Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 19:38, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение методики и проведение экспертизы качества пива.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
− рассмотреть основные понятия, цели и задачи экспертизы;
− дать характеристику основным видам экспертиз;
− изучить этапы проведения товарной экспертизы;
– дать характеристику общим сведениям и показателям качества пива;
– провести идентификацию и фальсификацию качества пива;
– изучить нормативные документы, используемые в экспертизе качества пива;
Введение........................................................................................................3
1. Аналитический обзор литературы..........................................................5
1.1 Состояние потребительского рынка пива солодового........................5
1.2 Виды экспертиз, проводимых таможенными лабораториями ФТС России.....................................................................................................................11
1.3 Классификация и характеристика пива солодового по ГОСТ, классификаторам и ТН ВЭД.................................................................................14
1.4 Условия и режимы хранения товаров на таможенной территории..16
1.5 Способы и виды упаковки пива солодового.......................................19
1.6 Правила приемки и методы отбора проб в соответствии с требованиями ГОСТ и приказом ФТС РФ №396 от 25.02.2011.......................21
2. Практическая часть ...............................................................................24
2.1 Перечень вопросов при экспертизе качества товаров......................24
2.2 Анализ терминов и определений пива солодового...........................28
2.3 Оценка степени риска ввоза некачественных товаров.....................31
3. Экспериментальная часть......................................................................35
3.1 Идентификация информации на потребительской упаковке пива солодового в соответствии с требованиями технического регламента таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки» и ГОСТ 51074-2003. Продукты пищевые. Информация для потребителя....................35
3.2 Органолептическая оценка качества образцов с целью идентификации пива............................................................................................37
3.3 Установление номера позиции пива по ТН ВЭД по совокупности выявленных признаков………………………………………………………….39
Заключение………………………………………………………………..42
Список использованной литературы…………………
Рецептурный состав чаще всего изменяют путем полной замены солода на несоложеные материалы либо увеличением доли несоложеных материалов в составе сусла (для большинства сортов пива доля несоложеных материалов не должна превышать 50 % общего состава сусла), а также уменьшением массовой доли хмеля в составе сырья. Подобные нарушения рецептуры также негативно отражаются на органолептических показателях пива – Во вкусе недостаточно выражены солодовые тона, хмелевая горечь, аромат слабый, пена отличается низкой стабильностью.
Одним из главных нарушений технологии производства является сокращение продолжительности основного периода брожения, а также периода дображивания. Для этих целей используют температурную обработку сусла, сульфитацию, пропускание бродящего пива через обеспложивающие фильтры, введение ингибиторов брожения (консервантов). Низкую естественную насыщенность пива диоксидом углерода «исправляют» путем искусственного насыщения (сатурации).
Основными признаками не добродившего пива являются низкий уровень органолептических свойств (прежде всего рыхлая, быстро оседающая пена), высокое значение рН (около 5,0), высокое содержание диацетила и ацетона, низкое содержание сложных эфиров.
На стадии реализации бочкового пива или пива, находящегося в изотермических резервуарах, в случае его скисания для маскирования этого дефекта в пиво могут добавлять различные раскислители – соду, гашеную известь (поташ), соли аммония [10].
Основным способом количественной фальсификации пива является недолив. Этот способ характерен для разных видов упаковки пива (бочек, бутылок, банок и др.), но чаще всего встречается при реализации пива в розлив.
Действующей нормативной документацией установлены следующие допустимые отклонения количественных параметров: наполнение бочек не должно быть менее 99,5 % объема, среднее наполнение 10 бутылок при 20 °С должно соответствовать их номинальной вместимости с допустимым отклонением ±3 %. При реализации пива в розлив недолив маскируют путем достижения интенсивного пенообразования за счет быстрого наполнения бокалов либо добавлением в пиво пенообразователей (как правило, CMC).
Информационная фальсификация пива как самостоятельный вид не встречается, а используется в комбинации с другими способами [23].
3. Экспериментальная часть
3.1 Идентификация информации
на потребительской упаковке
пива солодового в
Анализ информации, содержащейся на бутылке пива проводят в соответствии с ГОСТ Р 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования» [4].
Текст на упаковке, этикетке, контрэтикетке, ярлыке и маркировка нанесены на русском языке.
