Таможенные органы как органы дознания РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2015 в 07:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы исследовать таможенные органы РФ как органы дознания.
Цель определила задачи работы, которые заключаются в следующем:
– исследовать понятие дознания как формы и стадии предварительного расследования, в том числе виды дознания.
– проанализировать преступления в сфере таможенного дела;

Содержание

Введение …………………………………………………………………. 3
1. Понятие дознания как формы и стадии предварительного расследования. Виды (формы) дознания ………………………………….. 6
2. Преступления в сфере таможенного дела ……………………… 9
3. Органы дознания: понятие, виды. Задачи и компетенция таможенных органов как органов дознания. Порядок возбуждения уголовных дел таможенными органами. Порядок проведения дознания. Производство неотложных следственных действий. Завершение производства дознания ...13
3.1 Общая характеристика органов дознания …………………... ……13
3.2 Таможенные органы как органы дознания ……..………………... 18
Заключение …………………………………………………………..… 25
Список использованной литературы ……

Вложенные файлы: 1 файл

Таможенное право.docx

— 45.05 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение …………………………………………………………………. 3

1. Понятие дознания как формы и стадии предварительного расследования. Виды (формы) дознания ………………………………….. 6

2. Преступления в сфере таможенного дела ……………………… 9

3. Органы дознания: понятие, виды. Задачи и компетенция таможенных органов как органов дознания. Порядок возбуждения уголовных дел таможенными органами. Порядок проведения дознания. Производство неотложных следственных действий. Завершение производства дознания ...13

3.1 Общая характеристика  органов дознания …………………... ……13

3.2 Таможенные органы как  органы дознания ……..………………... 18

Заключение …………………………………………………………..… 25

Список использованной литературы …………….…………………… 26

 

 

Введение

 

Развитие правового демократического российского государства в современных условиях невозможно без укрепления режима законности, установления диктатуры закона. Государственная власть обязана признавать, соблюдать и охранять законные интересы, права и свободы граждан, обеспечивать целостность правового пространства, защищать его от различных сепаратистских посягательств, ведущих к разрушению единства России и создающих угрозу ее суверенитету.

Признание за Конституцией высшей юридической силы и ее прямое действие на всей территории страны гарантирует общность правового пространства РФ.1 Законы и правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции. В свою очередь органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны точно соблюдать Конституцию и исполнять требования законов. В России традиционно функция надзора за исполнением законов была возложена на прокуратуру.

Органы дознания, по своей сути не являются неким обособленным образованием, а являются важной и неотъемлемой частью всей системы органов охраны права.  Ведь если посмотреть на вопрос в широком смысле, то правоохранительными являются все без исключения органы, чья деятельность связана с обеспечением законности.

У простого обывателя зачастую правоохранительные органы ассоциируются с весьма мрачным представлением неких карательных органов государства. И это представление легко объяснимо самим фактом существования на протяжении десятилетий в нашей стране репрессивной машины и фактическим пренебрежением к закону власть предержащих. Сегодня Новая Россия встала на путь продвижения к правовому государству. И именно поэтому на первый план выдвигается именно закон и его неукоснительное соблюдение, как гарантия прогрессивного развития общества и государства на пути к истинно социальному государству, политика которого будет направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Таможенные преступления наносят серьезный урон экономической безопасности Российской Федерации. В этой связи, одним из важных средств положительного влияния на ситуацию может служить исследование проблем квалификации и разграничения смежных составов таможенных преступлений.

В конце ХХ века Российское государство лишилось монополии на внешнюю торговлю, что, неизбежно, повлекло за собой резкий рост объемов внешнеторговых операций. В связи с этим, особое значение и актуальность приобрели нормы права, регламентирующие нарушения таможенных правил и процедуру противодействия незаконным явлениям в этой сфере. Последние кризисные явления в мировой экономике породили резкий всплеск нарушений в сфере внешнеэкономической деятельности, связанных с незаконным перемещением товаров через границу и имеющих цель уклонения от уплаты таможенных платежей, в целях минимизации расходов (а, следовательно, и увеличения прибыли) недобросовестного участника внешнеэкономической деятельности.

