Таможенный тариф как инструмент внешнеторговой политики государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 16:04, курсовая работа

Краткое описание

Многогранность и сложность возникающих в такой ситуации проблем обусловливают поиск и выбор форм организации и содержания деятельности таможенной службы, включая усиление координации с федеральными органами государственной власти, региональными администрациями, межотраслевыми структурами, финансовыми и инвестиционными организациями, непосредственно с участниками ВЭД, а также повышает требования к теоретическому осмыслению и обоснованию путей обеспечения таможенной службой государственных, общественных и личных интересов граждан, охраны от посягательств извне на здоровье населения, имущественные интересы, национальные традиции и среду обитания.

Содержание

Введение
Глава 1. История тарифного регулирования в России, понятие и правовое регулирование тарифа
§1 История тарифного регулирования в России
§2 Понятие таможенный тариф. Его виды
§3 Правовое регулирование тарифа
Глава 2. Роль таможенных тарифов в совершенствовании внешнеторговой деятельности РФ
§1 Тарифы в Таможенном Союзе как средство внешнеполитической деятельности
Глава 3. Перспективы развития таможенных тарифов, после вступления в ВТО
§1 Тарифное регулирование в рамках ВТО
Заключение
Список литературы
Список используемых сайтов

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая на завтра.docx

— 87.52 Кб (Скачать файл)

К 2001 - 2005 гг. России, Белоруссии и Казахстану в основном удалось  справиться со сложившейся ситуацией: были приняты основы таможенного  законодательства, созданы механизмы  правового и организационного обеспечения  таможенного дела. Существенно возросли таможенные платежи, направляемые в  доходную часть бюджета этих стран. Достигнут определенный прогресс в борьбе правоохранительных органов с таможенными преступлениями.

Наиболее значимыми макропоказателями  развития Российского государства  в этот период стали: выход из перманентного  кризиса и стабилизация политико-экономической  ситуации, рост ВВП и приток иностранных  инвестиций, создание крупных золотовалютных резервов и стабилизационного фонда, снижение уровня инфляции, досрочное  погашение основных внешних долгов, укрепление национальной денежной единицы.

Последовательное присоединение  России к общепризнанным базисным международным  конвенциям, коренная реорганизация  таможенной системы страны, в том  числе модернизация и кодификация  внешнеторгового законодательства, внедрение в практику современных  таможенных технологий обусловили прогресс длительных переговоров по вступлении России в ВТО.

Были достигнуты принципиальные договоренности, предусматривающие  особый компромиссный вариант поэтапного вступления России в эту крупнейшую международную экономическую организацию  в 2009 - 2010 гг.

На этом фоне в условиях дальнейшего развития процессов  глобализации и складывающегося  миропорядка таможенная служба России все в большей степени ориентирована  на реализацию в таможенной политике закрепленных в международных конвенциях принципов и норм администрирования. В этой связи основными приоритетными  направлениями совершенствования  деятельности таможенных органов стали: внедрение в практику общепринятых принципов «содействия торговле», «гармонизации», «транспарентности» таможенных процедур, «рамочных стандартов безопасности» ВТО, системы управления рисками и повышение эффективности таможенного менеджмента.

Вместе с тем, опыт регулирования  внешнеторговой деятельности, накопленный  в стране за последние два-три  года, задачи хозяйственного развития России, ее участие в международной  разделении труда и в мировой  торговле, процесс присоединения  к ВТО ставят задачи по дальнейшему  совершенствованию всей системы  государственного регулирования внешнеторговой деятельности, в первую очередь, в  направлении повышения ее эффективности, большего поворота отрешения чисто  финансовых задач (увеличение доходной части госбюджета) к решению торгово-политических задач, к четко очерченной защите ключевых отраслей российской экономики.

В рамках проведения работы по вступлению России в ВТО можно  сделать вывод о том, что в  современных условиях у представителей коммерческих структур и таможенных органов появится больше возможностей для реализации своего права отстаивать заявленную таможенную стоимость. При  этом для таможенных органов при  осуществлении контроля таможенной стоимости таможенным законодательством  установлены более четкие требования – необходимость корректировки  таможенной стоимости необходимо обосновать. Таким образом, прослеживается тенденция  усовершенствования таможенного законодательства, основанного на принципах предсказуемости  и прозрачности, повышения качества проведения таможенных процедур. Практика работы в рамках Таможенного союза  только формируется, но перспективы  эффективного сотрудничества таможни  и бизнеса уже заложены в нормах законодательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 §2   Понятие таможенный тариф. Его виды.

