Экономическая природа и функции таможенной пошлины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 15:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – проанализировать экспортные и импортные пошлины как способ наполнения доходной части федерального бюджета.
Важным способом регулирования внешнеэкономической деятельности предприятий и наполняемости федерального бюджета является система таможенно-тарифных мер. Таможенно-тарифные меры – это меры, увеличивающие импортную или экспортную цену товаров при пересечении ими границы таможенной территории (территории, в отношении которой действуют отдельные тарифы, и другие меры регулирования торговли для существенной части торговли такой территории с другими территориями).

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Льгова.docx

— 104.66 Кб (Скачать файл)

Соглашение о правилах происхождения товаров касается использования правил происхождения  только для непреференциального  импорта. Статья 1 Соглашения устанавливает, что в отношении непреференциального  импорта правила происхождения  должны касаться следующих случаев:

- тарифы в отношении  стран пользующихся режимом наибольшего  благоприятствования и национальным  режимом;

- количественные ограничения;

- антидемпинговые и компенсационные  пошлины;

- защитные меры (safeguards);

- требования к обозначениям  страны происхождения;

- особые дискриминационные  тарифные квоты и количественные  ограничения;

- правительственные закупки;

- статистика внешней торговли.

Статья 3 этого Соглашения определяет, что согласованные (harmonized) правила происхождения товаров  в принципе должны использоваться в  отношении всех торгово-политических мер и в рамках всех соглашений ВТО.

На основании Соглашения о правилах происхождения товаров  в рамках ВТО 20 июля 1995 года начал  действовать Комитет по правилам происхождения, а в рамках Международной  Таможенной Организации – Технический  Комитет по правилам происхождения. Их работа должна была завершиться  в ноябре 1999 года подготовкой рекомендаций о согласованных мерах по определению  страны происхождения товаров. Однако, завершить ее не удалось и она  продолжается. Вместе с тем, в ходе этой работы появились нетрадиционные подходы к решению этой проблемы. Далеко продвинулось и понимание  самой проблемы. Дело в том, что  глобализация (или интернационализация) производства меняют традиционный подход к этой проблеме. Как представляется, при разработке нового российского  таможенного законодательства необходимо учесть наработки в этой области.

 

2.2. Принципы, факторы  и критерии формирования таможенной  пошлины

Таможенные пошлины используются для достижения тех целей и  решений задач, которые ставятся руководством страны на определенных этапах ее социально-экономического развития. Естественно, на каждом из этапов формируются  и решаются тактические и стратегические цели и задачи.6

Отсюда вытекает важнейший  принцип формирования таможенных пошлин – принцип научной обоснованности. Таможенная пошлина должна определяться на основе научно обоснованных положений, что объективно отражает ее экономическую реальность и позволяет использовать для решения поставленных задач.

Принцип научной обоснованности предполагает, что при определении  таможенных пошлин необходимо учитывать  действие экономических законов. Это, прежде всего, закон стоимости, который  предусматривает необходимость  эквивалентности обмена и является регулятором производства. При нарушении  действия этого закона прекращается поступательное экономическое развитие, возникают и углубляются диспропорции в обмене результатами труда между  отдельными отраслями производства, в результате чего отдельные отрасли  приходят в упадок. Нарушение этого  закона определило те тенденции, которые  сформировались в ходе экономических  процесса в 1992-2001 гг. Из принципа научной  обоснованности следует, что в условиях рыночной экономики таможенные пошлины  должны формироваться также с  учетом закона соотношения спроса и  предложения товаров. В конечном итоге система таможенных пошлин должна отвечать требованиям закона экономии общественного времени  и способствовать ускорению темпов социально-экономического развития общества.7

В современном мире основой  ускорения социально-экономического развития является максимизация темпов научно-технического прогресса, которая  определяется возможностями каждой страны в развитии научных исследований и эффективности хозяйственного механизма, позволяющего, с одной  стороны, реализовать достижения этих исследований, а с другой стороны, создать экономическую заинтересованность в развитии научных исследований.

В зависимости от экономической  модели страны определяются ее возможности  для проведения научных исследований и осуществления конкретных направлений  научно-технического прогресса. Поэтому  формируется своего рода специализация стран по направлениям научно-технического прогресса и специализации производства.

