Гражданство РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 20:57, реферат

Краткое описание

Гражданство является одним из основных правовых институтов. Тема гражданства как никогда актуальна в наше время, так как происходит образование новых государств, объединение государств в союзы (союз России и Белоруссии).
Гражданство - это важный, неотъемлемый атрибут государства, показатель государственного самоопределения соответствующей политико-территориальной общности людей. Гражданство является более неотъемлемым признаком государства, нежели государственный суверенитет, и свойственно как суверенному, так и несуверенному государству. Понятие гражданства сформулировано в преамбуле Закона РФ «О гражданстве РФ». Гражданство есть устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности взаимных прав, обязанностей и ответственности, обоснованной на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.

Вложенные файлы: 1 файл

основная часть.docx

— 66.39 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

Гражданство является одним  из основных правовых институтов. Тема гражданства как никогда актуальна  в наше время, так как происходит образование новых государств, объединение государств в союзы (союз России и Белоруссии).

Гражданство - это важный, неотъемлемый атрибут государства, показатель государственного самоопределения соответствующей политико-территориальной общности людей. Гражданство является более неотъемлемым признаком государства, нежели государственный суверенитет, и свойственно как суверенному, так и несуверенному государству. Понятие гражданства сформулировано в преамбуле Закона РФ «О гражданстве РФ». Гражданство есть устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности взаимных прав, обязанностей и ответственности, обоснованной на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.

Одним из наиболее важных правовых последствий, вытекающих из факта обладания гражданством, является конституционная возможность участия гражданина в осуществлении государственной власти. Гражданин вправе влиять на ее осуществление, а также принимать непосредственное участие (избирать и быть избранным во все органы власти данного государства).

Исходя из вышесказанного, можно отнести гражданство к  одному из основных признаков государства. С гражданством связаны самые существенные последствия для человека: объем его прав, свобод, обязанностей.

 Цель данной работы  заключается в том, чтобы раскрыть  сущность института гражданства, его актуальность, рассмотреть принципы гражданства Российской Федерации и их реализацию, особенности и тонкости данного правового института. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

  • Проанализировать становление и развитие института гражданства РФ;
  • Дать понятие и определить принципы гражданства РФ;
  • Изучить частные случаи гражданства
  • Ознакомиться с органами, ведущими делами о гражданстве

Принятый Федеральный  закон о гражданстве Российской Федерации имеет огромное значение, так как этот документ является основным регулятором норм гражданства. Понимание гражданства и его принципов получает все большее распространение в доктрине, законодательстве и практике применения прав и свобод во многих странах мира. Гражданство все более утверждается как одно из основных прав человека. Обладание гражданством является всеобщим универсальным условием полной правосубъектности лица. Все отношения, связанные с гражданством, регламентируются Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом о гражданстве Российской Федерации от 31 мая 2002г.

Действующая Конституция  Российской Федерации расширила  число норм, регулирующих гражданство, а наиболее важные нормы в этой области отнесены к основам конституционного строя. Закон о гражданстве внес определенный вклад в Российское законодательство, провозгласив ряд новых демократических принципов, которые до этого не были освещены в союзных законах. Этот новый подход означает признание человека и государства равноправными, равнообязанными субъектами, наделенными взаимной ответственностью.

        В ходе написания данной работы использовалась Конституция Российской Федерации, Федеральный Закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 года, Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации (с изменениями от 31 декабря 2003 г.). Это работы Козловой Е.И., Кутафина О.Е. «Конституционное право России», Миронова В. Ф. «Гражданство Российской Федерации», Мушинского В. О. «Конституционное право», а также Чиркина В. Е. «Конституционное право России».

 

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ГРАЖДАНСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

1.1. Понятие гражданства: советский и российский подходы

 

Важной составной частью института, закрепляющего основы правового  статуса личности, является совокупность правовых норм, регулирующих отношения, связанные с гражданством.                                                                                 

Обладание гражданством - предпосылка  полного распространения на данное лицо всех прав и свобод, признаваемых законом, защиты лица государством не только внутри страны, но и за ее пределами.

