Аггломерации в Уральском регионе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 17:54, курсовая работа

Краткое описание

Предпосылки к зарождению и появлению в России агломерации начали складываться еще в XIX веке, по ходу развития капиталистических отношений. Важнейшие из таких предпосылок — индустриализация, ускоренный рост ведущих городов и бурное железнодорожное строительство. Как правило, агломерации возникают вокруг города-ядра (в первую очередь вокруг мегаполисов и крупных городов) и включают города-спутники, соседние города, поселки, села и поселения, расположенные на расстоянии 100-150 км от основного города.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….2стр
1. Агломерация как важнейший процесс
1.1. Понятие агломерации, их роль и перспективы развития……………4стр
1.2. Проблемы и перспективы агломераций в РФ………………………..9стр
2. Городские агломерации в Уральском регионе
2.1. Екатеринбург в системе городской агломерации……………………14стр
2.2. Челябинск как центр агломерации…………………………………....17стр
Заключение …………………………………………………………………21стр
Список литературы…………………………………………………………24стр
Приложение…………………………………………………………………26стр

Вложенные файлы: 1 файл

городские агломерации.doc

— 993.50 Кб (Скачать файл)

     Содержание 
 

Введение…………………………………………………………………….2стр

1. Агломерация как  важнейший процесс 

1.1. Понятие  агломерации, их роль и перспективы  развития……………4стр

1.2. Проблемы  и перспективы агломераций в  РФ………………………..9стр

2. Городские агломерации  в Уральском регионе

2.1. Екатеринбург  в системе городской агломерации……………………14стр

2.2. Челябинск  как центр агломерации…………………………………....17стр

Заключение  …………………………………………………………………21стр

Список  литературы…………………………………………………………24стр

Приложение…………………………………………………………………26стр

 

     Введение 

     Предпосылки к зарождению и появлению в  России агломерации начали складываться еще в XIX веке, по ходу развития капиталистических отношений. Важнейшие из таких предпосылок — индустриализация, ускоренный рост ведущих городов и бурное железнодорожное строительство. Как правило, агломерации возникают вокруг города-ядра (в первую очередь вокруг мегаполисов и крупных городов) и включают города-спутники, соседние города, поселки, села и поселения, расположенные на расстоянии 100-150 км от основного города.

     В экономически ведущих субъектах  РФ с этими агломерациями проживает 49,5-56,5 млн. человек, или 35-40% от всего  населения РФ и производится 75% ВВП  страны. В крупнейших городах- ядрах  агломераций - сконцентрированы лучшие вузы, научно-исследовательские организации, высокотехнологичные медицинские и культурные центры, квалифицированная рабочая сила и лучший накопленный человеческий капитал (ЧК), которые поддерживают экономику России и ее финансы на плаву. И именно они при наличии мощных инвестиций и доступа к современным технологиям в принципе способны дать толчки к модернизации страны, к развитию ее экономики. В агломерациях созданы и продолжают формироваться различные элементы инфраструктуры будущей инновационной экономики страны - технопарки, бизнес-инкубаторы, ОЭЗ, наукограды, свободные внедренческие зоны и т.д.

     Развитие  агломераций и укрупнение регионов - реальный путь повышения эффективности  экономики и системы управления РФ. Но модернизация в России будет  успешной только в том случае, если она будет комплексной и системной. Необходима модернизация институтов государства (т. е. самого государства), политической системы, ГО, ЧК и экономики. И все эти частные модернизации должны опираться на декриминализацию страны, т.е. на создание правового общества, преодоление правового нигилизма населения, на снижение коррупции и преступности. Обширные агломерации, формирующиеся вокруг мегаполисов, частично решают проблемы экологии, отдыха и расширения городов-ядер.

     На  Урале присутствуют четыре города-лидера, одиннадцать опорных узлов экономического влияния и одна территория высокой концентрации социально-экономического потенциала. Таковы пространственные исходные данные для зарождения нового экономического роста. В связи с этим исследование развития городских агломераций в Уральском регионе представляется своевременной и исключительно актуальной. Этим и обусловлена актуальность темы этой курсовой работы.

       Целью курсовой работы является рассмотрение развития городских агломераций в Уральском регионе.

     Объектом  курсовой работы выступает Уральский регион.

     Предмет курсовой работы – агломерации в Уральском регионе.

