Закон Республики Беларусь от 08.05.2007 № 220-З "О прокуратуре Республики Беларусь"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2015 в 20:32, доклад

Краткое описание

Настоящий Закон устанавливает организационные и правовые основы деятельности прокуратуры Республики Беларусь и регулирует отношения в области осуществления прокурорского надзора и выполнения иных функций, возложенных на прокуратуру Республики Беларусь, а также устанавливает особенности правового положения прокурорских работников.

Вложенные файлы: 1 файл

Закон О прокуратуре РБ.docx

— 52.09 Кб (Скачать файл)

Закон Республики Беларусь от 08.05.2007 № 220-З "О прокуратуре Республики Беларусь"

 

Принят Палатой представителей 11 апреля 2007 года

Одобрен Советом Республики 20 апреля 2007 года

 

 

Настоящий Закон устанавливает организационные и правовые основы деятельности прокуратуры Республики Беларусь и регулирует отношения в области осуществления прокурорского надзора и выполнения иных функций, возложенных на прокуратуру Республики Беларусь, а также устанавливает особенности правового положения прокурорских работников.

 

ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Прокуратура Республики Беларусь

Прокуратура Республики Беларусь (далее - прокуратура) - единая и централизованная система органов, осуществляющих от имени государства надзор за точным и единообразным исполнением нормативных правовых актов на территории Республики Беларусь, а также выполняющих иные функции, установленные законодательными актами.

 

Статья 2. Правовая основа деятельности прокуратуры

Правовую основу деятельности прокуратуры составляют Конституция Республики Беларусь, настоящий Закон и иные законодательные акты, определяющие компетенцию, организацию, порядок деятельности прокуратуры и полномочия прокурорских работников.

 

Статья 3. Отдельные термины и понятия, применяемые в настоящем Законе

Применяемые в настоящем Законе термины и понятия имеют следующие значения:

гражданин - гражданин Республики Беларусь, иностранный гражданин, лицо без гражданства, если иное не определено в настоящем Законе;

прокурор - действующие в пределах своей компетенции Генеральный прокурор Республики Беларусь и подчиненные ему прокуроры, в том числе транспортные и военные прокуроры, их заместители и помощники, советники, начальники структурных подразделений органов прокуратуры и их заместители, старшие прокуроры и прокуроры структурных подразделений органов прокуратуры, если иное не определено в настоящем Законе;

прокурорский работник - прокурор, стажер прокуратуры;

руководители органов прокуратуры - Генеральный прокурор Республики Беларусь, прокуроры областей, города Минска и приравненные к ним Белорусский транспортный и Белорусский военный прокуроры (далее - приравненные к ним прокуроры), а также прокуроры районов, районов в городах, городов, межрайонные и приравненные к ним транспортные и межгарнизонные военные прокуроры;

работник прокуратуры - лицо, состоящее в трудовых отношениях с органом прокуратуры и не являющееся прокурорским работником;

специализированные прокуратуры - Белорусская транспортная прокуратура и подчиненные ей нижестоящие транспортные прокуратуры, Белорусская военная прокуратура и подчиненные ей нижестоящие военные прокуратуры, действующие на правах прокуратуры области или района, района в городе, города, межрайонной прокуратуры;

территориальные прокуратуры - прокуратуры областей, прокуратура города Минска, прокуратуры районов, районов в городах, городов и межрайонные прокуратуры.

 

Статья 4. Задачи и направления деятельности прокуратуры

1. Задачами прокуратуры  являются обеспечение верховенства  права, законности и правопорядка, защита прав и законных интересов  граждан и организаций, а также  общественных и государственных  интересов. В целях выполнения  этих задач прокуратура осуществляет  надзор за:

точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных правовых актов республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, местными представительными, исполнительными и распорядительными органами, общественными объединениями, религиозными организациями и другими организациями, должностными лицами и иными гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями (далее - надзор за исполнением законодательства);

исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности;

исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания;

соответствием закону судебных постановлений, а также за соблюдением законодательства при их исполнении;

соблюдением законодательства при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности, а также мер принудительного характера.