В зависимости от того, какая  сторона торговой политики считается  важной, существует несколько дополняющих  друг друга определений таможенного тарифа. 
Таможенный тариф в зависимости от контекста может определяться как: 
• инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком; 
• свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности; 
• конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащей уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территорию страны. В этом случае понятие таможенного тарифа полностью совпадает с понятием таможенной пошлины. 
В отдельных странах таможенная территория может не совпадать с географической территорией. Под товаром обычно понимается любое имущество, перемещаемое через границу, включая, например, такое специфическое, как электроэнергия. 
Таможенный тариф любой страны состоит из конкретных ставок таможенных пошлин, которые используются для целей налогообложения ввозимых или вывозимых товаров. 
Таможенная пошлина — обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта. Таможенные пошлины выполняют три основные функции: 
• фискальную, которая относится и к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета; 
• протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции; 
• балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых. 
Классификации таможенных пошлин. 
По способу взимания: 
• адвалорные — начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 20% от таможенной стоимости); 
• специфические — начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (например, 10 долл. за 1г); 
• комбинированные — сочетают оба названных вида таможенного обложения (например, 20% от таможенной стоимости, но не более 10 $ за 1 т). 
По объекту обложения: 
• импортные — пошлины, которые накладываются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции; 
• экспортные — пошлины, которые накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства. Применяются крайне редко отдельными странами, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары, и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет; 
• транзитные — пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Встречаются крайне редко и используются преимущественно как средство торговой войны. 
По характеру: 
• сезонные — пошлины, которые применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной. Обычно срок их действия не может превышать нескольких месяцев в год, и на этот период действие обычного таможенного тарифа по этим товарам приостанавливается; 
• антидемпинговые — пошлины, которые применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров либо препятствует организации и расширению национального производства таких товаров; 
• компенсационные — пошлины, накладываемые на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров. 
Обычно эти особые виды пошлин применяются страной либо в одностороннем порядке в чисто защитных целях от попыток недобросовестной конкуренции со стороны ее торговых партнеров, либо как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы страны, со стороны других государств и их союзов. Введению особых пошлин обычно предшествует расследование, проводимое по поручению правительства или парламента, конкретных случаев злоупотреблений положением на рынке со стороны торговых партнеров. В процессе расследования проводятся двусторонние переговоры, определяются позиции, рассматриваются возможные объяснения возникшей ситуации и предпринимаются другие попытки решить разногласия политическим путем. Введение особой пошлины обычно становится крайним средством, к которому прибегают страны, когда все остальные способы урегулирования торговых разногласий исчерпаны.

 
По происхождению: 
• автономные — пошлины, вводимые на основании односторонних решений органов государственной власти страны. Обычно решение о введении таможенного тарифа принимается в виде закона парламентом государства, а конкретные ставки таможенных пошлин устанавливаются соответствующим ведомством (обычно министерством торговли, финансов или экономики) и одобряются правительством; 
• конвенционные (договорные) — пошлины, устанавливаемые на базе двустороннего или многостороннего соглашения, такого как Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), или соглашений о таможенном союзе; 
• преференциальные — пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран. Цель преференциальных пошлин — поддержать экономическое развитие этих стран за счет расширения их экспорта. С 1971 года действует Общая система преференций, предусматривающая значительное снижение импортных тарифов развитых стран на импорт готовой продукции из развивающихся стран. Россия, как и многие другие страны, с импорта из развивающихся стран не взимает таможенные пошлины вообще. 
По типам ставок: 
• постоянные — таможенный тариф, ставки которого единовременно установлены органами государственной власти и не могут изменяться в зависимости от обстоятельств. Подавляющее большинство стран мира имеет тарифы с постоянными ставками; 
• переменные — таможенный тариф, ставки которого могут изменяться в установленных органами государственной власти случаях (при изменении уровня мировых или внутренних цен, уровня государственных субсидий). Такие тарифы — довольно редкое явление, но используются, например, в Западной Европе в рамках единой сельскохозяйственной политики. 
По способу вычисления: 
• номинальные — тарифные ставки, указанные в таможенном тарифе. Они могут дать только самое общее представление об уровне таможенного обложения, которому страна подвергает свои импорт или экспорт; 
• эффективные — реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров.

Ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа являются едиными и не подлежат изменению  в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу, видов  сделок и иных обстоятельств, за исключением  случаев, предусмотренных настоящим  Соглашением.

Для оперативного регулирования  ввоза товаров на единую таможенную территорию при необходимости могут  устанавливаться сезонные таможенные пошлины, срок действия которых не может  превышать 6 месяцев в году, применяемые  вместо ввозных таможенных пошлин.

В современных условиях формирование и применение таможенных тарифов  играет существенную роль в обеспечении  экономической безопасности страны, защите экономических интересов  и развитии экономики в целом.

Обычно таможенный тариф  содержит:

- детализированные названия  товаров, облагаемых таможенными  пошлинами,

- ставки пошлин с указанием  их метода исчисления,

- перечень товаров, пропускаемых  беспошлинно.

