Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 06:30, дипломная работа
В соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации таможенное регулирование отнесено к ведению федеральных органов государственной власти, которое означает, что законодательство в таможенной сфере ограничивается федеральным уровнем.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ТАМОЖЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ 5
1.1.Экспертиза товаров и экспертная деятельность в таможенном деле 5
1.2. Понятие таможенной экспертизы 6
1.3. Порядок назначения и проведения экспертиз таможенными органами 10
1.4. Вопросы, решаемые при исследовании продовольственных товаров 21
1.5. Вопросы, решаемые при проведении таможенной экспертизы непродовольственных товаров 22
2. КЛАССИФИКАЦИЯ ЭКСПЕРТИЗ 27
3. ПРОБЫ И ОБРАЗЦЫ. ПОРЯДОК ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБ И ОБРАЗЦОВ 31
3.1. Понятие проб и образцов 31
3.2. Порядок взятия проб или образцов товаров 32
3.3. Порядок проведения исследования проб или образцов при осуществлении таможенного контроля 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 42
Содержание
В соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации таможенное регулирование отнесено к ведению федеральных органов государственной власти, которое означает, что законодательство в таможенной сфере ограничивается федеральным уровнем. Данная норма Конституции позволяет объединить единые для всех правила внешнеэкономической деятельности, единый порядок и условия перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, единство таможенных процедур. Конституционные положения таможенного регулирования регламентируются в Таможенном кодексе РФ.
Согласно Таможенному Кодексу Российской Федерации, одним из составляющих таможенного дела в Российской Федерации являются порядок и условия перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств, таможенный контроль.
В соответствии с одним из основных принципов перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ, который закреплен в статье 14 ТК РФ, – все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, которые предусмотрены Таможенным кодексом РФ. Требования данного принципа обязательны и распространяются на всех лиц, перемещающих товары и транспортные средства.
С данным принципом связана такая функция таможенных органов, как производство таможенных экспертиз и исследование товаров. Данная контрольная функция проявляет себя постоянно вне зависимости от категорий и количества перемещаемых товаров, а также лиц, их перемещающих, и разновидностей транспортных средств.
Экспертиза является вспомогательным и эффективным средством при проведении таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу, в случаях, когда возникает необходимость использования специальных познаний.
Под экспертизой понимается исследование представленных объектов и анализ полученных на его основе данных, проводимое экспертом (экспертной комиссией) и направленное на проверку качественных свойств объекта, его подлинности, соответствия, идентификации и т.д., которое завершается выпуском акта, заключения, а в некоторых случаях - сертификата качества, соответствия.
Выбранная тема работы является весьма актуальной в современных условиях, так как значение результатов проведенной таможенной экспертизы очень велико. От заключения экспертов во многом, если не полностью, зависит дальнейшая судьба товара.
Цель работы – раскрыть сущность товароведной экспертизы в таможенном деле.
Для этого сформулированы следующие задачи: определение понятия экспертизы, оснований ее назначения, изучение процессуального порядка ее производства, объектов экспертизы, процессуальных документов закрепления ее результатов, ее классификации.
Экспертная деятельность является информационно-аналитической услугой вне зависимости, используются ли при ее исполнении научные, технические или технологические средства. Результатом экспертной деятельности является информация, в частности, заключение эксперта, оформленное в виде документа установленного образца. В соответствии с процессуальными кодексами РФ властные органы, например судьи, признают заключения только по такой экспертизе, которая была назначена должностными лицами, а не любые документы, содержащие термины «экспертиза» или «эксперт». [9, c. 44]
Исходя из Гражданского кодекса РФ, экспертиза - это процессуальное действие, назначаемое должностным лицом, имеющим на это полномочия, и выполняемое назначенным экспертом по установленным правилам. Если к эксперту обращается физическое или юридическое лицо, то действия, проводимые экспертом, не являются экспертизой, а документ, выданный экспертом, не является заключением установленного образца и поэтому не принимается должностными лицами в таком качестве.
Таким образом, можно подчеркнуть, что обязательной экспертизой считается только такая экспертиза, которая назначается должностным лицом с соответствующими полномочиями при наличии основания и оформлена в соответствии с Законом. Экспертиза в широком смысле этого слова является необязательной экспертизой и представляет профессиональную деятельность эксперта по договору на определенных основаниях.
Основной целью обязательной экспертизы является представление информации органам власти по их поручениям (постановлениям) в случаях, требующих специальных знаний. Обязательная экспертиза назначается при наличии оснований и если факт, устанавливаемый с помощью специальных знаний, является доказательственным и может быть использован как аргумент в процессе последующего рассмотрения дела.
Под таможенной экспертизой понимают процедуру разрешения вопросов, возникающих при производстве таможенного оформления товаров, проведении таможенного контроля с использованием специальных знаний. Таможенная экспертиза может производиться при принятии предварительного решения и в других таможенных целях.
Таможенная экспертиза может назначаться на различных этапах перемещения товаров через таможенную границу: [2, №240]
На этапе таможенного надзора
и контроля (докриминальная
сфера) проводятся в основном идентификационные
экспертизы, которые разрешают вопросы
о таможенном наименовании товара, а также
вопросы, связанные со льготами при перемещении
товаров через таможенную границу. При
этом данный вид экспертизы является комплексным,
так как кроме вопроса о таможенном наименовании
попутно решаются вопросы, связанные с
фальсификацией упаковок,
этикеток, маркировки и качества товаров.