Все отношения, связанные  с гражданством РФ, регламентируются Конституцией РФ и Федеральным законом от 31 мая 2002 г. «О гражданстве РФ» с последующими изменениями и дополнениями.

В действующей Конституции  РФ наиболее важные нормы, регулирующие гражданство, отнесены к основам конституционного строя (ст. 6).

Гражданство - это устойчивая правовая связь лица с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека. (7, с. 264)

Правовой характер связи  лица с государством, образующий отношения  гражданства, выражается в юридическом  оформлении этой связи. Гражданство - правовое, а не просто фактическое состояние.

Отношения гражданства не зависят напрямую от факта проживания человека в стране. Немало граждан России постоянно проживает за границей, а население России включает не только граждан, но и постоянно проживающих на ее территории иностранных граждан и лиц без гражданства. Все эти категории лиц составляют население страны, понятие которого характеризуется не как правовое, а как демографическое.

Гражданином государства  лицо является не в силу проживания на его территории, а вследствие существующих между лицом и государством особых связей, составляющих содержание гражданства. Они основаны на юридическом оформлении отношений гражданства.

Государство в законе устанавливает  основания, по которым то или иное лицо признается его гражданином, основания  приобретения и прекращения гражданства, порядок решения этих вопросов.

Гражданство каждого человека юридически оформляется документами, подтверждающими это гражданство. Ими являются паспорт гражданина Российской Федерации или иной документ, содержащий указание на гражданство лица.

В соответствии с Положением о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства от 8 июля 1997 г. СЗ РФ. - 1997. - №28. Ст. 3444., паспорт является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на ее территории. Паспорт обязаны иметь все граждане России, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на ее территории. Паспорта изготавливаются и оформляются по единому для всей Российской Федерации образцу на русском языке (республики, входящие в состав РФ, могут изготавливать вкладыши к паспорту с текстом на государственных языках этих республик.) В паспорт вносятся следующие сведения о личности гражданина: фамилия, имя, отчество, пол, дата и место рождения. Делаются также отметки: о регистрации гражданина по месту жительства и снятии его с регистрационного учета; об отношении к воинской обязанности граждан, достигших 18-летнего возраста; о регистрации и расторжении брака; о детях, не достигших 14-летнего возраста; о выдаче основных документов, удостоверяющих личность гражданина РФ за ее пределами. Срок действия паспорта гражданина: от 14 лет - до достижения 20 летнего возраста; от 20 лет - до достижения 45-летнего возраста; от 45 лет - бессрочно.

Государство регистрирует такие  акты гражданского состояния, как рождение и смерть своего гражданина.

Устойчивость отношений  гражданства заключается в их постоянном характере: они длятся обычно от рождения до смерти гражданина, для них установлен особый порядок прекращения, не допускающий расторжения их гражданином в одностороннем порядке. Прекращение отношений гражданства по ходатайству гражданина требует решения государства, оформляемого в соответствующем индивидуальном акте уполномоченного на то органа. По инициативе государства в настоящее время они вообще не могут быть расторгнуты.

Определение в Законе гражданства  как связи лица с государством, выражающейся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, знаменовало собой утверждение новой концепции взаимоотношений личности и государства.

В теоретических исследованиях  советского периода содержание гражданства трактовалось по-иному. Сущность гражданства сводилась к таким его признакам, как распространение на лицо суверенной власти государства и внутри страны, и за ее пределами, наделение лица государством всей полнотой установленных законом прав, свобод и возложением всех обязанностей. Гражданство трактовалось также как принадлежность лица государству.

В этом отражалась господствовавшая в те времена концепция о приоритете государства по сравнению с личностью.

Новый подход к содержанию отношений, связанных с гражданством, исходит из признания приоритета общечеловеческих ценностей, означает признание человека и государства  равноправными, равнообязанными субъектами, наделенными взаимной ответственностью.

