Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 17:54, курсовая работа
Предпосылки к зарождению и появлению в России агломерации начали складываться еще в XIX веке, по ходу развития капиталистических отношений. Важнейшие из таких предпосылок — индустриализация, ускоренный рост ведущих городов и бурное железнодорожное строительство. Как правило, агломерации возникают вокруг города-ядра (в первую очередь вокруг мегаполисов и крупных городов) и включают города-спутники, соседние города, поселки, села и поселения, расположенные на расстоянии 100-150 км от основного города.
Введение…………………………………………………………………….2стр
1. Агломерация как важнейший процесс
1.1. Понятие агломерации, их роль и перспективы развития……………4стр
1.2. Проблемы и перспективы агломераций в РФ………………………..9стр
2. Городские агломерации в Уральском регионе
2.1. Екатеринбург в системе городской агломерации……………………14стр
2.2. Челябинск как центр агломерации…………………………………....17стр
Заключение …………………………………………………………………21стр
Список литературы…………………………………………………………24стр
Приложение…………………………………………………………………26стр
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Агломерация как важнейший процесс
1.1. Понятие
агломерации, их роль и
1.2. Проблемы и перспективы агломераций в РФ………………………..9стр
2. Городские агломерации в Уральском регионе
2.1. Екатеринбург
в системе городской
2.2. Челябинск
как центр агломерации………………………
Заключение …………………………………………………………………21стр
Список
литературы……………………………………………………
Приложение……………………………………………………
Введение
Предпосылки к зарождению и появлению в России агломерации начали складываться еще в XIX веке, по ходу развития капиталистических отношений. Важнейшие из таких предпосылок — индустриализация, ускоренный рост ведущих городов и бурное железнодорожное строительство. Как правило, агломерации возникают вокруг города-ядра (в первую очередь вокруг мегаполисов и крупных городов) и включают города-спутники, соседние города, поселки, села и поселения, расположенные на расстоянии 100-150 км от основного города.
В
экономически ведущих субъектах
РФ с этими агломерациями
Развитие агломераций и укрупнение регионов - реальный путь повышения эффективности экономики и системы управления РФ. Но модернизация в России будет успешной только в том случае, если она будет комплексной и системной. Необходима модернизация институтов государства (т. е. самого государства), политической системы, ГО, ЧК и экономики. И все эти частные модернизации должны опираться на декриминализацию страны, т.е. на создание правового общества, преодоление правового нигилизма населения, на снижение коррупции и преступности. Обширные агломерации, формирующиеся вокруг мегаполисов, частично решают проблемы экологии, отдыха и расширения городов-ядер.
На Урале присутствуют четыре города-лидера, одиннадцать опорных узлов экономического влияния и одна территория высокой концентрации социально-экономического потенциала. Таковы пространственные исходные данные для зарождения нового экономического роста. В связи с этим исследование развития городских агломераций в Уральском регионе представляется своевременной и исключительно актуальной. Этим и обусловлена актуальность темы этой курсовой работы.
Целью курсовой работы является рассмотрение развития городских агломераций в Уральском регионе.
Объектом курсовой работы выступает Уральский регион.
Предмет курсовой работы – агломерации в Уральском регионе.
Задачами курсовой работы являются:
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
1. Агломерация как важнейший процесс
1.1.
Понятие агломерации,
их роль и перспективы
развития
В
современной трактовке термин «агломерация»
можно рассматривать как
Городская агломерация — компактная пространственная группировка поселений, объединённых многообразными связями (производственными, трудовыми, культурно-бытовыми, рекреационными) в сложную систему. Как правило, она возникает вокруг города-ядра. Среди поселений, входящих в агломерацию, часто фигурируют города-спутники.
В отличие от ряда зарубежных стран, в Российской Федерации официальный статистический учёт агломераций (Росстатом) не ведётся, а все экспертные оценки состава и численности агломераций, в том числе Института географии Академии Наук, ЦНИИП градостроительства, НИИ территориального развития и транспортной инфраструктуры, Географического факультета МГУ, регоинальных и городских местных властей и другими источниками, являются авторскими и несколько разнятся.
Согласно российским методикам, группа поселений выделяется в качестве городской агломерации, если население наибольшего из образующих её городов-ядер составляет более 100 тыс. чел., а в пределах 1,5-часовой транспортной доступности от него расположено ещё как минимум два города или посёлка городского типа, тяготеющих к центру. Количественными характеристиками агломераций являются численность населения и территория, качественной — коэффициент развития. С учётом данных параметров агломерации классифицируют от сильного до слабого уровня развитости (связанности), а также выделяют формирующиеся агломерации (прото-агломерации).
Рис.
