Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 19:38, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение методики и проведение экспертизы качества пива.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
− рассмотреть основные понятия, цели и задачи экспертизы;
− дать характеристику основным видам экспертиз;
− изучить этапы проведения товарной экспертизы;
– дать характеристику общим сведениям и показателям качества пива;
– провести идентификацию и фальсификацию качества пива;
– изучить нормативные документы, используемые в экспертизе качества пива;
Введение........................................................................................................3
1. Аналитический обзор литературы..........................................................5
1.1 Состояние потребительского рынка пива солодового........................5
1.2 Виды экспертиз, проводимых таможенными лабораториями ФТС России.....................................................................................................................11
1.3 Классификация и характеристика пива солодового по ГОСТ, классификаторам и ТН ВЭД.................................................................................14
1.4 Условия и режимы хранения товаров на таможенной территории..16
1.5 Способы и виды упаковки пива солодового.......................................19
1.6 Правила приемки и методы отбора проб в соответствии с требованиями ГОСТ и приказом ФТС РФ №396 от 25.02.2011.......................21
2. Практическая часть ...............................................................................24
2.1 Перечень вопросов при экспертизе качества товаров......................24
2.2 Анализ терминов и определений пива солодового...........................28
2.3 Оценка степени риска ввоза некачественных товаров.....................31
3. Экспериментальная часть......................................................................35
3.1 Идентификация информации на потребительской упаковке пива солодового в соответствии с требованиями технического регламента таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки» и ГОСТ 51074-2003. Продукты пищевые. Информация для потребителя....................35
3.2 Органолептическая оценка качества образцов с целью идентификации пива............................................................................................37
3.3 Установление номера позиции пива по ТН ВЭД по совокупности выявленных признаков………………………………………………………….39
Заключение………………………………………………………………..42
Список использованной литературы…………………
Содержание
Введение......................
1. Аналитический обзор
1.1 Состояние потребительского рынка
пива солодового....................
1.2 Виды экспертиз, проводимых таможенными
лабораториями ФТС России........................
1.3 Классификация и характеристика
пива солодового по ГОСТ, классификаторам
и ТН ВЭД...........................
1.4 Условия и режимы хранения товаров на таможенной территории..16
1.5 Способы и виды упаковки
пива солодового...............
1.6 Правила приемки и методы
отбора проб в соответствии с требованиями
ГОСТ и приказом ФТС РФ №396 от 25.02.2011....................
2. Практическая часть ...........
2.1 Перечень вопросов при экспертизе
качества товаров......................
2.2 Анализ терминов и определений
пива солодового...............
2.3 Оценка степени риска ввоза некачественных товаров.....................31
3. Экспериментальная часть.......
3.1 Идентификация информации на
потребительской упаковке пива
солодового в соответствии с
требованиями технического
3.2 Органолептическая оценка
3.3 Установление номера позиции
пива по ТН ВЭД по совокупности
выявленных признаков………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………….44
Приложение А…………………………………………………………….46
Приложение Б……………………………………………………………..47
Введение
В мире производится огромное количество сортов и видов пива, подсчитать которые практически невозможно - по оценкам экспертов сегодня существует более 20000 сортов и 180 видов пива.
Пиво – единственный алкогольный напиток, содержащий хмелевую горечь, которая активизирует выделение желудочного сока, подавляет нежелательное воздействие алкоголя в пиве.
Перешедшие из хмеля в пиво активные вещества оказывают успокаивающее, болеутоляющее и гипнотическое действия, тормозят рост и размножение бактерий.
Во всем мире пиво пользуется большим спросом у населения благодаря приятному вкусу, тонизирующему и жаждоутоляющему действию. Пиво, являясь слабоалкогольным напитком, во многих странах выступает соперником крепких алкогольных изделий.
Рынок пива характеризуется интенсивным развитием и высокой конкурентностью. Поэтому чтобы обладать хорошей конкурентоспособностью производители должны выпускать пиво хорошего качества, отвечающее требованиям стандартов и показателям безопасности. Пиво хорошего качества должно иметь приятный вкус и аромат, хорошо пениться и удерживать слой пены, а также соответствовать физико-химическим нормативам.
Актуальность выбранной темы состоит в том, что на пиво имеется повышенный спрос и в последнее время на рынках России появляется фальсифицированная продукция, которая подлежит анализу.
Целью данной курсовой работы является изучение методики и проведение экспертизы качества пива.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
− рассмотреть основные понятия, цели и задачи экспертизы;
− дать характеристику основным видам экспертиз;
− изучить этапы проведения товарной экспертизы;
– дать характеристику общим сведениям и показателям качества пива;
– провести идентификацию и фальсификацию качества пива;
– изучить нормативные документы, используемые в экспертизе качества пива;
– изучить порядок и методы проведения экспертизы качества пива по органолептическим и физико-химическим показателям;
Объект исследования курсовой работы пиво солодовое.
