Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 14:20, реферат
Государственная система управления трудовыми ресурсами Российской Федерации включает совокупность органов государственной, законодательной, исполнительной и судебной власти и управления, централизованно регулирующих основные социально-трудовые отношения, а также методы управления и механизм их использования.
Государственная система управления трудовыми ресурсами
Государственная система управления трудовыми ресурсами Российской Федерации включает совокупность органов государственной, законодательной, исполнительной и судебной власти и управления, централизованно регулирующих основные социально-трудовые отношения, а также методы управления и механизм их использования. Ее задачами являются принятие законов, контроль за их исполнением, выработка и реализация политики и рекомендаций в области социально-трудовых отношений в стране, охватывающих вопросы оплаты и мотивации труда, регулирования занятости и миграции населения, трудового законодательства, уровня жизни и условий труда, организации труда и конфликтных ситуаций и т.д. В условиях рыночных отношений государственное регулирование социально-трудовых отношений носит ограниченный характер и, как свидетельствует опыт развитых стран, касается вопросов трудового законодательства, занятости, оценки уровня жизни и некоторых других.
В условиях современной России для
сферы труда характерен переход
от монополии государства в
Трудовой кодекс РФ регламентирует трудовое поведение в различных ситуациях (прием на работу, увольнение, охрана труда, компенсации работникам, отпуска и т.д.) представителей администрации, наемных работников, профсоюзов. Закон о банкротстве предприятий в отдельных статьях регулирует отношения между трудовым коллективом и администрацией в случае санации (банкротства) предприятия, охватывая более узкий круг вопросов (выплата заработной платы и порядок увольнения). В законодательстве закреплены права и обязанности сторон и в таких вопросах, как защита от дискриминации, применение детского труда, безопасность, гигиена труда и др.
Программы подразделяются на федеральные,
призванные решать проблемы общенационального
или межрегионального масштаба (например,
Программа содействия занятости
населения РФ, Программа поддержки
малого предпринимательства), региональные
(например, Программа развития экономики
и культуры малочисленных народов
Севера), отраслевые (например, Программа
санации неперспективных и
Законодательная власть осуществляет принятие законов, содержащих обязательные правила поведения, в том числе в области социально-трудовых отношений. Она представлена Федеральным Собранием в лице двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.
Федеральные законы в области трудового законодательства принимаются Государственной Думой. Совет Федерации также обладает правами по участию в законодательной деятельности, но они имеют иной характер, чем у Госдумы. Совет Федерации не наделен правом принимать законы, но он правомочен одобрять или отклонять федеральные законы, принятые Госдумой. Значительную роль в осуществлении парламентского контроля играют комитеты палат. Комитеты и комиссии палат - органы, способствующие эффективной деятельности парламента, реализации его компетенции через подготовку, экспертизу, обоснование законов и других нормативных документов.
Органы исполнительной власти осуществляют исполнение законов; на них возлагается исполнительно-распорядительная деятельность. Исполнительную власть осуществляет Правительство РФ, формируемое Президентом. Правительство обеспечивает соответствие Конституции РФ федеральных законов, нормативных указов Президента в области социально-трудовых отношений на практике.
Деятельность Правительства
Судебные органы осуществляют правосудие: наказание нарушителей, разрешение проблем, конфликтов, связанных с применением трудового законодательства. Судебную власть представляют суды: Верховный, Высший Арбитражный и Конституционный, федеральные суды, а также Министерство юстиции.
Министерство юстиции РФ обеспечивает
реализацию государственной политики,
в том числе в социально-
В решении ряда социально-трудовых
проблем важную роль играют также
различные организации профсоюз
В профсоюзном движении России сейчас выделяются следующие организационные объединения:
объединяют 300-350 тыс. человек, входящих
в 25 офици
ально зарегистрированных и столько же
незарегистриро
ванных альтернативных профсоюзов. Возникли
на волне
массовых забастовок лета 1989 г.;
онно обособленные в масштабах
города (например, С.-Пе
тербурга);
10, они объединяют до 3 млн человек,
занятых в негосу
дарственном секторе, а также самих предпринимателей.
Эти
профсоюзы скорее содействуют развитию
предприниматель
ства, чем защищают права наемных работников.
Многие вопросы управления трудовыми ресурсами рассматриваются с учетом международных соглашений, конвенций и других документов в области труда, которые являются обязательными для государств - членов МОТ, каковым является и Россия.
Центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим руководство работой по обеспечению единой государственной политики в области труда, занятости и социальных вопросов и одновременно координирующим работу по этим направлениям в Российской Федерации, является Министерство здравоохранения и социального развития РФ, которое работает во взаимодействии с центральными органами федеральной исполнительной власти, субъектов Федерации и с общественными организациями. Это министерство, подведомственные ему организации, учреждения, предприятия и органы по труду и зада
нятости населения субъектов Федерации образуют единую государственную систему управления социально-трудовыми вопросами в Российской Федерации.
Основными задачами Федеральной службы по труду и занятости Министерства здравоохранения и социального развития РФ
являются: выработка политики в
социально-трудовой сфере; координация
всей работы в социально-трудовой сфере
в стране; разработка основных направлений
социальной политики правительства; подготовка
рекомендаций по регулированию оплаты
труда; формирование правовой и нормативной
базы регулирования социально-
Федеральная служба по труду и занятости
занимается разработкой и осуществлением
государственной политики в области
занятости населения и
К Федеральной службе по труду и
занятости относится ряд
Международная организация труда (МОТ) - трехсторонняя организация, в которой представлены работники, работодатели и государственные органы с равными правами в процессе принятия решения. Результаты этой деятельности ежегодно обсуждаются на трехсторонней конференции труда.
Цели МОТ - выработка соглашений,
международных конвенций в
дународных конференций, семинаров по вопросам трудовых отношений (социальное партнерство, условия и оплата труда, трудовое законодательство. занятость населения и т.д.) и др. В России действует Московское бюро МОТ.
Государственную систему управления
трудовыми ресурсами России можно
охарактеризовать с двух сторон: с
точки зрения тех задач, функций,
процессов, выполнение которых она
должна обеспечить и для решения
которых создана; и с точки
зрения организационно-структурного состава,
т.е. наличия органов
По составу и характеру задач
государственная система
Основными направлениями
Чем отличается управление человеческими ресурсами от управления персоналом?
1. В отличие от управления
персоналом управление
Информация о работе Государственная система управления трудовыми ресурсами