Шпаргалка по "Таможенная система"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2013 в 17:01, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Таможенная система".

Вложенные файлы: 1 файл

Азашикова.docx

— 298.78 Кб (Скачать файл)

3. Федеральный  закон РФ «О наркотических  средствах и психотропных веществах», который устанавливает правовые  основы государственной политики  в сфере оборота наркотических  средств, психотропных веществ,  а также в сфере противодействия  их незаконному обороту в целях  охраны здоровья граждан, государственной  и общественной безопасности. К  числу органов, осуществляющих  противодействие незаконному обороту  наркотических средств и психотропных  веществ отнесены и таможенные  органы России в пределах предоставленных  им полномочий.

4. Федеральный  закон РФ «Об оружии», который  регулирует правоотношения, возникающие  при обороте (в том числе  и незаконном через таможенную  границу) гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового  и холодного оружия на территории  России, и направлен на защиту  жизни и здоровья граждан, собственности,  обеспечение общественной безопасности, охрану природы, укрепление международного  сотрудничества в борьбе с  преступностью и незаконным распространением  оружия.

Комплексный характер таможенно-правовых отношений  обуславливает использование в  качестве источников таможенного права  правовых норм, содержащихся в законодательных  актах ряда иных отраслей российского  права: уголовного, уголовно-процессуального, гражданского и др.

Важными и наиболее многочисленными источниками  таможенного права являются подзаконные  правовые акты по различным аспектам таможенного дела (их еще обозначают как «текущие» правовые акты, исходя из того, что они зачастую носят  временный характер). Принятие и  срок действия подобных актов обусловлены  социально-экономической обстановкой  в стране на данном конкретном этапе  ее исторического развития.

Среди текущих  правовых актов верховенство имеют  нормативные указы Президента РФ, а также утверждаемые его указами  положения, так или иначе затрагивающие  таможенно-правовую сферу. Они издаются при наличии пробелов в существующем законодательстве и утрачивают силу с принятием федеральных законов  по соответствующим вопросам. В качестве примера можно привести Указ Президента РФ от 14.02.96 г. № 199 «Об утверждении  Временного положения о порядке  наложения взыскания на имущество  организаций»: принят в целях повышения  ответственности хозяйственных  товариществ и обществ, иных юридических  лиц по своим обязательствам, обеспечения  своевременной уплаты налоговых  и других обязательных платежей, реального  исполнения судебных актов о взыскании  с организаций денежных средств, а также в связи с противоречием  ст. ст. 411—413 Гражданско-процессуального  кодекса РСФСР в части обращения  взыскания на основные и оборотные  фонды и юридических лиц статье 56 части первой ГК РФ. Оговорен и  срок действия этого Указа: до принятия федеральных законов, регламентирующих порядок исполнения решений об обращении  взыскания на имущество организаций, и внесения соответствующих изменений  в ГПК РСФСР.

Особое  место среди указов Президента РФ, являющихся источниками таможенного  права, занимает Указ от 25 октября 1994 г., утвердивший Положение о ГТК  России — нормативно-правовой акт, достаточно полно и детально регламентирующий группу вопросов, касающихся правового  статуса, организации и деятельности центрального федерального органа, осуществляющего  непосредственное руководство таможенным делом в стране, его специальные  функции и некоторые права, а  также полномочия лица, его возглавляющего — председателя ГТК.

Следующую ступень в иерархии подзаконных  нормативно-правовых актов — источников таможенного права, занимают постановления  Правительства РФ, издаваемые им на основании и во исполнение Конституции  РФ, федеральных законов и нормативных  указов Президента РФ. Например, Постановление  Правительства РФ от 16 марта 1996 г. № 278, регламентирующее, порядок ввоза  в Россию и вывоза из нее наркотических  средств, а также сильнодействующих  и ядовитых веществ: принято на основании  и во исполнение приведенного выше Федерального закона РФ «О наркотических  средствах и психотропных веществах» и международных обязательств, вытекающих из конвенций ООН, участницей которых  является Российская Федерация.

За правительственными постановлениями в череде источников таможенного права подзаконного характера следуют ведомственные  нормативно-правовые акты, издаваемые ГТК России во исполнение положений  и норм, содержащихся в Таможенном кодексе, других федеральных законах, указах Президента и правительственных  постановлениях. По количественным параметрам ведомственные нормативно-правовые акты — это наиболее многочисленный элемент в системе источников таможенного права.

Содержание  ведомственных нормативных актов  во многом определяется их формой. В  соответствии с Постановлением Правительства  РФ от 13 августа 1997 г. № 1009 в настоящее  время органы исполнительной власти издают: приказы, постановления, распоряжения, правила, инструкции и положения. Издание  нормативных правовых актов в  виде указаний, писем и телеграмм  не допускается.