Наименование конкретно и достоверно характеризует пиво, позволяет отличать данный продукт от других. Указаны отличительные качества пива (например, "пастеризованное"). Эти указания расположены на этикетке в непосредственной близости от наименования.
На этикетках указаны изготовитель, его адрес и наименование места происхождения, т.е. название страны-изготовителя.
Товарный знак изготовителя наносится только при условии его регистрации в установленном порядке.
Допускается совместное указание на этикетке вместимости 0,33; 0,5; 1,0; 1,5 и 2,0 дм3 с нанесением просечки для указания фактической вместимости.
Списку ингредиентов предшествует заголовок "Состав", перечень представлен в порядке уменьшения массовой доли в рецептуре: вода, солод, хмель и др.
Для идентификации потребительской упаковки были выбраны следующие марки светлого пива: «Сибирская корона классическое», «Велкопоповицкий козел» светлое, «Клинское» светлое (приложение Б).
Таблица 3- Анализ информации, содержащейся на упаковке пива выбранной марки
Требования ГОСТ Р 51074-2003 |
Фактические данные | ||
Образец №1 |
Образец №2 |
Образец№3 | |
Наименование продукта |
«Сибирская корона классическое» |
«Велкопоповицкий козел» светлое |
«Клинское» светлое
|
Наименование изготовителя |
ОАО «Сан-ИнБаев» 141607, Россия,Московская область, г.Клин ул.Московская 28.
|
ЧАО «Миллер Брендз Украина», 83059 г. Донецк, пр-т Ильича, 106. |
ОАО «Сан-ИнБаев» 141607, Россия,Московская область, г.Клин ул.Московская 28 |
Товарный знак изготовителя |
Присутствует
|
Присутствует |
Присутствует |
Объем, л |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
Дата розлива |
17.07.2013 |
04.11.2013 |
06.11.2013 |
Состав продукта |
Вода, солод ячменный, хмель, хмелепродукты |
Вода, ячменный солод, рисовая (R) или кукурузная (G) крупы или мальтозная патока (М), хмель. |
вода питьевая, солод пивоваренный ячменный, хмель |
Объемная доля этилового спирта |
5,0% |
не менее 4,5% |
не менее 3,2% |
Сорт |
светлое |
светлое |
светлое |
В результате проведенных исследований, установлено, что информация для потребителя на бутылках пива марки «Велкопоповицкий Козел», «Сибирская корона классическое», «Клинское» светлое, соответствует требованиям ГОСТ Р 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования».
На всех образцах присутствует наименование наименование изготовителя и указан их адрес.
Определен сорт пива марки и объемная доля этилового спирта в пиве каждой марки продукта.
3.2 Органолептическая оценка качества образцов с целью идентификации пива.
Органолептическая оценка товара — это обобщённый результат оценки его качества, выполненный с помощью органов чувств человека. Особенно велико значение этой оценки для характеристики вина, чая, кофе, кондитерских товаров, табака и т. п. В ряде случаев органолептическая оценка может дать заключение о таких параметрах, как свежесть сырья, нарушения процесса производства гораздо быстрее, чем инструментальные методы.
Органолептические свойства качества пива определяют в соответствии с ГОСТ 30060-93 «Пиво. Методы определения органолептических показателей и объема продукции» [5].
При органолептических испытаниях определяются следующие свойства пива: прозрачность, пенистость, насыщенность углекислотой, вкус, запах, а также внешнее оформление бутылок и вид бочек.
Органолептические показатели пива марки «Сибирская корона классическое» (образец-№1), «Клинское» светлое (образец-№2),«Велкопоповицкий Козел» (образец-№3).
Таблица 4- Органолептические показатели исследуемых образцов пива.
Показатель |
Требования по ГОСТ 30060-93 |
Образец №1 |
Образец №2 |
Образец №3 |
Внешний вид |
Прозрачная жидкость без осадка и посторонних включений |
Соответствует требованиям |
Полностью соответствует требованиям |
Полностью соответствует требованиям |
Пенообразование |
высота пены, мм, - ниже 20; пеностойкость, мин, - менее 2,0 |
Высота пены - 18 мм, пеностойкость - 1,3 мин |
Высота пены - 17 мм, пеностойкость --1,5 мин |
Высота пены - 17 мм, пеностойкость - 1,7 мин |
Вкус и аромат |
Чистый вкус аромат и сброженного Солодового напитка с хмелевой горечью и хмелевым ароматом без каких-либо посторонних привкусов и запахов. |
Соответствует требованиям: выраженный хмелевой вкус,приятная хмелевая горечь и хмелевой аромат |
Соответствует требованиям: сильно выраженный хмелевой вкус и хмелевой аромат |
Соответствует требованиям: ясно выраженный вкус и аромат солода |
Пиво марки «Сибирская корона классическое», «Клинское» светлое,«Велкопоповицкий Козел» по органолептическим показателям соответствует ГОСТ 30060-93 «Пиво. Методы определения органолептических показателей и объема продукции».
