Административно-территориальное устройство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 16:31, курсовая работа

Краткое описание

В этой работе я ставлю перед собой целью рассмотреть одну из тем такой юридической дисциплины, как теории государства и права, – теорию административно-территориального устройства. Рассматриваемый вопрос, вероятно, не относится к наименее изученным, по которым написано недостаточно для полного и подробного изучения, но, к сожалению, действительность вновь и вновь возвращает нас к нему. Неурегулированность отношений с Чечнёй, сложное положение в Абхазии и Приднестровье – это боль и страдание живых людей, проблемы, требующие справедливого и разумного разрешения. Поэтому вопрос административно-территориального устройства является сейчас актуальным особенно в Российской Федерации.

Содержание

Введение ……………………………………………………….. 3 стр.
Формы административно-территориального устройства….... 5 стр.
§1. Унитарная форма………………………………………... 7 стр.
§2. Федеративная форма……………………………………. 10 стр.
§3. Смешанные и переходные формы……………………... 16 стр.
Форма государственного устройства Российской Федерации 23 стр.
Заключение……………………………………………………... 25 стр.
Библиография…………………………………………………... 26 стр.
1. Список литературы…………………….…………………. 26 стр.
2. Список источников…………………….…………………. 26 стр.

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 125.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Юридический факультет

Кафедра истории и теории государства и  права

 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

ПО  ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА  И ПРАВА

 

на тему:

"Административно-территориальное  устройство" 
 
 
 
 

Выполнил: студент гр. Ю-991

Лякин В.Е.

Проверила:

Рыбакова  Т.В. 
 
 
 

Кемерово 2000 

 

      Содержание: 

  1. Введение  ……………………………………………………….. 3 стр.
  1. Формы административно-территориального устройства….... 5 стр.

       §1. Унитарная форма………………………………………... 7 стр.

         §2. Федеративная форма……………………………………. 10 стр.

        §3. Смешанные и переходные формы……………………... 16 стр.

  1. Форма государственного устройства Российской Федерации 23 стр.
  2. Заключение……………………………………………………... 25 стр.
  3. Библиография…………………………………………………... 26 стр.

        1. Список литературы…………………….…………………. 26 стр.

        2. Список источников…………………….…………………. 26 стр.

 

      I. Введение

 

      В этой работе я ставлю перед собой  целью рассмотреть одну из тем  такой юридической дисциплины, как  теории государства и права, –  теорию административно-территориального устройства. Рассматриваемый вопрос, вероятно, не относится к наименее изученным, по которым написано недостаточно для полного и подробного изучения, но, к сожалению, действительность вновь и вновь возвращает нас к нему. Неурегулированность отношений с Чечнёй, сложное положение в Абхазии и Приднестровье – это боль и страдание живых людей, проблемы, требующие справедливого и разумного разрешения. Поэтому вопрос административно-территориального устройства является сейчас актуальным особенно в Российской Федерации.

      Государство – понятие многогранное, характеризующееся рядом признаков, присущих только ему. Л.С. Мамут писал, что подход к государству как к локализованной в пространственно-временных рамках определенной "людской совокупности", политической коллективности предполагает рассмотрение вопросов административно-территориального устройства, гражданства, пределов суверенитета данной публичной власти, государственных границ, межгосударственных отношений и т.д.1 Отсюда следует важность понимания способности территориального устройства на саморазвитие, на её трансформацию в те или иные формы, так как территория является главным, формальным признаком государства. Территория не застывшее, а динамично развивающееся закономерное явление.

      Однако  над общими факторами функционирования, развития территорий задумываются крайне мало не только лица, олицетворяющие практику государственной деятельности (президенты, министры, депутаты), но и учёные – государствоведы, экономисты, философы. Нельзя сказать, что территориальное устройство – объект слабого внимания со стороны правителей и учёных. Наоборот, чрезмерный акцент на данную 
проблему делает её уязвимой. Другое дело, не все задумываются над закономерностями развития территорий, их историческими особенностями.

       Несмотря  на то, что в различных странах  государственные формы имеют  свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии, форма административно-территориального устройства государств, особенно современных, имеет общие признаки, что позволяет дать определение каждому элементу формы государства. И в данной работе хотелось бы подробно изложить формы территориального устройства, выдвигаемые российскими учёными, и провести их систематизацию. Особое внимание будет уделено проблеме административно-территориального устройства Российской Федерации.

 

    II. Формы административно-территориального устройства
 

     Рассматривая  вопрос о форме государства, необходимо иметь в виду, что это, в первую очередь, вопрос о форме правления. Но не только. Это ещё и вопрос о национально-государственном и административно-территориальном устройстве государства, о связи центральных и местных органов власти и управления, распределении между ними полномочий.

      Изучая  этот второй блок формы государства, прежде всего следует обратить внимание на многозначность понятия "устройство государства" в теории государства  и права. Говорится об устройстве государства как форме государства, об устройстве как форме правления, об устройстве как территориальной организации. И это не случайно. Действительно, во всех этих случаях речь идет именно об устройстве (строении, организации) государства, но только в разных аспектах: политическом, структурном, территориальном.

      Об  этом последнем – территориальном  – устройстве и говорится в связи с национально-государственной и административно-территориальной организацией государства.

      Необходимость определённым образом построить  территориальную организацию государства вытекает из того обстоятельства, что любое государство расположено на ограниченной территории, там же проживают граждане (подданные) этого государства. Для выполнения своего социального назначения – организации экономической жизни, защиты граждан, создания страховых запасов и т. п. – государство ведёт разнообразную деятельность. Например, финансовую (взимает и распределяет налоги, сборы, пошлины и т. п.), экономическую (регулирует в той или иной степени распределительные, рыночные, производственные отношения), военную (осуществляет организацию военной службы) и т. д. Но вести всю эту деятельность из одного центра при значительной численности населения и больших размерах государства становится объективно невозможным.