Предметом курсовой работы является исследование товарной экспертизы групп однородной продукции.
1.Аналитический обзор литературы
1.1 Состояние потребительского рынка пива солодового
Очередная волна исследования потребительских предпочтений на рынке пива, проведенная холдингом ROMIR Monitoring, показала, что пиво пьют 54% россиян. В Москве этот показатель равен 48% от числа опрошенных. При этом две трети потребителей отдают предпочтение пиву крепостью 3-4%о, пятая часть потребителей пьет легкое пиво. Крепкие сорта пива пользуются популярностью у 10%о потребителей напитка. В целом, участники опроса показали высокое знание марок пива как отечественных, так и зарубежных производителей. Лидирующие позиции в потреблении отдельных марок пива, как и прежде, занимают Балтика, Жигулевское, Клинское и Толстяк [12].
В июле 2012 года исследовательский холдинг ROMIR Monitoring провел очередную, восьмую волну исследования, которая касалась изучения потребительских предпочтений на рынке пива.
Во всероссийском опросе по национальной репрезентативной выборке приняли участие 1600 россиян в возрасте от 18 лет и старше. Отдельно было проведено исследование среди москвичей (987 респондентов) с целью выявления значимых отличий в потреблении пива среди населения России в целом и жителей столицы, в частности.
Результаты июльского всероссийского и московского исследований позволили в очередной раз сказать, что пиво пользуется особой популярностью среди россиян, - более половины взрослого населения страны (54%о) пьет пиво [7].
Исследование показало, что напиток одинаково популярен практически на всей территории России. Исключение составляет только Приволжский федеральный округ, где непьющих пиво несколько больше (56%), чем в среднем по выборке. А население Уральского федерального округа, наоборот, лидирует в его потреблении (62%). Следует отметить, что горожане относятся к пиву более лояльно и чаще его пьют, нежели жители сельской местности - 56% против 48%, соответственно [11].
Любителей пива значительно чаще можно встретить среди мужчин, из которых 2/3 пьют его, тогда как среди женщин доля пьющих составляет 30%. Среди непьющих пиво чаще встречаются респонденты старшей возрастной группы (60 лет и старше).
По частоте потребления напитка население делится на две основные группы. Первая группа насчитывает почти половина потребителей этого напитка (46%), которые пьют его один или несколько раз в неделю. Вторую группу, которая насчитывает почти треть (31%) потребителей пива, формируют россияне, которые пьют пиво значительно реже - один или несколько раз в месяц [14].
Исследование показало, что лидером по частоте потребления напитка стал Уральский округ, где каждый четвертый (24%) поклонник пива пьет его как минимум один раз в день.
Среди жителей столицы доля пьющих пиво несколько ниже, чем по России в целом - 48%. По частоте потребления пива результаты опроса москвичей повторяют данные по России в целом [13].
В сравнении с прошлой, декабрьской волной исследования, доля пьющих пиво увеличилась незначительно (с 50% по данным декабря 2011 года до 54% по данным июля 2012 года). Что же касается частоты употребления напитка, то можно отметить некоторое увеличение доли тех, кто пьет пиво один или несколько раз в день (с 6% до 14%), что, вероятно, объясняется традиционными сезонными изменениями в привычках потребления пива.
Не произошло и значительных изменений в отношении выбора того
или иного вида пива: по-прежнему лидирует обычное пиво (крепостью 3%-4%), которое выбирают 2/3 потребителей напитка. Июльская волна исследования показала, что чаще других его пьют жители мегаполисов (83%), реже - респонденты с низким уровнем образования и дохода [10].
Каждый пятый (22%) потребитель отдает предпочтение легкому пиву (до 3%), которое особенно популярно среди женщин (32%). 10% пьющих пиво россиян выбирают крепкое пиво (более 5%), что более характерно для мужского населения страны. Доля тех, кто пьет безалкогольное пиво, незначительна.
Марка Балтика известна 86% пьющим пиво и является безусловным лидером по популярности среди как отечественных, так и иностранных марок. Этот брэнд более известен среди жителей Центрального и Северозападного округов, крупных городов, высокодоходной части населения. Реже других марку вспоминали респонденты с низким уровнем дохода, представители старшей возрастной группы (60 лет и старше). Каждый четвертый (26%) потребитель пива указал, что пьет именно Балтику чаще всего. Портрет тех, для кого марка Балтика является наиболее часто потребляемым пивом, повторяет портрет знающих эту марку [4].
Пиво Жигулевское знает 3/4 части опрошенного населения. Эту марку отличает от Балтики то, что она более популярна среди диаметрально противоположной группы населения. Ее чаще называли респонденты старшей возрастной группы, с низким уровнем дохода и образования, сельские жители. Жигулевское менее распространено среди населения Центрального и Северо-западного округов, мегаполисов. Эта марка находится на втором месте по частоте потребления - каждый пятый (21%>) опрошенный указал, что пьет его чаще всего.
