Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июля 2014 в 20:27, курсовая работа
Целью настоящей работы является:
- исследование государственной власти;
- выявление форм ее осуществления в РБ и России.
При исследовании темы настоящей работы перед нами поставлены следующие задачи:
- исследовать понятие и свойства государственной власти;
- охарактеризовать формы осуществления государственной власти;
- описать ныне существующие органы государственной власти, их сущность и властные полномочия в РБ и России.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. ПОНЯТИЕ И СВОЙСТВА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ…………..5
1.1 Понятия государственной власти…………………………………….…5
1.2 Свойства государственной власти………………………………….…..7
2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ………………………………………………………………………….9
2.1 Формы осуществления государственной власти………………………9
2.2 Методы осуществления государственной власти……………………..10
3. ОРГАНЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ИСПОЛНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ…………………………...13
3.1 Президент……...…………………………………………………………13
3.2 Законодательная власть…………………………………………………16
3.3 Исполнительная власть………………………………………………….17
3.4 Судебная власть…………….……………………………………………20
4. ОРГАНЫ РОССИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ИСПОЛНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ИХ СУЩНОСТЬ И ВЛАСТНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ ………………………………………………………………...22
4.1 Президент………………………………………………….……………..22
4.2 Законодательная власть…………………………………………………24
4.3 Исполнительная власть……………………………….…………………26
4.4 Судебная власть и судебная система……………………………….…..26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………
Государственная власть, её свойства и формы осуществления в Республике Беларусь и России
Курсовая работа
по общей теории права
студента 1 курса, правоведение, дневная
2014
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. ПОНЯТИЕ И СВОЙСТВА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ…………..5
1.1 Понятия государственной власти…………………………………….…5
1.2 Свойства государственной власти………………………………….…..7
2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ……………………
2.1 Формы осуществления
государственной власти……………………
2.2 Методы осуществления
государственной власти……………………
3. ОРГАНЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ИСПОЛНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ…………………………...13
3.1 Президент……...…………………………………………
3.2 Законодательная власть…………………………………………………16
3.3 Исполнительная власть………………………………………………….17
3.4 Судебная власть…………….………………………
4. ОРГАНЫ РОССИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ИСПОЛНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ИХ СУЩНОСТЬ И ВЛАСТНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ ………………………………………………………………...22
4.1 Президент………………………………………………….…
4.2 Законодательная власть…………………………………………………24
4.3 Исполнительная власть……………………………….…………………26
4.4 Судебная власть и судебная система……………………………….…..26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………29
ВВЕДЕНИЕ
Власть есть присущее обществу волевое отношение между людьми. Власть необходима, подчеркивал Аристотель, прежде всего, для организации общества, которое немыслимо без подчинения всех участников единой воле, для поддержания его целостности и единства.
Власть — это право и возможность распорядиться кем-нибудь или чем-нибудь, а также подчинять своей воле. Власть – это возможность или способность воздействия на жизнедеятельность, поведение людей и коллективов с помощью каких-либо средств: авторитета, воли, права, насилия. Государственная власть возникает одновременно с государством и является его неотъемлемым атрибутом. Государственная власть – это политическое руководство обществом осуществляемое при помощи органов государства и других государственных учреждений в интересах либо народа, либо классов, либо социальных групп.
Государственная власть — это важнейший атрибут государства, наделённый властными функциями по управлению страной. В современном демократически ориентированном обществе государственная власть основывается на принципе народовластия. Её источник – не божественная воля и не харизматические свойства правителя, а суверенитет народа; его волей, выраженной в конституции страны, определяется характер государственной власти и формы её осуществления [2, c. 203].
Необходимым условием укрепления и развития государственной власти являются законность, единообразное и неуклонное исполнение законов которые издаются органами и должностными лицами государства, а также гражданами и общественными организациями. Таким образом, государственная власть относится к числу необходимых и специальных средств для управления страной, принятия и приведение в жизнь законов, предназначенных для урегулирования отношений как в самом государстве, так и на международном уровне.
История России свидетельствует, что, начиная со времен Петра I, величие страны достигалось под воздействием мощной централизованной государственной власти, обеспечивающей единство правового, экономического, политического пространства, жесткую исполнительную вертикаль. Государственная власть является направляющей и организующей силой, способной принимать решения и претворять их в жизнь.
Целью настоящей работы является:
- исследование государственной власти;
- выявление форм ее осуществления в РБ и России.
При исследовании темы настоящей работы перед нами поставлены следующие задачи:
- исследовать понятие и свойства государственной власти;
- охарактеризовать формы
- описать ныне существующие
органы государственной власти,
их сущность и властные
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СВОЙСТВА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
«… Там, где отсутствует власть закона, нет места и какой – либо форме государственного строя…» [3, c.23].
Говоря о власти, как социальном явлении, следует отметить, что любое человеческое общество на различных этапах его развития всегда предполагает властное руководство им, т.к. оно является главным условием функционирования, социальной системы, а также регулятором общественных отношений, возникающих в любом организованном обществе.
В юридической литературе родовую общину выделяют как исторически первую форму организации до государственного общества. Власть носила общественный характер, ее высшим органом являлось народное собрание, решения которого были обязательными и распространялись на всех взрослых членов рода, племени, союз племен. Кроме того, общественные отношения в первобытном обществе регулировались с помощью обычаев - исторически сложившиеся правила поведения, которые вошли в привычку в результате многократного повторения и совершения одних и тех же действий и поступков. Кроме обычаев, действовали такие общественные нормы как традиции, морали, ритуалы, обряды, религиозные нормы и др. Особенностью первобытного общества являлось отсутствие в нем специальных органов власти (аппарата принуждения, что характерно лишь для государственно- организованного общества).
