Законотворчество и законодательная техника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 19:28, курсовая работа

Краткое описание

В российской научной литературе проблемы законодательного процесса в Российской Федерации рассматриваются в монографиях, диссертациях, статьях, учебниках. Опубликовано большое количество статей, посвященных порядку взаимодействия палат Российского Парламента, процедурам участия субъектов Федерации в федеральном законодательном процессе, вопросам разрешения разногласий по рассматриваемым законопроектам.
Цель данной работы - изучение концепции законодательного процесса, его структурных компонентов организационно-процессуальной деятельности.

Содержание

Введение..................................................................................................................3
Глава 1. Понятие законотворчество.……………………………………………5
Глава 2. Стадии и структура законотворчества………………………………..8
2.1. Структура законодательного процесса…………………………………….8
2.2.Субъекты законодательного процесса………………………………………9
2.3. Стадии законотворческого процесса. …………………………………….10
Глава 3. Законодательная техника: понятия и правила……………………….21
2.1. Методологические основы законотворческого процесса……………….21
2.2. Законодательная техника ………………………………………………….25
Заключение……………………………………………………………………...30
Список использованной литературы…………………………………………..32

Вложенные файлы: 1 файл

ГОТОВЫЙ КУРСАЧ.docx

— 60.42 Кб (Скачать файл)

Каждая глава нормативного акта состоит из статей, которые  в свою очередь могут подразделяться на части (пункты, параграфы); нумерация  статей должна быть сплошной, т. е. одна нумерация должна идти через все  разделы, части и главы. Нумерация  статей должна быть постоянной, стабильной. В случае внесения дополнений нормативный  акт эти дополнения вносятся или  в виде части уже существующей статьи, или вводится новая статья, которая помещается в соответствующей  главе, ей присваивается номер уже  существующей статьи, но с обозначением ее небольшим цифровым знаком (цифрой), который ставится рядом с номером  статьи.

в) Правила  и приемы изложения норм права (язык нормативных актов).

Общее правило изложения  норм права состоит в том, что  нормы права следует излагать кратко, четко и определено. За многословием может потеряться основной смысл  нормы. Многословие, расплывчатость могут  дать повод различному толкованию норм права, препятствовать их единообразному применению. Краткость и определенность формулирования достигается с помощью  различных приемов изложения  норм права, использование специальных  терминов, стандартных языковых оборотов. Отсюда вытекают следующие требования к языку нормативных актов: формулировки норм права должны обладать определенной стандартностью, стереотипностью, грамматическим единообразием терминология нормативных  актов должна быть единой. Для этого  необходимо: один и тот же термин, слово в нормативном акте употреблять  в одном и том же значении; одно и то же понятие (явление, предмет) обозначать одним и тем же термином.

Для достижения точности и  определенности терминов, их единообразного понимания могут использоваться легальные дефиниции (дефинитивные нормы), в которых дается определение  термина, его разъяснение, обязательное для адресатов нормативного акта. Это легальное определение может  иногда существенно расходиться  с обыденным или даже научным определением. Формализация понятий привносит в правовое регулирование большую точность и определенность; в нормативном акте должны использоваться общепризнанные в науке и практике термины.

Терминологическое новаторство  здесь неуместно, ибо может внести разнобой при толковании и применении норм права. Следовательно, терминология должна быть устойчивой. При составлении  специальных нормативных актов  в области санитарии, медицины, ветеринарии, техники безопасности и т. д.) могут  использоваться специальные термины. Эти термины должны употребляться  в общепризнанном значении для соответствующей  отрасли знаний и сферы деятельности; следует избегать употребления иностранных  слов, неологизмов, архаизмов, метафорических выражений, афоризмов и т.п. нечетких, двусмысленных, многозначных выражений. Достоинством языка права являются четкость, краткость, определенность, стереотипность, единообразие, его  сухость, доступность для понимания. Точность и лаконичность, строгость стиля - характерные черты языка нормативных правовых актов. Для законодательного текста не свойственны эмоциональная окрашенность, вольная литературная обработка, употребление эпитетов, гипербол и т.д. Очень важно единство употребления терминов в законодательстве. Один и тот же термин должен последовательно применяться во всем тексте акта при обозначении одного и того же понятия. Это правило необходимо соблюдать и при внесении в нормативные правовые акты изменений и дополнений.12

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Процесс законотворчества - это сложный социальный процесс, главная составная часть правотворческого процесса, его сердцевина.

Законодательная деятельность занимает важнейшее место в механизме  правового регулирования и управления обществом. Культура и уровень законотворческого  процесса, а соответственно и качество принимаемых нормативно-правовых актов - это показатель цивилизованности общества и демократичности государства. В результате законотворчества нормы права получают свое закрепление в официальных документах - нормативно-правовых актах.