В условиях углубляющегося развития международного обмена результатами таможенные пошлины должны способствовать развитию направлений научно-технического процесса и комплекса производств, позволяющих постигнуть поставленных тактических и стратегических целей. Поэтому одним из основных принципов  формирования таможенных пошлин может  являться учет приоритетов развития отдельных производств и отраслей, которые должны существовать и получать дальнейшее развитие в стране, специализацию  в тех или иных областях научно-технической  политики. Например, Россия, безусловно, должна иметь собственную базу производства элементных основ для создания продукции  радиоэлектронной промышленности, а  какие изделия радиоэлектроники производить в стране, можно решить с учетом специализации и эффективности  производства в отельных странах, например, производить собственные компьютеры и ввозить телевизоры.8

При отсутствии разработанной  промышленной политики практически  невозможно использовать таможенные пошлины  для формирования эффективной структуры  национального производства.

С этим принципом тесно  связан принцип эскалации таможенных пошлин, из которого следует, что ввозные  таможенные пошлины на топливно-сырьевые товары и продукты первичной обработки  должны устанавливаться на более  низком уровне, чем на продукцию  обрабатывающей промышленности, что  позволяет увеличить объемы переработки  ввозимых топливно-сырьевых товаров  и поставки на экспорт продукции  высоких переделов с большей  долей добавленной стоимости.

Однако этот принцип в  полной мере может быть реализован только в условиях высокоразвитой экономики, позволяющей эффективно перерабатывать сырье и использовать топливо  для производства современной, высокотехнологичной  продукции, пользующейся спросом на мировых рынках.

В условиях слаборазвитой  страны, ориентированной на экспорт  топливно-сырьевых товаров, этот принцип  может быть реализован только частично, в части тех видов сырья, которые  необходимы для поддержания экспортно-ориентированных  производств в обрабатывающей промышленности.

Одним из важных принципов  формирования ввозных таможенных пошлин является поддержание равновыгодной  конкурентной среды для отечественных  и зарубежных производителей на товарных рынках продуктов, производство которых  является приоритетным для национальной экономики. Если данная отрасль или  производство приоритетны для развития экономики страны, то условия их конкуренции с импортными товарами должны обеспечивать реализацию потребителям торов примерно по одной и той  же цене с учетом потребительских  свойств и полезности товаров, а  отечественным производителям –  прибыль, достаточную для поддержания  нормального функционирования предприятий. В то же время при формировании таможенных пошлин необходимо обеспечивать равновыгодность реализации продукции  в оптово-торговом звене отечественной  и импортной продукции.

При определении ставок вывозных таможенных пошлин этот принцип трансформируется следующим образом: обеспечивать равновыгодность  поставки продукции на экспорт и  внутренний рынок.

Нарушение принципа формирования таможенных пошлин приводит к созданию дефицита товаров на внутренних рынках и росту внутренних цен. Одним  из принципов установления таможенных пошлин является учет социально-экономических последствий введения новых ставок таможенных пошлин. Изменение ставок таможенных пошлин может привести к нерентабельности собственных производств, к закрытию предприятий и высвобождению работников, что связано с решением вопросов их трудоустройства. Особенно эти вопросы актуальны для территорий, где такие предприятия занимают ведущее место в экономике региона или являются градообразующими. Рассматривая критерии формирования таможенных пошлин, следует исходить из общепринятого определения критерия как признака, на основании которого производится оценка определение или классификация чего-либо, мерило измерения. Для того чтобы, что-то определить, оценить, классифицировать, необходимо исходить из сущности той категории, которая отражает данное явление, данную реальность.

Важнейшим критерием формирования таможенной пошлины является степень  достоверности отражения разницы  в уровне национальной и мировой  стоимости товаров, что предполагает использование при формировании таможенной пошлины цен, в максимально  возможной степени отражающих стоимость  и потребительские свойства товаров  и применение методов, позволяющих  определять такие цены.

Действующие цены под влиянием различных факторов отклоняются  от стоимости товаров. Поэтому при  обосновании пошлин их необходимо определенным образом скорректировать.

