Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 15:50, курсовая работа
Термин "таможенное законодательство" следует рассматривать в широком смысле этого слова, когда "законодательство" охватывает не только Конституцию РФ и ее законы, но включает в себя также и подзаконные нормативно-правовые акты. К таким актам относятся нормативные указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, а также нормативно-правовые акты Государственного таможенного комитета РФ, издаваемые им самостоятельно либо совместно с другими федеральными органами исполнительной власти.
Задачи работы:
1. Определить место таможенного права в структуре отраслей российской правовой системы;
2. Изучить методы таможенно-правового регулирования.
Введение………………………………………………………………………………………..3
1.Цели и функции таможенного регулирования……………………………………………..4
2.Методы таможенно-правового регулирования. …………………………………….……..7
3. Понятие и виды таможенно-правовых отношений……………………..…………..……16
4. Принципы таможенно-правовых отношений……………………………………………..19
5.Заключение …………………………………………………………………………..............21
6.Список литературы ………………………………………………………………………….22
Применительно к процессу правового регулирования таможенного дела системный подход предполагает:
- определение целей данного вида правового воздействия с позиции таможенного дела в целом;
- структурный анализ процесса правового регулирования таможенной деятельности (субъектов и объектов, форм таможенного контроля, норм таможенного права, связей, действий и др.);
- определение характера и степени влияния на этот процесс внешнеэкономической деятельности;
- исследование процессов принятия и реализации решений в ходе правового регулирования поведения участников таможенных отношений;
- принятие установленных в таможенном законодательстве мер за нарушение правил перемещения товаров, транспортных средств, контрабанду и др.
Необходимо отметить, что исторический метод, сравнительный подход (метод) и системный подход в области таможенного права тесно взаимосвязаны, взаимодействуют и объединяются в так называемый системно-исторический метод, который не позволяет навязывать механизму правового регулирования таможенных отношений в целом некую общую схему движения, исходящую только из учета всеобщих закономерностей процесса, хотя они и необходимы, и обязательны. В то же время, этот подход не позволяет игнорировать общие закономерности процесса и акцентировать внимание ученых и таможенников-практиков лишь на специфических его особенностях.
В роли общих методов изучения проблем
таможенного права могут
Системный анализ является средством реализации системного подхода. Целью системного анализа в правоведении и в области таможенного права «является разработка теоретико-методологических средств исследований, конструирования систем и управления системами, включающими человеческий (целенаправленный) фактор»[8]. Вбирая в себя совокупность специальных процедур, приемов и средств (структурный анализ целого, то есть таможенного законодательства, изучение функций этого законодательства, исследование здесь операций и др.), он позволяет расчленять всю совокупность законодательных актов в области таможенного дела на определенные виды, характеризовать их положения, статьи, выбирать наиболее эффективные, устаревшие и т.д. Одна из форм системного анализа – классификация предметов и явлений информационного характера (классификация субъектов и объектов таможенного права, функций таможенных органов, работников кадровых служб и т.д.).
В частности, применение системного анализа к исследованию механизма правового регулирования таможенных отношений позволило сделать вывод, что сегодня в Беларуси назрела необходимость дальнейшего совершенствования всего комплекса процедур таможенного оформления и контроля с учетом оформления всех видов транспорта, анализа категорий участников внешнеэкономической деятельности, характера оформляемых товаров и других факторов. В этой связи, на наш взгляд, срочно требуется переход на качественно новый уровень таможенного контроля, основанный на системе анализа и управления рисками; а внедрение системы анализа факторов риска приведет к осуществлению «адресного» таможенного контроля. Под «адресностью» в данном случае следует понимать выделение среди всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, перемещающих товары через таможенную границу Беларуси, как минимум, трех групп:
1. «Добросовестных» субъектов, то есть действующих на международных рынках на протяжении долгого времени, в течении которого они ни разу не были уличены в коммерческом мошенничестве (уровень риска фактов таможенного оформления товаров, перемещаемых такими предприятиями, будет близок к нулю);
2. «Нейтральных» (с низким уровнем риска факторов таможенного оформления);
3. И, наконец, субъектов «группы риска».
В этой связи в отношении товаров, перемещаемых предприятиями, отнесенными к различным группам риска, должны применяться различные сочетания форм и методов проведения таможенного контроля.
Синтез в сфере таможенного
права – это процесс
Наряду с общими методами познания таможенное право сегодня использует также и частные научные способы воздействия своих норм на поведение людей, на регулируемые этой отраслью таможенные отношения. К числу данных методов относятся, прежде всего, так называемые разрешительный и ограничительно-запретительный методы, каждый из которых имеет свои черты и особенности применения.
