Экспертиза товаров в таможенном деле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 06:30, дипломная работа

Краткое описание

В соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации таможенное регулирование отнесено к ведению федеральных органов государственной власти, которое означает, что законодательство в таможенной сфере ограничивается федеральным уровнем.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ТАМОЖЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ 5
1.1.Экспертиза товаров и экспертная деятельность в таможенном деле 5
1.2. Понятие таможенной экспертизы 6
1.3. Порядок назначения и проведения экспертиз таможенными органами 10
1.4. Вопросы, решаемые при исследовании продовольственных товаров 21
1.5. Вопросы, решаемые при проведении таможенной экспертизы непродовольственных товаров 22
2. КЛАССИФИКАЦИЯ ЭКСПЕРТИЗ 27
3. ПРОБЫ И ОБРАЗЦЫ. ПОРЯДОК ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБ И ОБРАЗЦОВ 31
3.1. Понятие проб и образцов 31
3.2. Порядок взятия проб или образцов товаров 32
3.3. Порядок проведения исследования проб или образцов при осуществлении таможенного контроля 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 42

Вложенные файлы: 1 файл

Экспертиза товаров в таможенном деле.doc

— 217.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации таможенное регулирование отнесено к ведению федеральных органов государственной власти, которое означает, что законодательство в таможенной сфере ограничивается федеральным уровнем. Данная норма Конституции позволяет объединить единые для всех правила внешнеэкономической деятельности, единый порядок и условия перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, единство таможенных процедур. Конституционные положения таможенного регулирования регламентируются в Таможенном кодексе РФ.

Согласно Таможенному Кодексу Российской Федерации, одним из составляющих таможенного дела в Российской Федерации являются порядок и условия перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств, таможенный контроль.

В соответствии с одним из основных принципов перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ, который закреплен в статье 14 ТК РФ, – все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, которые предусмотрены Таможенным кодексом РФ. Требования данного принципа обязательны и распространяются на всех лиц, перемещающих товары и транспортные средства.

С данным принципом связана такая функция таможенных органов, как производство таможенных экспертиз и исследование товаров. Данная контрольная функция проявляет себя постоянно вне зависимости от категорий и количества перемещаемых товаров, а также лиц, их перемещающих, и разновидностей транспортных средств.

Экспертиза является вспомогательным и эффективным средством при проведении таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу, в случаях, когда возникает необходимость использования специальных познаний.

Под экспертизой понимается исследование представленных объектов и анализ полученных на его основе данных, проводимое экспертом (экспертной комиссией) и направленное на проверку качественных свойств объекта, его подлинности, соответствия, идентификации и т.д., которое завершается выпуском акта, заключения, а в некоторых случаях - сертификата качества, соответствия.

Выбранная тема работы является весьма актуальной в современных условиях, так как значение результатов проведенной таможенной экспертизы очень велико. От заключения экспертов во многом, если не полностью, зависит дальнейшая судьба товара.

Цель работы – раскрыть сущность товароведной экспертизы в таможенном деле.

Для этого сформулированы следующие задачи: определение понятия экспертизы, оснований ее назначения, изучение процессуального порядка ее производства, объектов экспертизы, процессуальных документов закрепления ее результатов, ее классификации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ТАМОЖЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ

 

1.1.Экспертиза товаров и экспертная деятельность в таможенном деле

 

Экспертная деятельность является информационно-аналитической услугой вне зависимости, используются ли при ее исполнении научные, технические или технологические средства. Результатом экспертной деятельности является информация, в частности, заключение эксперта, оформленное в виде документа установленного образца. В соответствии с процессуальными кодексами РФ властные органы, например судьи, признают заключения только по такой экспертизе, которая была назначена должностными лицами, а не любые документы, содержащие термины «экспертиза» или «эксперт». [9, c. 44]

Исходя из Гражданского кодекса РФ, экспертиза - это процессуальное действие, назначаемое должностным лицом, имеющим на это полномочия, и выполняемое назначенным экспертом по установленным правилам. Если к эксперту обращается физическое или юридическое лицо, то действия, проводимые экспертом, не являются экспертизой, а документ, выданный экспертом, не является заключением установленного образца и поэтому не принимается должностными лицами в таком качестве.