3.3 Установление номера
позиции пива по ТН ВЭД по
совокупности выявленных
Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного Союза определяется Таможенным Союзом исходя из принятых в международной практике систем классификации товаров.
ТН ВЭД РФ применяется для осуществления мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой и иных видов внешней торговли Таможенного союза [12].
Классификация товаров - отнесение товаров в соответствии с Основными правилами интерпретации ТН ВЭД ТС к конкретным товарным позициям, субпозициям и подсубпозициям, указанными в ТН ВЭД ТС, и соответствующим им цифровым кодам.
Решение по классификации товара должно содержать следующие сведения:
1) наименование таможенного
2) регистрационный номер решения по классификации товара и дату его принятия;
3) сведения о заявителе (наименование
организации, почтовый адрес, по
которому должно быть
4) наименование товара;
5) десятизначный код товара по
Товарной номенклатуре
6) список компонентов товара:
а) наименования компонентов, в том числе частей, составляющих отдельный компонент товара;
б) классификационный код компонента товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности;
в) количество или вес компонентов, в том числе частей, составляющих отдельный компонент товара, в единицах измерения, применяемых в Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности;
7) реквизиты документов, которые
подтверждают совершение
9) вид таможенной процедуры, под которую будет помещен товар;
10) подпись должностного лица таможенного органа.
Согласно Таможенному тарифу РФ пиво находится в Разделе IV «Готовые пищевые продукты; алкогольные и безалкогольные напитки и уксус; табак и его заменители» и относится к группе 22 «Алкогольные и безалкогольные напитки и уксус».
Классификация пива согласно Таможенному тарифу РФ приведена в
таблице 5.
Таблица 5 - Классификация пива по ТН ВЭД РФ
Код ТН ВЭД |
Наименование товарной позиции | ||
2200 |
Алкогольные и безалкогольные напитки и уксус | ||
2203 |
Пиво солодовое | ||
в сосудах емкостью 10 л или менее: | |||
2203000100 |
в бутылках | ||
2203000900 |
прочее | ||
2203001000 |
в сосудах емкостью более 10 л |
Согласно ГОСТ Р 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования», в Российской Федерации вырабатывается пиво двух типов: светлое и темное, имеются полутемные сорта. Ассортимент пива очень разнообразен. Особенно много выпускается светлых сортов пива, каждый сорт характеризуется определенным ароматом, вкусом, цветом, массовой долей сухих веществ и содержанием спирта.
Заключение
В курсовой работе на тему «Товарная экспертиза групп однородных товаров» рассмотрены следующие задачи:
Экспертиза – исследование специалистом-экспертом каких-либо вопросов, решение которых требует специальных знаний в области науки, технологии, экономики, торговли и др.
Товарная экспертиза – оценка экспертом основополагающих характеристик товаров, а также их изменений в процессе товародвижения для принятия решении, выдача независимых и компетентных заключений, которые служат конечным результатом. При проведении экспертизы могут оцениваться все основополагающие характеристики товара ассортиментная, качественная, количественная, стоимостная или только их части.
Правильная организация проведения товарной экспертизы играет важную роль в получении достоверных и объективных результатов ее.
Процедура проведения экспертизы – это последовательность определенных операций, выполняемых экспертами.
Пиво — один из древних слабоалкогольных напитков в истории человечества. Он имеет огромную популярность и широко распространен по всему миру. Пиво — это освежающий пенистый напиток, получаемый в результате сбраживания пивного сусла специальными дрожжами. Пивное сусло готовится из дробленых зерновых продуктов — ячменного, пшеничного или кукурузного солода. Зерно сначала проращивают, потом высушивают в специальных установках при определенной температуре.