Таким образом, с разложением первобытнообщинного строя и возникновением государства, появляется совершенно иная организация - государственная власть, которая характеризуется имущественным и социальным неравенством (появление имущих и неимущих классов), опирается на силу государственного принуждения, используя при этом специальный аппарат и учреждения (суд, тюрьмы, правоохранительные органы и другие государственные учреждения и организации).
Одной из важнейших особенностей государственной власти состоит в том, что она проявляется в деятельности государственных органов и учреждений, образующих механизм (аппарат) этой власти. Она потому и называется государственной, что ее практически олицетворяет, приводит в действие, претворяет в жизнь прежде всего механизм государства. Видимо, поэтому государственную власть часто отождествляют с органами государства, особенно высшими. С научной точки зрения такое отождествление недопустимо. Во-первых, государственную власть может реализовать сам властвующий субъект. Например, народ через референдум и другие институты непосредственной (прямой) демократии принимает важнейшие государственные решения. Во-вторых, политическая власть изначально принадлежит не государству, его органам, а либо элите, либо классу, либо народу. Властвующий субъект не передает органам государства свою власть, а наделяет их властными полномочиями.
Основоположники марксизма характеризовали государственную (политическую) власть как «организованное насилие одного класса для подавления другого» [10, c.137]. Для классово-антагонистического общества такая характеристика в общем и целом верна. Однако любую государственную власть, тем более демократическую, вряд ли можно сводить к «организованному насилию».
Государственная власть может быть слабой или сильной, но, лишенная организованной силы, она теряет качество государственной власти, так как становиться неспособной провести волю властвующего субъекта в жизнь, обеспечить законность и правопорядок в обществе. Государственную власть не без оснований называют центральной организацией силы. Правда, любая власть нуждается в силе авторитета: чем глубже и полнее власть выражает интересы народа, всех слоев общества, тем больше она опирается на силу авторитета, на добровольное и сознательное подчинение ей. Но пока существует государственная власть, будут у неё и предметно-материальные источники силы – вооруженные организации людей или силовые учреждения (армия, полиция, органы государственной безопасности), а также тюрьмы и другие принудительные вещественные придатки. Организованная сила обеспечивает государственной власти принудительную способность, является её гарантом. Но она должна направляться разумной и гуманной волей властвующего субъекта. Применение всей наличной сила имеет безусловное оправдание при отражении агрессии извне или пресечении преступности.
Таким образом, государственная власть есть концентрированное выражение воли и силы, мощи государства, воплощенное в государственных органах и учреждениях. Она обеспечивает стабильность и порядок в обществе, защищает его граждан от внутренних и внешних посягательств путём использования различных методов, в том числе и государственного принуждения и военной силы.
1. Сила, на которой базируется
государственная власть, является
государство: никакая другая власть
подобными средствами
2. Государственная власть
3. Государственная власть суверенна, что означает ее независимость извне и верховенство внутри страны. Верховенство государственной власти, прежде всего, состоит в том, что она выше власти всех других организаций и общностей страны, все они должны подчиняться власти государства.
4. Государственная власть
5. Государственная власть
Государственный суверенитет - это присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях.
Государство осуществляет высшую власть в пределах собственных границ. Оно само определяет, какими будут отношения с другими государствами, а последние не вправе вмешиваться в его внутренние дела. Государство располагает суверенитетом независимо от величины территории, численности населения, политического режима.
Верховенство государственной власти означает:
- ее безусловное
- монопольную возможность
- осуществление властных полномочий в специфических формах, прежде всего юридических (правотворческой, правоприменительной и правоохранительной);
- прерогативу государства
Государственный суверенитет включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных единиц и невмешательство во внутренние дела. Если какое бы то ни было иностранное государство или внешняя сила нарушает границы данного государства или заставляет его принять то или иное решение, не отвечающее национальным интересам его народа, говорят о нарушении его суверенитета.
Выступая признаком государства, суверенитет характеризует его как особого субъекта политических отношений, как главного компонента политической системы общества. Суверенитет является полным и исключительным, одним из неотъемлемых свойств государства. Более того, именно он и есть тот критерий, который позволяет отличить страну от других публично-правовых союзов.
ГЛАВА 2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
2.1 Формы осуществления государственной власти
Формы осуществления государственной власти - это практическое выражение государственной деятельности по осуществлению функций государства.
Различаются правовые и неправовые формы реализации функций государства. В правовых формах отражаются связь государства и права, обязанность государства действовать при выполнении своих функций на основе права и в рамках закона. Кроме того, они показывают, как государственные органы и должностные лица работают, какие юридические действия они совершают. Обычно выделяют три правовые формы осуществления функций государства — правотворческую, правоисполнительскую и правоохранительную.
Правотворческая деятельность — это подготовка и издание нормативно-правовых актов, без которых реализация других функций государства практически невозможна. Например, как осуществлять социальную функцию без кодифицированного социального законодательства, социального права?
От правоисполнительской деятельности
зависит тот факт, будут ли законы и другие
нормативные акты реализованы или они
останутся лишь благими пожеланиями законодателя.
Основное бремя по исполнению правовых
норм лежит на органах управления (исполнительно-