Разрешительный метод
Делегирующий метод правового регулирования – это такой способ, при котором законодатель, соответствующий таможенный орган или должностное лицо предоставляет конкретные права и свободы участникам таможенных правоотношений в рамках конкретного раздела таможенного законодательства. Например, дипломатические представительства иностранных государств при соблюдении установленного порядка перемещения через таможенную границу имеют право ввозить и вывозить из Республики Беларусь предназначенные для официального пользования представительств товары с освобождением от таможенных платежей, за исключением платежей за хранение, таможенное оформление товаров вне определенных для этого мест или вне времени работы таможенных органов; одновременно в этом случае никто не вправе воспрепятствовать им в осуществлении своих имущественных и таможенных прав в рамках всей системы таможенных льгот, которые предоставляются отдельным категориям иностранных лиц государством.
Рекомендательный метод
Санкционирующий метод правового регулирования таможенных отношений – это такой способ, при котором законодатель предусматривает тому или иному участнику таможенных отношений право самому принимать решение по интересующим его проблемам, но данные решения в то же время должны быть санкционированы в установленном законом порядке. Например, декларирование производится путем заявления по установленной форме (письменной, устной, путем электронной передачи данных или иной) точных сведений о товарах и транспортных средствах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей. Форма и порядок декларирования, а также перечень сведений, необходимых для таможенных целей, определяются ГТК.
Ограничительно-запретительный метод
правового регулирования
Рамки возможного поведения позволяют здесь предупредить и пресечь нежелательные действия различных субъектов правоотношений в ущерб общегосударственным интересам. Например, при установлении указанных ограничений выпуск подпадающих под их действие товаров и транспортных средств производится таможенными органами, только при условии соблюдения требований, установленных актами законодательства Республики Беларусь и международными договорами. Нормативные правовые акты законодательства Республики Беларусь, устанавливающие ограничения подлежат официальному опубликованию.
Рамки должного поведения регламентируются с той целью, чтобы общественно-полезная деятельность субъектов таможенных отношений достигла своих целей, но вместе с тем она не должна приводить к серьезным правонарушениям и преступлениям. В противном случае начинает жестко действовать закон и следует соответствующее наказание. Например, воспрепятствование доступу должностного лица таможенного органа на территорию или в помещения, где могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю, документы, необходимые для проведения такого контроля, либо где осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы, наступает административная ответственность в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об Административных правонарушениях. Эти правила возможного и должного поведения субъекты таможенных правоотношений должны соблюдать.
Таможенное право имеет дело с неоднородными общественными отношениями и с учетом содержательных аспектов самих таможенно-правовых отношений, здесь могут применяться и другие методы правового регулирования – метод равноправия сторон в таможенном деле, методы власти и подчинения и методы координации в таможенно-регулятивных отношениях. Одни и те же методы правового регулирования могут применяться здесь как в связи с методами традиционных отраслей права (например, в связи с методами административного и гражданского права), так и в связи с методами нетрадиционных отраслей права (банковского, предпринимательского права).
В области таможенного права
может также использоваться и
конкретно-социологический
Исследование методов
Таможенно-правовые отношения представляют
собой разновидность правовых отношений,
разнообразных по своему характеру,
юридическому содержанию и по кругу
участников этих отношений. Они носят
комплексный характер, что обусловлено
таким же характером современного таможенного
дела как предмета таможенно-правового
регулирования.
Таможенно-правовые нормы, если они порождают
правоотношения, реализуются в конкретных
общественных отношениях – таможенных
отношениях. Таможенными отношениями,
как мы уже говорили, следует считать общественные
отношения в сфере таможенного дела. Результат
регулирующего воздействия таможенно-правовых
норм на данный вид общественных отношений,
придающий им юридическую форму, согласно
общей теории права, и следует считать
таможенно-правовыми отношениями.
Специфика любых правоотношений как сознательно-волевых
отношений состоит в том, что они не только
всегда возникают на основе норм права,
но и представляют собой связь юридических
субъективных прав и обязанностей их участников.
Именно связь субъективных прав и обязанностей
(когда субъективное право одного субъекта
корреспондирует с обязанностью другого
и наоборот) составляет структуру любых
правоотношений. Отсутствие этой связи
означает и отсутствие самого правоотношения.
Таким образом, мы можем охарактеризовать
таможенно-правовые отношения как урегулированные
таможенно-правовыми нормами общественные
отношения, стороны которых выступают
как носители взаимных прав и обязанностей,
установленных и гарантированных таможенно-правовыми
нормами. Причем в этом определении нет
необходимости упоминать об общественных
отношениях именно в сфере таможенного
дела (как делают некоторые авторы), поскольку
эта их характеристика в скрытой форме
там уже присутствует – она входит в понятие
«таможенно-правовая норма».
Таможенно-правовые отношения являются
разновидностью управленческих отношений,
основываются на принципах власти и подчинения
и носят публично-правовой характер. Одной
стороной этих отношений всегда выступает
государство. Участники этих отношений
не состоят в юридическом равенстве, которое
характерно, например, для гражданско-правовых
отношений.
Как и любые управленческие отношения,
таможенные правоотношения имеют строго
определенную структуру, т.е. составные
части. Такими частями являются: субъекты
таможенного права (т.е. участники таможенных
правоотношений), объекты таможенно-правовых
отношений (то есть то, по поводу чего эти
отношения возникают) и содержание этих
правоотношений.
