Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2012 в 23:07, курсовая работа
Правовое регулирование тех или иных отношений, возникающих и функционирующих в обществе, осуществляется в рамках политических приоритетов, вырабатываемых публичной властью. В области таможенного дела первостепенной задачей государства выступает развитие внешнеторговых отношений, активизация международного товарообмена, расширение возможностей для сбыта отечественной продукции. Продуманные, обоснованные политические установки в большинстве случаев приводят к развитию экономически выгодного производства, процветанию государства, повышению благосостояния его граждан. Наряду с таможенно-тарифным и нетарифным
1 Понятие льгот в таможенном праве и их виды
2 Тарифные льготы
3 Порядок предоставления льгот. Проблемы их применения и правового регулирования
Заключение
Список используемых источников
Тарифные льготы не могут носить индивидуального характера, кроме случаев, предусмотренных в ст. 35 (освобождение от пошлины), 36 (предоставление тарифных преференций) и 37 (предоставление тарифных льгот) Закона «О таможенном тарифе». Запрет индивидуализации тарифных льгот отвечает принципам государственного регулирования внешнеторговой деятельности и, в частности, принципу равенства участников внешнеторговой деятельности и их недискриминации.
Тарифная льгота представляет собой инструмент реализации торговой политики Российской Федерации, используемый как в одностороннем порядке, так и на условиях взаимности. В последнем случае льгота может содержаться как в акте российского таможенного законодательства (внутреннее право), так и в международном договоре (международное право). В соответствии со ст. 38 указанного выше Закона норма международного договора (соглашения), участником которого является Российская Федерация, имеет преимущественную силу по сравнению с аналогичной нормой внутреннего законодательства.
В Законе "О таможенном тарифе" закреплены основные виды тарифных льгот:
а) возврат ранее уплаченной пошлины;
б) освобождение от уплаты пошлины;
в) снижение ставки пошлины;
г) установление тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара .
Следует отметить, что список льгот, содержащихся в Законе РФ "О таможенном тарифе", не является исчерпывающим. Например, в Таможенном кодексе предусмотрена такая разновидность тарифных льгот, как отсрочка или рассрочка уплаты таможенной пошлины. Эта льгота относится к формам налогового кредита и характеризуется возвратностью и платностью. В соответствии со ст. 121 Таможенного кодекса за предоставление отсрочки или рассрочки взимаются проценты по ставкам, устанавливаемым Центральным банком РФ по предоставляемым этим банком кредитам.
Решение об отсрочке или рассрочке уплаты таможенной пошлины принимается таможенным органом, производящим таможенное оформление. Эта льгота не может применяться по отношению к лицам, предпринимавшим попытку уклониться от уплаты таможенных платежей. Не предоставляется отсрочка и рассрочка уплаты таможенной пошлины физическим лицам. Максимальный срок отсрочки или рассрочки не может превышать двух месяцев со дня принятия таможенной декларации.
Еще одна форма таможенно-тарифной льготы - применение единых ставок таможенных платежей. Упрощенный, льготный порядок перемещения физическими лицами товаров, не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности, включает полное освобождение от таможенных платежей или применение единых ставок таможенных платежей. Единые ставки таможенных платежей при применении льготного порядка перемещения применяются в отношении всех категорий товаров независимо от уровня их налогообложения и страны происхождения, за исключением товаров, происходящих и ввозимых из государств - участников СНГ (в последнем случае применение таможенных платежей определяется международными договорами Российской Федерации и основанными на них нормативными правовыми актами российского законодательства). Если таможенное законодательство предусматривает использование единых ставок таможенных платежей, лицо не вправе требовать применения общего порядка таможенно-тарифного регулирования.
Статья 35 занимает особое место в
правовом механизме российской таможенной
политики - в ней перечислены
Объектами освобождения от пошлины являются:
а) транспортные средства, осуществляющие
международные перевозки
б) предметы материально-технического снабжения и снаряжения, топливо, продовольствие и другое имущество, вывозимое за пределы таможенной территории России для обеспечения деятельности российских и арендованных (зафрахтованных) российскими лицами судов, ведущих морской промысел, а также продукция их промысла, ввозимая на таможенную территорию России;
в) товары, ввозимые на таможенную территорию
России или вывозимые с этой территории
для официального или личного
пользования представителями
г) валюта Российской Федерации, иностранная валюта (кроме используемой для нумизматических целей), а также ценные бумаги в соответствии с законодательными актами Российской Федерации;
д) товары, подлежащие обращению в
собственность государства в
случаях, предусмотренных
е) товары, ввозимые на таможенную территорию России и вывозимые с этой территории в качестве гуманитарной помощи, в целях ликвидации последствий аварий и катастроф, стихийных бедствий; учебные пособия для бесплатных учебных, дошкольных и лечебных учреждений;
ж) товары, ввозимые на таможенную территорию России и (или) вывозимые с этой территории в качестве безвозмездной помощи и (или) на благотворительные цели по линии государств, правительств, международных организаций, включая оказание технического содействия;
з) товары, перемещаемые под таможенным контролем в режиме транзита через таможенную территорию России и предназначенные для третьих стран;
и) товары, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами и не предназначенные для производственной или иной коммерческой деятельности в соответствии с ТК.
Полный перечень дан в статье 35 Закона «О таможенном тарифе».
Законодательством регулируется порядок предоставления тарифных преференций. В статье 36 урегулирован порядок предоставления тарифных преференций по таможенному тарифу при осуществлении торговополитических отношений Российской Федерации с иностранными государствами.
