую очередь обращается внимание на то, что таможенные платежи составляют значительную долю (в 2008 году - более половины) доходов федерального бюджета.

Понятия «таможенные платежи» (к  ним относятся таможенная пошлина, налоги, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, таможенные сборы) и «платежи, предусмотренные таможенным законодательством» следует различать, поскольку они соотносятся как часть и целое. Последняя категория включает в себя и средства от реализации конфискованного имущества, и финансовые санкции (штрафы, пени), проценты за предоставление отсрочки и рассрочки уплаты таможенных платежей.

Под таможенными платежами предлагается понимать систему обязательных фискальных платежей - налоговых и неналоговых доходов федерального бюджета, устанавливаемых таможенным и налоговым законодательством РФ, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу при обязательном контроле за их уплатой со стороны таможенных органов. Представляется целесообразным закрепить данное понятие в ст. 11 ТК РФ «Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе».

Изучение специфики нормативно-правового  регулирования таможенных платежей, позволило сформулировать их основные признаки, к числу которых следует отнести:

- обязательность - означает, что таможенные  платежи не уплачиваются в  добровольном порядке, по желанию  лица; действия субъекта, так или  иначе связанные с перемещением  товаров через таможенную границу,  как правило, сопровождаются такой  уплатой;

- фискальность - характеризуется тем,  что они зачисляются в доход  государства и не могут быть  израсходованы на нужды таможенных  органов;

- установление таможенным и  налоговым законодательством РФ - отражает особенности нормотворчества  обложения товаров таможенными платежами;

- системность - позволяет уяснить,  что виды таможенных платежей  установлены законодательством,  а сама система едина для  применения на всей территории  Российской Федерации;

- включение в число доходов  федерального бюджета - устанавливается бюджетным законодательством;

- сочетание налоговых и неналоговых  доходов бюджетной системы - объединяет  виды таможенных платежей, обладающих  различной правовой природой;

- осуществление таможенными органами  контроля за их уплатой - выражается  в том, что таможенные органы уполномочены государством осуществлять контроль за правильностью их исчисления и своевременностью уплаты, а также принимать меры по их принудительному взысканию;

- уплата в связи с перемещением  товаров через таможенную границу  - показывает, что таможенная пошлина может уплачиваться как при импорте, так и при экспорте товаров; НДС и акцизы уплачиваются только при ввозе товаров на таможенную территорию страны; а уплата таможенных сборов связана с процессом перемещения напрямую или косвенно; - обеспечение уплаты государственным принуждением - заключается в том, что в случае неполной или несвоевременной уплаты таможенных платежей, а также при уклонении от их уплаты виновное лицо привлекается к административной или уголовной ответственности. Кроме того, таможенные органы применяют и принудительное взыскание таможенных платежей с начислением пени.

В рамках характеристики различных  видов таможенных платежей обосновывается целесообразность отмены сборов за таможенное оформление. Проводя сравнительно-правовой анализ с налоговым законодательством, следует отметить, что аналогичный вид платежа там отсутствует. Абсурдной выглядит ситуация, при которой физическое лицо, подавая в налоговый орган декларацию, одновременно уплачивает и сбор за ее оформление (т.е. декларирование). Представляется, что и в таможенном законодательстве этот вид платежа должен быть отменен, поскольку производство таможенного оформления законодательством причислено к функциям таможенных органов, которые они должны исполнять в силу своих служебных полномочий, а не ввиду оплаты их участниками внешней торговли.

В третьем  параграфе первой главы «Проблемные вопросы определения правовой природы таможенной пошлины» анализируется научная дискуссия о правовой природе таможенной пошлины, продолжающаяся до настоящего времени. Краткий исторический экскурс показывает, что в основном дореволюционная юридическая наука признавала налоговую природу таможенной пошлины. Видом косвенных налогов считали таможенную пошлину ряд юристов и экономистов советского периода. Однако в 70-х годах XX века Е.А. Ровинским формулируется иная точка зрения о причислении таможенных пошлин к группе неналоговых доходов. Такую же позицию в дальнейшем стала развивать и Н.И. Химичева. В современной науке превалирует мнение о налоговой природе таможенной пошлины, хотя в 2005 году однозначную позицию по данному вопросу принял сам законодатель, который признал ее неналоговым доходом (ст.51 Бюджетного кодекса РФ). Представляется, что при выяснении ее правовой природы нужно исходить из специфики, состоящей в объединении признаков, как налога, так и сбора.

Обосновывая критическое  отношение к точке зрения о  налоговом характере таможенной пошлины и аргументируя позицию  о ее особом месте в системе  обязательных платежей, следует выделить признаки таможенной пошлины как неналогового дохода бюджетной системы и разграничить их на две группы.

Во-первых, формулируются  характерные признаки, объединяющие таможенную пошлину с иными таможенными  платежами (налогами и сборами):

- таможенная пошлина  есть обязательный платеж;

- она является источником  формирования доходов федерального  бюджета;

- таможенная пошлина  представляет собой фискальный  платеж;

- она устанавливается  федеральным законом в области  таможенного дела;

- таможенная пошлина наряду с иными таможенными платежами по общему правилу взимается таможенными органами, которые обеспечивают своевременное и полное ее перечисление в казну государства;

Информация о работе Таможенная пошлина