      После определённого порога численности  граждан и размеров территории возникает необходимость разделить территорию на округа, штаты, земли, области, края, кантоны, районы, губернии, уезды и т. д., а также создать на этих территориальных образованиях местные (территориальные) органы власти. Возникает потребность распределить полномочия между центральными и местными органами власти и управления.

      Как, например, шла территориальная структуризация США? При освоении Запада в XVIII веке стали действовать следующие нормы. Когда на землях Запада население достигало определённых размеров ("5 тысяч свободного мужского населения дееспособного возраста"), соответствующая территория должна была созвать "генеральную ассамблею", чтобы помогать назначенному губернатору управлять делами. А когда население достигало численности "60 тысяч свободных лиц", Конгресс должен был принять территорию в качестве нового штата "на равных правах с прежними штатами во всех мыслимых отношениях". Количество штатов постепенно выросло до 50. Почти во всех случаях новый штат проходил через этап территориального управления.

      Кроме того, население того или иного  государства может быть многонациональным. Каждая народность, нация может иметь  свои традиции и иные духовные потребности. Следовательно, приходится учитывать  при устройстве государства и этот многонациональный аспект населения.

      Наконец, субъективные и даже случайные факторы  – заимствования, политико-правовые подражания, колониальное воздействие, политические интересы и многое другое – тоже влияют на территориальную организацию государства.

      Как и форма правления, территориальное  устройство также уходит своими корнями  в глубокую древность. Уже древние  восточные деспотии – империи – делились на провинции, города, сатрапии, завоёванные территории и т. д. Имели эти территориальные образования и свои органы власти и управления.

      Так оно, собственно, и должно было быть при переходе человечества в IV – III тыс. до н.э. к государственной форме организации общества. Ведь именно возникновение первоначально городов-государств, а потом их различных форм привело к замене кровнородственных связей, которые были характерны для первобытного общества, территориальной организацией общества. Но эта территориальная организация объективно повлекла за собой членение государств на более мелкие образования, появление сложной структуры органов государства.

      Разумеется, государство – это не сумма  его территориальных образований, но без этой структуры государство  функционировать не может. Теория государства  и права выделяет несколько видов  территориального (национально-государственного и административно-территориального) устройства государства. 

      §1. Унитарная форма 

      Унитарная форма государственного устройства имеет место во многих странах. Она характеризуется единой структурой государственного аппарата на всей территории страны. Парламент, глава государства, правительство распространяют свою юрисдикцию на территорию всей страны. Их компетенция (функциональная, предметная, территориальная) ни юридически, ни фактически не ограничивается полномочиями каких-либо местных органов.

      Все административно-территориальные единицы  имеют одинаковый юридический статус и равное положение по отношению к центральным органам. Они могут иметь в своей основе юридические акты, определяющие и закрепляющие их правовое положение (например, уставы). Административно-территориальные единицы не могут обладать какой-либо политической самостоятельностью. Однако в области хозяйственной, социально-культурной их полномочия могут быть достаточно широкими, позволяющими осуществлять управление территорией, учитывая при этом её особенности. Но в подавляющем большинстве современных унитарных государств основное территориальное деление является политико-административным. Наряду с ним в ряде стран имеются административно-территориальные единицы как общего типа, где действуют органы общей администрации, так и специального где действуют специализированные государственные органы (в частности, судебные округа).

      Далее – единое гражданство. Население  унитарного государства имеет единую государственную принадлежность. Никакие административно-территориальные образования собственного гражданства не имеют и не могут иметь.

      Для унитарного государства характерной  является единая система права. Её базу образует единая конституция – основной закон, нормы которого применяются на всей территории страны без каких-либо изъятий или ограничений. Местные органы власти обязаны применять и все другие нормативные акты, принимаемые центральными органами государственной власти. Их собственная нормоустанавливающая деятельность имеет сугубо подчинённый характер, распространяется на соответствующую локальную территорию.

      В унитарном государстве действует  единая судебная система, которая осуществляет правосудие на территории всей страны, руководствуясь общими для всех государственных образований нормами материального и процессуального права. Судебные органы, как, впрочем, и все другие правоохранительные органы, представляют собой звенья единой централизованной системы.

      В унитарном государстве используется одноканальная система налогов. Как правило, налоги поступают в центр, а оттуда уже распределяются в разные регионы.

      Таким образом, в унитарном государстве  осуществляется централизация всего  государственного аппарата и вводится прямой либо косвенный контроль над  местными органами.

      Присущая  всем унитарным государствам централизация  может проявляться в разных формах и в разной степени, В некоторых странах вообще отсутствуют местные органы и административно-территориальные единицы управляются назначаемыми представителями центральной власти. В других государствах местные органы создаются, но они поставлены под контроль (прямой или косвенный) центральной власти.

      В зависимости от того, какой вид  контроля она осуществляет за местными органами, различают централизованные и децентрализованные унитарные государства. В децентрализованных унитарных государствах существует конституционное распределение полномочий между центральной властью и территориальными единицами высшего уровня. Это сближает их с федеративными государствами. Различие же с централизованными государствами заключается в том, что они (централизованные) – это те государства, в которых нет местной автономии вообще, а функции власти на местах осуществляют только назначенные сверху администраторы. Это государства с выраженными авторитарными политическими режимами. В ряде стран Тропической Африки значительная роль в осуществлении власти на местах принадлежит родоплеменным вождям. Впрочем, сейчас редко можно встретить государства, где на местах отсутствуют выборные органы. Однако в странах с однопартийной системой, формальное наличие местных выборных органов власти есть не более чем ширма для всевластия на местах.

Информация о работе Административно-территориальное устройство