Под преференциями (от лат. praeferre - предпочитать) понимаются особые (предпочтительные) льготы, предоставляемые одним государством другому на началах взаимности либо в одностороннем порядке без распространения на третьи страны . Такие льготы устанавливаются в отношении всех товаров или их отдельных видов.
Преференции представляют собой эффективное средство проведения торгово-экономической политики и используются в конкурентной борьбе за рынки сбыта, источники сырья и сферы приложения капитала. В рамках ЮНКТАД с 1971 года начала складываться Общая система преференций, нацеленная на ускорение экономического роста развивающихся стран.
Основной формой торговых преференций являются тарифные льготы. Наряду с ними могут использоваться и другие формы - льготное кредитование и страхование внешнеторговых операций, специальный валютный режим и льготный валютный курс, привилегированные условия выдачи лицензий на ввоз товаров и т. д. В Законе РФ "О таможенном тарифе" предусматривается установление преференций в виде: 1) освобождения от оплаты таможенной пошлиной; 2) снижения ставок таможенной пошлины; 3) установления таможенных квот.
Под режим преференциального ввоза могут помещаться, во-первых, товары, происходящие из государств, образующих вместе с Россией зону свободной торговли или таможенный союз, и, во-вторых, товары, происходящие из развивающихся стран - бенефициаров российской национальной системы преференций.
Законом "О таможенном тарифе" установлен порядок предоставления тарифных льгот (то есть льгот по уплате таможенной пошлины) применительно к ряду категорий товаров, ввозимых на российскую таможенную территорию и вывозимых с нее. Цель предоставления тарифных льгот, предусмотренных ст. 37, успешная реализация торговой политики Российской Федерации.
Поскольку
данный Закон был принят раньше Таможенного
кодекса, в данной норме не уточняется,
о каких конкретно таможенных
режимах идет речь. Вышеприведенному
определению соответствуют
При осуществлении торговой политики Российской Федерации в пределах ее таможенной территории допускается предоставление тарифных льгот в виде возврата ранее уплаченной пошлины, снижения ставки пошлины и освобождения в исключительных случаях от пошлины в отношении товаров:
- ввозимых
на таможенную территорию
- вывозимых
в составе комплектных
- вывозимых
с таможенной территории
- ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации в качестве вклада в уставные фонды предприятий с иностранными инвестициями и иностранных предприятий, а также вывозимых этими предприятиями отдельных видов товаров собственного производства в случаях, предусмотренных соглашениями о разделе продукции, заключенными Правительством или уполномоченным им государственным органом в соответствии с законами Российской Федерации.
3 Порядок
предоставления льгот.
При выборе таможенного режима субъект
таможенно-правовых отношений нередко
получает возможность получения
льгот, касающихся уплаты (возврата) таможенных
пошлин, налогов, а также применения
запретов и ограничений, установленных
законодательством о государств
Льготная политика в области таможенного дела не может быть реализована без участия таможенных органов в процессе льготирования. Такое участие может выражаться в следующих действиях:
- устное согласие таможенного органа с получением льгот лицами (например, при перемещении физическими лицами товаров для личного пользования);
- предоставление
льгот по заявлению лица или
иному документу, им
- издание
таможенным органом
Эти действия совершаются в рамках правоприменения, которое представляет собой «деятельность таможенных органов и их должностных лиц, осуществляемую в установленной законодательством форме и направленную на образование благоприятных условий по перемещению товаров и транспортных средств через таможенную границу, обеспечение режима законности такого перемещения и оказание воздействия на таможенные правоотношения…» .
В первом случае таможенный орган не предпринимает особых действий, направленных на разрешение участнику таможенных правоотношений воспользоваться льготой. Так, при соблюдении физическим лицом установленных ограничений на ввоз товаров, предназначенных для личного пользования, субъект освобождается от уплаты таможенных платежей автоматически. Для этого не требуется ни заявления лица, ни письменного разрешения таможенного органа.
Во втором случае субъект может подать в таможенный орган заявление, в котором указываются имеющиеся у него основания получения той или иной таможенной льготы. Так, если физическое лицо при ввозе на территорию России транспортных средств претендует на получение таможенных льгот, то одновременно с таможенной декларацией необходимо представить в таможенный орган заявление с указанием фактов и обстоятельств, наличие которых является основанием для получения таможенных льгот. Такое заявление составляется в произвольной форме. К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие сведения, указанные в заявлении.
Вместо заявления лицом для вступления в льготный режим могут быть представлены и иные документы. При этом в них должны быть отражены сведения, свидетельствующие о возможности предоставления тех или иных преимуществ. Так, для получения участником внешнеэкономической деятельности льгот по уплате таможенных платежей при ввозе на территорию России товаров в качестве вклада в уставный капитал обществ с ограниченной ответственностью в таможню на дату таможенного оформления должны быть представлены зарегистрированные учредительные документы общества с ограниченной ответственностью о предстоящем (будущем) наполнении уставного капитала общества за счет внесения неденежных вкладов в течение установленного учредительными документами срока.
Особого внимания заслуживает последний вариант получения субъектами соответствующих льгот. В ряде случаев льготы предоставляются по специальному акту таможенных органов, представляющему собой основную правовую форму управленческой деятельности. Такие акты не должны противоречить положениям закона, в соответствии с которым они принимаются; должны быть приняты в рамках компетенции того или иного органа исполнительной власти; должны соответствовать необходимым требованиям и форме; быть юридически обоснованными.
Примером принятия акта такого рода выступает распоряжение Федеральной таможенной службы Российской Федерации (далее -- ФТС России), позволяющее субъекту пользоваться специальными упрощенными процедурами таможенного оформления. В распоряжении указываются:
- сведения о заявителе, для которого установлены специальные упрощенные процедуры;