Закон СССР о гражданстве 1990 г., принятый уже в годы перестройки, демократизации общества, впервые в  правовом акте сформулировал понятие  гражданства, наполнив его при этом новым содержанием, сходным с  тем, которое дано в российском законе. Однако в Законе СССР гражданство определялось как политико-правовая связь лица с государством. Такая формулировка, исходившая из господствовавшей в прежние годы идеи о морально-политическом единстве всего советского народа, не была воспринята российским законом как не связанная с сущностью отношений гражданства. Последним свойствен правовой, а не политический характер.

 

1.2. Принципы гражданства Российской Федерации.

 

Устойчивость отношений  гражданства заключается в их постоянном характере: они длятся обычно от рождения до смерти гражданина, для  них установлен особый порядок прекращения, не допускающий расторжения их гражданином  в одностороннем порядке. Прекращение  отношений гражданства по ходатайству гражданина требует согласия государства, оформляемого в соответствующем индивидуальном акте уполномоченного на то органа. По инициативе государства в настоящее время они вообще не могут быть расторгнуты. В Конституции РФ и в Федеральном Законе «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ закреплены принципы гражданства Российской Федерации.

Первый принцип – принципы гражданства Российской Федерации  и правила, регулирующие вопросы  гражданства Российской Федерации, не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. (2, с. 29) Данный принцип изложен в (ст. 4 ч. 1) Закона 2002 г. о гражданстве, а также в (ст. 19 п.1, 2) Конституции РФ.

Второй принцип – гражданство Российской Федерации является единым и равным независимо от оснований его приобретения. Эта норма воспроизведена в Законе 2002 г. о гражданстве (ч. 2. ст. 4) и Конституция РФ (ст. 6). Что это значит?

Прежде всего, единство и  равенство гражданства следует  понимать в том плане, что все  лица, имеющие гражданство России, имеют одинаковый конституционно-правовой статус, обладают в равной мере правами, свободами, несут обязанности, вытекающие из российского законодательства. Категория единства и равенства применяются к самому гражданину, т. е. начинают действовать после его приобретения. Что касается желающих приобрести российское гражданство, они могут претендовать лишь на равное внимание к себе со стороны российских властей, т. е. к каждому должен быть проявлен индивидуальный подход, допускающий учёт определенных преимуществ в приобретении этого гражданства. Принцип равного гражданства означает отсутствие каких-либо различий в правовом положении лица в зависимости от оснований его принадлежности к гражданству. Не имеет значения, является ли лицо гражданином по рождению или стало им в результате натурализации, т. е. было принято в гражданство. Третий принцип – (принцип непрекращения состояния гражданства) проживание гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации не прекращает его гражданства Российской Федерации (ч. 3.ст. 4) Закона 2002 г. о гражданстве. Данный принцип говорит о том, что предусмотрено сохранение гражданства Российской Федерации за лицами, проживающими за её пределами, - ни само по себе проживание, ни его длительность не прекращают этого гражданства. Четвёртый принцип – гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства Российской Федерации или права изменить его. (2, с. 29) Данная норма права зафиксирована в (ч. 4.ст. 4) Закона 2002 г. о гражданстве и (ст. 6 п. 3) Конституции Российской Федерации. Правило о том, что гражданина РФ нельзя лишить гражданства, было введено Законом о гражданстве 1991 г. впервые в отечественной истории. Лишение гражданства – это действие государства в лице его компетентного органа, прекращающего своим актом без учета воли гражданина его правовую связь со своим государством. Как говорилось в первом разделе книги, лишение гражданства – мера конституционно-правовой ответственности, конституционно-правовая санкция. Как правило, она применялась вопреки желанию лица прекратить гражданство своего государства. Документы 20-х годов связывали лишение гражданства главным образом с контрреволюционными выступлениями против советской власти. По Закону СССР 1938 г. лишение гражданства СССР могло иметь место в исключительном случае по решению Президиума Верховного Совета СССР, если лицо совершило действия, порочащие высокое звание гражданина СССР и наносящие ущерб престижу или государственной безопасности СССР (ст. 18). Такая формулировка – даже если отнестись с пониманием к праву государства защищать свои интересы – давала простор усмотрению компетентных органов и должностных лиц в оценке поведения граждан.

Информация о работе Гражданство РФ