Наиболее  распространенным видом ведомственных  нормативно-правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере таможенного  дела являются приказы ГТК России. ГТК России издает приказы по различным  вопросам. В ряде случаев приказы  Председателя ГТК России устанавливают  общие правила и порядок регулирования  различных таможенных правоотношений (например, Приказ ГТК России от 24 июня 1995 г. № 467 «О порядке применения нормы  права, установленной ст. 273 ТК РФ»), но зачастую ими утверждаются различные  положения о таможенных органах  и их структурных подразделениях (например, Приказ ГТК России от 10 января 1996 г. № 12, утвердивший Общие положения  о таможенных органах России и  др.), либо инструкции, в которых вопросы, относящиеся к соответствующему участку таможенного дела, регламентируются более подробно (например, Приказ ГТК  России от 14 мая 1997 г. № 265).

В соответствии с Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763 необходимым условием вступления в силу нормативных актов федеральных  органов исполнительной власти является их обязательная государственная регистрация  в Министерстве юстиции РФ и официальное  опубликование в специально для  этого предусмотренных изданиях. При этом нормативные акты, кроме  актов и их отдельных положений, содержащих сведения, составляющие государственную  тайну или сведения конфиденциального  характера, не прошедшие государственную  регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном  порядке, не влекут правовых последствий  как не вступившие в силу и не могут служить основанием для  регулирования соответствующих  правоотношений, применения санкций  к гражданам, должностным лицам  и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные  акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

Помимо  приказов, положений и инструкций руководство ГТК РФ издает указания и информационные письма. Эти документы  издаются с целью разъяснения  порядка применения тех или иных норм таможенного законодательства, их единообразного применения территориальными органами таможенной системы, новых  норм не содержат и, следовательно, в  число источников таможенного права  не входят.

Кроме издаваемых самим ГТК России нормативно-правовых актов, в систему источников таможенного  права входят также и совместные нормативные акты ГТК России с  другими министерствами и ведомствами  России. Например, Инструкция о порядке  осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию  валютной выручки от экспорта товаров, утвержденная ГТК России и ЦБ РФ 12 октября 1993г.

При определении  понятия «источники таможенного  права» мы ничего не сказали об таможенно-правовых обычаях - сложившихся и применяемых  в таможенной сфере правил поведения, не предусмотренных законодательством. Их можно отнести к системе  источников таможенного права в  качестве вспомогательного звена.

Иногда  в нормативно-правовых актах содержатся даже прямые указания о применении обычая, если отношения сторон не урегулированы  законодательно. Так, например, в Конвенции  ООН «О договорах международной  купли-продажи товаров» предусматривается  при исследовании договоров в  числе прочих обстоятельств учитывать  и обычаи, сложившиеся в международной  торговле». А раньше в нашей стране даже публиковались сборники обычаев  морских портов и обычаев в  области внешней торговли. В этой связи участники таможенно-правовых отношений имеют право доказывать наличие того или иного обычая в сфере таможенного дела или  оспаривать его существование с  использованием при этом всего арсенала предусмотренных законом доказательств.

Вопрос 12. Источники таможенного права, их классификация и краткая характеристика.

Источники таможенного права

 

Теперь о  каждой группе источников таможенного  права более подробно.

Общепризнанные  принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются частью ее правовой системы. По юридической  силе ратифицированные Россией международные  договоры (в том числе и по таможенному  делу) стоят выше ее внутренних законов, что прямо отражено в ст. 15 Конституции  РФ: если международным договором  установлены иные правила, чем предусмотрены  законом, то применяются правила  международного договора. Аналогичная  норма (хотя и лишняя, поскольку конституционные  нормы являются нормами прямого  действия и никакого дублирования в  иных нормативных актах не требуют) имеется и в Таможенном кодексе  РФ (ст. 6) — основное направление  развития таможенного дела России на современном этапе, о чем прямо указано в ст. 2 Таможенного кодекса. В интересах развития и укрепления международной экономической интеграции Российская Федерация (и это отмечено в ст. 4 ТК РФ) создает с другими государствами таможенные союзы, зоны свободной торговли, заключает соглашения по таможенным вопросам в соответствии с нормами международного права. При этом согласно ст. 6 ТК РФ применяется принцип приоритета международного договора над внутренним российским таможенным законодательством, т. е. если международным договором установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Таможенным кодексом РФ и иными актами российского законодательства по таможенному делу, то применяются правила международного договора. Таможенное дело тесно связано с международными отношениями. Гармонизация и унификация с общепринятыми международными нормами и практикой

Конституция РФ, будучи ее основным законом, предопределяет характер таможенного дела в целом  и, как уже отмечено, относит таможенное регулирование (п. «ж» ст. 71 Конституции  РФ) к ведению федеральных органов  государственной власти, поэтому  правовые акты государственных органов  субъектов Российской Федерации  и органов местного самоуправления в число источников таможенного  права не входят.