     Задачами  курсовой работы являются:

  1. Определить понятие агломерации, их роль и перспективы развития;
  2. Дать характеристику проблемы и перспективы агломераций в РФ;
  3. Рассмотреть городские агломерации в Уральском регионе
  4. Обозначить Екатеринбург в системе городской агломерации;
  5. Показать Челябинск как центр агломерации

     Курсовая  работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

 

1. Агломерация как важнейший процесс

     1.1. Понятие агломерации, их роль и перспективы развития 

     В современной трактовке термин «агломерация»  можно рассматривать как общность территорий, прилегающих к крупному городу (входящих в его зону влияния), объединенных множеством транспортных, культурных, рекреационных, производственных и иных связей, а также единым социокультурным пространством. Городская черта при создании агломерации перестает передвигаться от центра в сторону прилегающих территорий, остается неизменной, но при этом происходит комплексное развитие всего агломерационного ареала с учетом конкурентных преимуществ каждой из территорий, входящих в состав агломерации, на основе единых стандартов.

     Городская агломерация — компактная пространственная группировка поселений, объединённых многообразными связями (производственными, трудовыми, культурно-бытовыми, рекреационными) в сложную систему. Как правило, она возникает вокруг города-ядра. Среди поселений, входящих в агломерацию, часто фигурируют города-спутники.

     В отличие от ряда зарубежных стран, в Российской Федерации официальный статистический учёт агломераций (Росстатом) не ведётся, а все экспертные оценки состава и численности агломераций, в том числе Института географии Академии Наук, ЦНИИП градостроительства, НИИ территориального развития и транспортной инфраструктуры, Географического факультета МГУ, регоинальных и городских местных властей и другими источниками, являются авторскими и несколько разнятся.

     Согласно  российским методикам, группа поселений  выделяется в качестве городской агломерации, если население наибольшего из образующих её городов-ядер составляет более 100 тыс. чел., а в пределах 1,5-часовой транспортной доступности от него расположено ещё как минимум два города или посёлка городского типа, тяготеющих к центру. Количественными характеристиками агломераций являются численность населения и территория, качественной — коэффициент развития. С учётом данных параметров агломерации классифицируют от сильного до слабого уровня развитости (связанности), а также выделяют формирующиеся агломерации (прото-агломерации).

     Рис. 1. Типы агломераций по численности  населения 

     

     В России, как и в остальном мире, преобладают моноцентрические агломерации  с одним городом-ядром, который  подчиняет своему влиянию все  населённые пункты его пригородной зоны. Центр в этом случае намного превосходит по размеру и экономическому развитию своего окружения. Значительно меньшее число среди российских агломераций насчитывают полицентрические агломерации (конурбации). В обоих случаях пригороды служат дополнением и резервом развития.

     В отличие от ряда стран остальной  Европы, где уже сформировались несколько  надагломерационных образований мегалополисов, в России пока можно выделить один формирующийся мегалополис, включающий поселения Московской области и непосредственно окружающих её областей, а также поселения по оси Москва-Владимир-Нижний Новогород. На Украине формирующимся мегалополисом можно считать Донецко-Луганскую агломерацию-конурбацию с поселениями по оси Днепропетровск-Донецк-Харьков.

     Как и мировые, российские городские  агломерации характеризуются высокой  степенью индустриализации, концентрацией  транспортной и прочей инфраструктуры, научных и учебных заведений, а также плотностью населения, значительно  превышающей менее заселённую округу агломерации.

     В советское время российские агломерации  формировались благодаря как  использованию преимуществ своего географического положения, так  и ускоренным темпам преимущественного  экономического и социального развития ряда городов-ядер и вновь создаваемых городов-спутников и практике формирования территориально-производственных узлов. В постсоветское время российские агломерации досформировались и укрепились в связи с резким уменьшением мест приложения труда в пригородной зоне, активной застройкой субурбанизированных территорий индивидуальной коттеджной жилой застройкой обеспеченных социальных слоев, резко возросшими темпами автомобилизации и прочей большей транспортной мобильностью населения.

     В связи с официальным и негласным  ранжированием государственных преференций, желанием повышения инвестиционной привлекательности для частного бизнеса и престижем, власти некоторых городов планируют либо добиться официального статуса агломерации (например, одним из первых такую заявку сделал Иркутск, затем последовали Томск и другие), либо сформировать укрупнённое единое городское муниципальное образование за счет большей части поселений фактической агломерации (например, близки к этому Чебоксары, хотя первый референдум по объединению с Новочебоксарском пока не увенчался согласием второго).