Законодательство охватывает большинство сфер человеческой жизнедеятельности, расширяет границы своего регулирующего  воздействия на общественные отношения  по мере усложнения социального бытия, непосредственно сопровождая людей  в их общении друг с другом.

Как любой юридический  процесс и как процедура законодательный  процесс имеет свои стадии. Процедуры  законодательного процесса, составляющие содержание его стадий, регламентируются нормами Конституции. Детально весь законодательный процесс определяется в Регламентах Государственной  Думы и Совета Федерации.

Стадию законодательного процесса в самом общем виде можно  определить как некую совокупность процессуальных действий, способствующих достижению определенного правового  результата. Каждая отдельно взятая стадия, осуществляемая в определенных временных  границах, представляет собой законченный  этап законодательной деятельности и характеризуется относительной  самостоятельностью и специфической  целенаправленностью.

В процессе законотворчества в той или иной мере используются все отрасли правовой науки и  прежде всего теория права и государства.

В процессе законотворчества важны правила юридической техники, прежде чем приступить к проектированию  конкретных норм права, нужно иметь четкие представления о том, из каких компонентов состоит данный элемент системы права, какова их связь между собой и каким образом элементы норм права следует излагать в тексте закона.

Очень важной является проблема понятийной определенности законодательства. Для достижения краткости и точности юридического языка большое значение имеет правильное использование  правовой терминологии. Необходимо создать  единый терминологический словарь  законодательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

 

    1. Нормативно-правовые акты.

 

  1. О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации: Федеральный закон от 4 марта 1998 № 33-ФЗ // Собрание законодательства РФ.1998. N 10. ст. 1146.
  2. По делу о толковании отдельных положений ст.107 Конституции Российской Федерации: Постановление Конституционного Суда РФ от 22 апреля 1996 № 10-П // Собрание законодательства РФ. 1996. N 18. ст. 2253.
  3. О референдуме Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 № 5-ФКЗ (в ред. от 24 апреля 2008 г.) // Собрание законодательства РФ. 2004. N 27. ст. 2710.
  4. О регламенте Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 января 1998 г. N 2134-II ГД (в ред. Постановлений ГД ФС РФ от 20.04.2007 N 4464-4 ГД) ст.123.
  5. Конституция РФ. Ст.104, ст. 107.

 

    1. Литература.

 

6.  Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. М., 2001.

7. Путятина А.Г. Законодательный процесс как сфера взаимодействия различных ветвей власти // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 17.

8.  Радько. Т. Н. Теория государства и права. М., 2010.

9.  Абрамова А.И. Современный законодательный процесс РФ: стадии и проблемы их совершенствования // Журнал российского права. 2007. № 2.

10.  Варламова Н.В., Гаврилов О.А. Концепция стабильности закона. М., 2000.

11.  Крашенинников П.В. Федеральный законотворческий процесс. 2-е изд. М. 2009.

12.  Гузинов А.Г., Кененов А.А., Рождественская Т.Э. Современный законодательный процесс: основные институты и понятия. Смоленск. 1995.

13.  Нашиц А. Правотворчество. Теория и законодательная техника. М.1997.

14.  Ю.А. Тихомирова. Законодательная техника: Научно-техническое пособие. М. 2000.

15.  Марченко М.Н. Теория государства и права. М. 2006.

16.  Венгеров А.Б. Теория государства и права. М. 2004.

17.     Баранова В.М. Законотворческий техника современной России: состояние, проблемы, совершенствование. Н. Новгород.2001.

1 Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. М., 2001.

2 Путятина А.Г. Законодательный процесс как сфера взаимодействия различных ветвей власти // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 17.

3 Радько. Т. Н. Теория государства и права. М., 2010.

4 Комаров С.А. Общая теория государства и права. М., 1997.

5 Путятина А.Г. Законодательный процесс как сфера взаимодействия различных ветвей власти // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 17.

6 Абрамова А.И. Современный законодательный процесс РФ: стадии и проблемы их совершенствования // Журнал российского права. 2007. № 2.

7 Варламова Н.В., Гаврилов О.А. Концепция стабильности закона. М., 2000.

8 Крашенинников П.В. Федеральный законотворческий процесс. 2-е изд. М. 2009.

9 Гузинов А.Г., Кененов А.А., Рождественская Т.Э. Современный законодательный процесс: основные институты и понятия. Смоленск. 1995.

10  Баранова В.М. Законотворческий техника современной России: состояние, проблемы, совершенствование. Н. Новгород.2001.

11 Нашиц А.В. Правотворчество. Теория и законодательная техника. М.1997.

12 Ю.А. Тихомирова. Законодательная техника: Научно-техническое пособие. М. 2000.

 


Информация о работе Законотворчество и законодательная техника