2. Прокуратура координирует  правоохранительную деятельность  государственных органов, осуществляющих  борьбу с преступностью и коррупцией, а также деятельность по борьбе  с преступностью иных организаций, участвующих в борьбе с преступностью.

3. Прокуратура проводит  предварительное следствие в  случаях, предусмотренных Уголовно-процессуальным  кодексом Республики Беларусь.

4. Прокуроры принимают  участие в рассмотрении судами  гражданских дел, дел, связанных  с осуществлением предпринимательской  и иной хозяйственной (экономической) деятельности, поддерживают государственное  обвинение по уголовным делам, участвуют в административном  процессе в соответствии с  Гражданским процессуальным кодексом  Республики Беларусь, Хозяйственным  процессуальным кодексом Республики  Беларусь, Уголовно-процессуальным  кодексом Республики Беларусь  и Процессуально-исполнительным  кодексом Республики Беларусь  об административных правонарушениях (далее - процессуальное законодательство).

 

Статья 5. Основные принципы деятельности прокуратуры

Деятельность прокуратуры основывается на принципах законности, равенства всех граждан перед законом, независимости прокурора, подчиненности нижестоящих прокуроров вышестоящим прокурорам, гласности, обязательности исполнения требований прокурора.

 

Статья 6. Законность при осуществлении деятельности прокуратуры

1. В своей деятельности  прокурор руководствуется Конституцией  Республики Беларусь, соответствующими  ей актами законодательства и  в пределах предоставленных ему  полномочий осуществляет функции, возложенные на него настоящим  Законом и иными законодательными  актами.

2. Прокурор принимает предусмотренные  настоящим Законом и иными  законодательными актами меры  по пресечению нарушений законодательства, от кого бы эти нарушения  ни исходили, привлечению к ответственности  лиц, их совершивших, восстановлению  нарушенных прав и законных  интересов граждан и организаций.

 

Статья 7. Равенство всех граждан перед законом

Прокурор осуществляет надзор за соблюдением гарантированных государством прав и свобод граждан, закрепленных в Конституции Республики Беларусь, законодательных актах и предусмотренных международными обязательствами Республики Беларусь, независимо от их пола, расы, национальности, языка, происхождения, гражданства, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к политическим партиям и другим общественным объединениям, а также от иных обстоятельств.

 

Статья 8. Независимость прокурора, подчиненность нижестоящих прокуроров вышестоящим прокурорам

1. Прокурор при осуществлении  своих полномочий независим. Какое-либо  вмешательство в его деятельность  недопустимо и влечет за собой  установленную законодательными  актами ответственность.

2. Деятельность прокуратуры  осуществляется на основе подчинения  нижестоящих прокуроров вышестоящим  прокурорам, в том числе Генеральному  прокурору Республики Беларусь.

3. Прокурорские работники  не могут быть членами политических  партий и иных общественных  объединений, преследующих политические  цели.

 

Статья 9. Гласность в деятельности прокуратуры

1. Прокурорский работник  действует гласно и открыто  в той мере, в какой это не  противоречит требованиям законодательства  о защите прав и законных  интересов граждан и организаций, а также законодательства о  защите государственных секретов  и иной охраняемой законом  тайны.

2. Не допускаются разглашение  прокурорским работником сведений, относящихся к личной жизни  гражданина, унижающих его честь  и достоинство или способных  причинить вред его правам, законным  интересам или деловой репутации, а равно разглашение сведений, относящихся к деятельности организации, индивидуального предпринимателя, могущих причинить вред их  правам, законным интересам или  деловой репутации, если иное  не предусмотрено законодательными  актами.

3. Гражданин, в том числе  индивидуальный предприниматель, или  организация, полагающие, что решением (действиями) прокурора ущемлены  их права или законные интересы, вправе обжаловать его (их) вышестоящему  прокурору и (или) в суд.

 

Статья 10. Обязательность исполнения требований прокурора

1. Требования прокурора, вытекающие  из его полномочий и предъявленные  в соответствии с законодательными  актами, подлежат исполнению в  установленный срок всеми организациями, должностными лицами и иными  гражданами, в том числе индивидуальными  предпринимателями. При этом информация, истребуемая прокурором, предоставляется  безвозмездно.