В случае обнаружения нарушений (криминальная сфера) назначается экспертиза вещественных доказательств. На этом этапе проводят идентификационные, диагностические, экспертно-профилактические экспертизы.
При оценке конфискованных товаров с целью определения возможности их дальнейшего использования. На этом этапе назначаются товароведческие и оценочные экспертизы.
В соответствии со ст.9 Таможенного кодекса РФ проведение экспертизы в таможенных целях закреплено за таможенными лабораториями. Таким образом, таможенная экспертиза может быть определена как процессуальное действие, порученное таможенной лаборатории компетентным должностным лицом таможенного органа.
Объектами экспертного исследования, проводимого для таможенных целей, выступают товары.
При проведении экспертизы в отношении товаров на разрешение эксперта могут быть поставлены вопросы, связанные с установлением: [4, c. 31]
- характеристик для определения кода товара согласно ТН ВЭД России;
- места происхождения;
- свободной (рыночной) стоимости;
- идентификации, в том числе сырья в товаре после проведения операций по его переработке;
- физических и химических свойств, состава;
- марки, сорта, вида и качества;
- технологии производства;
- источников сырья для производства;
- норм выхода продукции при переработке сырья и других товаров.
Эксперт вправе: [11, c. 66]
1) знакомиться с материалами,
относящимися к предмету
2) с согласия таможенного
органа привлекать к
3) запрашивать дополнительные материалы, необходимые для проведения экспертизы;
4) отказаться от дачи
заключения, если предоставленные
ему материалы являются
5) с разрешения таможенного
органа участвовать в
Экспертом может быть любое лицо, обладающее специальными познаниями для дачи заключения по возникшим в ходе таможенного контроля вопросам.
Иные требования, например такие, как незаинтересованность в исходе дела, совершеннолетие, предъявляемые КоАП РФ (ст. 25.9), не предусмотрены.
Эксперт имеет право знакомиться с материалами, относящимися к предмету экспертизы, и запрашивать дополнительные материалы, необходимые для ее проведения, корреспондирует обязанность лица, назначившего экспертизу, представить такие материалы.
Право эксперта привлекать к производству экспертизы других экспертов направлено на проведение всестороннего и полного исследования представленных объектов и выработку аргументированных и обоснованных выводов.
Как правило, указанное право эксперт использует, когда ряд поставленных перед ним вопросов выходит за пределы его специальных знаний либо когда количество представленных для исследования объектов велико, а срок ограничен.
Однако для реализации указанного права необходимо получить разрешение таможенного органа.
При возникновении перечисленных обстоятельств эксперт может также воспользоваться правом отказа от дачи заключения.
Отказаться от проведения экспертизы можно и в случаях представления недостаточного материала для проведения исследования либо когда на экспертизу представляются пробы и образцы, не отвечающие предъявляемым к ним требованиям.
Эксперт не вправе исследовать товары, пробы и образцы, не указанные в постановлении о назначении экспертизы и не являющиеся объектами исследования; самостоятельно собирать и использовать данные, не представленные ему в установленном законом порядке; решать вопросы, относящиеся к правовой оценке действий лиц, а также другие вопросы, выходящие за пределы его компетенции.
Эксперт обязан:
- производить исследование представленных на экспертизу товаров, проб, образцов и других материалов, если они позволяют без получения дополнительных данных решить хотя бы часть поставленных вопросов, сообщив в заключении о причинах, сделавших невозможным решение других вопросов;
- давать обоснованное заключение по поставленным перед ним вопросам на основании полной, всесторонней и объективной оценки результатов экспертных исследований в соответствии с его специальными познаниями;
- заявлять самоотвод при наличии указанных в законе оснований;
- обеспечить сохранность полученных для исследования материалов.
Эксперту запрещается разглашать, использовать в иных целях либо передавать третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, полученной им в ходе проведения экспертизы или при подготовке к ее проведению информации, составляющей коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну, а также иной конфиденциальной информации.
Необходимо отметить, что ТК РФ предусматривает ответственность только за дачу заведомо ложного заключения.
При назначении и проведении экспертизы декларант, иное лицо, обладающее полномочиями в отношении продовольственных товаров, и их представители вправе:
1) мотивированно заявлять отвод эксперту;
2) заявлять ходатайства
о назначении конкретного
3) заявлять ходатайства
о постановке дополнительных
вопросов эксперту для
4) присутствовать с разрешения таможенного органа, назначившего экспертизу, при проведении экспертизы и давать объяснения эксперту;
5) брать пробы и образцы товаров (статья 383);
6) знакомиться с заключением
эксперта либо его сообщением
о невозможности дать
7) ходатайствовать о проведении дополнительной или повторной экспертизы.
Права декларанта либо лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров и их представителей в зависимости от этапа проведения экспертизы можно подразделить на:
- права, предоставляемые на этапе назначения экспертизы (мотивированно заявлять отвод эксперту, заявлять ходатайства о назначении конкретного эксперта, о постановке дополнительных вопросов, брать пробы и образцы товаров);
- права, предоставляемые на этапе проведения экспертизы (присутствовать с разрешения таможенного органа, назначившего экспертизу, при ее проведении и давать объяснения эксперту);
- права, предоставляемые на заключительном этапе (знакомиться с заключением эксперта либо его сообщением о невозможности дать заключение, получить копию такого заключения или сообщения, ходатайствовать о проведении дополнительной или повторной экспертизы).