Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2015 в 10:28, курсовая работа
Современная организация деятельности таможенных органов - это адекватная реакция на быстрые перемены, непрерывно меняющиеся технологии и неопределенность среды.
Чтобы наиболее полно раскрыть тему, обратимся к основным терминам курсовой работы.
Таможенно - тарифное регулирование – совокупность методов государственного воздействия на внешнеторговую деятельность, основанных на применении таможенных пошлин, процедур, правил. Таможенно - тарифное регулирование является основным методом регулирования государством сферы внешней торговли.
Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) — совокупность организационно-экономических, производственно-хозяйственных и оперативно-коммерческих функций предприятий, ориентированных на мировой рынок, с учётом избранной внешнеэкономической стратегии, форм и методов работы на зарубежных рынках.
Введение
Таможенно – тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности
Таможенный тариф как инструмент регулирования внешнеэкономической деятельности
Таможенно – тарифное регулирование в России
Система таможенно – тарифного регулирования на современном этапе
Нормативно – правовая основа таможенно – тарифного регулирования
Сравнительный анализ таможенно – тарифного регулирования в Росси до вступления в Таможенный союз
Принципы формирования таможенно – тарифной политики Российской Федерации в современных условиях
Совершенствование таможенно – тарифного регулирования
Значение таможенно – тарифного регулирования как инструмента обеспечения экономической безопасности
Совершенствование таможенно – тарифных мер регулирования внешнеэкономической деятельности
Заключение
Список используемой литературы
В современной экономике весьма активными темпами идет процесс по образованию глобальных рынков, включающих в себя экономическое взаимодействие большого количества стран с различным уровнем развития экономической инфраструктуры и экономического потенциала. В связи с этим стали наблюдаться такие явления, как глобализация и интернационализация международной торговли и чрезвычайно сильная зависимость экономики каждой отдельно взятой страны от внешних факторов.
На сегодняшний день процесс глобализации становится ведущей тенденцией в развитии современной мировой экономики, так как затрагивает все страны независимо от уровня их экономического развития.
Расширение внешней торговли, несмотря на воздействие финансового кризиса 2008-2009гг., можно увидеть и при анализе статистических показателей, так внешнеторговый оборот России по методологии платежного баланса в июне 2011г. составил (в фактически действовавших ценах) 72,3 млрд.долларов США (2024,2 млрд.рублей), в том числе экспорт - 44,9 млрд.долларов (1255,2 млрд.рублей), импорт - 27,5 млрд. долларов (769,0 млрд.рублей). Сальдо торгового баланса в июне 2011г. сложилось положительное - 17,4 млрд.долларов (в июне 2010г. - положительное, 12,8 млрд.долларов).
Внешнеторговый оборот, по данным ФТС России, в июне 2011г. составил 70,4 млрд.долларов США. Экспорт составил 44,2 млрд.долларов, в том числе в страны дальнего зарубежья - 37,6 млрд.долларов, в государства-участники СНГ - 6,6 млрд.долларов. Импорт составил 26,2 млрд.долларов, в том числе из стран дальнего зарубежья - 22,1 млрд.долларов, из государств-участников СНГ - 4,0 млрд.долларов. [3]
В первом полугодии 2011г. внешнеторговый оборот России составил, по данным Банка России, 397,1 млрд.долларов США (135,1% к I полугодию 2010г.), в том числе экспорт - 249,8 млрд.долларов (131,5%), импорт - 147,3 млрд.долларов (141,8%). Сальдо торгового баланса оставалось положительным, 102,5 млрд.долларов США (в I полугодии 2010г. - 86,1 млрд.долларов). Динамику развития экспортно-импортных операций можно увидеть на рисунке 1.
В России на сегодняшний день остро стоят проблемы совершенствования таможенного регулирования внешней торговли вызванное, прежде всего, развитием внешнеторговых отношений и образованием экономических интеграционных объединений в рамках расширения международной торговли и как следствие - вступление в ведущие международные экономические организации, такие как Таможенный союз или Всемирная торговая организация (далее ВТО). Кроме того, о растущей интеграции России в международную торговлю свидетельствует все большее распространение транснациональных корпораций и банков, формирование и рост которых стали прямым следствием процессов концентрации капитала и производства, кооперации и специализации Российской Федерации.