2. Должностные лица и  иные граждане, в том числе  индивидуальные предприниматели, обязаны  являться по вызову прокурора  и давать объяснения об обстоятельствах, связанных с проверкой соблюдения  законодательства. В случае уклонения  от явки должностное лицо и  иной гражданин, в том числе  индивидуальный предприниматель, по  постановлению прокурора доставляются  органами внутренних дел в  принудительном порядке.

3. Лицам, вызываемым в рабочее  время в органы прокуратуры, в  случаях, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи и законодательными  актами, гарантируется сохранение  места работы (должности) и среднего  заработка. Факт вызова лица в  орган прокуратуры в рабочее  время и продолжительность нахождения его в органе прокуратуры удостоверяются в повестке или ином документе, выдаваемом прокурором.

 

Статья 11. Участие прокурора в заседаниях государственных органов и иных государственных организаций

1. Генеральный прокурор  Республики Беларусь и его  заместители вправе в установленном  порядке принимать участие в  заседаниях Палаты представителей  и Совета Республики Национального  собрания Республики Беларусь  и образуемых ими комиссий  и иных органов, Конституционного  Суда Республики Беларусь, Пленума  и Президиума Верховного Суда  Республики Беларусь, Пленума и  Президиума Высшего Хозяйственного  Суда Республики Беларусь, Совета  Министров Республики Беларусь  и его Президиума, коллегии Комитета  государственного контроля Республики  Беларусь.

2. Генеральный прокурор  Республики Беларусь, его заместители  и нижестоящие прокуроры территориальных  и специализированных прокуратур, а по их поручению и иные  прокурорские работники вправе  в установленном порядке участвовать  в заседаниях республиканских  органов государственного управления  и иных государственных организаций, подчиненных Совету Министров  Республики Беларусь, органов Комитета  государственного контроля Республики  Беларусь, местных представительных, исполнительных и распорядительных  органов и иных государственных  организаций.

 

Статья 12. Координация деятельности по борьбе с преступностью

1. Генеральный прокурор  Республики Беларусь, нижестоящие  прокуроры территориальных и  специализированных прокуратур  координируют правоохранительную  деятельность органов внутренних  дел, органов государственной безопасности, других государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью  и коррупцией, а также деятельность  по борьбе с преступностью  иных организаций, участвующих в  борьбе с преступностью. С этой  целью образуется возглавляемое  прокурором координационное совещание  по борьбе с преступностью  и коррупцией (далее - координационное  совещание), в состав которого  входят руководители государственных  органов, осуществляющих борьбу  с преступностью и коррупцией, и иных организаций, участвующих  в борьбе с преступностью.

2. Порядок работы координационного  совещания и полномочия его  председателя определяются Положением  о деятельности координационного  совещания по борьбе с преступностью  и коррупцией, утверждаемым Президентом  Республики Беларусь.

3. В целях обеспечения  координации правоохранительной  деятельности государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью  и коррупцией, деятельности по  борьбе с преступностью иных  организаций, участвующих в борьбе  с преступностью, прокурор:

проводит заседания координационного совещания, организует временные комиссии (рабочие группы);

дает письменные указания по вопросам организации борьбы с преступностью и коррупцией, обязательные для исполнения;

заслушивает отчеты руководителей государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью и коррупцией, иных организаций, участвующих в борьбе с преступностью, по вопросам борьбы с преступностью и коррупцией;

истребует статистическую и иную необходимую информацию;

представляет в установленном порядке Президенту Республики Беларусь, Совету Министров Республики Беларусь, Национальному собранию Республики Беларусь, местным представительным, исполнительным и распорядительным органам информацию о состоянии борьбы с преступностью и коррупцией и вносит предложения о мерах по борьбе с преступностью и коррупцией;

информирует общественность о состоянии борьбы с преступностью и коррупцией, правоохранительной деятельности государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью и коррупцией, деятельности по борьбе с преступностью иных организаций, участвующих в борьбе с преступностью, через средства массовой информации.

 

Информация о работе Закон Республики Беларусь от 08.05.2007 № 220-З "О прокуратуре Республики Беларусь"