Часть 1 ст. 74 Конституции РФ запрещает установление на территории Российской Федерации  таможенных границ, пошлин и сборов, а также каких-либо иных препятствий  для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств и  тем самым определяет принцип  единства таможенной территории России.

Конституция РФ формирует принцип законности (ст. 15), являющийся одним из основных принципов осуществления таможенного  дела в Российской Федерации, а также  такие принципы как: равенство всех перед законом и судом (ст. 19); неприкосновенность жилища (ст. 25); институт обжалования  и судебная защита прав и свобод (ст. 46); гарантия на получение квалифицированной  юридической помощи (ст. 48); презумпция невиновности (ст. 49); гарантия на возмещение государством вреда, причиненного незаконными  действиями или бездействием органов  государственной власти и их должностных  лиц (ст. 53); действие закона во времени (ст. 54) и другие. Все эти принципы, так или иначе, имеют непосредственное отношение к таможенно-правовому  регулированию в Российской Федерации  и, прежде всего, к правоохранительной деятельности таможенных органов.

Многие другие нормы Конституции РФ также имеют  прямое отношение к таможенно-правовому  регулированию. Это, например, конституционные  нормы о поддержке конкуренции  и свободе экономической деятельности (ч. 1 ст. 8); о признании и защите равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности (ч. 2 ст. 8); о защите достоинства личности (ст. 21), которая как норма общего характера относится ко всем официальным  действиям таможенных органов и  их должностных лиц; об обязанности  органов государственной власти и их должностных лиц обеспечивать возможность ознакомления каждого  с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его  права и свободы (ч. 2 ст. 24); о праве  каждого свободно выезжать за пределы  Российской Федерации и беспрепятственно возвращаться в нее (ч. 2 ст. 27) и соответственно свободно вывозить и ввозить в  Российскую Федерацию товары и транспортные средства; о праве граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные  органы и органы местного самоуправления (ст. 33); о праве каждого на свободное  использование своих способностей и имущества для предпринимательской  деятельности (ч. ст. 34), в том числе  и в сфере внешнеэкономической  деятельности; и ряд других норм.

В систему  источников таможенного права входят законы Российской Федерации, регулирующие правоотношения в сфере таможенного  дела. К таким законам относятся  законы, в нормах которых закрепляются обязанности государственных органов  и общественных организаций, юридических  и физических лиц — субъектов  таможенного права, а также формулируются  меры ответственности за их нарушение.

Центральное место в правовом обеспечении  таможенного дела занимают Таможенный кодекс РФ и Закон РФ «О таможенном тарифе». Иные законодательные акты Российской Федерации, затрагивающие  вопросы таможенного дела, должны соответствовать нормам Таможенного  кодекса и Закона «О таможенном тарифе». К сожалению, это требование прямо  не закреплено в действующем Таможенном кодексе РФ, а неясность на этот счет формулировки ч. 1 ст. 5 ТК РФ нередко  приводит к тому, что на практике в случаях коллизии норм Таможенного  кодекса РФ с нормами иных федеральных  законов, так или иначе регулирующих правоотношения в сфере таможенного  дела, и возникновении на этой почве  правовых конфликтов, арбитражные суды и суды общей юрисдикции разрешают  подобного рода конфликты в соответствии с правилом: при коллизии норм права, равнозначных по юридической силе, следует применять норму, изданную позднее.

Как сказано  в преамбуле, Таможенный кодекс РФ определяет правовые, экономические и организационные  основы таможенного дела и направлен  на защиту экономического суверенитета и экономической безопасности Российской Федерации, активизацию связей российской экономики с мировым хозяйством, обеспечение защиты прав граждан, хозяйствующих  субъектов и государственных  органов и соблюдение ими обязанностей в области таможенного дела. Он является законодательным актом  сводного характера, предусматривающим  четкий механизм реализации декларируемых  в нем норм, и составляет правовой фундамент всей внешнеэкономической  деятельности и организации таможенного  дела в стране, реально сближающий отечественное законодательство с  мировой практикой.

Информация о работе Шпаргалка по "Таможенная система"