Институциональную роль в углублении интеграционных внешнеторговых процессов играет воздействие на них международных экономических организаций таких, как: Международный валютный Фонд (МВФ), Всемирный банк (ВБ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Всемирная торговая организация (ВТО) и другие.
В рамках Таможенного союза произошла разработка и согласование Единого таможенного тарифа, системы мер нетарифного регулирования, принципов и правил таможенного администрирования, осуществления контроля на внешней границе, формирования единого торгового режима с третьими странами, создание нового таможенного законодательства стран-участниц, а также частичная корректировка смежных нормативных актов регулирующих таможенную деятельность.
Членство в ВТО даст России массу преимуществ таких, как:
1. свободный доступ на
мировой рынок с
2. отсутствие нетарифных барьеров;
3. многосторонний механизм
разрешения споров с
4. отсутствие дискриминации с равным режимом для торговых партнеров.
Существуют также определенные негативные последствия интеграции России в мировое хозяйство:
1. Зависимость от внешних
факторов как следствие
2. Топливно-сырьевая ориентация
российской экономики. В настоящее
время за счет продажи
3. Недопустимая экспортно-
4. Ухудшение состояния сырьевой базы промышленности и энергетики.
5. Усиление отставания
темпов внешнеторгового обмена
России от мировых показателей
(удельный вес России в
6. Снижение инновационной
активности и научно-
7. Почти тотальная на
сегодня
8. Создание условий для
формирования и развития
В аспекте вступления в ВТО и недавнего образования Таможенного союза ЕврАзЭС, перед Россией встает необходимость создания или реформирования единой системы таможенного регулирования и совершенствования таможенной политики РФ.
Должна быть создана отлаженная и надежная система государственного воздействия на экономику, позволяющая осуществлять с наименьшими потерями регулирование важнейших экономических преобразований, а также способная взять на себя функции управления и поддержания экономики страны на безопасном уровне. При этом необходимо четко определить границы, критерии или условия государственного вмешательства во внешнеэкономические отношения (в частности, границы разумного таможенно-тарифного регулирования), а также обеспечить развитие эффективных методов таможенно-тарифной политики государства.
Сущность и стратегия экономической безопасности не исчерпываются только проблемами создания гибкой системы государственного регулирования рыночного типа, но и затрагивает реализацию тарифной политики государства для обеспечения сбалансированной протекционистской политики. Стратегия не станет действенным инструментом политики, если не будут конкретизированы задачи безопасности в отдельных областях экономики: в производстве, в научно-технической, социальной и во внешнеэкономической.
Приоритетным направлением в системе таможенного регулирования помимо выполнения фискальной, протекционистской (защитной), балансировочной функций, следует считать его направленность таможенно-тарифной политики на противодействие угрозам экономической безопасности Российской Федерации.
В 2011-2013 годах основные задачи и приоритеты таможенно-тарифной политики были определены задачами дальнейшего преодоления негативных последствий кризиса и содействия выходу экономики страны на траекторию поступательного экономического развития. В этот период таможенное регулирование восстановило свою регулирующую функцию, существенно снизило фискальную составляющую, способствовало созданию конкурентной среды, обеспечивающей максимальную эффективность экономического роста.
В 2015-2025 годах необходимо перейти к корректировке мер таможенной политики с учетом долгосрочных ориентиров экономической и структурной политики. Приоритет мер таможенного регулирования должен отдаваться содействию импорту высокотехнологичного оборудования, использование которого способно повысить конкурентоспособность российской продукции и увеличить экспорт.
Приоритетной задачей в 2015-2025 годах должна стать дальнейшее совершенствование комплексного таможенного механизма поддержки экспорта. На этом этапе станет актуальным создание национального агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций. А также перераспределение доходов, получаемых от внешнеторговой деятельности в целях развития национальной экономики в виде создания системы государственных инвестиционных проектов и поддержки экспорта новейших технологий и оборудования. Одновременно с уяснением цели и задач таможенного регулирования необходимо осуществить снижение объема излишнего государственной регламентации внешней торговли и создание единого государственного органа в виде министерства внешней торговли по примеру Финляндии, Франции, Великобритании и других государств.
Реализация намеченных приоритетов таможенной политики в среднесрочной перспективе будет содействовать решению задач социально-экономического развития государства, способствовать переходу российской экономики на инновационный путь развития и обеспечит благоприятные условия для укрепления конкурентных позиций российского бизнеса в глобальной экономике, обеспечения должного уровня экономической безопасности страны.