Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2013 в 17:01, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Таможенная система".
Государство формирует отрасль таможенного права в том виде, в котором оно необходимо для достижения целей современной таможенной политики России. Поэтому важно учесть, что в случае изменения каких-либо целей и задач современной таможенной политики изменится и совокупность правовых норм, составляющих те или иные разделы либо институты таможенного права.
Фундамент
системы таможенного права
Юридические
нормы образуют отрасль права
не самостоятельно, а через правовые
институты, каковыми в таможенном праве
являются взаимосвязанные и
Институты
таможенного права, в свою очередь,
объединены в соответствующие разделы
таможенного права, для которых
характерна высокая степень специализации
входящих в них норм. Например, таможенное
оформление — это раздел таможенного
права. В него входит основной институт
(глава 21 ТК РФ), три предметных института:
предварительные операции, временное
хранение и декларирование (главы 22,
23 и 26 ТК РФ соответственно), а также
два вспомогательных института:
таможенный брокер и таможенный перевозчик
(главы 24 и 25 ТК РФ), имеющих непосредственное
отношение к таможенному
С некоторой
долей условности таможенное право
можно подразделить на общую и
особенную части, как это принято
в других отраслях. Условность такого
деления обусловлена
В Общую
часть таможенного права входят
те разделы таможенного права, правовые
нормы которых содержат положения,
касающиеся регулирования всей совокупности
общественных отношений в сфере
таможенного дела. Иными словами,
положения Общей части
В состав
Общей части таможенного права
входят следующие таможенно-правовые
институты: закрепляющие цели, принципы
и содержание таможенного дела и
таможенной политики России; регулирующие
правовой статус таможенных органов
и упорядочивающие правовой статус
иных субъектов таможенного права;
регулирующие государственную службу
в таможенных органах и определяющие
правовой статус должностных лиц
таможенных органов; определяющие формы
и методы таможенной деятельности,
среди которых важная роль принадлежит
таможенно-правовым нормам, регламентирующим
порядок принятия актов в сфере
таможенного дела и совершения иных
процессуальных и процедурных действий;
регулирующие ответственность в
таможенно-правовой сфере, в том
числе и ответственность
При этом следует отметить, что Общая часть таможенного права как отрасли несколько уже Общей части таможенного права как учебного курса, куда входят также история таможенного дела и таможенной политики России, предмет, система и источники таможенного права, не входящие, естественно, в Общую часть таможенного права как отрасли.
Особенная
часть таможенного права
К Особенной
части таможенного права
Помимо
общей и особенной частей, в
системе таможенного права
1.4.2. ИСТОЧНИКИ
ТАМОЖЕННОГО ПРАВА: ПОНЯТИЕ,
Изучение
любой отрасли права невозможно
без рассмотрения вопроса о его
источниках, поскольку именно источники
права как понятие
Под источниками
таможенного права России следует
понимать совокупность нормативно-правовых
актов различных
Основным
критерием классификацию
1) международно-правовые договоры и иные соглашения по таможенному делу, участниками которых является Российская Федерация;
2) Конституция
РФ, нормы которой являются
3) федеральные
законы (в том числе и законы
сводного характера — кодексы),
нормы которых рассчитаны на
длительный период действия и
так или иначе регулируют
4) подзаконные
нормативно-правовые акты (их еще
можно охарактеризовать как
Теперь о каждой группе источников таможенного права более подробно.
Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются частью ее правовой системы. По юридической силе ратифицированные Россией международные договоры (в том числе и по таможенному делу) стоят выше ее внутренних законов, что прямо отражено в ст. 15 Конституции РФ: если международным договором установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного договора. Аналогичная норма (хотя и лишняя, поскольку конституционные нормы являются нормами прямого действия и никакого дублирования в иных нормативных актах не требуют) имеется и в Таможенном кодексе РФ (ст. 6).
Конституция РФ, будучи ее основным законом, предопределяет характер таможенного дела в целом и, как уже отмечено, относит таможенное регулирование (п. «ж» ст. 71 Конституции РФ) к ведению федеральных органов государственной власти, поэтому правовые акты государственных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в число источников таможенного права не входят.
Часть 1 ст. 74 Конституции РФ запрещает установление на территории Российской Федерации таможенных границ, пошлин и сборов, а также каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств и тем самым определяет принцип единства таможенной территории России.
Конституция
РФ формирует принцип законности
(ст. 15), являющийся одним из основных
принципов осуществления
Многие
другие нормы Конституции РФ также
имеют прямое отношение к таможенно-
В систему
источников таможенного права входят
законы Российской Федерации, регулирующие
правоотношения в сфере таможенного
дела. К таким законам относятся
законы, в нормах которых закрепляются
обязанности государственных
Основным
из таких законов является Таможенный
кодекс РФ, который, как сказано в
его преамбуле, определяет правовые,
экономические и
Другим базовым законом в системе источников таможенного права является Закон РФ «О таможенном тарифе». Этот закон устанавливает порядок формирования и применения таможенного тарифа Российской Федерации как инструмента торговой политики и государственного регулирования внутреннего российского рынка товаров при его взаимосвязи с мировым рынком, а также правила обложения товаров пошлинами при их перемещении через таможенную границу Российской Федерации.
К «чисто таможенным законам» относится также и Федеральный закон РФ «О службе в таможенных органах Российской Федерации», который определяет порядок прохождения службы в таможенных органах и организациях ГТК России, а также основы правового положения должностных лиц таможенных органов.
Немаловажное
место в системе источников таможенного
права занимает Федеральный закон
РФ «О государственном регулировании
внешнеторговой деятельности», который
определяет основы государственного регулирования
внешнеторговой деятельности, порядок
ее осуществления российскими и
иностранными лицами, права, обязанности
и ответственность органов
Анализ законодательства позволяет отнести к числу источников таможенного права также ряд федеральных законов, которые содержат правовые нормы, регулирующие отдельные аспекты таможенно-правовых отношений. Среди них можно выделить следующие.
1. Закон
РФ «О вывозе и ввозе
2. Закон
РФ «О валютном регулировании
и валютном контроле», который
определяет принципы