Понятие и виды субъектов таможенного
права будут рассмотрены нами позднее
при изучении соответствующей темы курса.
В общем виде их можно представить как
участников общественных отношений, которых
нормы таможенного права наделили определенными
правами и обязанностями в сфере таможенного
дела.
Объектом таможенно-правовых отношений
является то, на что воздействуют юридические
права и обязанности их участников (субъектов).
Здесь следует выделять непосредственный
объект таможенно-правовых отношений
(объект неимущественного характера) и
объект имущественного характера, именуемый
еще как предмет таможенно-правового регулирования.
Непосредственным объектом таможенных
правоотношений является поведение сторон
в сфере управления таможенным делом,
их деяния. Предметом же таможенного регулирования
является цель, ради которой субъекты
таможенного права вступают в отношения
между собой. Это могут быть как материальные
блага (товары и транспортные средства,
непосредственно перемещаемые через таможенную
границу), так и блага нематериального
характера (например, разнообразные услуги
по таможенному оформлению, перевозке
и хранению товаров и транспортных средств
в др.).
Теперь о содержании таможенно-правовых
отношений. Здесь следует различать материальную
сторону (материальное содержание отношений),
т.е. фактическое поведение субъектов
таможенно-правовых отношений, и юридическую
сторону, отражающую субъективные юридические
права и обязанности субъектов, т.е. меру
их возможного и должного поведения в
тех или иных ситуациях, установленную
нормами таможенного права.
По различным критериям классификации
таможенно-правовые отношения следует
подразделять: на материальные и процессуальные;
на первичные и вторичные; на возникающие
в момент, до и после фактического перемещения
товаров и транспортных средств через
таможенную границу; на порождаемые правомерными
и неправомерными фактами; и на иные виды.
К материальным таможенно-правовым отношениям
относятся отношения, возникающие в сфере
таможенного дела и регулируемые материальными
нормами таможенного права. Отношения,
связанные с разрешением индивидуально-конкретных
дел в сфере таможенного дела и регулируемые
нормами процессуального таможенного
права, следует считать процессуальными
таможенно-правовыми отношениями. Взаимоотношение
же материальных и процессуальных отношений
характеризуется тем, что материальные
отношения всегда реализуются посредством
процессуальных отношений.
Первичные таможенно-правовые отношения
– это отношения, непосредственно связанные
с перемещением товаров и транспортных
средств через таможенную границу (например,
отношения по поводу проведения таможенного
контроля и таможенного оформления во
время непосредственного перемещения
товаров через границу). Правоотношения,
производные от первичных, следует считать
вторичными таможенно-правовыми отношениями
(например, отношения, возникающие в связи
с выявлением в ходе проведения таможенного
контроля нарушений таможенного законодательства).
Таможенно-правовые отношения могут возникать:
а) до фактического перемещения товаров
и транспортных средств через таможенную
границу (например, отношения по поводу
информирования и консультирования таможенными
органами лиц, намеревающихся совершить
внешнеторговую сделку);
б) в момент такого перемещения (например,
отношения по поводу проведения таможенного
оформления и таможенного контроля (а
в случае необходимости – и по уплате
таможенных платежей), возникающие между
таможенным органом и физическим лицом
в момент (либо незадолго до или сразу
после) пересечения последним таможенной
границы России);
в) после (т.е. значительно позже) фактического
пересечения товарами или транспортными
средствами таможенной границы (например,
отношения между таможенным органом и
участником внешнеэкономической деятельности
по поводу осуществления первым контроля
за поступлением в страну валютной выручки
от экспорта товаров, осуществляемого
последним).
Основанием возникновения, изменения
и прекращения любых правоотношений, в
том числе и таможенных, являются, как
известно, юридические факты. В качестве
юридических фактов выступают, как правило,
действия, а в некоторых случаях – и события
(например, в связи с истечением предельного
срока хранения помещенного под режим
таможенного склада товара у его владельца
возникает обязанность поместить этот
товар под иной таможенный режим). События
являются не волевыми юридическими фактами,
а действия всегда являются результатом
активного волеизъявления субъекта и
по своему характеру подразделяются на
правомерные и неправомерные.
Правомерные действия участников таможенно-правовых
отношений всегда соответствуют требованиям
норм таможенного права, а неправомерные
действия, соответственно, нарушают эти
требования. К числу неправомерных относятся
также и бездействия субъектов таможенного
права, когда нормами таможенного права
предусмотрено иное (например, непринятие
перевозчиком находящихся под таможенным
контролем товаров предусмотренных правовыми
нормами мер в случае аварии или действия
непреодолимой силы, непринятие должностным
лицом таможенного органа в установленный
срок решения по жалобе и т. п.).
По характеру юридических фактов, порождающих
таможенно-правовые отношения, эти отношения
делятся на отношения, порождаемые правомерными
юридическими фактами, и на отношения,
порождаемые неправомерными юридическими
фактами. Последние еще именуются деликатными,
или юрисдикционными правоотношениями.
Информация о работе Цели и функции таможенного регулирования