Марку Клинское, более популярную среди жителей мегаполисов, вспомнили 82% потребителей пива. По частоте потребления эта марка находится на третьем месте по популярности (15%). Чаще других его пьют россияне 18-24 лет.
Марка Толстяк известна 75% пьющего пиво населения России. Каждый десятый (10%) пьет это пиво чаще всего, что более характерно для жителей Уральского и Сибирского федеральных округов [7].
Кроме уже перечисленных марок высокая узнаваемость была зафиксирована у таких марок, как Бочкарев, Сибирская корона, Золотая бочка, Белый медведь, Арсенальное, Старый мельник, Очаково, Miller, Ярпиво, Невское, Красный Восток - они известны от 56% до 70% населения. Каждый второй знает марки Bavaria, Пит, Сокол, Holsten, Tuborg, Efes, Carlsberg, Velkopopovicky Kozel, Corona.
В рейтинге замеченности рекламы лидирующие позиции занимают марки Балтика (50%) и Клинское (42%). Далее с некоторым отрывом следуют марки Толстяк, Сибирская корона, Белый медведь, рекламу которых вспомнил каждый третий респондент. Третью группу марок в рейтинге знания рекламы составляют Золотая бочка, Бочкарев, Старый мельник -рекламу этих марок пива каждый четвертый опрошенный.
Развитие пивоваренной отрасли и динамика российского рынка пива в 2010 году заметно отличались от других регионов Восточной Европы. Если рынки Украины, Казахстана и Беларуси начали выходить из депрессии, то в России начался новый виток спада, а российские пивоваренные компании существенно сократили продажи в натуральном и денежном выражении. Спад затянулся, поскольку на негативные последствия экономического кризиса наложилось резкое сокращение доступности пива. Причиной стал рост ставки акциза, которая с января 2010 увеличилась на 200% до 9 рублей за литр пива [13].
С одной стороны характер изменения розничных цен на пиво соответствовал изменениям цен на продукты питания, с другой стороны - был гораздо динамичнее. Если до середины 2011 года индекс цен на пиво примерно соответствовал росту цен в пищевой отрасли, то с августа 2012 заметно их опережал. Правда, на начальном этапе опережение можно было объяснить дефляцией на рынке продуктов питания. Но ввод в действие новой акцизной ставки привел к резкому росту розничных цен в период с января по май 2012 года [2,14].
Если сравнить отправную точку роста цен (октябрь 2009) и точку относительной стабилизации (июнь 2010), то розничная стоимость литра пива российского производства за это время увеличилась на 17% до 54,13 руб/л или на 7 руб.
Несмотря на признаки поступательного восстановления российской экономики, быстрое увеличение цен на пиво на фоне существенно меньшей инфляции в секторе продуктов питания не осталось незамеченным российским потребителем. По официальным данным за первое полугодие 2010 года продажи пива в натуральном выражении сократились на 6% до 515 млн. дал. В денежном выражении рынок вырос на 9% до 265.8 млрд. руб. или на 20% до $8.83 млрд. Впрочем, этот рост был немногим больше разницы акцизных отчислений [8,11].
В сокращении рынка пива в первом квартале 2010 года также сыграла свою роль погода. Зима 2011-2012 годов на Европейской территории России, в Уральском регионе, Западной и Центральной Сибири была очень холодной и снежной. Однако, если сопоставить влияние сезонности для производства пива и минеральной воды, которая подвержена влиянию погодных условий еще больше чем пиво, то в 2014 году превалирующая роль роста акциза для пивного рынка будет очевидной.
Оценки независимых исследовательских компаний подтверждают причины снижения, но говорят о большем сокращении рынка. Николай Мирошниченко, эксперт компании Nielsen, так комментирует ситуацию:
На производственные показатели пивоваренных компаний в 2012 году существенное влияние оказал рост отгрузок дистрибуторам в конце 2011 года в преддверии повышения акцизов. Например, если принять за базу четвертый квартал 2010 года, то превышение отгрузок составило 17,8% (или 7,69 млрд. руб.), а превышение выпуска пива в натуральном выражении - 6% (или 13,8млн. дал), хотя рыночных предпосылок для такого роста не было. Даже если отнести эти избыточные объемы к началу 2010 года, то показатели все равно будут низкими, в связи с падением рынка пива. Так в первом квартале 2012 года выпуск пива по оперативным данным Росстата сократился на 21,7% (или на 47,3 млн. дал), а в денежном выражении отгрузки производителей упали на 28% (или 11,46 млрд. руб.) [11].
Данные о выручке в 2012 году по типам пивоваренных предприятий демонстрируют опережающий рост малых производителей. Значительная часть региональных компаний, согласно классификации Росстата относится к крупным предприятиям (более 250 человек работающих и выручка более 1000 миллионов рублей) и их нельзя отделить от компаний с федеральным масштабом деятельности. Но по оставшимся категориям наблюдается следующая динамика: