Государственная власть: понятие, формы и способы ее осуществления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 22:56, реферат

Краткое описание

Цель настоящей работы - комплексное теоретическое осмысление правовых форм осуществления государственной власти, глубокий и всесторонний анализ способов их реализации.
Цель работы предполагает постановку и решение следующего круга задач:
- рассмотреть особенности происхождения государства и права;
- изучить понятие государственной власти;
- проанализировать формы и механизмы государства;
- рассмотреть понятие правовое государство.

Вложенные файлы: 1 файл

философия права государство.docx

— 53.90 Кб (Скачать файл)

1) власть  элиты не ограничена законом;

2) народ отстранен  от управления государством и  не может контролировать деятельность  правящей элиты;

3) в политической  жизни допускается существование  многопартийности, но оппозиционные  партии запрещаются;

4) имеются  сферы, свободные от политического  контроля, — экономика и частная  жизнь, контролю подлежит главным  образом политическая сфера жизни  общества;

5) устанавливается  приоритет интересов государства  перед личными интересами;

6) принуждение  и насилие применяются в отношении  открытых противников строя.9

 

4. Понятие и сущность механизма государства

Государственный механизм — это система государственных  органов, призванных выполнять задачи и функции государства. Механизм государства есть та реальная организационная  и материальная сила, располагая которой, государство осуществляет власть, проводит ту или иную политику.

Приведенное определение позволяет выделить следующие характерные признаки механизма государства.

1. Это целостная  иерархическая система государственных  органов и учреждений. Целостность  ее обеспечивается едиными принципами  организации и деятельности государственных  органов и учреждений, едиными  задачами и целями их деятельности.

2. Первичными  структурными частями (элементами) механизма являются государственные  органы и учреждения, в которых  работают государственные служащие (чиновники, иногда их называют  управленцами). Государственные органы  связаны между собой началами  субординации и координации.

3. Для обеспечения  государственных властных велений он имеет непосредственные орудия (учреждения) принуждения, соответствующие техническому уровню каждой эпохи,– вооруженные отряды людей, тюрьмы и др. Без них не может обойтись ни одно государство.

4. При помощи  механизма практически осуществляется  власть и выполняются функции  государства.

Между функциями  государства и его механизмом связь прямая и нерасторжимая. В  силу того, что механизм как раз  и создается для выполнения функций  государства, последним в этой связи  принадлежит определяющая роль. Органы государства и учреждения вынуждены подстраиваться к изменяющимся его функциям. Если, к примеру, в обществе берут верх функции, вытекающие из классовых или национальных противоречий, то вслед за этим неизбежно выходят на первый план такие элементы механизма государства, как органы и учреждения насилия, принуждения10.

Структура государственного аппарат (механизма государства) включает в себя:

1) государственные органы, которые находятся в тесной взаимосвязи и соподчиненности при осуществлении своих непосредственных властных функций. Особенностью государственных органов является то, что они обладают государственно-властными полномочиями, т.е. такими средствами, ресурсами и возможностями, которые связаны с силой государства, с принятием общеобязательных управленческих решений;

2)государственные организации — это такие подразделения механизма государства (его «материальные придатки»), которые призваны осуществлять охранительную деятельность данного государства (вооруженные силы, службы безопасности, милиция, налоговая полиция и т.п.);

  1. государственные учреждения — это такие подразделения механизма государства, которые властными полномочиями (за исключением их администраций) не обладают, а осуществляют непосредственную практическую деятельность по выполнению функций государства в социальной, культурной, воспитательно-образовательной, научной сферах (библиотека, поликлиника, больница, почта, телеграф, научно-исследовательский институт, вуз, школа, театр и т.д.);
  2. государственные предприятия — это такие подразделения механизма государства, которые тоже властными полномочиями (за исключением их администраций) не обладают, а осуществляют хозяйственно-экономическую деятельность, производят продукцию либо обеспечивают производство, выполняют различные работы и оказывают многочисленные услуги для удовлетворения потребностей общества, извлечения прибыли (речь может идти о казенных заводах, фабриках и пр.);
  3. государственных служащих (чиновников), специально занимающихся управлением;

6) организационные и финансовые средства, а также принудительную силу, необходимых для обеспечения деятельности государственного аппарата.

Государственные органы многообразны. Они могут подразделяться в зависимости от следующих критериев:

  • по порядку образования органы государства классифицируются на органы, избираемые непосредственно народом и органы, формируемые другими государственными органами;
  • по форме реализации государственной деятельности — на законодательные (представительные), исполнительно-распорядительные, судебные, контрольно-надзорные органы;
  • по принципу разделения властей — на законодательные, исполнительные и судебные;

На механизм государства, классификацию его  высших органов непосредственное влияние  оказывает принцип разделения властей, в соответствии с которым создаются  законодательные, исполнительные и  судебные органы.

Законодательные органы. Право издания законов  принадлежит обычно высшим представительным органам. Обозначаются они общим  родовым термином «парламент». В  Англии, Канаде, Индии и других странах  термин «парламент» – собственное  имя законодательного органа, в остальных  странах он называется иначе. Парламенты в большинстве стран мира состоят  из нижней и верхней палаты. Однопалатные парламенты существуют в небольших  странах (Дания, Финляндия). Верхняя  палата нередко служит своеобразным противовесом обычно более демократичной  нижней палате.

Исполнительные  органы. Исполнительная власть принадлежит  правительству, которое непосредственно  управляет страной. Правительство  обычно состоит из главы правительства (премьер-министра, председателя совета или кабинета министров, первого министра, канцлера и т.д.), его заместителей и членов правительства, которые возглавляют отдельные центральные ведомства государственного управления (министерства, департаменты) и именуются министрами, секретарями, статс-секретарями. Свою многостороннюю деятельность правительство осуществляет через многочисленные органы государственной администрации – министерства, ведомства, комиссии и т. д.

Органы правосудия образуют довольно сложную систему, состоящую из гражданских, уголовных, административных, военно-полевых, транспортных и иных судов. На верху этой системы  находятся верховные и конституционные  суды. Судебные органы реализуют правосудие посредством регулируемого процессуальным правом судопроизводства. В странах, где существует судебный прецедент, они участвуют в правотворчестве. Суды независимы. Законодательством закреплены такие демократические принципы, как равенство всех перед законом и судом, участие в рассмотрении дела присяжных заседателей, право обвиняемого на защиту и т. д.

Важнейшей проблемой  принципа разделения властей является определение места и роли главы  государства. Разделенная на три  ветви государственная власть не перестает быть единой и суверенной: у нее единый властеобразующий источник – народ, она выражает единые коренные интересы населения страны. Поэтому самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти не абсолютна, а относительна. Глава государства как раз и призван обеспечивать согласованное функционирование этих органов в интересах единой властной воли народа и достижения общегосударственных целей. В современных государствах глава государства, по общему правилу, является единоличным: в конституционных монархиях – монарх, в республиках – президент.11

 

5. Правовое государство: понятие, принципы

Государство — это организация политической власти, содействующая преимущественному  осуществлению конкретных классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и других интересов в пределах определенной территории.

Право —  это система общеобязательных, формально  определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую волю (конкретные интересы общества, классов и т.п.), устанавливаемых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений.

Единство  государства и права состоит  в том, что они:

  • возникают и развиваются совместно;
  • имеют одинаковые проявления по своей сущности и типологии;
  • выступают средствами управления, инструментами власти;
  • призваны сочетать и обеспечивать личные, групповые и общественные интересы;
  • основаны на едином базисе, определяются социально-экономическими и духовными факторами и т.п.

Различия  между государством и правом заключаются  в следующем:

  1. они не совпадают по формам, функциям и т.д.;
  2. если государство есть особая организация политической власти, то право есть социальный регулятор;
  3. если государство выражает силу, то право — волю;
  4. если первичным элементом государства является государственный орган, то первичным элементом права — норма12.

Что касается взаимодействия государства и права, то оно, с одной стороны, состоит  в том, что государство формирует, изменяет, отменяет право (правотворчество), а также реализует и охраняет его (правоприменение); с другой стороны, право воздействует на государство, упорядочивая деятельность государственного аппарата, устанавливая компетенцию его органов.

Выделяют  два основных типа взаимоотношения  между государством и правом:

  1. когда государство стоит над правом, выступая определяющим фактором (характерно для антидемократических государств);
  2. когда право стоит над государством, выступая его ограничителем (характерно для правовых государств).

Человечество  с древнейших времен ищет оптимальные  формы соотношения личности и  государства, сочетания их интересов. В идеальном варианте интересы личности должны стоять на первом месте, благо  народа должно представлять высший закон  для государства.

Однако практика далеко не всегда достигала таких  высоких идеалов и обычно останавливалась  на более низких устремлениях –  выгоде для государства, отдельных  слоев, облеченных публичной властью. Еще Аристотель выделял два рода правления, один из которых направлен  к выгоде правителя, другой – к  интересам подданных, общества.

Люди все  чаще стали задумываться над такими вопросами: как сделать, чтобы государство  не превращалось из «слуги» в «хозяина», как и с помощью какого средства направлять его энергию, силу, власть в русло общего блага, какое противоядие  можно, использовать в целях минимизации  произвола и различных злоупотреблений? На эти вопросы отвечают по-разному, существует широкая амплитуда мнений.

Одни мыслители  считают, что в принципе ничего нельзя противопоставить такой страсти. Другие ученые исходят из того, что государственную  власть вообще не надо ограничивать. Подобные идеи характерны для этатистов («этатизм» – от французского «государство»), которые всячески возвышают государство над правом, отвергают возможность жесткого упорядочения государственной власти со стороны права. Третья точка зрения выражает стремление к максимальному ограничению государственной власти, а затем и к ее полному устранению с политической сцены/видя в этой власти главную угрозу для свободы личности. Такие взгляды присущи анархизму. Мнение четвертой группы мыслителей не столь категорично. Они выступают, с одной стороны, против ликвидации государственной . власти, ибо без нее пока просто не обойтись, а с другой стороны, не могут согласиться и с теми идеологами, которые данную власть абсолютизируют, выводят ее из-под социально-правового контроля. Речь идет о представителях концепции правового государства, которые в качестве средства, организующего государственную власть, называют право. В этой связи идея правового государства выступает одной из форм своеобразного компромисса различных идеологий, той «золотой серединой» (мерой), к которой предлагали стремиться еще древние мудрецы.

Итак, уже  в древности начинаются поиски принципов, форм и конструкций для установления взаимных связей, зависимостей и согласованного взаимодействия права и власти. В  теоретически развитом и развернутом  виде учения о правовом государстве  были оформлены гораздо позже  – в условиях борьбы против феодального  произвола и абсолютистского  деспотизма, в период буржуазных революций  и утверждения нового строя. Базируясь  во многом на античных источниках, такие  мыслители, как Ш. Монтескье, Дж. Локк, Т. Гоббс, Ж.Ж Руссо, А.Н. Радищев и  другие, вывели проблему соотношения  государства и права на светский уровень, освободили ее в значительной части от религиозного мировоззрения13.

Теория правового  государства вовсе не застывшая  догма. Она развивается и сегодня, постоянно наполняясь новым содержанием  по мере накопления в истории человечества правовых и нравственных традиций и  политического опыта. Вместе с тем  следует помнить, что в юридической  науке никогда не существовало, не существует и сейчас единой общепризнанной концепции правового государства. Она может обосновываться и разрабатываться с разных мировоззренческих позиций, в рамках различных типов правопонимания, отражать реалии различных национальных политических и правовых систем и т.д.

Информация о работе Государственная власть: понятие, формы и способы ее осуществления