1. Типы агломераций по численности
населения
В России, как и в остальном мире, преобладают моноцентрические агломерации с одним городом-ядром, который подчиняет своему влиянию все населённые пункты его пригородной зоны. Центр в этом случае намного превосходит по размеру и экономическому развитию своего окружения. Значительно меньшее число среди российских агломераций насчитывают полицентрические агломерации (конурбации). В обоих случаях пригороды служат дополнением и резервом развития.
В отличие от ряда стран остальной Европы, где уже сформировались несколько надагломерационных образований мегалополисов, в России пока можно выделить один формирующийся мегалополис, включающий поселения Московской области и непосредственно окружающих её областей, а также поселения по оси Москва-Владимир-Нижний Новогород. На Украине формирующимся мегалополисом можно считать Донецко-Луганскую агломерацию-конурбацию с поселениями по оси Днепропетровск-Донецк-Харьков.
Как
и мировые, российские городские
агломерации характеризуются
В
советское время российские агломерации
формировались благодаря как
использованию преимуществ
В
связи с официальным и
Федеральное российское правительство (Минрегионразвития и Минэкономразвития) планирует поддержать агломерационные процессы в рамках реализации программ создания так называемых «опорных городов» и городов-спутников.
Агломерации-миллионеры
В
России насчитывается 22 агломерации-миллионера,
которые возглавляются как
Место | Агломерация | Население, урбанизированное/ тыс. чел (2010) |
1 | Московская | 16023(14700[3])/17316 |
2 | Санкт-Петербургская | 5681(5400[3])/6230 |
3—4 | Самарско-Тольяттинская[4] | 2300[3];
2555 в Самарско-Тольяттинско- |
3—4 | Ростовская[4] | 2160; 2700[5] |
5 | Екатеринбургская | 2054/2054 |
6 | Нижегородская | 1928/2097 |
7 | Новосибирская | 1736/(1928)1997; 1645/2070; 1887/2050 |
8—10 | Волгоградская | 1416/1517 |
8—10 | Казанская | 1352/1560 |
8—10 | Челябинская | 1322/1535 |
11 | Омская | 1182/1261 |
12—14 | Новокузнецкая (Кузбасская)*[4] | 1096/1206 |
12—14 | Уфимская | 1087/1235 |
12—14 | Саратовская* | 1070/1117 |
15—18 | Красноярская | 1061/1155 |
15—18 | Краснодарская* | 1046/1344 |
15—18 | Пермская | 1044/1144 |
15—18 | Воронежская* | 976/1175 |
19—20 | Иркутская (Иркутско-Черемховская)*[4] | 1041/1081 |
19—20 | Набережночелнинская (Нижне-Камская)*[4] | 1100[3] |
21—22 | Владивостокская*[4] | 1010[3]; 1125/1199[6] |
21—22 | Тульско-Новомосковская*[4] | 1030[3] |
Наука активно заинтересовалась агломерациями во второй половине прошлого столетия. Их исследовали градостроители, географы, экономисты, социологи, экологи. В научно-исследовательских и проектных институтах были созданы основы теории агломерации. Но в нашей стране агломерации долго не являлись специальным объектом градостроительного проектирования, и лишь в последние годы существования СССР в сферах управления появилось понимание их важности в перспективном устройстве страны и регионов.
Речь идет о взаимовыгодном союзе крупного города с малыми и средними. Города и поселки-спутники дают возможность крупному городу-центру (ГЦ) сосредоточиться на выполнении его исторической миссии — служить очагом нового, двигателем общественного прогресса. Спутники, в свою очередь, опираются на ГЦ в своем развитии и функционировании.
Обращение крупного города к агломерации — естественный результат его саморазвития, которое также проявляется и в соблюдении соответствия функциональной структуры города его рангу, меняющемуся по мере развития. Периодически в этой структуре возникают новые элементы, отвечающие веяниям времени, а неуместные элементы становятся достоянием истории.
Два процесса, совмещаясь, формируют агломерации. Первый стимулируется ГЦ, заинтересованным в развитии спутников как средстве решения своих проблем (вынос части производств, создание объектов транспортной и коммунально-хозяйственной инфраструктуры, развитие рекреационных баз и т.д.). Второй осуществляется усилиями внешних субъектов — министерствами, фирмами, промышленно-финансовыми группами, стремящимися использовать для размещения подведомственных им объектов благоприятные условия окружающей ГЦ территории.
Таким образом, действуют два начала — территориальное (исходящее от города) и отраслевое. Первому присущ комплексный подход при устройстве территории. Второй преследует, прежде всего, отраслевую выгоду, недостаточно учитывая территориальные интересы.
Итак,
агломерации, естественно, далеко не единственный
путь развития, у которого, кстати, есть
и недостатки. Например, обезлюживание
и без того разряженной сетки поселений
в том числе за счет стягивания на себя
ограниченных инвестиционных ресурсов.
Но и альтернативы данному типу развития
территорий в большинстве регионов, на
наш взгляд, не осталось.
1.2.
Проблемы и перспективы
агломераций в РФ