Важным критерием формирования таможенной пошлины является степень  ее воздействия на экономическое  поведение экспортеров, импортеров и отечественных производителей. С точки зрения ее соответствия интересам  национальной экономики этот критерий тесно связан с критерием достоверности  таможенной пошлины. Таможенные пошлины, в максимальной степени отражающие различия в уровне мировой и национальной стоимости, наиболее эффективно будут  воздействовать на экономическое поведение  импортеров, экспортеров и отечественных  производителей9. Если же достоверность таможенных пошлин невысока, то затруднительно определить, в какой степени она воздействует на экономическое поведение хозяйствующих субъектов.

При формировании таможенных пошлин необходимо учитывать критерий наличия собственного производства товара или его отсутствие. Этот критерий представляется достаточно важным, поскольку каждая страна должна иметь  состав и структуру производства, вытекающие из геополитического и геоэкономического  положения. Пошлины, формируемые с  учетом наличия собственного производства, можно определить термином "регулярные таможенные пошлины". При их обосновании  необходимо рассчитывать цены, отражающие уровень и общественно необходимых  затрат труда на производимую продукцию, и при этом существуют более жесткие  рамки изменения ставок таможенных пошлин. Пошлины, формируемые при  отсутствии собственного производства, можно определить термином "нерегулярные таможенные пошлины", поскольку существует возможность более свободного маневрирования такими пошлинами, хотя, естественно, существуют ограничения в таком маневрировании.

По критерию важности решаемых задач можно выделить таможенные пошлины стратегического и тактического назначения. Например, политика государства, направленная на развитие производства высокотехнологичных, наукоемких производств, производств, необходимых для поддержания  на соответствующем уровне различных  видов национальной безопасности, например, технологической, продовольственной, должна обеспечиваться поддержкой стратегического  таможенно-тарифного регулирования. В свою очередь, по определенным видам  продукции таможенными пошлинами  можно маневрировать более гибко, изменяя их уровень и соотношения, особенно в ходе торговых переговоров  с другими странами.

Таможенные пошлины стратегического  назначения – это пошлины долговременного  действия, направленные на формирование и поддержание оптимальной структуры производства. Пошлины тактического назначения должны учитывать изменчивую рыночную конъюнктуру.

К сожалению, в условиях отсутствия достаточно разработанной структурной  и промышленной политики этот критерий при формировании таможенных пошлин использовать достаточно сложно, но значимость такого подхода при формировании таможенных пошлин весьма высока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таможенная политика в последние  годы стала одним из ключевых элементов  государственного регулирования экономики. Она является своего рода узлом, в  котором сплетаются интересы национального  хозяйства и внешней торговли. Устанавливая различные ставки пошлин, можно способствовать насыщению  внутреннего рынка или, наоборот, защитить отечественного товаропроизводителя. Вводя новые таможенные режимы, можно  привлечь иностранные инвестиции. Совершенствуя  таможенные процедуры и отменяя  необоснованные льготы, - привлекать дополнительные миллиарды рублей в федеральный  бюджет.

В современных отношениях таможенная служба играет определяющую роль в  развитии рыночных отношений, защите государственного суверенитета и экономической безопасности страны, активизации связей национальной экономики с мировым хозяйством, обеспечении защиты прав граждан, хозяйствующих  субъектов и государственных  органов.

Сегодня российская таможенная политика имеет ряд проблем. В отличие  от других развитых стран, где по мере развития национальной промышленности, формирования конкурентоспособности  продукции на внутреннем рынке, произошел  плавный переход от политики протекционизма во внешнеторговых отношениях к политике свободной торговли, к России такой  опыт слабо применим. В условиях нестабильности экономики, преобладания на рынке импортных промышленных и продовольственных товаров  таможенная политика не в состоянии  осуществлять свои защитные функции  экономическими средствами и вынуждена  опираться на административные методы.

Успешное функционирование таможенной системы предполагает ее реструктуризацию, внедрение в практику прогрессивных  таможенных технологий, реализацию кадровой политики, направленной на обеспечение  таможенной службы высококвалифицированными специалистами с глубоким знанием экономических и правовых основ таможенной политики. 
                              Список использованной литературы

Информация о работе Экономическая природа и функции таможенной пошлины