Помимо экономического ущерба, преступления в таможенной сфере зачастую наносят урон здоровью граждан (когда ввозятся товары, не соответствующие требованиям нормативов, технических условий и ГОСТов, не прошедшие сертификацию соответствия, санитарно-эпидемиологическую и гигиеническую сертификацию), подрывают рынок отечественных производителей путем ввода в оборот более дешевых и некачественных, нежели их российские аналоги, товаров, посягают на экологическую безопасность, нарушают законодательство о товарных знаках. Однако, несовершенство современного законодательства зачастую затрудняет привлечение виновных к ответственности, а также создает трудности при квалификации преступлений.

Цель данной курсовой работы исследовать таможенные органы РФ как органы дознания.

Цель определила задачи работы, которые заключаются в следующем:

– исследовать понятие дознания как формы и стадии предварительного расследования, в том числе виды дознания.

– проанализировать преступления в сфере таможенного дела;

– охарактеризовать органы дознания. Рассмотреть задачи и компетенцию таможенных органов как органов дознания.

Задачи определили структуру работы, которая состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

 

1 Понятие дознания как формы и стадии предварительного расследования. Виды (формы) дознания

 

Уголовно-процессуальный закон предусматривает, что дознание является формой предварительного расследования преступлений, осуществляемого дознавателем (следователем) по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно (п.8 ст.5 УПК).2

В юридической науке понятие дознания используется главным образом для обозначения:

  • одной из существующих в уголовном процессе форм предварительного расследования преступлений;
  • самостоятельного института уголовно-процессуального права;
  • вида деятельности, осуществляемого органами дознания.

Дознание в России осуществляется в трёх формах:

  • сбор и проверка материалов по факту совершенного преступления с последующим возбуждением уголовного дела и проведения предварительного (досудебного) расследования преступлений (наряду с предварительным следствием);
  • проведение неотложных следственных действий после возбуждения уголовного дела органом дознания до передачи уголовного дела следователю;
  • сбор материалов по делам, предварительное расследование по которым не обязательно (т. н. протокольная форма досудебной подготовки материалов).

Порядок дознания - правила, по которым оно производится, его режим. Он определяется нормами, содержащимися в следующих главах:

22. «Предварительное следствие» (ст.162-170 УПК РФ);

24. «Осмотр. Освидетельствование. Следственный эксперимент» (ст.176-181 УПК РФ);

25. «Обыск. Выемка. Наложение ареста на почтово-телеграфные отправления» (ст.182-186 УПК РФ);

26. «Допрос. Очная ставка. Опознание. Проверка показаний» (ст.187-194 УПК РФ);

27. «Производство экспертизы» (ст.195-207 УПК РФ);

28. «Приостановление и возобновление предварительного следствия» (ст.208-211 УПК РФ);

29. «Прекращение уголовного дела» (ст.212-214 РФ).

Дознание функционирует только как одна из форм предварительного расследования по уголовным делам, перечисленным в ч.3 ст.150 УПК РФ, возбуждаемым в отношении конкретных лиц, совершивших преступления небольшой или средней тяжести (ст. 15 УК РФ). В сравнении с предварительным следствием дознание можно рассматривать как упрощенную и укороченную по срокам форму расследования, предусматривающую специальные правила производства по уголовному делу (гл. 32 УПК РФ). При этом действия и решения, принятые в ходе дознания, имеют такую же юридическую силу, как и осуществленные при производстве предварительного следствия.

В настоящее время дознание производится по делам о преступлениях, подпадающих под признаки 135 составов преступлений, перечисленных в п.1 ч. 3 ст.150 УПК. В законе предусмотрено также, что по уголовным делам об иных преступлениях небольшой и средней тяжести дознание проводится по письменному указанию прокурора.