Таможенные платежи - одно из условий перемещения товаров  через таможенную границу Таможенного  союза. Этот институт основан на правомерном  поведении участников внешнеторговых операций. Отсутствие легитимности в  деяниях субъектов влечет привлечение  их к юридической ответственности и наложение соответствующих санкций. Данное обстоятельство и служит критерием классификации финансовых ресурсов, взимаемых в области таможенного дела. Формируя казну государства, таможенные платежи выполняют две основные функции - фискальную и регулятивную. Фискальная функция заключается в образовании денежных фондов, регулятивная функция отражает способность государства через таможенно-тарифное регулирование и налоговые механизмы влиять на активизацию международной торговли, привлечение инвестиционных ресурсов, защиту национального рынка, конкурентоспособность отечественного производства.

Систематизированный свод ставок на таможенные пошлины, которые берутся  с грузовладельцев за товары, перемещаемые через границу Российской Федерации, определяет тарифы - законодательно утвержденные.

Таможенный тариф содержит перечень товаров, облагаемых таможенными  пошлинами и пропускаемых беспошлинно. Они утверждаются Комиссией Таможенного союза, (Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация в соответствии с Договором от 6 октября 2007 года учредили Комиссию Таможенного союза - единый постоянно действующий регулирующий орган таможенного союза. Правила процедуры Комиссии таможенного союза также являются правовой основой деятельности Комиссии таможенного союза), и направлены на увеличение валютных поступлений в государственный бюджет. Таможенные тарифы поддерживают рациональное соотношение ввоза и вывоза товаров и обеспечивают условия для интеграции Российской Федерации в Мировую экономику. Обычно таможенный тариф содержит названия товаров, облагаемых таможенными пошлинами, ставки пошлин с указанием их метода исчисления перечень товаров, пропускаемых беспошлинно.

Ставки ввозных таможенных пошлин единого Таможенного тарифа Таможенного союза применяются  в зависимости от страны происхождения  ввозимых товаров и условий их ввоза в соответствии с законодательством  государств - участников Таможенного  союза, если иное не предусмотрено Соглашением  о едином таможенно - тарифном регулировании от 15 марта 2012 года.

Деятельность таможенных органов в области финансов направлена на проведение единой финансовой политики, включающей формирование системы управления финансово-экономическим комплексом таможенной службы. Экономическое направление  финансовой деятельности таможенных органов  связано в первую очередь с  таможенными платежами как фискальными  доходами бюджетной системы. Фискальная составляющая экономической цели пополняет  доходную часть федерального бюджета, так как один из существенных его  источников - это налоги в сфере  внешней торговли.

 

§3 Правовое регулирование  тарифа

Таможенный тариф в  Российской Федерации был введен в действие с 1 июля 1993 года Законом  РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-01 «О таможенном тарифе». Этот Закон регламентирует порядок формирования и применения таможенного тарифа, определяет виды таможенных пошлин, виды ставок таможенных пошлин, порядок их установления, а также тарифные льготы (преференции).

1 июля 2010 г. вступил в силу Таможенный кодекс Таможенного Союза (далее - ТК ТС), что ознаменовало создание механизма единого правового регулирования таможенного пространства России, Беларуси и Казахстана. Он же служит основным источником таможенного права Российской Федерации. Он определяет правовые и организационные основы таможенного дела и направлен на защиту национального суверенитета Российской Федерации, активизацию связей российской экономики с мировым хозяйством, обеспечение защиты прав граждан, хозяйствующих субъектов и государственных органов и соблюдения ими обязанностей в области таможенного дела.

Таможенный кодекс таможенного  союза полностью базируется на нормах Международной конвенции об упрощении  таможенных процедур от 18 мая 1973 г., которая  была ратифицирована, в том числе, и Российской Федерацией.

Ведение таможенного тарифа имеет цели:

  1. Рационализации товарной структуры ввоза товаров в РФ;
  2. поддержание рационального соотношения валютных доходов и расходов на территории РФ путем корректировки объемов ввоза и вывоза товаров;
  3. Создания условий для прогрессивный изменений в структуре производства и потребления товаров на территории РФ;
  4. Защиты отечественной экономики от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;
  5. Обеспечение условий для эффективной интеграции российской экономики в мировую.

Ответственный секретарь  комиссии Таможенного Союза уточнил, что объединение Таможенного  союза будет работать без внесения изменений в конституции стран-участниц. Комиссия Таможенного Союза– наднациональный орган, не требующий размножения национальных подзаконных актов. Регулирование будет прямым. Но есть и проблемы, где требуется твердая воля руководства стран. Например, в Казахстане полностью отсутствует ряд отраслей, которые есть в России. Соответственно, в Казахстане на товары этих отраслей отсутствовали таможенные пошлины или же они были невелики. В Казахстане из-за создания Таможенного Союза приходится вводить ряд пошлин, что вызывает недовольство многих импортеров. В связи с этим было решено, что четко обозначенная группа товаров будет пропускаться на казахстанские предприятия в упрощенном режиме.

Информация о работе Таможенный тариф как инструмент внешнеторговой политики государства