Таким образом, можно подчеркнуть, что обязательной экспертизой считается только такая экспертиза, которая назначается должностным лицом с соответствующими полномочиями при наличии основания и оформлена в соответствии с Законом. Экспертиза в широком смысле этого слова является необязательной экспертизой и представляет профессиональную деятельность эксперта по договору на определенных основаниях.

Основной целью обязательной экспертизы является представление информации органам власти по их поручениям (постановлениям) в случаях, требующих специальных знаний. Обязательная экспертиза назначается при наличии оснований и если факт, устанавливаемый с помощью специальных знаний, является доказательственным и может быть использован как аргумент в процессе последующего рассмотрения дела.

 

1.2. Понятие таможенной экспертизы

 

Под таможенной экспертизой понимают процедуру разрешения вопросов, возникающих при производстве таможенного оформления товаров, проведении таможенного контроля с использованием специальных знаний. Таможенная экспертиза может производиться при принятии предварительного решения и в других таможенных целях.

Таможенная экспертиза может назначаться на различных этапах перемещения товаров через таможенную границу: [2, №240]

На этапе таможенного надзора и контроля (докриминальная 
сфера) проводятся в основном идентификационные экспертизы, которые разрешают вопросы о таможенном наименовании товара, а также вопросы, связанные со льготами при перемещении товаров через таможенную границу. При этом данный вид экспертизы является комплексным, так как кроме вопроса о таможенном наименовании попутно решаются вопросы, связанные с фальсификацией упаковок, 
этикеток, маркировки и качества товаров.

В случае обнаружения нарушений (криминальная сфера) назначается экспертиза вещественных доказательств. На этом этапе проводят идентификационные, диагностические, экспертно-профилактические экспертизы.

При оценке конфискованных товаров с целью определения возможности их дальнейшего использования. На этом этапе назначаются товароведческие и оценочные экспертизы.

В соответствии со ст.9 Таможенного кодекса РФ проведение экспертизы в таможенных целях закреплено за таможенными лабораториями. Таким образом, таможенная экспертиза может быть определена как процессуальное действие, порученное таможенной лаборатории компетентным должностным лицом таможенного органа.

Предмет и объекты экспертизы.

Объектами экспертного исследования, проводимого для таможенных целей, выступают товары.

При проведении экспертизы в отношении товаров на разрешение эксперта могут быть поставлены вопросы, связанные с установлением: [4, c. 31]

- характеристик для определения  кода товара согласно ТН ВЭД  России;

- места происхождения;

- свободной (рыночной) стоимости;

- идентификации, в том числе сырья в товаре после проведения операций по его переработке;

- физических и химических  свойств, состава;

- марки, сорта, вида и качества;

- технологии производства;

- источников сырья для  производства;

- норм выхода продукции  при переработке сырья и других товаров.

Правовой статус эксперта.

Эксперт вправе: [11, c. 66]

1) знакомиться с материалами, относящимися к предмету экспертизы;

2) с согласия таможенного  органа привлекать к производству  экспертизы других экспертов;

3) запрашивать дополнительные материалы, необходимые для проведения экспертизы;

4) отказаться от дачи  заключения, если предоставленные  ему материалы являются недостаточными  или если он не обладает  необходимыми знаниями для проведения  экспертизы. Сообщение о невозможности  дать заключение представляется в таможенный орган, назначивший экспертизу, в письменной форме;

5) с разрешения таможенного  органа участвовать в проведении  конкретных действий при осуществлении  таможенного контроля.

Экспертом может быть любое лицо, обладающее специальными познаниями для дачи заключения по возникшим в ходе таможенного контроля вопросам.

