Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2013 в 17:01, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Таможенная система".
3. Федеральный
закон РФ «О наркотических
средствах и психотропных
4. Федеральный
закон РФ «Об оружии», который
регулирует правоотношения, возникающие
при обороте (в том числе
и незаконном через таможенную
границу) гражданского, служебного,
а также боевого ручного
Комплексный характер таможенно-правовых отношений обуславливает использование в качестве источников таможенного права правовых норм, содержащихся в законодательных актах ряда иных отраслей российского права: уголовного, уголовно-процессуального, гражданского и др.
Важными
и наиболее многочисленными источниками
таможенного права являются подзаконные
правовые акты по различным аспектам
таможенного дела (их еще обозначают
как «текущие» правовые акты, исходя
из того, что они зачастую носят
временный характер). Принятие и
срок действия подобных актов обусловлены
социально-экономической
Среди текущих
правовых актов верховенство имеют
нормативные указы Президента РФ,
а также утверждаемые его указами
положения, так или иначе затрагивающие
таможенно-правовую сферу. Они издаются
при наличии пробелов в существующем
законодательстве и утрачивают силу
с принятием федеральных
Особое место среди указов Президента РФ, являющихся источниками таможенного права, занимает Указ от 25 октября 1994 г., утвердивший Положение о ГТК России — нормативно-правовой акт, достаточно полно и детально регламентирующий группу вопросов, касающихся правового статуса, организации и деятельности центрального федерального органа, осуществляющего непосредственное руководство таможенным делом в стране, его специальные функции и некоторые права, а также полномочия лица, его возглавляющего — председателя ГТК.
Следующую
ступень в иерархии подзаконных
нормативно-правовых актов — источников
таможенного права, занимают постановления
Правительства РФ, издаваемые им на
основании и во исполнение Конституции
РФ, федеральных законов и
За правительственными
постановлениями в череде источников
таможенного права подзаконного
характера следуют
Содержание
ведомственных нормативных
Наиболее
распространенным видом ведомственных
нормативно-правовых актов, регулирующих
правоотношения в сфере таможенного
дела являются приказы ГТК России.
ГТК России издает приказы по различным
вопросам. В ряде случаев приказы
Председателя ГТК России устанавливают
общие правила и порядок
В соответствии
с Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г.
№ 763 необходимым условием вступления
в силу нормативных актов федеральных
органов исполнительной власти является
их обязательная государственная регистрация
в Министерстве юстиции РФ и официальное
опубликование в специально для
этого предусмотренных
Помимо приказов, положений и инструкций руководство ГТК РФ издает указания и информационные письма. Эти документы издаются с целью разъяснения порядка применения тех или иных норм таможенного законодательства, их единообразного применения территориальными органами таможенной системы, новых норм не содержат и, следовательно, в число источников таможенного права не входят.
Кроме издаваемых
самим ГТК России нормативно-правовых
актов, в систему источников таможенного
права входят также и совместные
нормативные акты ГТК России с
другими министерствами и ведомствами
России. Например, Инструкция о порядке
осуществления валютного
При определении
понятия «источники таможенного
права» мы ничего не сказали об таможенно-правовых
обычаях - сложившихся и применяемых
в таможенной сфере правил поведения,
не предусмотренных
Иногда
в нормативно-правовых актах содержатся
даже прямые указания о применении
обычая, если отношения сторон не урегулированы
законодательно. Так, например, в Конвенции
ООН «О договорах международной
купли-продажи товаров» предусматривается
при исследовании договоров в
числе прочих обстоятельств учитывать
и обычаи, сложившиеся в международной
торговле». А раньше в нашей стране
даже публиковались сборники обычаев
морских портов и обычаев в
области внешней торговли. В этой
связи участники таможенно-
Вопрос
12. Источники таможенного права,
их классификация и краткая
Источники таможенного права
Теперь о каждой группе источников таможенного права более подробно.
Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются частью ее правовой системы. По юридической силе ратифицированные Россией международные договоры (в том числе и по таможенному делу) стоят выше ее внутренних законов, что прямо отражено в ст. 15 Конституции РФ: если международным договором установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного договора. Аналогичная норма (хотя и лишняя, поскольку конституционные нормы являются нормами прямого действия и никакого дублирования в иных нормативных актах не требуют) имеется и в Таможенном кодексе РФ (ст. 6) — основное направление развития таможенного дела России на современном этапе, о чем прямо указано в ст. 2 Таможенного кодекса. В интересах развития и укрепления международной экономической интеграции Российская Федерация (и это отмечено в ст. 4 ТК РФ) создает с другими государствами таможенные союзы, зоны свободной торговли, заключает соглашения по таможенным вопросам в соответствии с нормами международного права. При этом согласно ст. 6 ТК РФ применяется принцип приоритета международного договора над внутренним российским таможенным законодательством, т. е. если международным договором установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Таможенным кодексом РФ и иными актами российского законодательства по таможенному делу, то применяются правила международного договора. Таможенное дело тесно связано с международными отношениями. Гармонизация и унификация с общепринятыми международными нормами и практикой
Конституция РФ, будучи ее основным законом, предопределяет характер таможенного дела в целом и, как уже отмечено, относит таможенное регулирование (п. «ж» ст. 71 Конституции РФ) к ведению федеральных органов государственной власти, поэтому правовые акты государственных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в число источников таможенного права не входят.
Часть 1 ст. 74 Конституции РФ запрещает установление на территории Российской Федерации таможенных границ, пошлин и сборов, а также каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств и тем самым определяет принцип единства таможенной территории России.
Конституция
РФ формирует принцип законности
(ст. 15), являющийся одним из основных
принципов осуществления
Многие другие
нормы Конституции РФ также имеют
прямое отношение к таможенно-
В систему
источников таможенного права входят
законы Российской Федерации, регулирующие
правоотношения в сфере таможенного
дела. К таким законам относятся
законы, в нормах которых закрепляются
обязанности государственных
Центральное место в правовом обеспечении таможенного дела занимают Таможенный кодекс РФ и Закон РФ «О таможенном тарифе». Иные законодательные акты Российской Федерации, затрагивающие вопросы таможенного дела, должны соответствовать нормам Таможенного кодекса и Закона «О таможенном тарифе». К сожалению, это требование прямо не закреплено в действующем Таможенном кодексе РФ, а неясность на этот счет формулировки ч. 1 ст. 5 ТК РФ нередко приводит к тому, что на практике в случаях коллизии норм Таможенного кодекса РФ с нормами иных федеральных законов, так или иначе регулирующих правоотношения в сфере таможенного дела, и возникновении на этой почве правовых конфликтов, арбитражные суды и суды общей юрисдикции разрешают подобного рода конфликты в соответствии с правилом: при коллизии норм права, равнозначных по юридической силе, следует применять норму, изданную позднее.
Как сказано
в преамбуле, Таможенный кодекс РФ определяет
правовые, экономические и