     Федеральное российское правительство (Минрегионразвития  и Минэкономразвития) планирует  поддержать агломерационные процессы в рамках реализации программ создания так называемых «опорных городов» и  городов-спутников.

     Агломерации-миллионеры

     В России насчитывается 22 агломерации-миллионера, которые возглавляются как городами-миллионерами (см.статью), так и городами, не достигшими такого статуса.

Место Агломерация Население, 
урбанизированное/субурбанизированное-тяготеющее, 
тыс. чел 
(2010)
[2]
1 Московская 16023(14700[3])/17316
2 Санкт-Петербургская 5681(5400[3])/6230
3—4 Самарско-Тольяттинская[4] 2300[3]; 2555 в Самарско-Тольяттинско-Сызранской конурбации
3—4 Ростовская[4] 2160; 2700[5]
5 Екатеринбургская 2054/2054
6 Нижегородская 1928/2097
7 Новосибирская 1736/(1928)1997; 1645/2070; 1887/2050
8—10 Волгоградская 1416/1517
8—10 Казанская 1352/1560
8—10 Челябинская 1322/1535
11 Омская 1182/1261
12—14 Новокузнецкая (Кузбасская)*[4] 1096/1206
12—14 Уфимская 1087/1235
12—14 Саратовская* 1070/1117
15—18 Красноярская 1061/1155
15—18 Краснодарская* 1046/1344
15—18 Пермская 1044/1144
15—18 Воронежская* 976/1175
19—20 Иркутская (Иркутско-Черемховская)*[4] 1041/1081
19—20 Набережночелнинская (Нижне-Камская)*[4] 1100[3]
21—22 Владивостокская*[4] 1010[3]; 1125/1199[6]
21—22 Тульско-Новомосковская*[4] 1030[3]

 

     Наука активно заинтересовалась агломерациями  во второй половине прошлого столетия. Их исследовали градостроители, географы, экономисты, социологи, экологи. В научно-исследовательских  и проектных институтах были созданы  основы теории агломерации. Но в нашей стране агломерации долго не являлись специальным объектом градостроительного проектирования, и лишь в последние годы существования СССР в сферах управления появилось понимание их важности в перспективном устройстве  страны и регионов.

     Речь  идет о взаимовыгодном союзе крупного города с малыми и средними. Города и  поселки-спутники дают возможность крупному городу-центру (ГЦ) сосредоточиться на выполнении его исторической миссии — служить очагом нового, двигателем общественного прогресса. Спутники, в свою очередь, опираются на ГЦ  в своем развитии и функционировании.

     Обращение крупного города к агломерации —  естественный результат его саморазвития, которое также проявляется и  в соблюдении соответствия функциональной структуры города его рангу, меняющемуся  по мере развития. Периодически в этой структуре возникают новые элементы, отвечающие веяниям времени, а неуместные элементы становятся достоянием истории.

     Два процесса, совмещаясь, формируют агломерации. Первый стимулируется ГЦ, заинтересованным в развитии спутников как средстве решения своих проблем  (вынос части производств, создание объектов транспортной  и коммунально-хозяйственной инфраструктуры, развитие рекреационных баз и т.д.). Второй осуществляется усилиями внешних субъектов — министерствами, фирмами, промышленно-финансовыми группами, стремящимися использовать для размещения подведомственных им объектов благоприятные условия окружающей ГЦ территории.

     Таким образом, действуют два начала —  территориальное (исходящее от города) и отраслевое. Первому присущ комплексный подход при устройстве территории. Второй преследует, прежде всего, отраслевую выгоду, недостаточно учитывая территориальные интересы.

     Итак, агломерации, естественно, далеко не единственный путь развития, у которого, кстати, есть и недостатки. Например, обезлюживание и без того разряженной сетки поселений в том числе за счет стягивания на себя ограниченных инвестиционных ресурсов. Но и альтернативы данному типу развития территорий в большинстве регионов, на наш взгляд, не осталось.  

     1.2. Проблемы и перспективы агломераций в РФ 

Информация о работе Аггломерации в Уральском регионе