Процессуальный закон не допускает производства дознания в отношении конкретных лиц, совершивших запрещенное уголовным законом деяние в состоянии невменяемости, а также заболевших после совершения преступления психическим расстройством, делающим невозможным назначение наказания или его исполнение. Поскольку по этим делам обязательно производство предварительного следствия, то в случаях установления в ходе дознания указанных обстоятельств уголовное дело должно быть направлено прокурору для определения подследственности и передачи следователю. Дознание по уголовному делу о преступлении, совершенном несовершеннолетним, осуществляется в общем порядке, установленном ч.2 УПК, с изъятиями, предусмотренными гл. 50 УПК.3

Таким образом, в соответствии с законом дознание носит процессуальный характер, производится по правилам, закрепленным в УПК, и призвано выполнять назначение уголовного судопроизводства, предусмотренное ст. 6 УПК.

Фактические данные об обстоятельствах преступления, полученные в ходе дознания, имеют доказательственное значение по уголовному делу и подлежат исследованию и оценке в стадии судебного разбирательства на общих основаниях в условиях равенства и состязательности сторон.

 

 

2 Преступления в сфере таможенного дела

 

Борьба с преступлениями в сфере таможенного дела является неотъемлемым элементом компетенции таможенных органов в сфере правоохранительной деятельности.

Понятие преступления содержится в ст. 14 УК РФ, согласно которой преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания. Не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного Уголовным кодексом РФ, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности, т. е. не причинившее вреда и не создавшее угрозы причинения вреда личности, обществу или государству.4

И хотя данная законодательная формулировка не совсем корректна, но она очень важна. Все правонарушения общественно вредны, но только часть из них общественно опасна. Вред, причиненный конкретным противоправным деянием, его степень и характер являются одним из основных критериев разграничения преступлений и административных правонарушений.

Исходя из определения понятия «преступление» и описанного ранее предмета таможенно-правового регулирования, можно сформулировать и понятие «преступление в сфере таможенного дела», именуемого еще таможенным преступлением.

Преступление в сфере таможенного дела – это предусмотренное уголовным законом общественно опасное виновное деяние (действие или бездействие), посягающее на установленный порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, порядок их таможенного оформления и таможенного контроля, а также на порядок взимания и уплаты таможенных платежей.

Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает следующие виды таможенных преступлений (содержатся в разделе экономических преступлений):

- незаконный экспорт технологий, научно-технической информации, услуг, сырья, материалов и оборудования, используемых при создании оружия  массового поражения, вооружения  и военной техники (ст. 189 УК РФ);

- невозвращение на территорию  Российской Федерации предметов  художественного, исторического и  археологического достояния народов  Российской Федерации и зарубежных  стран (ст. 190 УК РФ);

- уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации (ст. 193 УК РФ);

- уклонение от уплаты  таможенных платежей (ст. 194 УКРФ).

Также к таможенным преступлениям относят контрабанду.

Статья 188 УК РФ (контрабанда) исключена из Уголовного кодекса Российской Федерации.

В этой связи в настоящее время за совершение «товарной» контрабанды, т.е. незаконное перемещение через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов (ранее ч. 1 ст. 188 УК РФ) предусмотрена только административная ответственность (глава 16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Вместе с тем, сохранена уголовная ответственность за контрабанду наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, которая предусмотрена ст. 229.1 УК РФ.

Вновь введенной указанными изменениями ст. 226.1 УК РФ также предусмотрена ответственность за контрабанду сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных, веществ, боеприпасов, оружия массового поражения, иного вооружения, а также стратегически важных товаров и культурных ценностей, за совершение которых виновные лица ранее привлекались к уголовной ответственности по ч. 2 ст. 188 УК РФ.

Также в УК РФ введены 4 новые статьи:

Ст. 200.1 Контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов

Ст. 200.2 Контрабанда алкогольной продукции и (или) табачных изделий

Ст. 226.1. Контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов;

Ст. 229.1. Контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ.

Основной особенностью преступлений в сфере таможенного дела является то, что для уяснения их содержания и правильной квалификации того или иного деяния по признакам конкретного состава таможенного преступления правоприменителю помимо Уголовного кодекса РФ необходимо использовать также целый ряд иных законов, таких как:

Информация о работе Таможенные органы как органы дознания РФ