Иные требования, например такие, как незаинтересованность в исходе дела, совершеннолетие, предъявляемые КоАП РФ (ст. 25.9), не предусмотрены.

Эксперт имеет право знакомиться с материалами, относящимися к предмету экспертизы, и запрашивать дополнительные материалы, необходимые для ее проведения, корреспондирует обязанность лица, назначившего экспертизу, представить такие материалы.

Право эксперта привлекать к производству экспертизы других экспертов направлено на проведение всестороннего и полного исследования представленных объектов и выработку аргументированных и обоснованных выводов.

Как правило, указанное право эксперт использует, когда ряд поставленных перед ним вопросов выходит за пределы его специальных знаний либо когда количество представленных для исследования объектов велико, а срок ограничен.

Однако для реализации указанного права необходимо получить разрешение таможенного органа.

При возникновении перечисленных обстоятельств эксперт может также воспользоваться правом отказа от дачи заключения.

Отказаться от проведения экспертизы можно и в случаях представления недостаточного материала для проведения исследования либо когда на экспертизу представляются пробы и образцы, не отвечающие предъявляемым к ним требованиям.

Эксперт не вправе исследовать товары, пробы и образцы, не указанные в постановлении о назначении экспертизы и не являющиеся объектами исследования; самостоятельно собирать и использовать данные, не представленные ему в установленном законом порядке; решать вопросы, относящиеся к правовой оценке действий лиц, а также другие вопросы, выходящие за пределы его компетенции.

Эксперт обязан:

- производить исследование  представленных на экспертизу  товаров, проб, образцов и других материалов, если они позволяют без получения дополнительных данных решить хотя бы часть поставленных вопросов, сообщив в заключении о причинах, сделавших невозможным решение других вопросов;

- давать обоснованное  заключение по поставленным перед ним вопросам на основании полной, всесторонней и объективной оценки результатов экспертных исследований в соответствии с его специальными познаниями;

- заявлять самоотвод при  наличии указанных в законе  оснований;

- обеспечить сохранность  полученных для исследования материалов.

Эксперту запрещается разглашать, использовать в иных целях либо передавать третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, полученной им в ходе проведения экспертизы или при подготовке к ее проведению информации, составляющей коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну, а также иной конфиденциальной информации.

Необходимо отметить, что ТК РФ предусматривает ответственность только за дачу заведомо ложного заключения.

Правовой статус декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, их представителей.

При назначении и проведении экспертизы декларант, иное лицо, обладающее полномочиями в отношении продовольственных товаров, и их представители вправе:

1) мотивированно заявлять отвод эксперту;

2) заявлять ходатайства  о назначении конкретного эксперта;

3) заявлять ходатайства  о постановке дополнительных  вопросов эксперту для получения  по ним заключения;

4) присутствовать с разрешения  таможенного органа, назначившего  экспертизу, при проведении экспертизы и давать объяснения эксперту;

5) брать пробы и образцы  товаров (статья 383);

6) знакомиться с заключением  эксперта либо его сообщением  о невозможности дать заключение  и получить копию такого заключения  или сообщения;

7) ходатайствовать о проведении дополнительной или повторной экспертизы.

Права декларанта либо лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров и их представителей в зависимости от этапа проведения экспертизы можно подразделить на:

- права, предоставляемые  на этапе назначения экспертизы (мотивированно заявлять отвод эксперту, заявлять ходатайства о назначении конкретного эксперта, о постановке дополнительных вопросов, брать пробы и образцы товаров);

- права, предоставляемые  на этапе проведения экспертизы (присутствовать с разрешения  таможенного органа, назначившего  экспертизу, при ее проведении  и давать объяснения эксперту);

- права, предоставляемые  на заключительном этапе (знакомиться  с заключением эксперта либо его сообщением о невозможности дать заключение, получить копию такого заключения или сообщения, ходатайствовать о проведении дополнительной или повторной экспертизы).

Информация о работе Экспертиза товаров в таможенном деле